Возрастные особенности голосового аппарата.
План лекции:
1. Газообмен в легких.
2. Газообмен в тканях.
3. Регуляция дыхания.
4. Голосообразование.
5. Гигиена голосового аппарата на уроках пения.
Газообмен в легких.В альвеолах легких совершается газообмен между атмосферным воздухом и кровью. Этот процесс подчиняется физическому закону диффузии газов.
Атмосферный воздух содержит около 79% азота, 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. Концентрация углекислого газа в венозной крови гораздо выше, чем в воздухе. Вследствие диффузии углекислый газ проникает из крови в воздух альвеол. Такой процесс в легких происходит до тех пор, пока не наступит равновесие между содержанием углекислого газа в крови и альвеолярном воздухе.
Кислород проникает в кровь также путем диффузии. Во вдыхаемом воздухе его концентрация гораздо выше, чем в крови, текущей по капиллярам. Проникая в кровь, кислород соединяется с гемоглобином эритроцитов, превращая его в оксигемоглобин. Благодаря гемоглобину кровь может переносить очень большие количества кислорода в химически связанном виде. Кровь, насыщаясь кислородом, становится артериальной.
Таким образом, диффузия газов в альвеолах совершается благодаря разности между давлением газов в альвеолах и крови. Так как сумма поверхности всех альвеол очень велика, в легких кровь обогащается большим количеством кислорода и отдает в альвеолярный воздух почти весь углекислый газ, поступающий в кровь из тканей. В результате описанных процессов состав воздуха, выдыхаемого из легких, отличается от состава вдыхаемого воздуха. В выдыхаемом воздухе содержится 79% азота, около 16% кислорода и примерно 5% углекислого газа. В выдыхаемом воздухе значительно увеличивается содержание водяных паров.
Газообмен в тканях.Клетки организма непрерывно потребляют кислород. Поэтому его содержание в них постоянно понижается. Вот почему кислорода в клетках всегда меньше, чем в омывающей их артериальной крови. Кроме того, чем больше в крови углекислого газа, тем слабее связь гемоглобина с кислородом. Эта непрочная связь легко разрушается, и кислород диффундирует в тканевую жидкость, а затем в клетки, где используется при окислительных процессах. Благодаря этим процессам энергия химических связей органических соединений освобождается. Она используется клетками на выполнение характерных для них жизненных отправлений.
Окислительные процессы в клетке — это цепь упорядоченных химических изменений органических веществ. Каждая ступень такого химического «конвейера» катализируется определенным ферментом. Понятно, что, чем интенсивнее функционируют клетки, тем более активно действуют в дыхательные ферменты. Вот почему на уровень газообмена в организме влияет большая или меньшая интенсивность каталитического действия дыхательных ферментов в клетках.
Углекислый газ, образующийся в результате окислительных процессов в клетках, не накапливается в них, поскольку он вследствие диффузии непрерывно удаляется в тканевую жидкость, а затем в кровь. Некоторое количество углекислого газа вступает в соединение с гемоглобином; большая часть его химически связывается некоторыми солями, содержащимися в крови.
Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Изменение частоты и глубины дыхания, приспособление лёгочной вентиляции к меняющимся условиям окружающей среды. Согласованная деятельность дыхательных мышц — все это регулируется дыхательным центром. Дыхательные движения совершаются под воздействием нервных импульсов, которые проводятся к дыхательным мышцам от дыхательного центра — группы тел нейронов, расположенных в продолговатом мозге на дне четвертого мозгового желудочка. Разрушение или поражение этого центра влечет за собой прекращение деятельности дыхательных мышц, а значит, мгновенную смерть.
В дыхательном центре через каждые 4 с возникают ритмические возбуждения, оттуда залпы нервных импульсов проводятся к дыхательным мышцам и вызывают их сокращение. Возникновение таких ритмических возбуждений было обнаружено в изолированном продолговатом мозге лягушки. Таким образом, ритмическая смена вдоха и выдоха при спокойном дыхании совершается автоматически. Однако частота и глубина дыхания изменяются в зависимости от состояния организма и характера его деятельности. Как же это происходит?
Нервные и гуморальные влияния на дыхательные движения. Регуляция дыхания осуществляется сложным взаимодействием рефлекторных и гуморальных механизмов.
Многочисленные опыты показали, что возбудимость дыxaтельного центра не всегда одинакова. Она повышается при накоплении углекислогогаза в крови и уменьшается, когда концентрация этого вещества в ней ниже нормы. Благодаря этому увеличение содержания углекислого газа в крови ведет к углублению дыхания, недостаток его приводит нередко даже к временной остановке дыхания.
Экспериментально выяснено, что непосредственное омывание дыхательного центра жидкостью, насыщенной углекислым газом, вызывает усиленные дыхательные движения. Этогуморальный механизм. Кроме того, кровь, содержащая большое количество СО2, действует на рецепторы, воспринимающие химические раздражения,— хеморецепторы, расположенные в основании сонных артерий и в некоторых других органах, что также ведет к усиленному дыханию. Таково рефлекторное влияние СО2 на возбудимость дыхательного центра. Обнаружено также, что недостаток кислорода в крови повышает возбудимость дыхательного центра, вызывая учащение дыхания.
Наряду с описанными существуют и другие рефлекторные механизмы регуляции дыхания.
В тканях альвеол, а так же в дыхательных мышцах располагаются рецепторы, воспринимаюцие механические раздражения, - механорецепторы. Когда легочная ткань растягивается при вдохе и одновременно с этим сокращаются мышцы, вызывающие вдох, импульсы с мехонорецепторов проводятся по афферентным ветвям блуждающего нерва к дыхательному центру, вызывая его торможение. В результате наружные межреберные мышцы и диафрагма расслабляются — происходит выдох. Легкие спадаются. Следовательно, поток импульсов, тормозящих дыхательный центр, прекращается. Поэтому дыхательный центр возбуждается и происходит вдох. Так осуществляется саморегуляция дыхания. Вдох рефлекторно влечет за собой выдох, а выдох — вдох.
Голосообразование. В голосообразовании принимает участие вся дыхательная система. Так, в гортани появляются звуки, а верхние дыхательные пути (носовая полость, носоглотка, глотка, полость рта).являются резонаторами звука. Процесс выдыхания воздуха создает главное условие образования голоса. Звуки членораздельной речи, свойственные человеку, образуются благодаря изменению положения языка, челюстей, губ.
Возрастные особенности голосового аппарата обусловливаются строением гортани. У детей гортань растет очень быстро, особенно в первый год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее отчетливо выступают у детей младшего школьного возраста к 10 годам. К 11—12 годам ускоряется рост голосовых связок. У мальчиков они становятся длиннее, чем у девочек
(у мальчиков — 1,3 см, у девочек -— 1,2 см). К 20 годам у юношей они достигают 2,4 см, у девушек — 1,6 см. Окончательное формирование гортани заканчивается довольно поздно — в 20, а иногда и в 30 лет.
Сила голоса ребенка зависит от амплитуды колебания голосовых связок, силы выдоха и особенностей резонаторов — усилителей звука. Высота голоса зависит от толщины, длины и степени напряжения голосовых связок.
В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. В это время наблюдается покраснение и утолщение голосовых связок. Особенно резки изменения голоса у мальчиков»В этот период их голос приобретает хриплость и резкость. У девочек мутационные явления происходят менее заметно, чем у мальчиков. В мутационный период не следует допускать перенапряжения голосовых связок во время уроков пения выступлений на концертах и громкого чтения.
Гигиена голосового аппарата на уроках пения. Первое гигиеническое требование к обучению пению заключается в том, чтобы научить ребенка правильному вдыханию воздуха через нос.
Большое значение в гигиене и охране голоса занимает вопрос о подборе песенного репертуара в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Ни в коем случае не следует позволять детям форсировать звук, так как это вредно отражается на голосовом аппарате.
Правильные вокальные навыки, систематическая тренировка голоса в пении развивают и совершенствуют дыхательную систему и голосовой аппарат ребенка.
Уроки пения надо проводить в помещениях, которые полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам — в хорошо проветренных классах с температурой воздуха + 18... 4-20° С, с достаточной его влажностью. Пение в холодных, сырых, плохо проветриваемых помещениях, на сквозняке отрицательно сказывается на голосовом аппарате, приводит к заболеваниям дыхательных путей. Вредно также пение при резкой смене температур, например после перехода с мороза в теплое помещение.
Предупреждение голосовых расстройств. Бывают случаи, когда голос у ребенка садится, становится хриплым, тусклым, теряет звучность. Это происходит в результате значительной нагрузки на голосовые связки при чрезмерно громкой речи, крике, при попытках говорить долго и громко. Резкое перенапряжение голосовых связок может привести к кровоизлиянию в них и к образованию «певческих узелков», которые затрудняют смыкание голосовых связок и могут привести к исчезновению голоса.
Следует избегать слишком быстрой ходьбы на сильном морозе, так как дыхание в таких условиях учащается, становится более глубоким и массы холодного воздуха проходят через гортань, охлаждая голосовые связки. По той же причине на холоде ребенку нельзя разрешать долго говорить. При любых нарушениях деятельности голосового аппарата у ребенка необходимо обращаться к врачу.
Вопросы для повторения
- Что такое легочный газообмен и как он осуществляется?
- Что такое тканевый газообмен и как он осуществляется?
- Где расположен дыхательный центр и каково его значение?
- Что такое автоматия дыхательного центра?
- Какие вам известны механизмы регуляции дыхательных движений?
- Как развивается голосовой аппарат ребенка?
- Каковы гигиенические требования к урокам пения в школе?
- Какие вам известны патологические нарушения голосового аппарата у детей?
- Какие заболевания органов дыхания чаще всего встречаются у детей?
- Какое значение для детей имеет чистый воздух?
Урок № - 61-62
Тема лекции. |
Строение и функции органов пищеварения. ( № - 1)
План лекции:
1. Значение пищеварения.
2. Строение пищеварительных органов.
3. Пищеварение во рту.
4. Глотка.
5. Пищевод.
Значение пищеварения.У человека и животных жизнедеятельность организма связана с непрерывной затратой энергии, которая расходуется при работе всех органов. В организме постоянно совершается внутриклеточный обмен веществ, непрерывно функционирует сердце, совершаются дыхательные движения, происходит мочеобразование, непрекращает деятельности нервная система. Каковы же источники энергии, затрачиваемой организмом?
Известно, что в состав нашего тела входят органические и неорганические вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Органические вещества непрерывно окисляются, и при этом освобождается энергия. Но, окисляясь, органические вещества превращаются в другие, имеющие значительно более простое строение молекул. Потери вещества должны непрерывно восполняться. Это обеспечивается пищей, поступающей в организм, которая содержит все необходимые клеткам вещества. Но пища не может быть усвоена в том виде, в котором она поступает в организм. Прежде чем попасть во внутреннюю среду организма, она проходит ряд сложных превращений под действием ферментов. Весь процесс механической обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом, называется пищеварением. Конечные продукты расщепления белков в органах пищеварения — это аминокислоты. Жиры расщепляются на глицерин и высокомолекулярные органические кислоты, ауглеводы — намоносахариды, в основном на глюкозу.
Строение пищеварительных органов.
Пищеварительный тракт представляет собой трубку, стенки которой состоят из трех слоев: внутреннего — слизистой оболочки, среднего — мышечного, наружного — соединительнотканного. В пищеварительном тракте различают ряд отделов: ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую, кишки.
В пищеварительный канал поступают соки пищёварительных ферментов. Некоторые железы находятся в стенках самого пищеварительного канала, как, например, желудочные, кишечные; другие — вне пищеварительного канала, например печень и поджелудочная железа.
Пищеварительная система имеет возрастные особенности. Так, у детей слизистая-оболочка всего пищеварительного канала значительно нежнее, она обильнее снабжена кровеносными сосудами и обладает большей чувствительностью к механическим раздражениям пищей, чем у взрослых.
У новорожденных объем желудка составляет всего около 30 см3. Но уже на пятнадцатый день жизни объем его увеличивается втрое, достигая 90 см3. В желудке младенца, питающегося грудным молоком, пища задерживается всего на 2,5—3ч.
Желудок у детей растет очень быстро: у годовалого ребенка его объем составляет — 600—700 см3, а у семилетнего— 1000—1100 см3. Особенно интенсивно увеличивается дно желудка. В связи с этим возрастает и количество желез слизистой оболочки желудка.
Тонкая кишка у новорожденных только в два раза короче, чем у взрослых, ее длина примерно 3 м. Те же соотношения наблюдаются в размерах толстой кишки. У новорожденных ее длина составляет около 60 см, у взрослых — 130 см. В течение первых двух лет жизни ребенка длина его кишечника интенсивно растет. Тонкая кишка достигает длины более 4,5 м, а толстая — 80 см. Затем увеличение размеров кишечника значительно замедляется. Вторая волна усиленного роста кишечника начинается у детей после 8 лет.
Полость рта. Пищеварительный тракт начинается роговой полостью. Сверху она ограничена твердым нёбом, сзади — мягким нёбом, спереди и с боков — верхнечелюстной и нижнечелюстной костями, а также щеками. Спереди ротовое отверстие замыкается зубами.
Изнутри ротовая полость выстлана мягкой слизистой оболочкой, в которой расположены мелкие железки, выделяющие слизь. Большая часть ротовой полости занята языком, который образован в основном поперечнополосатое мышечной тканью. Язык выполняет ряд функций. Это орган вкуса и передвижения пищи в полости рта. Он участвует также в актах глотания и сосания. Кроме того, для человека характерна еще одна специфическая функция языка — его участие в произнесении звуков членораздельной речи.
Задний отдел ротовой полости называется зевом, он ограничен корнем языка, мягким нёбом, нёбными складками и язычком, свисающим на границе с глоткой. В нёбных складках находятся две крупные нёбные миндалины.
Ребенок рождается на свет без зубов. Первые молочные зубы прорезываются в возрасте 6—9 месяцев. К концу первого года жизни их начитывается 8, ко второй половине третьего года жизни - 20 молочных зубов. Они очень нежны и непрочны. С шестилетнего возраста, а иногда и раньше начинается смена молочных зубов на постоянные. Этот процесс длится у детей до подросткового возраста. Здоровые молочные зубы являются предпосылкой здоровых постоянных зубов. Процесс прорезывания постоянных зубов продолжается до 19, а иногда и до 25 лет (появление зубов, мудрости). Всего у человека насчитывается 32 зуба. 8 резцов, 4_клыка, 8 малых коренных и 12
Больших коренных зубов. В каждом зубе различают коронку, шейку и корень. Коронка зуба покрыта эмалью, обладающей очень большой прочностью. Шейка и корень покрыты цементом. Большая часть зуба состоит из плотного вещества, называемого дентином, который также очень прочен, гораздо прочнее кости. Внутри зуба находится полость, заполненная рыхлой соединительной тканью с кровеносными сосудами инервами, так называемой пульпой.
При помощи зубов пища в ротовой полости раздробляется, размельчается и перетирается. Кроме того, у человека наряду с языком и губами зубы участвуют в образовании звуков
членораздельной речи. Речь у ребенка, не имеющего передних зубов становится неясной, менее четкой. В период смены передних зубов дети чуждаются товарищей, избегают отвечать на уроках, становятся менее общительными. Таких детей следует оберегать от дополнительных психических травм, так как все это может отразиться как на их физическом развитии, так и на формирующемся характере.
При недостатке в пище витаминов С, D и других нарушается обмен веществ во всём организме,
в том числе в зубах. Это ведет к нарушению питания дентина и эмали, следовательно, и к заболеванию зубов.
Наиболее распространенными заболеваниями зубов у детей являются кариес и пульпит.
Кариес — заболевание, при котором нарушается целость эмали, покрывающей коронку, и в зубе появляется полость. Основная причина возникновения кариеса не установлена, но замечено, что чаще он встречается у детей, живущих в неблагоприятных условиях, с неправильным режимом питания, при недостатке в воде фтора.
Пульпит — заболевание, сопровождающееся воспалением мягких тканей в центре зуба
Заболевание зубов важно своевременно устанавливать. Вот почему школьников необходимо подвергать периодическому зубоврачебному осмотру. Детям необходимо разъяснять, что потеря зубов нарушает процесс пищеварения и ведет к разнообразным заболеваниям пищеварительного тракта. Связано это с тем, что недостаточно размельченная пища с трудом переваривается.
Пищеварение во рту.
В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных слюнных желез - поднижнечелюст-ных, околоушных и подъязычных и большого количества мелких. Они выделяют слюну, состоящую из воды (99,4%7, муцина, придающего слюне вязкость, бактерицидного вещества лизоцима и ферментов амилазы и мальтазы.. В составе слюны имеются и минеральные соли.
Амилаза расщепляет полисахарид крахмал на молекулы дисахарида мальтозы. На нее, в свою очередь, действует фермент мальтаза, расщепляющий ее до моносахарида глюкозы. -
Итак, в ротовой полости под действием ферментов слюны начинается расщепление углеводов. Но здесь происходит переваривание лишь небольшого количества этих веществ, в основном, же углеводы расщепляются в тонкой кишке. В ротовой полости первичной химической обработке подвергаются только углеводы. Ферменты слюны действуют в определенных условиях — в слабощелочной среде и при температуре тела человека. У человека слюноотделение происходит непрерывно, резко возрастая при приеме пищи и питье воды.
Глотка. Из ротовой полости измельченная и частично расщепленная пища поступает в глотку. Акт глотания — это безусловный рефлекс. Как только пережеванный и склеенный слюной пищевой комок передвигается языком к его корню, он раздражает рецепторы. В результате сокращения мышц мягкое нёбо поднимается, преграждая доступ пищи в носоглотку и носовую полость, гортань приподнимается, надгортанник закрывает вход в гортань, препятствуя попаданию пищи в дыхательные пути. Пища проталкивается в глотку, откуда попадает в пищевод. Скольжению пищевого комка при его передвижении способствует содержащийся в слюне вязкий муцин, а также слизь, выделяемая слизистыми оболочками глотки и пищевода.
Пищевод. Непосредственным продолжением глотки служит пищевод. Его длина у детей относительно больше, чем у взрослых. У шестилетних детей длина пищевода достигает 16 см, у десятилетних — 18 см, у взрослых — 20—30 см. В пищеводе физическое состояние и химический состав пищи не меняются. Жидкая пища проходит пищевод в течение 2-3 с, а твердая -8-9 с. На границе пищевода и желудка расположен толстый слой кольцевых мышц — сфинктер, который во время пищеварения закрыт и не позволяет пище из желудка вернуться обратно в пищевод. Из пищевода пища поступает в желудок.
Вопросы для пищеварения
- Какое строение имеет желудок и какие функции он выполняет?
- Где расположена двенадцатиперстная кишка?
- К какому отделу она принадлежит?
- Какие вещества подвергаются в ней расщеплению?
Урок № - 63-64
Тема лекции. |
Строение и функции органов пищеварения. (№ - 2)
План лекции:
- Желудок.
- Тонкая и толстая кишки.
- Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.
- Роль печени в пищеварении.
- Всасывание.
- Пищеварение в толстой кишке.
Желудок. Желудок — это наиболее широкая часть пищеварительного тракта. Он расположен в верхнем отделе брюшной полости. У детей он не имеет постоянной формы и только к 11 годам становится таким, как у взрослого человека. Наиболее интенсивный рост желудка и увеличение его ем кости происходят в первые годы
жизни ребенка. По строению желудок ребенка во многом отличается от желудка взрослого человека. Так, в желудке ребенка слизистая оболочка менее складчата, обильнее снабжена кровеносными сосудами, чем в желудке взрослого. Если у взрослого человека в слизистой оболочке желудка имеется огромное количество желез (14 000 000), выделяющих желудочный сок, то в слизистой оболочке желудка ребенка этих желез гораздо меньше. Притом они недоразвиты. Слабо развит и мышечный слой детского желудка.
Различают три отдела желудка — свод, тело и привратниковую часть.Тело занимает большую часть желудка. Железы желудка вырабатывают и выделяют желудочный сок. Это прозрачная бесцветная жидкость кислой реакции. В состав желудочного сока входят вода (99,5%), ферменты, например пепсин, расщепляющий белки, до альбумоз и пептонов — промежуточных продуктов переваривания этих органических веществ. Начало расщепления белков - основной процесс, совершающийся в желудке. Кроме пепсина в желудочном соке присутствуют и другие ферменты. Такова липаза, расщепляющая лишь эмульгированные жиры т.е. раздробленные на мельчайшие капельки, например жиры молока. Один из фер ментов желудочного сока – хемозин - створаживает молоко. В желудочном соке содержится соляная кислота. Благодаря ей реакция содержимого желудка кислая. Именно в такой среде активны ферменты, выделяемые желудочными железами. Кроме того, кислая среда губительно действует на некоторые болезнетворные микроорганизмы.
Ферментов, расщепляющих углеводы, в желудке нет. Тем не менее они продолжают расщепляться под влиянием ферментов слюны, оставшихся внутри пищевого комка, где еще сохранилась слабощелочная реакция. Действие этих ферментов прекращается, как только пищевой комок пропитывается кислым желудочным соком.
Продолжительность пищеварения в желудке зависит от многих причин: состава пищи, ее количества и характера (горячая или холодная, твердая или мягкая, животного или растительного происхождения). Дольше задерживается в желудке белковая и жирная пища. Длительность пищеварения в нем зависит также от состояния нервной системы и других причин. Если в рационе питания продолжительное время содержится преимущественно углеводистая пища (картофель, хлеб, овощи), то выработка желудочного сока уменьшается. Если в рационе питания долгое время преобладает белковая пища, то отделение его увеличивается.
Соблюдение режима принятия пищи способствует лучшему пищеварению. Выделение желудочного сока усиливается в часы завтрака, обеда, ужина — это условный рефлекс.
Находящаяся в желудке пища, подвергается не только химическим но и механическим воз действиям. Благодаря сокращениям гладкой мускулатуры стенок этого органа пища смешивается с желудочным соком, что облегчает пищеварение. Постепенно пища передвигается к привратнику и небольшими порциями поступает в двенадцатиперстную кишку.
Тонкая и толстая кишки. В процессе пищеварения тонкая и толстая кишки выполняют различные функции. Длина тонкой кишки у взрослого человека составляет 5—8 м, т.е. больше длины туловища в 4,5 раза. Длина тонкой кишки у детей больше длины туловища в 6 раз, т. е. относительно больше, чем у взрослых. Кровеносные и лимфатические сосуды в кишечнике детей развиты сильнее, чем в кишечнике взрослых.
Тонкая кишка состоит из следующих отделов: двенадцатиперстной кишки, переходящей в тощую, затем следует подвздошная кишка, которая продолжается в толстую кишку. Началом толстой кишки служит слепая кишка, затем следует восходящая, ободочная поперечная, сигмовидная ободочная и наконец прямая кишка, заканчивающаяся заднепроходным отверстием.
Тонкая кишка, за исключением двенадцатиперстной, и большая часть толстой кишки прикрепляются к задней утенке туловища при помощи брыжейки—соединительнотканной пленки, которая у детей тонка и легкорастяжима. Поэтому, в отличие от взрослых, у детей положение топкой кишки легко изменяется.
Пищеварение в двенадцатиперстной кишке.Вдвенадцатиперстной кишке совершаются основные этапы процесса пищеварения. Здесь расщепляются белки, жиры и углеводы.
Клетки поджелудочной железы вырабатывают поджелудочный сок, который выделяется в двенадцатиперстную кишку. В эту кишку впадают два протока поджелудочной железы. Ферменты поджелудочного сока активны только в щелочной среде. Именно такова среда в двенадцатиперстной кишке. Белки и продукты их расщепления в желудке альбумозы и пептоны — подвергаются действию фермента поджелудочного сока трипсина, который расщепляет их до аминокислот. В поджелудочном соке нет деятельного трипсина. Там содержится трипсиноген. В деятельное состояние он переводится под влиянием вещества, находящегося в кишечном соке,— энтерокиназы. В двенадцатиперстной кишке, так же как и в полости рта, углеводы расщепляются в основном под действием двух ферментов: алшлаза расщепляет полисахарид крахмал до сахаридов: мальтоза действует на дисахариды, расщепляя их до глюкозы. Кроме того, здесь присутствует и фермент лактаза, которая расщепляетдисахарид молочный сахар до моносахаридов. Расщепление жиров до глицерина и высокомолекулярных органических кислот совершается благодаря действию фермента липазы. Наиболее благоприятные условия
для действия липазы возникают тогда, когда жиры находятся в состоянии эмульсии.
Роль печени в пищеварении. Печень расположена в правом подреберье брюшной полости. Это самая крупная железа нашего организма: масса печени у взрослого человека достигает 1,5 кг. У новорожденного ребенка масса печени составляет всего 150 г, а у детей младшего школьного возраста — 700—800 г. Таким образом, масса печени по отношению к массе тела у детей больше, чем у взрослых. Например, у младшего школьника масса печени составляет 3,3% от массы тела, а у взрослого — 2,4%.
Печень выполняет ряд очень важных функций, без которых невозможно существование организма: участвует в процессах пищеварения — выполняет защитную и обезвреживающую функцию. Кроме того, в печени избыток глюкозы, приносимый кровью от органов пищеварения, превращается в животный крахмал гликоген, который откладывается в ней как запасное вещество. Печень играет роль и в процессе свертывания крови, вырабатывая гепарин.
В настоящей главе мы рассмотрим лишь те функции печени, которые связаны с пищеварением. Участие печени в пищеварении заключается в том, что она вырабатывает желчь, эмульгирующую жиры и активизирующую процессы их расщепления. Печень, как и вырабатываемая ею желчь, способна убивать микробы, проникающие в организм с пищей. Защитная функция печени заключается в том, что все вредные для организма вещества, всасывающиеся в кровь вместе с водой из пищеварительных органов, не поступают в большой круг кровообращения, а задерживаются и обезвреживаются ею. Если бы печень утратила такую способность, то организм неминуемо погиб бы от отравления.
В желчи ферментов нет. В ней содержатся желчные кислоты, пигменты, муцин, минеральные соли, жиры, холестерин, вода. Роль желчи в процессах пищеварения довольно велика: она активизирует ферменты поджелудочной и кишечных желез, эмульгирует жиры, способствует усилению движения кишечника. Под влиянием желчи действие липазы активизируетсяпочти в 20 раз.
В сутки в печени вырабатывается 600—1200 см3 желчи. Она образуется в печени непрерывно. Часть желчи выделяется через пузырный проток прямо в двенадцатиперстную кишку, а избыток желчи поступает в желчный пузырь. Нарушение процесса образования и отделения желчи влечет за собой понижение усвоения жиров организмом. Количество желчи, образующейся в печени ребенка на 1 кг массы тела, в 4 раза больше, чем в печени взрослого человека.
Всасывание. Из двенадцатиперстной кишки благодаря волнам сокращения, пробегающим по стенкам кишок, содержимое кишечника поступает в тощую и подвздошную кишки. Здесь завершается переваривание органических веществ под действием кишечного сока. Этот сок вырабатывается множеством мелких желез, находящихся в кишечнике. В кишечном соке содержится комплекс ферментов - эрепсин, заканчивающий расщепление белков амилаза другие ферменты влияющие на углеводы, а также липаза. Здесь же находится фермент нуклеаза, расщепляющий нуклеиновые кислоты. Благодаря действию ферментов в этих отделах тонкой кишки заканчивается расщепление белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
Всасывающая поверхность тонкой кишки (тощей и подвздошной) достигает 4,5 м2 Выстилающая тонкую кишку слизистая оболочка образует множество складок. Очень мелкие выросты на этих складках — кишечные ворсинки усиливают всасывающую поверхность в 8 раз (до 40 м2). У детей 7— 10 лет количество складок и ворсинок и их величина меньше, чем у взрослых.
На ворсинках находятся мельчайшие микроворсинки, видимые только в электронный микроскоп. Благодаря им всасывающая поверхность тонкой кишки увеличивается еще больше. Она составляет почти 500 м2.
Процесс всасывания заключается в проникновении водных растворов питательных веществ через полупроницаемые мембраны однослойного эпителия ворсинок. Периодически чередующиеся сокращения и расслабления мышечных клеток ворсинки превращают ее в постоянно действующий насос. Всасывание питательных веществ происходит избирательно. Нельзя его сводить только к явлениям фильтрации, диффузии и oсмоса. Всасывание— это сложный физиологический процесс, в котором принимают активное участие живые клетки ворсинок, стенок капилляров и лимфатических сосудов. Аминокислоты и глюкоза всасываются в кровь, а продукты расщепления жиров глицерин и высокомолекулярные органические кислоты синтезируются в эпителиальных клетках ворсинок в жиры, которые попадают в лимфу. Для ворсинок характерна односторонняя проницаемость из кишечника в кровеносные и лимфатические сосуды, но не обратно.
Пищеварение в толстой кишке. Как мы уже говорили, толстая кишка имеет ряд отделов. Слизистая оболочка толстой кишки, в отличие от тонкой кишки, не имеет ни складок, ни ворсинок, но зато в ней находятся клетки, в изобилии вырабатывающие слизь. В результате перистальтических и маятникообразных движений кишечника остатки непереваренной пищи из тонкой кишки поступают в толстую. Здесь происходят обезвоживание пищи и образование каловых масс, выбрасываемых через заднепроходное отверстиё прямой кишки.
Но в толстой кишке осуществляются и пищеварительные процессы. Они происходят не под действием образующихся в организме ферментов, а при участии бактерий, в огромном количестве населяющих толстую кишку и разрушающих клетчатку в каловых массах. Бактерии составляют 30—40% сухой массы кала. В состав кала входят остатки непереваренной пищи, слизь, нерастворимые соли, бактерии. Невсосавшиеся в тонкой кишке органические вещества подвергаются в толстой кишке воздействию гнилостных бактерий.
Весь процесс пищеварения при смешанной пище длится около двух суток.
Вопросы для повторения
- Как изменяется пища в последующих отделах тонкой кишки?
- Какие продукты расщепления белков, жиров и углеводов образуются в пищеварительной системе?
- Как происходит всасывание продуктов расщепления?
- Каково значение толстой кишки в пищеварении?
Урок № - 65-66
Тема лекции. Согласованная деятельность органов пищеварения. Питание детей. |
План лекции:
1. Фистульная методика И. П. Павлова.
2. Физиология и гигиена питания детей.
3. Питательная ценность различных пищевых продуктов.
4. Физиологическое значение трех блюд.
5.
6.
Фистульная методика И. П. Павлова. Научная разработка очень многих чрезвычайно важных вопросов физиологии пищеварения принадлежит великому русскому физиологу И. П. Павлову (1849—1936). Он разработал методы изучения деятельности различных отделов шщеварительнго тракта. Все закономерности отделения слюны, желудочного сока поджелудочной железы были вскрыты им при помощи фистульной методики т. е. выведения одного из протоков пищеварительной железы на поверхность тела. Впервые фистульная методика была применена в 1843.. русским ученым В.А. Басовым (1812—1879), наложившим фистулу на желудок собаки.
Опыты И. П. Павлова с фистулой слюнной железы собаки ,показали следующие. Во-первых, отделение—слюны при принятии пищи осуществляется — благодаря рефлексу, начинающемуся от рецепторов полости рта; во-вторых, на различные раздражители выделяется слюна, неодинаковая по количеству и качеству. Это тоже рефлекс.
Чтобы доказать нервную регуляцию отделения желудочного сока, И.П. Павлов предложил oпыты по мнимому кормлению собаки.. Помимо того, что у собаки была фистула желудка, И. П. Павлов перерезал у нее пищевод и вывел оба конца его наружу, укрепив их по краям кожной раны на шее животного. Собака глотает куски мяса, которые тут же падают в миску через открытый отрезок пищевода, а из фистулы желудка при этом выделяется чистейший желудочный сок. Этот опыт показал, что работа желез, выделяющих желудочный сок, осуществляется по рефлексу, берущему начало в полости рта.
Следующий опыт И. П. Павлова был произведен с изолированным желудочком т. е. участком желудка, отделенным от основной части этого органа, где совершаются процессы пищеварения . В изолированный желудочек, на который наложена фистула, пища не попадает. Из изолированного желудочка через фистулу также усиленно выделяется чистейший желудочный сок, не смешанный с пищей. Опыты, проведенные И. П. Павловым на собаках, показали, что желудочные железы работают с большой точностью, выделяя на определенный вид пищи определенные ферменты. В настоящее время по методике И. П. Павлова во всем мире получают желудочный сок животных, используемый как лекарство.
Благодаря работам И. П. Павлова по изучению пищеварения эта отрасль науки была названа русским отделом физиологии, а И. П. Павлову в 1904 г, была присуждена международная Нобелевская премия. Экспериментальные