Лекция №3 БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННЫХ
Врожденные и наследственные заболевания у детей
В международной классификации болезней для обозначения широкого круга структурных, биохимических и функциональных нарушений, которые присутствуют у новорожденных, используется термин «врожденная аномалия» или «врожденный дефект». Этот термин включает в себя целый ряд нарушений развития: структурные дефекты (собственно врожденные пороки развития); наследственные нарушения метаболизма и хромосомные аберрации; поздние внутриматочные инфекции с последующим повреждением плода; внутриутробную задержку роста; иммунологические нарушения; умственную отсталость; врожденные опухоли.
Врожденные аномалии (дефекты, пороки) развития
Собственно врожденные пороки развития |
Собственно врожденные пороки развития – это структурные или морфологические дефекты органа или его части, возникающие внутриутробно и нарушающие функцию пораженного органа |
Наследственные заболевания заболевания |
Наследственные заболевания – это болезни, передающиеся потомству и обусловлены мутацией наследственной информации |
Этиология
Врожденные аномалии развития – этиологически гетерогенная группа нарушений, в происхождении которой принимают участие как наследственные, так и средовые факторы.
Факторы, способствующие возникновению аномалий развития плода называютсятератогенными.
Тератогенные факторы
Наследственные факторы (внутренние, эндогенные): 1. Генные мутации – обусловлены дефектом одного гена – 6% 2. Хромосомные нарушения – нарушение числа или структуры хромосом – 7% 3. Мультифакториальные – связаны с нарушением взаимодействия нескольких генов и факторов окружающей среды – 20-30% |
Средовые факторы (экзогенные): 1. Инфекционные (вирусы, бактерии и др.) – 2-4% 2. Химические (пестициды, инсектициды, лек.средства) – 2% 3. Физические (механические, вибрация, ионизирующая радиация, перегревание и др.) – 1% |
Классификация
Систематика врожденных пороков развития может быть основана на разных принципах, что обусловливает существование различных типов классификаций пороков развития.
Согласно патогенетической классификации, выделяют четыре типа врожденных пороков развития: порок развития(Malformation), дизрупция(disruption), деформация (deformation), дисплазия(dysplasia) [18]
Порок развития (malformation) - структурный дефект органа, части органа или большого участка тела в результате нарушения процесса развития под действием внутренних (часто наследственных) причин, при этом зачаток органа изначально аномален и его дальнейшее формирование не может идти по нормальному пути. Такие пороки называют еще первичными пороками.
Дизрупция (disruption) - морфологический дефект органа, части органа или большого участка тела в результате внешнего препятствия или какого-либо другого воздействия на изначально нормальный процесс развития, в связи с чем такой дефект называют иногда вторичным пороком. Нередко в постнатальном периоде трудно определить, в какое время произошло поражение и является аномалия пороком или дизрупцией. К факторам, способным вызвать нарушение процесса развития, относятся травмы, нарушения кровообращения, инфекции, амниотические тяжи. Дизрупции не относятся к порокам наследственного происхождения.
Деформация (deformation) - нарушение формы, размера или положения части тела, обусловленное механическими воздействиями на нормально развитые органы или части тела плода. Примерами таких воздействий являются малые размеры или деформация матки, маловодие. Деформации развиваются, как правило, уже после завершения процесса органогенеза, в поздние сроки беременности и при своевременном лечении имеют хороший прогноз. Деформации - относительно распространенные нарушения и встречаются примерно у 2% новорожденных. Примерами деформации являются позиционная косолапость, плагиоцефалия (асимметрия черепа).
Дисплазия (dysplasia) - нарушенная организация клеток в тканях и ее морфологический результат (следствие дизгистогенеза) Дисплазия может носить генерализованный характер, если измененная ткань входит в разные органы и системы. Например, множественность поражений при синдроме Марфана обусловлена дисплазией соединительной ткани.
В зависимости от времени возникновения в пренатальном онтогенезе пороки делятся на гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии и фетопатии.
Гаметопатии возникают в основном в результате мутаций в половых клетках родителей, а также при перезревании половых клеток (чаще яйцеклеток) или аномалий сперматозоидов. Типичными примерами гаметопатий являются наследственные синдромы и первичные пороки развития.
Бластопатии связаны с поражением бластоцисты - зародыша первых 15 дней после оплодотворения (до начала маточно - плацентарного кровообращения). Следствием бластопатий являются очень грубые нарушения, например, двойниковые пороки, циклопия, сиреномелия (сращение нижних конечностей).
Эмбриопатии возникают в результате воздействия повреждающего фактора на эмбрион, то есть в период от 16 дня до конца 8 нед беременности. Поскольку в этот период происходят интенсивная дифференцировка клеток, закладка и формирование органов, то большинство тератогенных агентов наиболее активно воздействуют в это время Тип и характер продуцируемых поражений зависят от того, какой орган окажется наиболее «уязвимым» во время воздействия повреждающего фактора
Фетопатии возникают в результате воздействия этиологического фактора на плод в период от 9 нед развития до окончания беременности. Этот временной период характеризуется в основном ростом органов, чувствительность их к тератогенным воздействиям резко снижается Наиболее длительным периодом чувствительности обладают нервная система и половые органы. Чаще всего это малые аномалии развития и функциональные нарушения
По тяжести течения и влиянию на здоровье ребенка выделяют следующие категории пороков развития
летальные - пороки, приводящие к гибели до наступления репродуктивного возраста, чаще сразу после рождения,
тяжелые - пороки, требующие срочного медицинского вмешательства в целях сохранения жизни новорожденного и нарушающие в дальнейшем качество жизни больного,
умеренно тяжелые - пороки, требующие лечения (например, хирургического), но не угрожающие жизни больного и не приводящие в дальнейшем к нарушению качества жизни
По распространенности в организме врожденные пороки развития подразделяют на:
• изолированные (одиночные) - пороки развития одного органа. Большинство из них возникает, как правило, в результате взаимодействия генетических и средовых факторов, то есть имеют мультифакториальную природу,
• системные - пороки развития нескольких органов в пределах одной системы (например, множественные поражения костной системы),
• множественные - пороки развития двух и более органов, принадлежащих к разным системам. Возникновение множественных врожденных пороков развития может быть обусловлено различными механизмами.
В основу генетической классификации наследственных болезней положен этиологический принцип, а именно тип мутаций и характер взаимодействия со средой. Как известно, в зависимости от уровня организации наследственных структур различают генные, хромосомные и геномные мутации, а в зависимости от типа клеток - гаметические и соматические.
С генетических позиций всю наследственную патологию можно разделить на 5 групп генные болезни, хромосомные болезни, болезни с наследственным предрасположением (многофакторные, мульти- факториальные), генетические болезни соматических клеток и болезни генетической несовместимости матери и плода Каждая из групп, в свою очередь, подразделяется с более детальной генетической характеристикой и типом наследования.
СТИГМЫ ДИЗЭМБРИОГЕНЕЗА (малые аномалии развития)- врожденные дефекты, не требующие лечения, к ним относят:
• низкий рост волос на лбу, две макушки;
• гидроцефальная форма головы, широко расставленные глаза, эпикант (третье веко);
• маленькие, или очень крупные уши с мягкими хрящами, приросшая мочка уха, добавочные козелки;
• асимметричные соски или добавочные соски;
• широкое пупочное кольцо, грыжа прямой линии живота;
• очень длинные «паучьи» или короткие сросшиеся пальцы, удлиненные межпальцевые складки, искривленный мизинец руки, второй палец ноги длиннее первого.
При обнаружении у ребенка двух и более стигм необходимо тщательное обследование на предмет выявления скрытых пороков развития и идентификации наследственного заболевания - медико-генетическое консультирование, включающее:
1) Анализ родословной (не менее 4-х поколений)
2) Лабораторно-инструментальное обследование:
• антенатальная диагностика: прямое исследование ДНК, хромосомный анализ, УЗИ для определения аномалий органов и систем;
• пренатальная диагностика: амниоцентез, УЗИ, биопсия ворсин хориона
Задачи медико-генетического консультирования:
• выявление генетических заболеваний, определение типа наследования, расчет возвратного риска;
• определение наиболее эффективного метода профилактики;
• консультирование родителей, составление медико-генетического прогноза;
• определение вида помощи для больного ребенка.
Наследственные заболевания