Система начисления штрафов и бонусов.

Бонусы представляют собой дополнительно суммируемые баллы, получаемые интерном или ординатором на протяжении всего срока обучения за следующие виды деятельности:

Наименование Количество баллов
Отработка оценки «неудовлетворительно» в течение 10 календарных дней после получения
Отработка оценки «неудовлетворительно» после установленного срока
Дополнительное дежурство в отделении
Выступление с реферативным сообщением на утренней конференции
Участие в клинико-теоретической, патологоанатомической конференции
Участие в научно-исследовательской работе кафедры
Участие в международных и всероссийских конференциях
Результативное участие в предметных конкурсах или олимпиадах
Получение грантов

Штрафы предусматривают снижение общего количества баллов, полученных интерном или ординатором на протяжении всего срока обучения. Штрафы назначаются за следующиевиды деятельности:

Наименование Количество баллов
Невыполнение домашнего задания в срок, установленный преподавателем
Пропуск практического занятия по неуважительной причине
Пропуск лекции без уважительной причины
Нарушение сроков отработки По 0,5 за день
Нарушение сроков сдачи модуля По 1 за каждый день
За опоздание на утреннюю конференцию
Пропуск дежурства без уважительной причины

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Квалификационные требования к врачу, окончившему ординатуру по хирургии.

В соответствии с требованиями специалист хирург должен знать и уметь:

Общие знания:

· основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

· организация хирургической помощи в стране, организация работы скорой и неотложной помощи;

· основы топографической анатомии передней брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространства, таза, груди, шеи, конечностей;

· основные вопросы нормальной и патологической физиологии органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем;

· взаимосвязь функциональных систем организма и уровня их регуляции;

· этиология опухолей, морфологические проявления предопухолевых процессов, морфологическая классификация опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма;

· профилактика и терапия шока и кровопотери;

· закономерности течения раневого процесса и принципы его терапии;

· основные разновидности доброкачественных и злокачественных опухолей различной локализации, их клиническая симптоматика, диагностика, принципы лечения и профилактики;

· важнейшие разновидности предраковых состояний и заболеваний, их клиническая симптоматика и способы диагностики;

· физиология и патология системы гемостаза, коррекция нарушений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и её компонентов;

· основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, возможные типы их нарушений и принципы лечения;

· общие и специальные методы исследования в основных разделах хирургии;

· основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах хирургии; различные способы гистологического и цитологического исследования в онкологии;

· основные принципы асептики и антисептики в хирургии;

· основы иммунологии и генетики в хирургии;

· принципы, приемы и методы обезболивания в хирургии, основы ин­тенсивной терапии и реанимации;

· основы инфуэионной терапии в хирургии, характеристика препаратов крови и кровезаменителей;

· основы фармакотерапии в хирургии и смежных областях медицины;

· принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;

· основы патогенетического подхода при лечении в хирургии и смежных областях медицины;

· основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

· основы рационального питания и принципы диетотерапии в хирургической клинике;

· вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в хирургии и смежных областях;

· основы организации и проведения диспансеризации в хирургии;

· особенности санэпидрежима в хирургических отделениях общего и специального профиля, в операционном блоке и диагностических кабинетах;

· оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при открытых, эндоскопических и транскутанных оперативных вмешательствах;

· основы юридического права в хирургии.

Общие умения:

· получить информацию о развитии и течении заболевания;

· выявить факторы риска развития того или иного хирургического

заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его

возникновения и прогрессирования;

· применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургического заболевания;

· оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;

· оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;

· определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;

· определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;

· составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;

· разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;

· определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;

· оценить критерии выбора адекватного метода обезболивания;

· решить вопрос о трудоспособности больного;

· вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;

· проводить диспансеризацию и оценивать её эффективность;

· проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения;

· проводить санитарно-просветительную работу.

Специальные знания и умения:

· специалист хирург должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение, уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:

· острая кровопотеря, профузное кровотечение в хирургических или гинекологических заболеваниях, травматических повреждениях;

· перитонит различной этиологии;

· травма головы и позвоночника, повреждения конечностей, в том числе с переломами костей, признаками повреждения магистральных кровеносных сосудов и нервов;

· открытый или закрытый, в том числе, напряженный пневмоторакс и гемоторакс;

· асфиксия различной природы, острая дыхательная недостаточность;

· острая сердечно-сосудистая недостаточность;

· коматозные состояния различной природы.

Специалист хирург должен уметь установить диагноз и провести необ­ходимое лечение при следующих заболеваниях:

· острый аппендицит;

· язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; перфорация гастродуоденальных язв, острые и рецидивирующие язвенные гастродуоденальные кровотечения;

· кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта при острых язвах, варикозном расширении вен пищевода и желудка, синдроме Меллори-Вейсса;

· неосложненные и ущемленные грыжи живота,

· острая и хроническая кишечная непроходимость различной этиологии;

· острый и хронический калькулезный и бескаменный холецистит;

· холедохолитиаз;

· холангит и механическая желтуха различной этиологии;

· острый и хронический панкреатит, кистозные поражения поджелудочной железы;

· желудочные, кишечные, желчные, панкреатические и смешанные наружные и внутренние свищи;

· открытая и закрытая травма органов брюшной и грудной полостей;

· варикозное расширение вен нижних конечностей, острый и хронический тромбофлебит и флеботромбоз, венозная недостаточность, лимфостаз;

· облитерирующие заболевания артерий конечностей, атеросклеротическая и диабетическая гангрена;

· гнойные заболевания мягких тканей (абсцесс, флегмона, фурункул, карбункул, панариций, гидраденит, мастит, парапроктит, рожа);

· острый и хронический остеомиелит;

· ожоги и отморожения, электротравма;

· внематочная беременность; апоплексия яичников;

· внебольничный аборт;

· нормальные и патологические роды;

· острая задержка мочи;

· почечная колика, острый пиелонефрит, анурия.

Специалист хирург должен уметь выполнять следующие операции и манипуляции:

· венесекция, внутривенные вливания, трансфузия крови;

· катетеризация мочевого пузыря;

· зондирование желудка;

· сифонная клизма;

· парацентез; пункция заднего свода;

· остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран;

· массаж сердца, искусственное дыхание;

· трахеостомия;

· аппендэктомия;

· грыжесечение при несложненных и ущемленных грыжах;

· ушивание перфорационного отверстия желудка и кишечника;

· наложение гастро- и еюностомы;

· стволовая ваготомия; наложение гастроэнтероанастомоза, резекция желудка при язвенной болезни и раке;

· устранение тонко- и толсткишечной непроходимости, наложение колостомы;

· резекция тонкой кишки с наложением анастомоза конец в конец и бок в бок;

· санация и дренирование брюшной полости при перитоните;

· холецистостомия, холецистэктомия, наружное дренирование общего желчного протока, наложение билиодигестивных анастомозов;

· остановка внутрибрюшного кровотечения, спленэктомия, ушивание ран печени;

· операция Троянова-Тренделенбурга;

· геморроидэктомия;

· вскрытие абсцессов и флегмон;

· ампутация конечностей;

· наложение эпицистостомы;

· выскабливание матки, диагностическое и при прерывании беременности;

· ручное пособие при головном и тазовом предлежании плода, экстракция плода;

· кесарево сечение;

· зашивание разрыва шейки матки, влагалища, промежности;

· ручное отделение и выделение последа, ручное обследование послеродовой матки;

· операции при внематочной беременности и перекруте кисты яичника.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИНЫ ХИРУРГИЯ

5.1. В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные (при наличии) компетенции.

5.2. Выпускник программы должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)[1].

5.3. Выпускник программы должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:

профилактическая деятельность:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);

диагностическая деятельность:

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5);

лечебная деятельность:

готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании хирургической медицинской помощи (ПК-6);

готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

реабилитационная деятельность:

готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);

психолого-педагогическая деятельность:

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10),

готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

5.4.Выпускник программы должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (ПСК),соответствующими специализации (при наличии) программы.

5.5. При проектировании программы образовательная организация обязана включить в набор планируемых результатов освоения программы все универсальные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа. Образовательная организация обязана включить в планируемые результаты освоения все профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к конкретной специализации (при наличии) программы.

5.6.При проектировании программы образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом вида (видов) деятельности, на которые ориентирована программа, и специализации (при наличии) программы.

5.7. При проектировании программы образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.


Наши рекомендации