Система начисления штрафов и бонусов.
Бонусы представляют собой дополнительно суммируемые баллы, получаемые интерном или ординатором на протяжении всего срока обучения за следующие виды деятельности:
№ | Наименование | Количество баллов |
Отработка оценки «неудовлетворительно» в течение 10 календарных дней после получения | ||
Отработка оценки «неудовлетворительно» после установленного срока | ||
Дополнительное дежурство в отделении | ||
Выступление с реферативным сообщением на утренней конференции | ||
Участие в клинико-теоретической, патологоанатомической конференции | ||
Участие в научно-исследовательской работе кафедры | ||
Участие в международных и всероссийских конференциях | ||
Результативное участие в предметных конкурсах или олимпиадах | ||
Получение грантов |
Штрафы предусматривают снижение общего количества баллов, полученных интерном или ординатором на протяжении всего срока обучения. Штрафы назначаются за следующиевиды деятельности:
№ | Наименование | Количество баллов |
Невыполнение домашнего задания в срок, установленный преподавателем | ||
Пропуск практического занятия по неуважительной причине | ||
Пропуск лекции без уважительной причины | ||
Нарушение сроков отработки | По 0,5 за день | |
Нарушение сроков сдачи модуля | По 1 за каждый день | |
За опоздание на утреннюю конференцию | ||
Пропуск дежурства без уважительной причины |
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Квалификационные требования к врачу, окончившему ординатуру по хирургии.
В соответствии с требованиями специалист хирург должен знать и уметь:
Общие знания:
· основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
· организация хирургической помощи в стране, организация работы скорой и неотложной помощи;
· основы топографической анатомии передней брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространства, таза, груди, шеи, конечностей;
· основные вопросы нормальной и патологической физиологии органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем;
· взаимосвязь функциональных систем организма и уровня их регуляции;
· этиология опухолей, морфологические проявления предопухолевых процессов, морфологическая классификация опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма;
· профилактика и терапия шока и кровопотери;
· закономерности течения раневого процесса и принципы его терапии;
· основные разновидности доброкачественных и злокачественных опухолей различной локализации, их клиническая симптоматика, диагностика, принципы лечения и профилактики;
· важнейшие разновидности предраковых состояний и заболеваний, их клиническая симптоматика и способы диагностики;
· физиология и патология системы гемостаза, коррекция нарушений свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и её компонентов;
· основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, возможные типы их нарушений и принципы лечения;
· общие и специальные методы исследования в основных разделах хирургии;
· основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах хирургии; различные способы гистологического и цитологического исследования в онкологии;
· основные принципы асептики и антисептики в хирургии;
· основы иммунологии и генетики в хирургии;
· принципы, приемы и методы обезболивания в хирургии, основы интенсивной терапии и реанимации;
· основы инфуэионной терапии в хирургии, характеристика препаратов крови и кровезаменителей;
· основы фармакотерапии в хирургии и смежных областях медицины;
· принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;
· основы патогенетического подхода при лечении в хирургии и смежных областях медицины;
· основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
· основы рационального питания и принципы диетотерапии в хирургической клинике;
· вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в хирургии и смежных областях;
· основы организации и проведения диспансеризации в хирургии;
· особенности санэпидрежима в хирургических отделениях общего и специального профиля, в операционном блоке и диагностических кабинетах;
· оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при открытых, эндоскопических и транскутанных оперативных вмешательствах;
· основы юридического права в хирургии.
Общие умения:
· получить информацию о развитии и течении заболевания;
· выявить факторы риска развития того или иного хирургического
заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его
возникновения и прогрессирования;
· применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургического заболевания;
· оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;
· оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;
· определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
· определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
· составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;
· разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;
· определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;
· оценить критерии выбора адекватного метода обезболивания;
· решить вопрос о трудоспособности больного;
· вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;
· проводить диспансеризацию и оценивать её эффективность;
· проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения;
· проводить санитарно-просветительную работу.
Специальные знания и умения:
· специалист хирург должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение, уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:
· острая кровопотеря, профузное кровотечение в хирургических или гинекологических заболеваниях, травматических повреждениях;
· перитонит различной этиологии;
· травма головы и позвоночника, повреждения конечностей, в том числе с переломами костей, признаками повреждения магистральных кровеносных сосудов и нервов;
· открытый или закрытый, в том числе, напряженный пневмоторакс и гемоторакс;
· асфиксия различной природы, острая дыхательная недостаточность;
· острая сердечно-сосудистая недостаточность;
· коматозные состояния различной природы.
Специалист хирург должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:
· острый аппендицит;
· язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; перфорация гастродуоденальных язв, острые и рецидивирующие язвенные гастродуоденальные кровотечения;
· кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта при острых язвах, варикозном расширении вен пищевода и желудка, синдроме Меллори-Вейсса;
· неосложненные и ущемленные грыжи живота,
· острая и хроническая кишечная непроходимость различной этиологии;
· острый и хронический калькулезный и бескаменный холецистит;
· холедохолитиаз;
· холангит и механическая желтуха различной этиологии;
· острый и хронический панкреатит, кистозные поражения поджелудочной железы;
· желудочные, кишечные, желчные, панкреатические и смешанные наружные и внутренние свищи;
· открытая и закрытая травма органов брюшной и грудной полостей;
· варикозное расширение вен нижних конечностей, острый и хронический тромбофлебит и флеботромбоз, венозная недостаточность, лимфостаз;
· облитерирующие заболевания артерий конечностей, атеросклеротическая и диабетическая гангрена;
· гнойные заболевания мягких тканей (абсцесс, флегмона, фурункул, карбункул, панариций, гидраденит, мастит, парапроктит, рожа);
· острый и хронический остеомиелит;
· ожоги и отморожения, электротравма;
· внематочная беременность; апоплексия яичников;
· внебольничный аборт;
· нормальные и патологические роды;
· острая задержка мочи;
· почечная колика, острый пиелонефрит, анурия.
Специалист хирург должен уметь выполнять следующие операции и манипуляции:
· венесекция, внутривенные вливания, трансфузия крови;
· катетеризация мочевого пузыря;
· зондирование желудка;
· сифонная клизма;
· парацентез; пункция заднего свода;
· остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран;
· массаж сердца, искусственное дыхание;
· трахеостомия;
· аппендэктомия;
· грыжесечение при несложненных и ущемленных грыжах;
· ушивание перфорационного отверстия желудка и кишечника;
· наложение гастро- и еюностомы;
· стволовая ваготомия; наложение гастроэнтероанастомоза, резекция желудка при язвенной болезни и раке;
· устранение тонко- и толсткишечной непроходимости, наложение колостомы;
· резекция тонкой кишки с наложением анастомоза конец в конец и бок в бок;
· санация и дренирование брюшной полости при перитоните;
· холецистостомия, холецистэктомия, наружное дренирование общего желчного протока, наложение билиодигестивных анастомозов;
· остановка внутрибрюшного кровотечения, спленэктомия, ушивание ран печени;
· операция Троянова-Тренделенбурга;
· геморроидэктомия;
· вскрытие абсцессов и флегмон;
· ампутация конечностей;
· наложение эпицистостомы;
· выскабливание матки, диагностическое и при прерывании беременности;
· ручное пособие при головном и тазовом предлежании плода, экстракция плода;
· кесарево сечение;
· зашивание разрыва шейки матки, влагалища, промежности;
· ручное отделение и выделение последа, ручное обследование послеродовой матки;
· операции при внематочной беременности и перекруте кисты яичника.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИНЫ ХИРУРГИЯ
5.1. В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные (при наличии) компетенции.
5.2. Выпускник программы должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):
готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)[1].
5.3. Выпускник программы должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
профилактическая деятельность:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5);
лечебная деятельность:
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании хирургической медицинской помощи (ПК-6);
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10),
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
5.4.Выпускник программы должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (ПСК),соответствующими специализации (при наличии) программы.
5.5. При проектировании программы образовательная организация обязана включить в набор планируемых результатов освоения программы все универсальные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа. Образовательная организация обязана включить в планируемые результаты освоения все профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к конкретной специализации (при наличии) программы.
5.6.При проектировании программы образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом вида (видов) деятельности, на которые ориентирована программа, и специализации (при наличии) программы.
5.7. При проектировании программы образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.