Что сделал бы на моем месте Иисус?
В последние годы этот вопрос задают себе миллионы людей во всем мире. В Америке его можно увидеть где угодно — от наклейки на бампере автомобиля до надписи на браслете.
Большинство моих знакомых христиан искренне хотят знать, что сделал бы Иисус на их месте в каждой конкретной ситуации, и следовать Его примеру
Как Иисус, мы хотим любить и чтить нашего Небесного Отца.
Как Иисус, мы стремимся жить согласно Десяти заповедям.
Мы учимся любить людей, как Он, и помогать им молитвой и делом. Мы хотим следовать учению Иисуса при использовании своего времени, талантов и финансовых средств. А вот хотим ли мы питаться так, как Иисус?
Почему бы и нет? Ведь мы же стараемся следовать за Ним в других областях жизни.
Иисус заботился о здоровье людей - об этом свидетельствуют Его многочисленные чудесные исцеления. Он хотел, чтобы люди были совершенными, подразумевая при этом не только душевное и духовное, но и телесное здоровье.
И все же — проповедовал Иисус здоровое питание?Я считаю, что проповедовал, причем не столько словами, сколько делами. В Библии содержатся сотни упоминаний о правилах здорового питания, и Иисус в Своей жизни следовал им.
Даже невнимательные читатели Писания вспомнят немало историй, в которых пища упоминается или ставится во главу угла. Иисус часто проповедовал ключевые духовные принципы, приводя в примерах пищу для аналогии. Он участвовал в библейских пиршествах и праздничных застольях. На Тайной вечере он ввел обряд причастия, в котором еда выступает как священное напоминание о Его смерти.
Медицина и наука подтверждают, что мы станем здоровее, если будем есть то, что ел Иисус. Он подает нам пример хорошего питания, физической активности и здорового образа жизни.
Возможно, вы скажете: «Но за две тысячи лет, прошедшие со времени земной жизни Иисуса, произошла масса перемен. Благодаря техническому прогрессу у нас появились многие новые виды пищи, о которых Иисус не знал. Да и наши привычки питания сильно изменились». В чем-то вы будете правы, а в чем-то нет. Времена меняются, и наше питание тоже, но перемены не всегда происходят к лучшему!
Возьмем, к примеру, питание в Америке и в России. И американцы, и россияне традиционно принимают пищу три раза в день, хотя во многих других странах люди едят только два раза в день.
На юге США очень популярны жареные блюда: жареная курица, жареная ветчина, жареная картошка, жареный лук и другие овощи. Дополнением у этому служит печенье, содержащее много жиров, и картофельное пюре с жирной сливочной подливкой. В России дела обстоят не лучше: жареные и жирные блюда занимают далеко не последнее место на нашем столе, да и сладкое — торты, пирожные, печенье, мороженое — мы также потребляем в больших количествах, особенно горожане.
Когда вы думаете о вкусной еде, что приходит вам на ум? Обычно нам кажется, что за едой обязательно должен следовать десерт, «третье» блюдо. Для большинства людей еда не в радость, если после нее они не могут пожевать чего-нибудь сладкого.
Такая диета не соответствует тому, что ел Иисус. Неудивительно, что она способствует ухудшению здоровья населения.
В 1901 году США заняли первое место среди 100 стран как самая здоровая нация в мире. В 1920 году эта страна занимала уже второе место, в 1950-м - третье, в 1970-м — сорок первое, а в 1981-м - девяносто пятое!
Динамика показателей состояния здоровья населения в России за такой период времени неизвестна. Однако можно привести такой факт: в докладе Всемирной организации здравоохранения за 2002 год по показателю «уровень здоровья нации» Россия находится на шестьдесят девятом месте. Среди финансовых, социальных и прочих причин, приведших нацию на столь низкое место, отмечено и неправильное питание.
Как вышло, что за короткие одиннадцать лет американская нация спустилась по лестнице здоровья с сорок первой на девяносто пятую ступеньку? А в течение века - с первой на девяносто пятую? Причина проста: это произошло благодаря так называемому фаст-фуду, или быстрому питанию.
Среднестатистический житель США за неделю съедает три гамбургера и четыре порции жареного картофеля. В 1970 году американцы затратили на продукты быстрого питания около 6 миллиардов долларов, а в 2000-м — более 110 миллиардов.
Эта сумма превышает затраты на персональные компьютеры, программное обеспечение, автомобили и высшее образование вместе взятые, а также на все купленные в этом году журналы, книги, видеофильмы, газеты, билеты в кино и пр.
Данных о том, сколько гамбургеров в неделю съедает средний россиянин, пока нет. Надо сказать, что наша страна еще не захвачена целиком предприятиями быстрого питания, в основном они создаются и распространяются в крупных и средних городах (то же относится к бывшим советским республикам — Украине, Белоруссии). Заслуживает внимания тот факт, что и динамика ухудшения уровня здоровья, и рост числа людей, страдающих избыточным весом, в этих городах выше, чем в среднем по России. Несомненно, что более высокая скорость ухудшения этих показателей помимо других причин (экология, напряженный темп городской жизни и др.) связана также с ростом популярности и доступности фаст-фуда.
В Москве рынок быстрого питания переживает сейчас свой золотой век. С одной стороны, практически в любом его секторе происходит бурный рост. А с другой, этот рынок еще весьма далек от насыщения — места пока хватает всем.
История фаст-фуда в России началась в 1990 году К тому моменту общепитовские «Блинные», «Пельменные» и недорогие кафе благополучно почили, оставив место свободным. Первым на рынок пришел «Макдоналдс». Затем в Москве появилось «Русское бистро». Эта первая отечественная система быстрого питания, пытавшаяся представить традиционную русскую кухню, особого коммерческого успеха не имела. Сейчас становится привлекательным дешевое питание, основанное на монопродукте (гамбургер, печеная картошка, выпечка и так далее) и малой форме (до 10—15 посадочных мест) фаст-фуда.
Структура рынка в Москве выглядит следующим образом: в основе пирамиды фаст-фуда лежат мобильные тележки, затем идут автобуфеты и киоски и на вершине — стационарные заведения.
В последние годы особое внимание предпринимателей привлекает продукция такой сферы фаст-фуда, как горячая выпечка из замороженного слоеного дрожжевого теста. Одна торговая точка обслуживает в зависимости от ее месторасположения 500—800 человек в день.
Темпы развития сетей быстрого питания очень высоки. Каждый год они удваивают свои обороты. Такие темпы сохранятся еще как минимум два года. После этого прирост будет идти уже за счет регионов.
В 2003 году была создана Московская ассоциация предприятий быстрого питания. Сети фаст-фуда смещаются на все более низкие ценовые ниши. На российском рынке самого дешевого общепита появляются новые бренды.
В России развивается рынок готовых завтраков. Наиболее популярны готовые завтраки отечественного производства, потому что иностранные стоят намного дороже. Исключением являются сравнительно высокие показатели потребления марок Nesquik в Москве и Muesli в Санкт-Петербурге. Среди потребителей готовых завтраков примерно две трети составляют женщины. Это, видимо, связано с тем, что ряд марок хлопьев и Muesli позиционируются как полезные продукты с относительно низкой калорийностью. Наиболее характерно потребление готовых завтраков для подростков 10—15 лет
Снэки - легкая закуска — новая для России группа товаров. Эти продукты, расфасованные мелкими упаковками, очень привлекательны. Принимая во внимание мировые тенденции, можно предположить, что их популярность в России будет только расти. Лидирующую позицию удерживают чипсы. Динамично развивается производство различных сухариков, что связано прежде всего с традиционностью этого продукта для российского потребителя. Увеличивается продажа семечек и сушеных морепродуктов.
Кофейни России — развивающийся бизнес. В Москве их уже около 40. На российском рынке эта ниша общепита обещает головокружительный рост. Ожидается, что через пять лет в столице их ежедневно будут посещать 100 тыс. человек.
Кроме того, в Москве открываются первые сети кафе-кондитерских. Вслед за традиционными сетями фаст-фуда начинают появляться цепочки кафе для сладкоежек. Рынок сладких кафе - один из самых бурно развивающихся в мире — практически не представлен в Белокаменной.
Эта информация о развитии рынка быстрой пищи получена в основном для Москвы. Однако можно ожидать, что такая же перспектива в недалеком будущем ожидает и другие российские города и веси, так как практика показала, что регионы повторяют в развитии рынка быстрого питания те же этапы, что и столица, но с отставанием примерно в два года.
В чем же причина такого головокружительного роста популярности быстрого питания? Дело в том, что его требует стремительно возросший темп жизни. Люди считают, что им некогда готовить обычную еду, и экономят время, питаясь фаст-фудом. Кроме того, часто традиционная еда стоит дороже, чем порция фаст-фуда, — в частности, потому, что американцы уже разучились готовить традиционные блюда и покупают больше продуктов, чем требуется, а излишки потом выбрасывают Сходная тенденция отмечается и в России.
В современном мире мы подвергаемся постоянной обработке рекламой, которая призывает нас покупать фаст-фуд. Детей завлекают в рестораны быстрого питания, предлагая им бесплатные игрушки и устраивая детские площадки рядом с этими ресторанами. В Америке такие заведения встречаются буквально на каждом шагу. Все это приводит к тому, что здоровое питание приносится в жертву удобству, дешевизне и доступности.
Фаст-фуд готовится так, чтобы привлекать своим видом, запахом, вкусом и консистенцией. Самый простой способ улучшить вкус и консистенцию - добавить жир и сахар. Пищевые изделия, которые блестят или лоснятся, типа пончиков или глазурованных пирожных имеют на поверхности дополнительный слой жира. Продукты быстрого питания почти не содержат ценных питательных веществ или клетчатки, и в них много соли.
Продукты с высоким содержанием соли, жиров и сахара, низким содержанием клетчатки и практическим отсутствием ценных питательных веществ совсем не похожи на те, которыми питался Иисус.