Возрастные особенности голосового аппарата.

План лекции:

1. Газообмен в легких.

2. Газообмен в тканях.

3. Регуляция дыхания.

4. Голосообразование.

5. Гигиена голосового аппарата на уроках пения.

Газообмен в легких.В альвеолах легких совершается га­зообмен между атмосферным воздухом и кровью. Этот про­цесс подчиняется физическому закону диффузии газов.

Атмосферный воздух содержит около 79% азота, 21% кис­лорода и 0,03% углекислого газа. Концентрация углекислого газа в венозной крови гораздо выше, чем в воздухе. Вследст­вие диффузии углекислый газ проникает из крови в воздух альвеол. Такой процесс в легких происходит до тех пор, пока не наступит равновесие между содержанием углекислого газа в крови и альвеолярном воздухе.

Кислород проникает в кровь также путем диффузии. Во вдыхаемом воздухе его концентрация гораздо выше, чем в крови, текущей по капиллярам. Проникая в кровь, кислород соединяется с гемоглобином эритроцитов, превращая его в оксигемоглобин. Благодаря гемоглобину кровь может пере­носить очень большие количества кислорода в химически связанном виде. Кровь, насыщаясь кислородом, становится артериальной.

Таким образом, диффузия газов в альвеолах совершается благодаря разности между давлением газов в альвеолах и крови. Так как сумма поверхности всех альвеол очень велика, в легких кровь обогащается большим количеством кислорода и отдает в альвеолярный воздух почти весь углекислый газ, поступающий в кровь из тканей. В результате описанных про­цессов состав воздуха, выдыхаемого из легких, отличается от состава вдыхаемого воздуха. В выдыхаемом воздухе содер­жится 79% азота, около 16% кислорода и примерно 5% угле­кислого газа. В выдыхаемом воздухе значительно увеличива­ется содержание водяных паров.

Газообмен в тканях.Клетки организма непрерывно потреб­ляют кислород. Поэтому его содержание в них постоянно понижается. Вот почему кислорода в клетках всегда меньше, чем в омывающей их артериальной крови. Кроме того, чем больше в крови углекислого газа, тем слабее связь гемоглоби­на с кислородом. Эта непрочная связь легко разрушается, и кислород диффундирует в тканевую жидкость, а затем в клетки, где используется при окислительных процессах. Благодаря этим процессам энергия химических связей органи­ческих соединений освобождается. Она используется клетка­ми на выполнение характерных для них жизненных отправ­лений.

Окислительные процессы в клетке — это цепь упорядочен­ных химических изменений органических веществ. Каждая ступень такого химического «конвейера» катализируется определенным ферментом. Понятно, что, чем интенсивнее функционируют клетки, тем более активно действуют в дыхательные ферменты. Вот почему на уровень газообмена в организме влияет большая или меньшая интенсивность ката­литического действия дыхательных ферментов в клетках.

Углекислый газ, образующийся в результате окислитель­ных процессов в клетках, не накапливается в них, поскольку он вследствие диффузии непрерывно удаляется в тканевую жидкость, а затем в кровь. Некоторое количество углекислого газа вступает в соединение с гемоглобином; большая часть его химически связывается некоторыми солями, содержащи­мися в крови.

Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Изменение частоты и глубины дыха­ния, приспособление лёгочной вентиляции к меняющимся условиям окружающей среды. Согласованная деятельность дыхательных мышц — все это регулируется дыхательным цен­тром. Дыхательные движения совершаются под воздействием нервных импульсов, которые проводятся к дыхательным мыш­цам от дыхательного центра — группы тел нейронов, распо­ложенных в продолговатом мозге на дне четвертого мозгового желудочка. Разрушение или поражение этого центра влечет за собой прекращение деятельности дыхательных мышц, а значит, мгновенную смерть.

В дыхательном центре через каждые 4 с возникают ритми­ческие возбуждения, оттуда залпы нервных импульсов прово­дятся к дыхательным мышцам и вызывают их сокращение. Возникновение таких ритмических возбуждений было обнару­жено в изолированном продолговатом мозге лягушки. Таким образом, ритмическая смена вдоха и выдоха при спокойном дыхании совершается автоматически. Однако частота и глуби­на дыхания изменяются в зависимости от состояния организ­ма и характера его деятельности. Как же это происходит?

Нервные и гуморальные влияния на дыхательные движе­ния. Регуляция дыхания осуществляется сложным взаимодей­ствием рефлекторных и гуморальных механизмов.

Многочисленные опыты показали, что возбудимость дыxaтельного центра не всегда одинакова. Она повышается при накоплении углекислогогаза в крови и уменьшается, когда концентрация этого вещества в ней ниже нормы. Благодаря этому увеличение содержания углекислого газа в крови ведет к углублению дыхания, недостаток его приводит нередко даже к временной остановке дыхания.

Экспериментально выяснено, что непосредственное омывание дыхательного центра жидкостью, насыщенной углекис­лым газом, вызывает усиленные дыхательные движения. Этогуморальный механизм. Кроме того, кровь, содержащая большое количество СО2, действует на рецепторы, воспринимающие химические раздражения,— хеморецепторы, расположен­ные в основании сонных артерий и в некоторых других орга­нах, что также ведет к усиленному дыханию. Таково рефлек­торное влияние СО2 на возбудимость дыхательного центра. Обнаружено также, что недостаток кислорода в крови повы­шает возбудимость дыхательного центра, вызывая учащение дыхания.

Наряду с описанными существуют и другие рефлекторные механизмы регуляции дыхания.

В тканях альвеол, а так же в дыхательных мышцах располагаются рецепторы, воспринимаюцие механические раздражения, - механорецепторы. Когда легочная ткань растягивается при вдохе и одновременно с этим сокращаются мышцы, вызывающие вдох, импульсы с мехонорецепторов проводятся по афферентным ветвям блуждающего нерва к дыхательному центру, вызывая его торможение. В результате наружные межреберные мышцы и диафрагма расслабляются — происходит выдох. Легкие спадаются. Следовательно, поток импульсов, тормозящих дыхательный центр, прекращается. Поэтому дыхательный центр возбу­ждается и происходит вдох. Так осуществляется саморегуля­ция дыхания. Вдох рефлекторно влечет за собой выдох, а вы­дох — вдох.

Голосообразование. В голосообразовании принимает учас­тие вся дыхательная система. Так, в гортани появляются зву­ки, а верхние дыхательные пути (носовая полость, носоглот­ка, глотка, полость рта).являются резонаторами звука. Про­цесс выдыхания воздуха создает главное условие образования голоса. Звуки членораздельной речи, свойственные человеку, образуются благодаря изменению положения языка, челю­стей, губ.

Возрастные особенности голосового аппарата обусловлива­ются строением гортани. У детей гортань растет очень быстро, особенно в первый год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее отчетливо вы­ступают у детей младшего школьного возраста к 10 годам. К 11—12 годам ускоряется рост голосовых связок. У маль­чиков они становятся длиннее, чем у девочек

(у мальчиков — 1,3 см, у девочек -— 1,2 см). К 20 годам у юношей они дости­гают 2,4 см, у девушек — 1,6 см. Окончательное формирова­ние гортани заканчивается довольно поздно — в 20, а иногда и в 30 лет.

Сила голоса ребенка зависит от амплитуды колебания го­лосовых связок, силы выдоха и особенностей резонаторов — усилителей звука. Высота голоса зависит от толщины, длины и степени напряжения голосовых связок.

В период полового созревания происходит изменение (му­тация) голоса. В это время наблюдается покраснение и утол­щение голосовых связок. Особенно резки изменения голоса у мальчиков»В этот период их голос приобретает хриплость и резкость. У девочек мутационные явления происходят ме­нее заметно, чем у мальчиков. В мутационный период не сле­дует допускать перенапряжения голосовых связок во время уроков пения выступлений на концертах и громкого чтения.

Гигиена голосового аппарата на уроках пения. Первое гигиеническое требование к обучению пению заключается в том, чтобы научить ребенка правильному вдыханию воздуха через нос.

Большое значение в гигиене и охране голоса занимает во­прос о подборе песенного репертуара в соответствии с возраст­ными и индивидуальными возможностями учащихся. Ни в ко­ем случае не следует позволять детям форсировать звук, так как это вредно отражается на голосовом аппарате.

Правильные вокальные навыки, систематическая трени­ровка голоса в пении развивают и совершенствуют дыхатель­ную систему и голосовой аппарат ребенка.

Уроки пения надо проводить в помещениях, которые пол­ностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам — в хорошо проветренных классах с температурой воздуха + 18... 4-20° С, с достаточной его влажностью. Пение в холод­ных, сырых, плохо проветриваемых помещениях, на сквозня­ке отрицательно сказывается на голосовом аппарате, приво­дит к заболеваниям дыхательных путей. Вредно также пение при резкой смене температур, например после перехода с мо­роза в теплое помещение.

Предупреждение голосовых расстройств. Бывают случаи, когда голос у ребенка садится, становится хриплым, тусклым, теряет звучность. Это происходит в результате значительной нагрузки на голосовые связки при чрезмерно громкой речи, крике, при попытках говорить долго и громко. Резкое пере­напряжение голосовых связок может привести к кровоизлиянию в них и к образованию «певческих узелков», которые за­трудняют смыкание голосовых связок и могут привести к исчезновению голоса.

Следует избегать слишком быстрой ходьбы на сильном мо­розе, так как дыхание в таких условиях учащается, становит­ся более глубоким и массы холодного воздуха проходят через гортань, охлаждая голосовые связки. По той же причине на холоде ребенку нельзя разрешать долго говорить. При любых нарушениях деятельности голосового аппарата у ребенка не­обходимо обращаться к врачу.

Вопросы для повторения

  1. Что такое легочный газообмен и как он осуществляется?
  2. Что такое ткане­вый газообмен и как он осуществляется?
  3. Где расположен дыхатель­ный центр и каково его значение?
  4. Что такое автоматия дыхательного центра?
  5. Какие вам известны механизмы регуляции дыхательных движений?
  6. Как развивается голосовой аппарат ребенка?
  7. Каковы гигиенические требования к урокам пения в школе?
  8. Какие вам известны патологические нарушения голосового аппарата у детей?
  9. Ка­кие заболевания органов дыхания чаще всего встречаются у детей?
  10. Какое значение для детей имеет чистый воздух?

Урок № - 61-62

Тема лекции.

Строение и функции органов пищеварения. ( № - 1)

План лекции:

1. Значение пищеварения.

2. Строение пищеварительных органов.

3. Пищеварение во рту.

4. Глотка.

5. Пищевод.

Значение пищеварения.У человека и животных жизне­деятельность организма связана с непрерывной затратой энер­гии, которая расходуется при работе всех органов. В организ­ме постоянно совершается внутриклеточный обмен веществ, непрерывно функционирует сердце, совершаются дыхатель­ные движения, происходит мочеобразование, непрекращает деятельности нервная система. Каковы же источники энергии, затрачиваемой организмом?

Известно, что в состав нашего тела входят органические и неорганические вещества: белки, жиры, углеводы, вода, ми­неральные соли и витамины. Органические вещества непре­рывно окисляются, и при этом освобождается энергия. Но, окисляясь, органические вещества превращаются в другие, имеющие значительно более простое строение молекул. Поте­ри вещества должны непрерывно восполняться. Это обеспечи­вается пищей, поступающей в организм, которая содержит все необходимые клеткам вещества. Но пища не может быть усво­ена в том виде, в котором она поступает в организм. Прежде чем попасть во внутреннюю среду организма, она проходит ряд сложных превращений под действием ферментов. Весь процесс механической обработки пищи и расщепления пище­вых веществ на более простые составные части, которые мо­гут быть усвоены организмом, называется пищеварением. Ко­нечные продукты расщепления белков в органах пищеваре­ния — это аминокислоты. Жиры расщепляются на глицерин и высокомолекулярные органические кислоты, ауглеводы — намоносахариды, в основном на глюкозу.

Строение пищеварительных органов.

Пищеварительный тракт представляет собой труб­ку, стенки которой состоят из трех слоев: внутреннего — сли­зистой оболочки, среднего — мышечного, наружного — соединительнотканного. В пищевари­тельном тракте различают ряд отделов: ротовую полость, глот­ку, пищевод, желудок, тонкую и толстую, кишки.

В пищеварительный канал поступают соки пищёварительных ферментов. Некоторые железы находятся в стенках самого пи­щеварительного канала, как, на­пример, желудочные, кишеч­ные; другие — вне пищевари­тельного канала, например пе­чень и поджелудочная железа.

Пищеварительная система имеет возрастные особенности. Так, у детей слизистая-оболочка всего пищеварительного кана­ла значительно нежнее, она обильнее снабжена кровеносны­ми сосудами и обладает боль­шей чувствительностью к меха­ническим раздражениям пищей, чем у взрослых.

У новорожденных объем же­лудка составляет всего около 30 см3. Но уже на пятнадцатый день жизни объем его увеличи­вается втрое, достигая 90 см3. В желудке младенца, питающегося грудным молоком, пища задерживается всего на 2,5—3ч.

Желудок у детей растет очень быстро: у годовалого ре­бенка его объем составляет — 600—700 см3, а у семилетне­го— 1000—1100 см3. Особенно интенсивно увеличивается дно желудка. В связи с этим возрастает и количество желез слизистой оболочки желудка.

Тонкая кишка у новорожденных только в два раза короче, чем у взрослых, ее длина примерно 3 м. Те же соотношения наблюдаются в размерах толстой кишки. У новорожденных ее длина составляет около 60 см, у взрослых — 130 см. В те­чение первых двух лет жизни ребенка длина его кишечника интенсивно растет. Тонкая кишка достигает длины более 4,5 м, а толстая — 80 см. Затем увеличение размеров кишеч­ника значительно замедляется. Вторая волна усиленного ро­ста кишечника начинается у детей после 8 лет.

Полость рта. Пищеварительный тракт начинается ро­говой полостью. Сверху она ограничена твердым нёбом, сза­ди — мягким нёбом, спереди и с боков — верхнечелюстной и нижнечелюстной костями, а также щеками. Спереди ротовое отверстие замыкается зубами.

Изнутри ротовая полость выстлана мягкой слизистой обо­лочкой, в которой расположены мелкие железки, выделяющие слизь. Большая часть ротовой полости занята языком, кото­рый образован в основном поперечнополосатое мышечной тканью. Язык выполняет ряд функций. Это орган вкуса и пе­редвижения пищи в полости рта. Он участвует также в актах глотания и сосания. Кроме того, для человека характерна еще одна специфическая функция языка — его участие в произне­сении звуков членораздельной речи.

Задний отдел ротовой полости называется зевом, он огра­ничен корнем языка, мягким нёбом, нёбными складками и язычком, свисающим на границе с глоткой. В нёбных складках находятся две крупные нёбные миндалины.

Ребенок рождается на свет без зубов. Первые молочные зубы прорезываются в возрасте 6—9 месяцев. К концу первого года жизни их начитывается 8, ко второй половине треть­его года жизни - 20 молочных зубов. Они очень нежны и непрочны. С шестилетнего возраста, а иногда и раньше начинается смена молочных зубов на постоянные. Этот процесс длится у детей до подросткового возраста. Здоровые молочные зубы являются предпосылкой здоровых постоянных зубов. Процесс прорезывания постоянных зубов продолжается до 19, а иногда и до 25 лет (появление зубов, мудрости). Всего у человека насчитывается 32 зуба. 8 резцов, 4_клыка, 8 малых коренных и 12

Больших коренных зубов. В каждом зубе различают коронку, шейку и корень. Коронка зуба покрыта эмалью, обладающей очень большой прочностью. Шейка и корень покрыты цементом. Большая часть зуба состоит из плотного вещества, называемого дентином, который также очень прочен, гораздо прочнее кости. Внутри зуба находится полость, заполненная рыхлой соединительной тканью с кровеносными сосудами инервами, так называемой пульпой.

При помощи зубов пища в ротовой полости раздробляется, размельчается и перетирается. Кроме того, у человека наряду с языком и губами зубы участвуют в образовании звуков

членораздельной речи. Речь у ребенка, не имеющего передних зубов становится неясной, менее четкой. В период смены передних зубов дети чуждаются товарищей, избегают отвечать на уроках, становятся менее общительными. Таких детей сле­дует оберегать от дополнительных психических травм, так как все это может отразиться как на их физическом разви­тии, так и на формирующемся характере.

При недостатке в пище витаминов С, D и других наруша­ется обмен веществ во всём организме,

в том числе в зубах. Это ведет к нарушению питания дентина и эмали, следова­тельно, и к заболеванию зубов.

Наиболее распространенными заболеваниями зубов у детей являются кариес и пульпит.

Кариес — заболевание, при котором нарушается целость эмали, покрывающей коронку, и в зубе появляется полость. Основная причина возникновения кариеса не установлена, но замечено, что чаще он встречается у детей, живущих в небла­гоприятных условиях, с неправильным режимом питания, при недостатке в воде фтора.

Пульпит — заболевание, сопровождающееся воспалением мягких тканей в центре зуба

Заболевание зубов важно своевременно устанавливать. Вот почему школьников необходимо подвергать периодическому зубоврачебному осмотру. Детям необходимо разъяснять, что потеря зубов нарушает процесс пищеварения и ведет к разно­образным заболеваниям пищеварительного тракта. Связано это с тем, что недостаточно размельченная пища с трудом пере­варивается.

Пищеварение во рту.

В ротовую полость откры­ваются протоки трех пар крупных слюнных желез - поднижнечелюст-ных, околоушных и подъ­язычных и большого коли­чества мелких. Они выделяют слюну, состоящую из воды (99,4%7, муцина, придающего слюне вязкость, бактерицид­ного вещества лизоцима и ферментов амилазы и мальтазы.. В составе слюны имеют­ся и минеральные соли.

Амилаза расщепляет по­лисахарид крахмал на моле­кулы дисахарида мальтозы. На нее, в свою очередь, дейст­вует фермент мальтаза, рас­щепляющий ее до моносаха­рида глюкозы. -

Итак, в ротовой полости под действием ферментов слюны начинается расщепление углеводов. Но здесь происходит пе­реваривание лишь небольшого количества этих веществ, в основном, же углеводы расщепляются в тонкой кишке. В ро­товой полости первичной химической обработке подвергаются только углеводы. Ферменты слюны действуют в определенных условиях — в слабощелочной среде и при температуре тела человека. У человека слюноотделение происходит непрерывно, резко возрастая при приеме пищи и питье воды.

Глотка. Из ротовой полости измельченная и частично расщепленная пища поступает в глотку. Акт глотания — это безусловный рефлекс. Как только пережеванный и склеенный слюной пищевой комок передвигается языком к его корню, он раздражает рецепторы. В результате сокращения мышц мягкое нёбо поднимается, преграждая доступ пищи в носо­глотку и носовую полость, гортань приподнимается, надгор­танник закрывает вход в гортань, препятствуя попаданию пищи в дыхательные пути. Пища проталкивается в глотку, откуда попадает в пищевод. Скольжению пищевого комка при его передвижении способствует содержащийся в слюне вязкий муцин, а также слизь, выделяемая слизистыми оболочками глотки и пищевода.

Пищевод. Непосредственным продолжением глотки слу­жит пищевод. Его длина у детей относительно больше, чем у взрослых. У шестилетних детей длина пищевода достигает 16 см, у десятилетних — 18 см, у взрослых — 20—30 см. В пищеводе физическое состояние и химический состав пищи не меняются. Жидкая пища про­ходит пищевод в течение 2-3 с, а твердая -8-9 с. На границе пищевода и желудка расположен толстый слой кольцевых мышц — сфинктер, который во время пище­варения закрыт и не позволяет пи­ще из желудка вернуться обратно в пищевод. Из пищевода пища по­ступает в желудок.

Вопросы для пищеварения

  1. Какое строение имеет желудок и какие функции он выполняет?
  2. Где расположена двенадцатиперстная кишка?
  3. К какому отделу она принадлежит?
  4. Какие вещества подвергаются в ней расщеплению?

Урок № - 63-64

Тема лекции.

Строение и функции органов пищеварения. (№ - 2)

План лекции:

  1. Желудок.
  2. Тонкая и толстая кишки.
  3. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.
  4. Роль печени в пищева­рении.
  5. Всасывание.
  6. Пищеварение в толстой кишке.

Желудок. Желудок — это наиболее широкая часть пищева­рительного тракта. Он расположен в верхнем отделе брюшной поло­сти. У детей он не имеет постоян­ной формы и только к 11 годам становится таким, как у взрослого человека. Наиболее интенсивный рост желудка и увеличение его ем кости происходят в первые годы

жизни ребенка. По строению желудок ребенка во многом отличается от желудка взрослого человека. Так, в желудке ребенка слизис­тая оболочка менее складчата, обильнее снабжена кровенос­ными сосудами, чем в желудке взрослого. Если у взрослого человека в слизистой оболочке желудка имеется огромное ко­личество желез (14 000 000), выделяющих желудочный сок, то в слизистой оболочке желудка ребенка этих желез гораздо меньше. Притом они недоразвиты. Слабо развит и мышечный слой детского желудка.

Различают три отдела желудка — свод, тело и привратниковую часть.Тело занимает большую часть желудка. Железы желудка вырабатывают и выделяют желудочный сок. Это прозрачная бесцветная жидкость кислой реакции. В состав желудочного сока входят вода (99,5%), ферменты, напри­мер пепсин, расщепляющий белки, до альбумоз и пептонов — промежуточных продуктов переваривания этих органических веществ. Начало расщепления белков - основной процесс, совершающийся в желудке. Кроме пепсина в желудочном соке присутствуют и другие ферменты. Такова липаза, расщепляющая лишь эмульгированные жиры т.е. раздробленные на мельчайшие капельки, например жиры молока. Один из фер ментов желудочного сока – хемозин - створаживает молоко. В желудочном соке содержится соляная кислота. Благодаря ей реакция содержимого желудка кислая. Именно в такой среде активны ферменты, выделяемые желудочными железа­ми. Кроме того, кислая среда губительно действует на некото­рые болезнетворные микроорганизмы.

Ферментов, расщепляющих углеводы, в желудке нет. Тем не менее они продолжают расщепляться под влиянием фермен­тов слюны, оставшихся внутри пищевого комка, где еще сох­ранилась слабощелочная реакция. Действие этих ферментов прекращается, как только пищевой комок пропитывается кис­лым желудочным соком.

Продолжительность пищеварения в желудке зависит от многих причин: состава пищи, ее количества и характера (горячая или холодная, твердая или мягкая, животного или растительного происхождения). Дольше задерживается в же­лудке белковая и жирная пища. Длительность пищеварения в нем зависит также от состояния нервной системы и других причин. Если в рационе питания продолжительное время со­держится преимущественно углеводистая пища (картофель, хлеб, овощи), то выработка желудочного сока уменьшается. Если в рационе питания долгое время преобладает белковая пища, то отделение его увеличивается.

Соблюдение режима принятия пищи способствует лучшему пищеварению. Выделение желудочного сока усиливается в часы завтрака, обеда, ужина — это условный рефлекс.

Находящаяся в желудке пища, подвергается не только химическим но и механическим воз действиям. Благодаря сокращениям гладкой мускулатуры стенок этого органа пища смешивается с желудочным соком, что облегчает пищеваре­ние. Постепенно пища передвигается к привратнику и небольшими порциями поступает в двенадцатиперстную кишку.

Тонкая и толстая кишки. В процессе пищеваре­ния тонкая и толстая кишки выполняют различные функции. Длина тонкой кишки у взрослого человека составляет 5—8 м, т.е. больше длины туловища в 4,5 раза. Длина тонкой кишки у детей больше длины туловища в 6 раз, т. е. относительно больше, чем у взрослых. Кровеносные и лимфатические сосу­ды в кишечнике детей развиты сильнее, чем в кишечнике взрослых.

Тонкая кишка состоит из следующих отделов: двенадцати­перстной кишки, переходящей в тощую, затем следует под­вздошная кишка, которая продолжается в толстую кишку. Началом толстой кишки служит слепая кишка, затем следует восходящая, ободочная поперечная, сигмовидная ободочная и наконец прямая кишка, заканчивающаяся заднепроходным от­верстием.

Тонкая кишка, за исключением двенадцатиперстной, и большая часть толстой кишки прикрепляются к задней утен­ке туловища при помощи брыжейки—соединительнотканной пленки, которая у детей тонка и легкорастяжима. Поэтому, в отличие от взрослых, у детей положение топкой кишки легко изменяется.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.Вдвенадцатиперстной кишке совершаются основные этапы процесса пище­варения. Здесь расщепляются белки, жиры и углеводы.

Клетки поджелудочной железы вырабатывают поджелу­дочный сок, который выделяется в двенадцатиперстную киш­ку. В эту кишку впадают два протока поджелудочной желе­зы. Ферменты поджелудочного сока активны только в щелоч­ной среде. Именно такова среда в двенадцатиперстной кишке. Белки и продукты их расщепления в желудке альбумозы и пептоны — подвергаются действию фермента поджелудочного сока трипсина, который расщепляет их до аминокислот. В поджелудочном соке нет деятельного трипсина. Там содер­жится трипсиноген. В деятельное состояние он переводится под влиянием вещества, находящегося в кишечном соке,— энтерокиназы. В двенадцатиперстной кишке, так же как и в полости рта, углеводы расщепляются в основном под дейст­вием двух ферментов: алшлаза расщепляет полисахарид крахмал до сахаридов: мальтоза действует на дисахариды, рас­щепляя их до глюкозы. Кроме того, здесь присутствует и фермент лактаза, которая расщепляетдисахарид молочный сахар до моносахаридов. Расщепление жиров до глицерина и высокомолекулярных органических кислот совершается благодаря действию фермента липазы. Наиболее благоприятные условия

для действия липазы воз­никают тогда, когда жиры находятся в состоянии эмульсии.

Роль печени в пищева­рении. Печень расположена в правом подреберье брюш­ной полости. Это самая крупная железа нашего ор­ганизма: масса печени у взрослого человека дости­гает 1,5 кг. У но­ворожденного ребенка мас­са печени составляет всего 150 г, а у детей младшего школьного возраста — 700—800 г. Таким образом, масса печени по отноше­нию к массе тела у детей больше, чем у взрослых. Например, у младшего школьника масса печени составляет 3,3% от массы тела, а у взрослого — 2,4%.

Печень выполняет ряд очень важных функций, без кото­рых невозможно существование организма: участвует в процессах пищеварения — выполняет защитную и обезврежива­ющую функцию. Кроме того, в печени избыток глюкозы, при­носимый кровью от органов пищеварения, превращается в животный крахмал гликоген, который откладывается в ней как запасное вещество. Печень играет роль и в процессе свер­тывания крови, вырабатывая гепарин.

В настоящей главе мы рассмотрим лишь те функции пече­ни, которые связаны с пищеварением. Участие печени в пище­варении заключается в том, что она вырабатывает желчь, эмульгирующую жиры и активизирующую процессы их рас­щепления. Печень, как и вырабатываемая ею желчь, способна убивать микробы, проникающие в организм с пищей. Защит­ная функция печени заключается в том, что все вредные для организма вещества, всасывающиеся в кровь вместе с водой из пищеварительных органов, не поступают в большой круг кро­вообращения, а задерживаются и обезвреживаются ею. Если бы печень утратила такую способность, то организм немину­емо погиб бы от отравления.

В желчи ферментов нет. В ней содержатся желчные кисло­ты, пигменты, муцин, минеральные соли, жиры, холестерин, вода. Роль желчи в процессах пищеварения довольно велика: она активизирует ферменты поджелудочной и кишечных же­лез, эмульгирует жиры, способствует усилению движения ки­шечника. Под влиянием желчи действие липазы активизируетсяпочти в 20 раз.

В сутки в печени вырабатывается 600—1200 см3 желчи. Она образуется в печени непрерывно. Часть желчи выделяет­ся через пузырный проток прямо в двенадцатиперстную киш­ку, а избыток желчи поступает в желчный пузырь. Нарушение процесса образования и отделения желчи влечет за собой понижение усвоения жиров организмом. Количество желчи, образующейся в печени ребенка на 1 кг массы тела, в 4 раза больше, чем в печени взрослого человека.

Всасывание. Из двенадцатиперстной кишки благодаря вол­нам сокращения, пробегающим по стенкам кишок, содержи­мое кишечника поступает в тощую и подвздошную кишки. Здесь завершается переваривание органических веществ под действием кишечного сока. Этот сок вырабатывается множе­ством мелких желез, находящихся в кишечнике. В кишечном соке содержится комплекс ферментов - эрепсин, заканчива­ющий расщепление белков амилаза другие ферменты влияющие на углеводы, а также липаза. Здесь же на­ходится фермент нуклеаза, расщепляющий нуклеиновые кис­лоты. Благодаря действию ферментов в этих отделах тонкой кишки заканчивается расщепление белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

Всасывающая поверхность тонкой кишки (тощей и под­вздошной) достигает 4,5 м2 Выстилающая тонкую кишку сли­зистая оболочка образует множество складок. Очень мелкие выросты на этих складках — кишечные ворсинки усиливают всасывающую поверхность в 8 раз (до 40 м2). У детей 7— 10 лет количество складок и ворсинок и их величина меньше, чем у взрослых.

На ворсинках находятся мельчайшие микроворсинки, ви­димые только в электронный микроскоп. Благодаря им вса­сывающая поверхность тонкой кишки увеличивается еще больше. Она составляет почти 500 м2.

Процесс всасывания заключается в проникновении водных растворов питательных веществ через полупроницаемые мемб­раны однослойного эпителия ворсинок. Периодически чередую­щиеся сокращения и расслабления мышечных клеток ворсин­ки превращают ее в постоянно действующий насос. Всасыва­ние питательных веществ происходит избирательно. Нельзя его сводить только к явлениям фильтрации, диффузии и oсмоса. Всасывание— это сложный физиологический процесс, в котором принимают активное участие живые клетки ворсинок, стенок капилляров и лимфатических сосудов. Аминокис­лоты и глюкоза всасываются в кровь, а продукты расщепле­ния жиров глицерин и высокомолекулярные органические кислоты синтезируются в эпителиальных клетках ворсинок в жиры, которые попадают в лимфу. Для ворсинок характер­на односторонняя проницаемость из кишечника в кровенос­ные и лимфатические сосуды, но не обратно.

Пищеварение в толстой кишке. Как мы уже говорили, толстая кишка имеет ряд отделов. Слизистая оболочка толстой кишки, в отличие от тонкой кишки, не имеет ни складок, ни ворсинок, но зато в ней находятся клетки, в изобилии вы­рабатывающие слизь. В результате перистальтических и маятникообразных движений кишечника остатки непереваренной пищи из тонкой кишки поступают в толстую. Здесь происхо­дят обезвоживание пищи и образование каловых масс, выбрасываемых через заднепроходное отверстиё прямой кишки.

Но в толстой кишке осуществляются и пищеварительные процессы. Они происходят не под действием образующихся в организме ферментов, а при участии бактерий, в огромном количестве населяющих толстую кишку и разрушающих клетчатку в каловых массах. Бактерии составляют 30—40% сухой массы кала. В состав кала входят остатки непереварен­ной пищи, слизь, нерастворимые соли, бактерии. Невсосавшиеся в тонкой кишке органические вещества подвергаются в тол­стой кишке воздействию гнилостных бактерий.

Весь процесс пищеварения при смешанной пище длится около двух суток.

Вопросы для повторения

  1. Как изменяется пища в последующих отделах тонкой кишки?
  2. Какие продукты расщепления белков, жиров и углеводов об­разуются в пищеварительной системе?
  3. Как происходит всасывание про­дуктов расщепления?
  4. Каково значение толстой кишки в пищеваре­нии?

Урок № - 65-66

Тема лекции. Согласованная деятельность органов пищеварения. Питание детей.

План лекции:

1. Фистульная методика И. П. Павлова.

2. Физиология и гигиена питания детей.

3. Питательная ценность различных пищевых продуктов.

4. Физиологическое значение трех блюд.

5.

6.

Фистульная методика И. П. Павлова. Научная разработка очень многих чрезвычайно важных вопросов физиологии пищеварения принадлежит великому русскому физиологу И. П. Павлову (1849—1936). Он разработал методы изучения деятельности различных отделов шщеварительнго тракта. Все закономерности отделения слюны, желудочного сока поджелудочной железы были вскрыты им при помощи фистульной методики т. е. выведения одного из протоков пищеварительной железы на поверхность тела. Впервые фис­тульная методика была применена в 1843.. русским ученым В.А. Басовым (1812—1879), наложившим фистулу на желу­док собаки.

Опыты И. П. Павлова с фистулой слюнной железы собаки ,показали следующие. Во-первых, отделение—слюны при принятии пищи осуществляется — благодаря рефлексу, начинающемуся от рецепторов полости рта; во-вторых, на различные раздражители выделяется слюна, неодинаковая по количеству и качеству. Это тоже рефлекс.

Чтобы доказать нервную регуляцию отделения желудочного сока, И.П. Павлов предложил oпыты по мнимому кормлению собаки.. Помимо того, что у собаки была фистула желудка, И. П. Павлов перерезал у нее пищевод и вывел оба конца его наружу, укрепив их по краям кожной раны на шее животного. Собака глотает куски мяса, которые тут же падают в миску через открытый отрезок пищевода, а из фистулы желудка при этом выделяется чистейший желу­дочный сок. Этот опыт показал, что работа желез, выделяющих желудочный сок, осущест­вляется по рефлексу, берущему начало в полости рта.

Следующий опыт И. П. Павлова был произведен с изолиро­ванным желудочком т. е. участ­ком желудка, отделенным от основной части этого органа, где совершаются процессы пи­щеварения . В изо­лированный желудочек, на ко­торый наложена фистула, пища не попадает. Из изолированного желудочка через фистулу также усиленно выделяется чистейший желудочный сок, не смешанный с пищей. Опыты, проведенные И. П. Павловым на собаках, по­казали, что желудочные железы работают с большой точностью, выделяя на определенный вид пищи определенные ферменты. В настоящее время по методике И. П. Павлова во всем мире по­лучают желудочный сок жи­вотных, используемый как ле­карство.

Благодаря работам И. П. Пав­лова по изучению пищеварения эта отрасль науки была названа русским отделом физиологии, а И. П. Павлову в 1904 г, была присуждена международная Но­белевская премия. Эксперимен­тальные

Наши рекомендации