Определение общения в сестринском деле
Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.
Функции общения в сестринском деле:
1. информационная (получение и сообщение необходимой информации). Медсестре необходима информация о самочувствие пациента, его реакции на пребывание в медицинском учреждении, лечение. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приёма лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему исследованию, и другое.
2. экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать любые свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности.
3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение). В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь, медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
Уровни общения:
1. внутриличностное – общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуацию, вырабатывает планы, но вслух не произносит (например, составление плана ухода за пациентом, подготовка к предстоящей беседе с пациентом);
2. межличностное – между двумя и более людьми: общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений (например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента, согласование плана ухода с пациентом и его близкими);
3. общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией (например, проведение санитарно-просветительской работы со школьниками параллельных классов).
Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.
ТИПЫ ОБЩЕНИЯ
(каналы общения, способы коммуникации)
Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.
Бессловесный (невербальный) – неречевое сообщение (мимика, жесты, позы, действия, прикосновения).
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Различают 2 вида общения:
- терапевтическое, эффективное;
- нетерапевтическое, не эффективное.
Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!
Цели терапевтического общения:
· Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом,главная цель общения в сестринском деле- помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Терапевтические средства общения:
· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).
· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).
· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).
В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):
· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.
· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.
Нетерапевтические средства общения:
· избирательное или невнимательное выслушивание,
· констатированное заключение,
· безличное отношение,
· неоправданное доверие,
· стойкое и испуганное молчание,
· фальшивое успокаивание,
· морализирование,
· критика, насмешка, угроза.
ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.
2. Сообщение – информация, посланная этим человеком.
3. Канал – способ отправки сообщения, с помощью устной речи, неречевых компонентов или в письменном виде.
4. Получатель – человек, которому посылается сообщение.
5. Подтверждение – способ, с помощью которого получатель даёт знать отправителю, что сообщение получено.
ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Устное общение может быть эффективным, если:
- привлечь внимание получателя сообщением;
- говорить медленно, чётко произносить слова;
- грамотно излагать свои мысли, но не злоупотреблять медицинскими терминами;
- говорить простыми, короткими фразами;
- правильно выбирать время для общения (учитывать интерес пациента к беседе);
- не начинать беседу с неприятного;
- следить за интонацией голоса (интонация должна соответствовать содержанию);
- выбирать нужную громкость;
- использовать корректный юмор;
- правильно формулировать вопросы и по возможности задавать открытые вопросы.
* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.
Вопросы бывают следующих видов:
Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.
Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.*
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.
Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.
ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Письменное общение может быть эффективным, если:
· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);
· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);
· включать в записку всю необходимую информацию;
· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);
· выбирать простые и понятные слова;
· точно указывать время;
· обязательно подписывать сообщение;
· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.
Если пациент не слышит, не может прочитать сообщение, не понимает язык общения, не может ответить, можно общаться:
• посредством карточек с рисунками(это вариант письменного общения);
• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").