Дополнительная информация о социофобии
Насколько широко распространена социофобия?
Было установлено, что от 3 до 13% людей страдали от страха перед обществом в определенный период своей жизни. Процент людей, страдающих от социофобии на протяжении всей жизни, колеблется от 1 до 2,5%. Наиболее часто встречается застенчивость. Исследования показали, что от 80 до 90% людей утвердительно ответили на вопрос, чувствовали ли они когда-либо робость в своей жизни. И 30-40% считают себя застенчивыми в настоящее время.
Чего они преимущественно боятся?
Абсолютное большинство боится выступать перед публикой, так как при этом необходимо поддерживать контакт с незнако-
мыми людьми. Другие разновидности страха (страх есть или пить в присутствии других людей, страх заполнять квитанции, чеки или какие-либо другие документы в присутствии третьих лиц) встречаются реже.
Когда возникает социофобия?
Страх общения обычно возникает между пятнадцатью и двадцатью годами. Естественно, что молодые люди этого возраста часто бывают застенчивыми. Многие испытывают сильное напряжение, если им необходимо говорить или что-то делать впервые. Обычно это проходит по мере привыкания к ситуации. При социофобии избегание такого рода ситуаций препятствует нормальному процессу вхождения в общество. Если незамедлительно не начать лечение, социофобия примет затяжную форму. Конечно, на некоторое время болезнь может отступить, например, если страдающий социофобией в данный момент находится с кем-то в близких отношениях.
Приведем пример. Мистер Б. был довольно застенчивым с самого детства. Он окончил среднюю школу и в двадцать лет женился. Особых психологических проблем он не испытывал вплоть до развода (тогда ему исполнилось тридцать лет). После развода он стал испытывать трудности в отношениях с другими людьми и особенно не мог выносить вечеринок. Он был очень обеспокоен тем, что не мог свободно общаться с людьми. Будучи женатым, он общался преимущественно со своей женой. Оказавшись после развода наедине с самим собой, он стал избегать тех ситуаций общения, в которых чувствовал себя дискомфортно, что и является проявлением социофобии.
У кого развивается социофобия?
Социофобия одинаково может проявляться как у мужчин, так и у женщин, независимо от их образования и рода занятий. Например, домохозяйка может бояться того, что она не в состоянии общаться с учителем своего ребенка, главный мастер может вол-
новаться по поводу предстоящего разговора с сотрудниками, а учитель может бояться встречи с родителями своих учеников.
Как возникает социофобия?
Причины развития социофобии до сих пор остаются загадкой. То, что социофобию вызывает психотравмирующая ситуация, считается маловероятным. Высказываются различные предположения. Одно из них состоит в том, что ребенок имитирует социофобическое поведение родителей. Другое заключается в ограничении развития социальных навыков: если человек не знает, как вести себя в той или иной ситуации, то это может явиться причиной тревоги и волнения. Не последнюю роль играют гиперопека или недостаток любви к ребенку в детстве. Было установлено, что наследственная предрасположенность к постоянно возрастающему напряжению также может способствовать возникновению этого расстройства.
Каковы последствия социофобии?
Исследования показали, что люди с социофобией более одиноки, они редко отмечают праздники, у них меньше шансов вступить в брак. Кроме того, у них часто возникают проблемы при получении образования, так как страх перед группой и публичными выступлениями может сильно мешать процессу учебы, вплоть до его прекращения. У таких людей, как правило, возникают серьезные затруднения с карьерным ростом. Пытаясь избавиться от тревоги, многие начинают злоупотреблять алкоголем, что в итоге приводит к самоуничижению.
Эпизоды депрессии также характерны для людей, страдающих социофобией.
Лечение социофобии
Исследования показали, что наиболее эффективным является сочетание медикаментозного лечения и поведенческой терапии.
Медикаментозное лечение
Существуют лекарства, применяемые для лечения депрессии (антидепрессанты). Определенный класс антидепрессантов известен как обратимые ингибиторы МАО, например, моклобемид. Они эффективны при социофобии, в частности, в случаях социальной тревоги. Физические симптомы напряжения могут быть снижены в результате применения бетаблокаторов (пропранолол или атенолол). Их часто выписывают в случаях боязни возникновения таких физических симптомов, как, например, дрожь при выступлении на собрании. Шансы достижения устойчивого положительного эффекта от применения антидепрессантов повышаются, если медикаменты сочетать с поведенческой терапией. В случаях общих тревожных расстройств сочетание медикаментозного лечения с поведенческой терапией дает наиболее оптимальные результаты.
Поведенческая терапия
Поведенческая терапия ориентирована на стойкую редукцию симптомов. В самом начале терапевтической работы необходимо определиться, что является причиной симптомов и что их поддерживает. Лечение подбирается в соответствии с определенным планом. Специалист по поведенческой терапии подбирает методы и техники, эффективность которых уже доказана в работе именно с этими симптомами. В промежутках между посещениями терапевта пациенты выполняют домашние задания, которые постепенно, шаг за шагом, усложняются.
В поведенческой терапии социофобии выделяют три важных положения:
1. Работа с вызывающими тревогу мыслями.
2. Выработка социальных навыков.
3. Преодоление отчуждения.
Эти три положения можно как комбинировать, так и использовать независимо друг от друга.
Работа с вызывающими тревогу мыслями
Она известна также как когнитивная терапия (познание = мысль). Первый шаг состоит в отслеживании негативных мыслей (например, «Я уверен, что у меня появиться дрожь», или «Они посчитают меня занудой», или «Будет ужасно, если я ему не понравлюсь»).
Такие мысли отслеживаются для того, чтобы определить их соответствие действительному положению вещей. По возможности они трансформируются в более реалистичные и часто становятся позитивными.
Приобретение социальных навыков
Доказано, что у большинства страдающих социофобией тревога обусловлена недостатком определенных социальных навыков. Риск оказаться непонятым увеличивается, когда человек не может начать беседу или отказать в ответ на просьбу. Приобретение социальных навыков обычно происходит в условиях группы, где в процессе ролевых игр моделируются, обсуждаются и разыгрываются те или иные социальные ситуации.
Преодоление отчуждения
Поведенческая терапия не может быть успешной, пока не преодолено отчуждение. Очень эффективны упражнения «на раскрытие», особенно в ситуациях, провоцирующих тревогу. Начинают обычно с простых ситуаций, постепенно усложняя их. Пациенты, например, могут пойти на вечеринку, вернуть в магазин бракованный товар или посетить кафе и выпить там чашку кофе (даже если при этом у них трясутся руки). Тревога, возникающая при выполнении этих упражнений, будет постепенно уменьшаться. При выполнении таких задач человек обнаруживает, что ожидаемый им негативный эффект не соответствует действительности, и к следующей ситуации он подходит с большим чувством уверенности в себе.
Следующим ключевым элементом поведенческой терапии тревог и фобий являются упражнения на расслабление. Это снижает физическое напряжение и облегчает выполнение других упражнений.
Важным моментом при выполнении всех трех положений поведенческой терапии является принятие пациентом ответственности за их выполнение. При этом он должен вести «Рабочую тетрадь», читать ее и делать соответствующие выводы. Таким образом, он будет сосредоточен на преодолении негативных моментов. Порой это может приводить к периодам уныния и даже к усилению негативных симптомов. Однако с появлением первых положительных результатов лечения это проходит.
Кроме того, пациенту приходится выполнять упражнения, которые в первое время вызывают волнение и тревогу. На это уходит много сил и энергии. Но чем больше энергии он тратит на выполнение упражнений, тем больше пользы от них. Многие люди, анализируя свое прошлое, стараются отыскать причины возникновения социофобии. Однако исследования показали, что энергию и усилия лучше направлять на выполнение практических упражнений. Общеизвестно, что в противовес лечению, основанному на беседах о прошлом пациента, поведенческая терапия отличается более положительными результатами.
Если вы прочли эту информацию, выполните упражнение 3.
2.4. Определите свой начальный уровень
Перед тем как перейти к лечению, определите серьезность вашей проблемы. Тогда в течение нескольких месяцев по мере выполнения наших рекомендаций вы сможете сопоставлять выраженность своей проблемы по сравнению с данным моментом.
Для этого выполните тест (шкала Лейбовича), который оценит ваш уровень тревожности и страха в различных социальных ситуациях.
Перейдите к «Рабочей тетради» и выполните упражнение 4.
Теперь вы знаете свой изначальный уровень. Позже вы снова обратитесь к данному тесту. Это позволит вам оценить эффект от проделанной работы.
Сейчас вы сможете проделать еще один небольшой тест, который точно определит ваши персональные установки. Он называется «Тест пяти ситуаций», найти его вы сможете в «Рабочей тетради».
Перейдите к «Рабочей тетради» и выполните упражнение 5.
Теперь вы узнали свой уровень по «Тесту пяти ситуаций» — еще одному тесту, который вы повторите в будущем.
2.5. Преодоление вашей социофобии
Как уже упоминалось в разделе 2.3, существуют три пути преодоления социофобии. В практической работе с социальными ситуациями очень важно усложнять упражнения постепенно. Преодолевая стремление избегать подобных ситуаций, вы тем самым берете под контроль свою тревогу. Это самый эффективный путь решения проблем. В главе 6 поясняется, как вы можете создать план последовательного достижения желаемого.
Но перед тем как начать борьбу со своей тревогой, вы должны как следует подготовиться и выбрать хорошее «оружие». Это увеличит ваши шансы на победу.
Вначале вы должны научиться трансформировать свои тревожные мысли относительно проблемных ситуаций в более реалистичные и менее тревожные..
Вы становитесь менее тревожными, когда подходите к определенной ситуации с более рациональными мыслями. Это позволит вам достичь желаемого результата в данной ситуации. Как отслеживать и менять свои мысли, вы узнаете в главе 3.
Затем вы научитесь расслаблять себя. Об этом говорится в главе 4. Как только вы научитесь делать это, то при небольшой практике сможете быстро достигать состояния расслабленности, что пригодится при выполнении последующих упражнений.
3 — 2756
Другие способы борьбы с тревогой раскрываются в главе 5. Там вы найдете целый спектр рекомендаций о том, как нужно себя вести в различных социальных ситуациях. Мы расскажем вам, как следует начинать и поддерживать разговор. Постепенно мы перейдем к более трудным ситуациям, например, как корректно отказать в ответ на просьбу.
В данном руководстве предлагается определенный порядок выполнения упражнений, который при желании можно немного менять. К примеру, упражнения на расслабление в четвертой главе являются самостоятельной темой. Поэтому вы можете выполнять упражнения на релаксацию, даже если все еще продолжаете работать над третьей главой. Кроме того, вы можете приступить к шестой главе, продолжая работать с четвертой. Однако мы настоятельно рекомендуем вам: начиная с третьей главы, постепенно переходите к выполнению шестой.
Подготовительным упражнениям уделяется достаточно много времени. Не спешите с их выполнением. Помните, что время, затраченное на хорошую подготовку, облегчит выполнение последующих упражнений.
Сейчас вы можете приступить к работе над своими проблемами.
Изменение негативных мыслей
3.1. Азбука эмоций
Представьте, что вы ночью лежите в своей постели и вдруг слышите какой-то шум в соседней комнате. Что вы почувствуете? Наверное, сильно испугаетесь. Но так бывает не всегда. К примеру, если это кошка разбила вазу, то вы почувствуете раздражение оттого, что вам придется вставать с кровати и идти убирать осколки.
Чувства не всегда автоматически являются следствием событий. Вначале мы что-то думаем по поводу событий, а затем возникает чувство. И мысли эти не всегда осознаются нами. В описанном выше сценарии мы почти автоматически и молниеносно думаем о грабителе, забравшемся в дом. Такая промежуточная стадия мгновенной мысли и определяет возникшее затем чувство.
Схематически это выглядит так:
1) событие,
2) мысль,
3) чувство.
Еще один пример.
Допустим, вы встречаетесь с другом. Предполагалось, что он должен был приехать к восьми часам вечера, а на часах уже половина девятого. Как вы себя чувствуете? Разные люди будут испытывать различные чувства: раздражение, злость, легкое беспокойство, сильное волнение и тревогу, разочарование или грусть и т. д. Все зависит от того, что они думают об этом опоздании. Например: «Он всегда очень пунктуален. Наверное, что-то случилось. Может быть, несчастный случай». Это приводит к чувству, отличающемуся от того, которое вызывается следующей мыслью: «Его не волнует то, что он опаздывает, даже зная, что я терпеть не могу опозданий. Я для него ничего не значу».
Поэтому ваши мысли по поводу опоздания друга и определяют ваши чувства в данный момент.
3.2. Различение событий, мыслей и чувств
Сделать это не всегда легко. События должны быть восприняты (то есть должны быть увиденными или услышанными). Это объективный факт.
Например: «Посетители смотрели на меня, когда я вошел и как оплачивал покупки», «Мой сосед называет меня спекулянтом». Можете проверить, действительно ли вы описываете события так же объективно, как объективно фиксирует их видеокамера.
Таким образом, мысль «Я вижу, что они во мне не заинтересованы» становится невозможной, поскольку видеокамера не может зафиксировать интерес. Вы можете видеть, как другие выглядывают в окно, зевают или читают газету. Вы можете сделать правильный или неправильный вывод по поводу их заинтересованности вами. Однако данное заключение не является объективным событием, поскольку это только ваша мысль. Из тех же самых наблюдений вы могли бы сделать вывод, что эти люди очень устали или что-то на улице привлекло их внимание.
Мысли, вызванные событиями, часто вами не осознаются. Мысль «Мой сосед сердитый» является вашей интерпретацией. Это вывод, который вы делаете исходя из наблюдения «предвзятого отношения к вам» или, возможно, «сердитого выражения лица».
Выражения «Они насмехаются надо мной» и «Они меня не любят» тоже являются мыслями, потому что это также невозможно зафиксировать видеокамерой. Такие мысли не всегда логично вытекают из фактов. Человек интерпретирует воспринимаемые факты на основе своего предшествующего опыта. Если человек привык к тому, что в обществе ему всегда рады, но вдруг его собеседник начинает зевать, то он отнесет это к тому, что его визави плохо спал ночью. Если же в такой ситуации оказывается человек с заниженной самооценкой, то он утвердится во мнении о себе как о плохом и скучном собеседнике.
Зачастую человек не может отличить мысли от чувств.
Выражения «Я чувствую, что я тебе не нравлюсь», «Я чувствую, что совершу завтра ошибку» являются примерами мыслей, выдаваемых за чувства. В этом случае злость и тревога могут быть чувствами, возникшими вследствие этих мыслей.
В таблице 1 слева указаны четыре основных чувства, а справа — некоторые мысли, которые приводят к возникновению подобных чувств.
Таблица 1 Чувства и мыслительные процессы
Чувства | Мысли |
Печаль | Потеря кого-либо или чего-либо; ощущение себя униженным |
Злость | Кто-то обманывает или использует вас в своих целях |
Раздражительность | Ожидание чего-то неприятного |
Радость | Ожидание или встреча с чем-то приятным |
Очень важно научиться различать и разграничивать события, мысли и чувства. Позже это позволит вам более эффективно ориентироваться в проблемных ситуациях.
Перейдите к выполнению упражнения 6.
3.3. Порядок анализа мыслей
В этом разделе рассказывается о том, как различать события, мысли и чувства, следуя определенному порядку. В будущем это поможет вам в так называемом анализе мыслей. Последовательность анализа мыслей приведена ниже:
1.ДАТА
2. СОБЫТИЕ
3. ЧУВСТВО
4. МЫСЛИ
Вы уже заметили, что вначале указано ЧУВСТВО и только затем МЫСЛИ. Это отражает порядок анализа мыслей. Распознавание событий и чувств обычно не представляет труда; отслеживание же мыслей требует немного больше усилий.
Например: «Я покраснел и чуть не умер от стыда». Вначале вы записываете событие и чувство. Покраснение (физиологическое явление) является событием, а стыд — чувством. Затем вы можете попытаться определить, какие мысли в действительности привели к этому чувству.
Приведем пример анализа мыслей: «Она думает, что мне от нее что-то надо. Я уверен, что она считает меня идиотом».
ДАТА: 16 августа
СОБЫТИЕ: когда я нахожусь вместе с этой девушкой, я краснею.
ЧУВСТВА: тревога, стыд.
МЫСЛИ: она думает, что мне от нее что-то надо, я уверен, что она считает меня идиотом.
Еще один пример: «Я чувствую себя ужасно. Я должен был встретиться с Виктором и совершенно забыл об этом. Он, наверное, сейчас переволновался. Он будет очень злиться на меня». В этом случае заполнять «Рабочую тетрадь» нужно следующим образом:
ДАТА: 13 мая.
СОБЫТИЕ: я забыл о встрече с Виктором. ЧУВСТВО: тревога, стыд.
МЫСЛИ: он, должно быть, действительно переволновался и будет очень зол на меня.
Сейчас выполните упражнение 7.
Вы можете испытывать тревогу из-за мыслей о предстоящем событии. В этом случае немного труднее различать событие и провоцирующие тревогу мысли. Предположим, вы думаете о своем завтрашнем выступлении на собрании. В дан-
ный момент это еще не совершенное действие, а только мысль.
В таком случае анализ мыслей может выглядеть следующим образом:
ДАТА: 12 декабря.
СОБЫТИЕ: я сижу в кресле дома.
ЧУВСТВО: волнение, тревога.
МЫСЛИ: мне необходимо завтра выступить.
Однако в этом анализе пропущена одна существенная мысль, которая и делает вас нервозным. В данном случае анализ бесполезен: вы реагируете, сидя в кресле со своими мыслями и чувствами, как будто событие уже произошло. Поэтому при описании СОБЫТИЯ важно указывать в качестве этого СОБЫТИЯ истинную причину тревожных мыслей. Например так:
ДАТА: 12 декабря.
СОБЫТИЕ: выступление (думаю о нем).
ЧУВСТВО: тревога.
МЫСЛИ: я думаю, что все будут надо мной смеяться.
Таким образом, когда вы думаете о том, что предстоит, запишите предстоящее действие в графе «СОБЫТИЕ». Если желаете, можете добавить «думаю о...», но это не обязательно.
Сейчас перейдите к выполнению упражнения 8.
3.4. Анализ ваших чувств и мыслей
Цель такого анализа заключается в том, чтобы научиться различать в самом себе события, чувства и мысли, которые приводят к определенным переживаниям. Вы можете достичь этого путем многократного рассмотрения в вашей «Рабочей тетради» момента, связанного с определенным переживанием.
Например, вы чувствуете напряжение. Вы определяете, какое событие (по вашему мнению) предшествовало этому напряжению (например, встреча с родителями вашей девушки). Вы вспоминаете, какие мысли у вас были в период между событием и возникновением напряжения. Например: «Возможно, они подумали, что я недостаточно хорош для их дочери».
В этом случае запись в дневнике будет следующей:
ДАТА: 1 июля.
СОБЫТИЕ: знакомство с родителями моей девушки. ЧУВСТВА: тревога, напряжение.
МЫСЛИ: они подумают, что я недостаточно хорош для их дочери.
Перейдите к выполнению упражнения 9.
Как оформлять «Рабочую тетрадь», будет указано чуть позже.
Во-первых, необходимо определить интенсивность вашего переживания. Для этого воспользуйтесь шкалой от 0 до 100 баллов. 100 баллов являются отражением сильнейшего переживания, которое вы только способны испытывать, а 0 баллов символизирует абсолютное отсутствие эмоций. Если человек в приведенном выше примере чувствует напряжение, но не очень сильное, то он может оценить это переживание в 50 баллов.
Во-вторых, вы должны определить, насколько правдоподобной и вероятной вы находите каждую мысль. Напротив каждой мысли нужно указать в процентах ее вероятность (соответствие действительности). 100% означает абсолютную правду, 0% — полное несовпадение с вашим предположением.
Скажем, человек в приведенном выше примере мог бы оценить свою мысль о том, что родители девушки найдут его недостаточно хорошим, как маловероятную. В таком случае он может поставить 10% напротив этой мысли.
Запись в дневнике будет выглядеть следующим образом:
ДАТА: 1 июля.
СОБЫТИЕ: встреча с родителями девушки.
ЧУВСТВО: тревога, напряжение (50). МЫСЛИ: они найдут меня недостаточно хорошим для нее (10%).
Записывая свои мысли, вы должны формулировать их в утвердительной, а не в вопросительной форме: не «Не подумают ли они, что я странный?», а «Они подумают, что я странный». Вы должны допустить эту негативную для вас возможность, потому что она лежит в основе вашего волнения. Когда в действительности родители вашей девушки не найдут вас странным, проблема исчезнет сама собой.
Необходимо также использовать утвердительные формы ваших мыслей вместо предполагаемых: то есть не «Может быть, они подумают, что я немного странный», а «Они подумают, что я странный». Употребление таких слов, как «может быть» и «немного», вы можете заменить определенным количеством процентов после изложения мысли. Например: «Они думают, что я странный (25%)». Таким способом вы показываете, что не вполне уверены, что они найдут вас странным. Вы выражаете в процентах правдоподобность своих мыслей.
Перейдите к выполнению упражнения 10.
Ведение «Рабочей тетради» поможет вам отслеживать собственные мысли. Возьмем, к примеру, человека, которому завтра нужно сдавать экзамен на получение водительских прав.
ДАТА: 13 декабря.
СОБЫТИЕ: экзамен на водительские права (думаю об этом).
ЧУВСТВА: тревога, паника (80).
МЫСЛИ: я буду завтра нервничать так сильно, что не смогу отличить правое от левого (20%). Я не сдам экзамен (25%). Надо мной будут смеяться дома (10%).
Важно оценивать мысли, принимая во внимание чувства и их интенсивность. В приведенном примере чувство тревоги, несомненно, следует из этих мыслей, но интенсивность в 80
баллов кажется очень завышенной. Это может означать, что существуют другие мысли, которые пока еще не осознаны.
Например: «Если я не сдам этот экзамен сейчас, то никогда его не сдам» и «Если они начнут смеяться надо мной, значит, я неудачник». Такие мысли оправдывают 80 процентов тревоги. Поэтому очень важно постоянно вести «Рабочую тетрадь». Продолжать упорные поиски тревожных мыслей вовсе не так просто. Эту задачу можно облегчить:
1) задавая себе, например, такие вопросы: «А что еще может произойти? А что потом? А что после этого?»; «Что самое плохое может произойти?», «Что наихудшее из всего этого?»;
2) воображая, как все могло бы обернуться. Эту технику мы иногда называем «Просмотреть кино полностью». У большинства людей сохраняется тенденция избегать какого-либо самоанализа, что вполне объяснимо не очень приятными переживаниями, связанными с этим процессом. Однако вы должны преодолеть такие тенденции, если решаете применить этот метод. Только тогда, когда негативные мысли будут конкретизированы и определены, появится возможность их изменить. Рано или поздно вы сможете вполне успешно отслеживать такие мысли.
Сейчас вы сможете полностью выполнять все инструкции, необходимые при отслеживании мыслей. Переживая определенное чувство, вы можете анализировать, какое событие и какие мысли с ним связаны. Заполняя дневник, всегда спрашивайте и проверяйте себя по следующим позициям:
1. Произошедшее событие — это что-то конкретное и объективное или только мысль о событии, мнение, идея или чувство? Оно воспринято так же объективно, как фиксирует объектив видеокамеры?
2. Относится ли это чувство к числу базовых, таких, как печаль, вина, стыд, гнев, раздражение, тревога или напряжение, описанных в начале третьей главы? Может ли это быть
замаскированная под чувство мысль, например, «Я чувствую, что не нравлюсь ему»?
3. Выявляются мысли-утверждения или мысли-вопросы? Выражены ли они в утвердительной форме?
4. Отражают ли мысли ваши чувства, соответствуют ли они интенсивности чувств? Если нет, то должны присутствовать неосознаваемые мысли, которые соответствуют интенсивности переживания.
Старайтесь как можно полнее отследить ваши мысли.
Выполните упражнения 11, 12, 13.
3.5. Ежедневный анализ мыслей
Теперь вы достигли такого уровня, когда можете анализировать свои мысли и чувства, заполняя «Рабочую тетрадь». Каждый день, начиная с этого момента, вы должны тратить на такую работу полчаса. Вы будете концентрироваться на тех чувствах и мыслях, которые обусловливают вашу социофобию. Обычно начинают с чувства напряженности или тревоги. Вы записываете в «Рабочую тетрадь» эти чувства, указывая их интенсивность. Затем вы записываете, какое событие связано с этим чувством или вы думаете, что связано. Следующая часть самая трудная. Вы должны попытаться вспомнить, какие мысли приходили вам в голову. Вы прослеживаете и описываете как можно больше таких мыслей, пока они окончательно не объяснят выраженность и интенсивность вашего чувства. Вскоре вы обнаружите, как растет ваш профессионализм по мере опыта применения этой техники.
Иногда кажется, что все мысли текут в одном направлении. Ничего странного в этом нет. Фактически важно определить, какие темы постоянно крутятся в ваших мыслях.
Оставаясь неосознанными, мысли на первый взгляд часто представляются схожими, но оказываются очень разными при ближайшем рассмотрении.
Мысль «Они подумают, что я глупый» не является тем же самым, что и мысль «Они подумают, что я напыщенный». «Он больше не захочет меня увидеть» отличается от «Он боится, что его увидят вместе со мной».
У многих людей такая ежедневная запись чувств и мыслей может вызвать повышение тревоги, напряжения или уныние. Эти упражнения заставят вас обращать внимание на негативные чувства и мысли, на то, что вы еще не в состоянии контролировать. Это неизбежно. Но имейте в виду, что вскоре вы начнете изучать контрмысли, которые будут использоваться против этих негативных и иррациональных мыслей. А для этого очень важно полностью выявить и определить негативные мысли.
Выполните упражнение 14.
3.6. Рациональные и иррациональные мысли
Мысли о происходящем часто приходят одновременно с самими событиями. Мы слышим звук и тут же делаем вывод о нем. Впоследствии очень часто выясняется, что наш вывод был неправильным. С вашим другом, опаздывающим к назначенному времени, о котором шла речь в разделе 3.1, не произошел несчастный случай. Он явился с фантастическим подарком, что, к сожалению, заняло немного больше времени. Между прочим, мы очень часто делаем поспешные выводы о прошедших событиях.
Иррациональные мысли — это мысли, которые обосновываются неправильно. Они не подтверждаются реальными фактами. Например, вы думаете: «Все гости могут увидеть, как трясется моя чашка». В дальнейшем оказывается, что никто из гостей даже не заметил этого. Или вы думаете: «Они не пришли ко мне в гости, потому что я не нравлюсь им», когда на самом деле на почте просто потеряли ваши приглашения.
Рациональные мысли - это реальные мысли. Они логически вытекают из реальных событий. Если кто-то постоянно посылает вам небольшие подарки, восхищается вами и говорит, что желает вас видеть как можно чаще, то мысль «Он в меня
влюблен» будет достаточно рациональной. Если хозяйка вечеринки подходит к вам с протянутой рукой, когда вы входите в комнату, то также рационально будет предположить, что она желает пожать вам руку и поприветствовать вас. Рациональные мысли не всегда являются позитивными. Если кто-то вас критикует, то нерационально будет предположить, что он вами восхищается в этот момент. Однако также иррационально думать, что данный человек питает к вам ненависть. Что-то связанное с вами было подвергнуто критике — этот вывод является более рациональной мыслью.
Достаточно часто встречаются так называемые логические ошибки, например, избыточное обобщение. Это означает, что человек делает обобщающий вывод, исходя из единичного случая. Например: «Вы никогда не говорите мне ничего приятного», «Они всегда сплетничают за моей спиной», «Я никогда ничего не делаю правильно».
Другим примером является взгляд на вещи «сквозь замутненные очки». Это означает, что человек уделяет значительно больше внимания негативным событиям, даже сильно преувеличивает их, в то время как положительные аспекты события остаются за кадром. Например, человек так рассказывает о презентации, которую он вчера проводил: «Она не удалась. Я потерял нить. Практически не было вопросов. И один из слайдов оказался перевернутым». Этот человек не обратил внимания на позитивные факты, которые несомненно присутствовали в этом событии.
3.7. Изменение мыслей
Если вы достигли определенного уровня в отслеживании своих мыслей, то в дальнейшем это умение можно развить в новую способность. С этого момента добавляется четвертый шаг, который называется «изменение мыслей». Теперь вы сможете определять, почему некоторые мысли являются иррациональными и какие мысли больше соответствуют действительности.
Существуют два основных пути изменения мыслей:
• тщательное изучение (раздел 3.7);
• новый опыт, показывающий неправильность ваших мыслей (раздел 3.8).
Сначала определите, действительно ли ваши мысли рациональны и соответствуют реальным событиям. Это можно сделать с помощью определенного числа стандартных вопросов. Задавайте такие вопросы по каждой мысли, которую вы хотели бы изменить.
Это позволит вам приобрести хорошее БОЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ СОБСТВЕННЫМ МЫСЛЯМ.
Со временем вы сможете задавать себе другие вопросы, которые будут для вас полезными.
1. Если я взгляну на весь свой опыт вплоть до сегодняшнего дня, то будет ли эта мысль объективной?
2. Как, по моим наблюдениям, другие чувствовали себя в подобных ситуациях?
3. Могу ли я услышать что-нибудь по радио, или увидеть по телевизору, или прочитать в книге или журнале, или узнать от других людей, что доказывало бы правдивость моей мысли?
4. Может ли что-нибудь доказать неправильность моего суждения?
5. Могут ли другие люди (можно назвать кого-то конкретно) думать так же, как и я?
6. Если это касается осуждения других людей: «Буду ли я думать по-прежнему, если ситуация примет другой оборот!»
7. Если кто-то другой думает так же и я желаю уменьшить его тревогу, какие конкретные факты я мог бы противопоставить его мыслям?
8. Могу ли я к той же самой ситуации подойти с другими мыслями, которые будут менее тревожными? Если да, то почему это происходит в действительности? (Эти мысли вы будете записывать в графе НОВЫЕ МЫСЛИ.)
Ответив на эти и другие вопросы и возражения, вы сможете достаточно независимо определять степень рациональности ваших мыслей. Часто она весьма невелика или вообще отсутствует. В таком случае ваши мысли иррациональны, их можно понять, но они в корне неверны. Поэтому вы ищете новые мысли, объясняющие событие.
Например:
ДАТА: 17 апреля.
СОБЫТИЕ: соседка заговорила со мной.
ЧУВСТВО: волнение (80).
МЫСЛИ:
1. Я вот-вот покраснею (95).
2. Она подумает, что я идиот, если я покраснею (80). РАБОТА С МЫСЛЯМИ:
1. Я часто краснею, но не каждый раз, когда думаю об этом.
Я не покраснел позавчера, когда беседовал с другой соседкой.
2. Я уже краснел в присутствии этой соседки и не заметил,
что у нее появилось впечатление, будто я идиот. Соседка всегда очень хорошо отзывалась о Т., а он тоже часто краснеет. НОВЫЕ МЫСЛИ:
1. Несомненно, есть возможность, что я покраснею, но наряду с ней существует вполне разумный шанс, что этого не произойдет.
2. Если даже я покраснею, то это вовсе не означает, что соседка подумает, будто я идиот. Возможно, для нее это не будет иметь никакого значения.
Вы можете заметить, что работа с мыслями и их замена занимают больше места в «Рабочей тетради», чем первоначально. Не жалейте места для их записи. С этого момента вы будете именно так вести свою «Рабочую тетрадь». Можете приступать к практической работе с вашими мыслями, и скоро она станет для вас привычным делом. Это будет небольшая попытка взглянуть на ваши представления с другой точ-
ки зрения. Скоро вы обнаружите, что ваши усилия вызывают заметный эффект.
Вы получите больше информации об общих логических ошибках в проявлениях социофобии и о том, как вы можете с помощью контрмыслей противостоять им.
Теперь вы можете проверять каждую мысль с помощью вопросов, приведенных на стр. 42-43.
3.8. Поведенческие эксперименты
Иногда сомнения остаются даже после анализа мысли: «Может быть, эта мысль и неправильная с точки зрения предыдущего опыта, но в данном случае...»
Второй путь изменения иррациональных мыслей заключается в усвоении нового опыта, показывающего несостоятельность ваших предположений. Вы можете провести тесты для получения информации о вероятности ваших мыслей (или ее отсутствии). Это так называемые поведенческие эксперименты.
Во-первых, можно спросить других: «Вы что-нибудь заметили? Что вы подумали, когда Т. так покраснел? Что вы думаете о...?» И так далее.
Во-вторых, можно обратить внимание на то, какова реакция людей на ваш поступок, чтобы проверить истинность ваших предположений. Например, если вы думаете, что люди будут делать язвительные замечания вам вслед, если вы первым уйдете с вечеринки, то лучший способ это проверить — однажды пораньше уйти с вечеринки. Если вам все еще трудно сделать это самому, то в качестве эксперимента можете попросить друга уйти немного раньше вас и самостоятельно пронаблюдать за реакцией остальных. Предварительно желательно сделать прогноз относительно ожидаемых реплик. В приведенном выше примере они предположительно сделают следующее замечание «А что, твоя мамочка установила комендантский час для тебя?», или «Ты находишься на привязи?», или что-нибудь вроде того.
Еще один пример: человек думает, что с ним никто не начнет говорить на вечеринке, если он не заговорит сам. Он так думает, поскольку убежден, что другие гости не считают его интересным человеком. Возможный поведенческий эксперимент будет заключаться в следующем: не начинать никаких бесед и разговоров на вечеринке (просто стоять и смотреть по сторонам) и понаблюдать, действительно ли с ним не начнут разговаривать.
После эксперимента вы можете сравнить свои предположения с тем, что реально произошло. Если ваши предположения были неверны, используйте результат эксперимента, чтобы изменить ваши иррациональные мысли во время их анализа.
Таким образом, после каждого анализа мыслей вы рассуждаете о возможности постановки поведенческого эксперимента, который обеспечит вас информацией о достоверности ваших предположений.
В примере с непроизвольным покраснением, описанном в разделе 3.7, человеку нужно проверить в зеркале, действительно ли его лицо заливает краска. Кроме того, он может спросить соседку, замечала ли она раньше, как он покраснел, и что она может подумать об этом. Вследствие вашей фобии вам может быть трудно выполнять какие-либо эксперименты. В таком случае можете о них хо