Семья Обучение Личность Здоровый
образ жизни Жизненная практика
Согласно модели Аллен, понятия семья, здоровье, обучение и сотрудничество определяют содержание и структуру ситуационно обусловленной сестринской помощи и выделяют семь шагов деятельности медсестры:
Медсестра определяет проблему как ситуацию, связанную со здоровьем.
- Проблема описана как семейная, затрагивающая более чем одного члена семьи.
- Проблема рассматривается как долговременная, ситуация может развиваться, меняться, подвергаться воздействию и оказывать влияние на другие жизненные события.
- Для анализа проблемы медсестра использует исследовательский подход /наблюдение, сбор информации из различных источников, собственные знания и опыт.
- Медсестра учитывает и использует потенциальные возможности пациента/семьи, что служит для разработки плана действия.
- Время выполнения плана определяется медсестрой на основании непрерывного наблюдения и оценки готовности пациента/семьи к
запланированным вмешательствам.
- Оценку результатов сестринского процесса медсестра производит на основании полученных данных от пациента/семьи и использует для планирования дальнейших действий.
Ситуации, относящиеся к событиям семейной жизни, оказывающие влияние на здоровье, попадают в сферу деятельности медсестры:
- Изменение численности, ролей и отношений в семье.
- Изменение деятельности в социальной системе (переход в новый коллектив, выход на пенсию и др.)
- Воздействие факторов окружающей среды, образа жизни и формирование здорового образа жизни.
- Изменения, происходящие в биологической сфере человека (возрастные, функциональные).
- Появление в семье хронически больных или инвалидов.
- Возникновение острого заболевания, травм и т. п.
- Возникновение финансовых затруднений и экономических кризисов.
- Взаимодействие с другими людьми, прекращение не желательных отношений.
- Возникновение кризисных и крайне неблагоприятных событий (стихийные бедствия, пожары, преступные действия и насилие, социальные катаклизмы и т. д.)
Краткая характеристика модели:
Пациент: | личность (биологическое существо, духовная и физическая сущность которого неразделимы), член семьи (автор модели предлагает рассматривать личность через «призму семьи»). Объектом сестринского вмешательства является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в семье формируется поведение, ориентированное на здоровье. |
Источник проблем: | ситуации, связанные со здоровьем, с которыми пациент мог бы справиться сам, если бы имел для этого силы, желания и знания. Здоровье представляет собой совокупность навыков семьи по преодолению проблемных ситуаций и ориентированных на развитие моделей поведения. |
Направления сестринской помощи: | на ситуации, связанные со здоровьем пациента и создание благоприятной для обучения среды. |
Цель ухода: | укрепление здоровья, поддержание на должном уровне сил и ресурсов личности и семьи. |
Способы сестринской помощи: | - обучение; - сотрудничество. |
Оценка: | состояния здоровья пациента, семьи; реакция пациента/семьи. |
Роль м/с: | дополняет деятельность других специалистов здравоохранения. |
· Медицинская модель
Медицинская (врачебная) модель хорошо знакома большинству сестёр в нашей стране, так как именно на неё была ориентирована подготовка сестринского персонала. При современном лечении внимание концентрируется на установлении анатомических, физиологических, биохимических причин и проявления заболевания. По выражению многих врачей, их вполне устраивает ситуация, когда врач сделал назначение, медсестра выполнила его. Инициатива сестры не приветствуется, медсестра только исполнитель и не более. Отказаться полностью от этой модели на сегодняшний день мы не можем по многим причинам экономическим и психологическим, в т.ч. неготовность медицинских сёстёр и врачей поменять стереотип мышления.
Краткая характеристика модели:
Пациент: | «набор анатомических органов и систем», пассивный носитель болезни. |
Источник проблем: | физиологические расстройства. |
Направления сестринской помощи: | медсестра знакомится с симптомами болезни, оценивает состояние деятельности органов и систем. |
Цель ухода: | вызвать изменения в определённых физиологических или анатомических системах. Цель определяется врачами. |
Способы сестринской помощи: | зависят от опыта врача. Практически одинаковы для различных пациентов, имеющих одинаковое заболевание. |
Оценка: | не обязательна, или определяется степень устранения нарушения функций органа или системы. |
Роль м/с: | помощник врача, зависимая. |
Современная модель сестринского дела Европейского регионального бюро ВОЗ (всесторонняя, холистическая)
Краткая характеристика модели:
Пациент: | человек – единая система, член семьи, общества, с присущими ему физическими, психо-соматическими и психо-социальными аспектами жизни, стремящийся приспособиться к окружающей среде и поддерживать свое здоровье на определенном уровне. |
Источник проблем: | взгляды и представления пациента о собственном здоровье, личности, себе самом, своем благополучии и образе жизни. |
Направления сестринской помощи: | - изучение и оценка показателей физического, психо-соматического и социального здоровья пациента; - выявление потребностей в сестринском уходе. |
Цель ухода: | совместно с пациентом выявление проблем в его повседневной жизнедеятельности, наиболее эффективно решаемых посредством профессионального ухода. |
Способы сестринской помощи: | - информирование; - обучение; - осуществление профессионального ухода и помощи; - конструктивное взаимодействие с другими людьми (семья специалисты и т.д.) для осуществления профессионального ухода; - выполнение назначений врача. |
Оценка: | совместно с пациентом/семьей оценка достигнутого в сохранении, укреплении и улучшении здоровья. |
Роль м/с: | - педагог; - самостоятельный специалист, осуществляющий профессионнальный уход и сестринскую помощь; - член лечебной бригады; - посредник между пациентом, семьей и/или его окружением. |
· Модели Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни
Модель, предложенная Н. Роупер в 1976г., дополненная в 80-е годы В. Логан и А. Тайэрни, была построена на достижениях в области физиологии, психологии и
сестринского дела. Ею, так же, как и В. Хендерсон, использован определенный перечень потребностей, присущих всем людям. Часть из них необходима для поддержания жизни, другие же влияют на её качество. Авторы указывают пять факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе: инвалидность; патологические изменения в тканях; несчастный случай; инфекционное заболевание; последствие влияния окружающей среды. Они считают, что сестра должна сосредоточить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, а оценка успешности сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и поддающихся оценке результатах.
· Модель Д. Джонсон.(1968 г.)
В своей модели Д. Джонсон предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не их потребностях.
Д. Джонсон полагает, что болезнь, изменение образа жизни могут разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход д.б. направлен на восстановление равновесия.
· Адаптационная модель сестринского дела К. Рой (1976г.)
Согласно этой модели у каждого человека есть свой уровень адаптации (состояние равновесия). Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда возникает недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации. Сестра помогает пациенту положительно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Сестринское вмешательство направлено либо на раздражители, влияющие на адаптацию, либо на уровень самой адаптации.
II. ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Алгоритм основных положений сестринского процесса
Этап | Название | Цель | Мероприятия |
I | Обследование | Собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, что бы создать базу данных о нём, о его состоянии в момент обращения за помощью. | - Сбор информации о пациенте; - проведение физического обследования; - сбор данных лабораторных и инструментальных обследований; - определение ценности полученной информации; - документирование полученной информации. |
II | Диагностика | Выявить проблемы пациента и сформулировать сестринский диагноз. | - Анализ и обработка информации; - выявление проблем; - формулирование и документирование сестринского диагноза. |
III | Планирование | Разработать мероприятия по уходу за пациентом. | - Установление приоритетов; - постановка целей; - выбор мероприятий по уходу; - обсуждение с пациентом и его семьёй; - написание плана ухода. |
IV | Выполнение | Осуществить действия по уходу, согласно намеченному плану. | - Повторная оценка пациента; - просмотр и корректировка плана по уходу; - осуществление мероприятий по уходу. |
V | Оценка результатов | Определить степень достижения поставленных целей. | - Сравнение состояния пациента с установленными критериями; - анализ полученных результатов и подведение итогов; - оценка качества оказанной помощи; - корректировка плана ухода за пациентом (при необходимости). |
Схема анализа данных, полученных при проведении сестринского обследования:
1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено. Для этого необходимо сопоставить по каждой из потребностей обычную способность самоухода и способность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода.
2. Следует выяснить причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности, например, заболевание или травма, лечение, окружающая среда, в том числе обстановка
стационара, личные обстоятельства (семейные или профессиональные).
3. Следующий шаг - необходимо выявить настоящие и потенциальные возможности пациента в удовлетворении тех или иных потребностей (для формулирования проблем, целей и плана ухода). Сестра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расширяться (к примеру, после несложной операции) или, наоборот, сужаться, становиться все более ограниченными (у стариков, инкурабельных пациентов) – для формулирования проблем, целей и плана ухода.
Например:
Потребность | Способность самоухода в данный момент | Обычная способность самоухода | Сестринский диагноз (проблема пациента) |
ДЫШАТЬ | Без изменений. Курит тайком в постели, часто роняет папиросы | Нет трудностей с дыханием, небольшая одышка при подъёме на третий этаж. Курит 8-10 сигарет в день | 1. Не знает, что курение ухудшает течение его заболевания. 2. Риск несчастного случая (ожоги, пожароопасная ситуация) |
ЕСТЬ, ПИТЬ | Не удерживает и проливает пищу из-за тремора кистей рук | Не испытывал затруднений | Не может принимать пищу самостоятельно из-за тремора кистей рук |
СОН | Засыпает с трудом | Привык спать на высокой подушке | Не может спать в горизонтальном положении из-за усиления одышки |
ПОДДЕРЖАНИЕ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА | Т=37,9° С, озноб | Т = 36,6° С | У пациента озноб из-за лихорадки |
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ | Неприятный запах от тела и изо рта | Соблюдал личную гигиену: чистил зубы, принимал душ ежедневно | Не может осуществлять мероприятия личной гигиены из-за необходимости соблюдения постельного режима |
Формулировка сестринского диагноза
Сложной задачей для медицинской сестры является формулировка сестринского диагноза.
В медицинской практике существует международная классификация врачебных диагнозов. Каждый диагноз имеет свой код, название и дефеницию. Медицинские диагнозы универсальны: диагноз «пневмония» будет понятен врачам в любой стране мира. То же самое происходит и в мировой сестринской практике. Существует международная классификация сестринских диагнозов NANDA, а также международные классификации сестринских вмешательств NIC и оценки результатов NOC. В Европе принята классификация ICNP, включающая в себя все три элемента.
Одной из наиважнейших задач на текущий момент в отечественном здравоохранении является стандартизация деятельности сестринского персонала. Разрабатываемые стандарты должны отражать специфику работы российских медсестер, обусловленную экономическими, социальными, культурными, экологическими и духовными факторами страны; в тоже время,
они должны быть максимально приближены к принятым в мире.
Структурно стандарт должен состоять из трех основных разделов: сестринский диагноз, сестринские вмешательства и критерии оценки по достижению результата.
Учитывая, что данный процесс находится в стадии разработки и эксперимента, мы будем сестринский диагноз формулировать как проблему пациента.
Для правильной формулировки проблемы могут помочь следующие вопросы:
1. Отражает ли эта проблема дефицит самоухода?
Например, желтуха, являясь проблемой здоровья пациента, не является сестринским диагнозом, так как не отражает дефицит самоухода у пациента.
2. Поддаётся ли эта проблема коррекции или устранению приёмами сестринской помощи?
Например, одышка у пациента, являясь проблемой здоровья и затрудняя самоуход, не является сестринским диагнозом, так как не поддаётся коррекции методами сестринского вмешательства.
3. Является ли выбранная Вами формулировка ясной и конкретной, понятной пациенту? Например, дискомфорт - не сестринский диагноз, так как непонятно, в чём именно состоит проблема пациента.
4. Может ли выбранная Вами формулировка сестринского диагноза служить базой для планирования сестринской помощи? Из формулировки сестринского диагноза должно вытекать направление сестринского вмешательства. Например, лихорадка - не сестринский диагноз, так как непонятно, имеет ли место дефицит самоухода и каким именно должен быть характер сестринского вмешательства. Правильнее: пациент не понимает необходимости пить больше жидкости при лихорадке, пациент не может самостоятельно сменить влажное бельё, пациент может получить травму из-за дезориентации.
Формулируя проблему пациента, следует указать, что пациент не знает, не умеет, не желает, не может, не понимает в сложившейся ситуации с его здоровьем, что его беспокоит. При этом источниками проблем пациента могут являться не только заболевание или травма, но и лечение (боится операции или перевязки), окружающая среда, в том числе обстановка ЛПУ (не может спать из-за шума холодильника в палате или духоты, постельного дискомфорта), возраст (забывает принимать назначенные врачом препараты), семейные или профессиональные обстоятельства (волнуется из-за конфликта в семье).
Таким образом, проблема сформулирована верно, если она описывает дефицит самоухода и направлена на скорейшее обретение пациентом ощущения комфорта и независимости.
Сестринский диагноз/проблема - основа для планирования сестринской помощи.
Планирование сестринского ухода
Планирование сестринского ухода включает:
определение системы и типа сестринского вмешательства | ||||
обсуждение плана ухода с пациентом | ||||
определение желаемых результатов ухода | ||||
ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения преемственности | ||||
Методы возможных сестринских вмешательств:
- оказание помощи в осуществлении самоухода;
- выполнение лечебных манипуляций;
- оказание психологической помощи, поддержки;
- обучение и консультирование пациентов/членов семьи;
- профилактика осложнений;
- укрепление здоровья;
- создание среды, благоприятной для удовлетворения основных жизненно-важных потребностей;
- меры по спасению жизни.
Независимые сестринские вмешательства:
- оказание помощи пациенту в самообслуживании;
- наблюдение за реакцией пациента на болезнь, за адаптацией к болезни;
- обучение пациента приёмам лечения, рекомендованного врачом и ухода за собой;
- советы по укреплению здоровья и профилактике заболевания;
- контроль за выполнением врачебных рекомендаций;
- планирование мероприятий ухода вместе с пациентом;
- организация досуга пациента.
Пример составления индивидуального плана сестринского вмешательства:
Проблемы пациента | Цели | План сестринского вмешательства |
Пациент забывает дома регулярно принимать лекарства из-за возрастного снижения памяти | Пациент будет принимать лекарства регулярно, в соответствии с назначением врача, всё время заболевания | 1. Беседа с пациентом о его болезни: объяснить механизм действия лекарственных средств, возможные последствия нерегулярного приема или передозировки. 2. Дать совет: заранее раскладывать лекарства по специальным ячейкам, маркированным «утро», «обед», «вечер». Держать ячейки с лекарствами на видном месте. 3. Дать совет: ставить таймер будильника на время очередного приема лекарства. 4. Нарисовать схему приема рекомендованного врачом препарата по дням недели, предлагая обводить кружком выполненные назначения. 5. Принимать лекарства в течение недели под контролем близких и в их присутствии. |
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рекомендации по решению клинико-ситуационных задач:
1. Внимательно ознакомьтесь с условием и заданием задачи (прочитайте несколько раз, медленно).
2. Определите ответную реакцию пациента на болезнь. Например, у пациента в задаче внезапное ухудшение здоровья: боль в области сердца, чувство страха за свою жизнь, невозможность выполнять работу, тревога за будущее своей семьи и т.д. Все перечисленные выше ответные реакции на болезнь являются проблемами пациента.
3. Согласуйте выявленные проблемы с диагностической формулировкой предложенного вам перечня проблем/сестринских диагнозов (такой перечень имеется в конце вашего учебника «Основы сестринского дела. Практикум»). Например, в перечне есть формулировки: боль в сердце, страх, нарушение адаптационных возможностей, тревожность. Запишите проблемы столбцом (по одной в сточке).
4. Избегайте наносящих вред или непонятных формулировок.
5. Установите этиологию(причину) проблемы пациента, например боль в сердце при повышении АД. Подтвердите результатами обследования из условия задачи, допишите к проблемам. Например, «Боль в сердце при повышении АД (180/120 мм.рт.ст.)».
6. Соотнесите проблемы пациента с потребностями, например: боль в сердце при повышении АД (180/120 мм.рт.ст.) – нарушена потребность в дыхании (т.к. сердечно-сосудистая система выполняет внутреннюю функцию дыхания – клеточную).
Определение нарушенных потребностей помогает установить приоритетность решения проблем пациента в соответствии с иерархией потребностей.
7. Определите первостепенные проблемы пациента, расставьте приоритеты. В данном случае приоритетной проблемой (способствующей ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений) будет «боль в сердце». Затем определите потенциальные проблемы – те, которые могут возникнуть, если медсестра не сможет разрешить первостепенные проблемы пациента. Например, если в процессе оказания помощи не удалось снизить АД и купировать головную боль может возникнуть усиление боли, неадекватность поведения, безнадёжность…
8. Начертите таблицу и заполните её.
Для лучшего понимания своих действий необходимо указывать:
- тип сестринского вмешательства: зависимое, независимое, взаимозависимо;.
- кратность намеченных мероприятий, например, каждые 2 часа, 3 раза в день и т.д.;
- мотивировать сестринские вмешательства.
Потребность в уходе - проблема | Цель | Действия медсестры | Мотивация | Оценка результата |
потребность в дыхании - боль в сердце при повышении АД (180/120 мм.рт.ст.) | -снизить АД -купировать боль -предотвратить повышение АД 1и 2 цели краткосрочные (20-30мин.), 3цель долгосрочная – более 7 дней | Зависимые: - снять ЭКГ - в/в гипотензивное средство - в/м диуретическое средство - контроль АД каждые 10 мин. Независимые: - измерить АД на обеих руках - вызвать врача через третье лицо - успокоить, уложить с приподнятым головным концом - обеспечить психологический покой - исключить приём жидкости и пищи до улучшения состояния - валидол 1 таб. под язык - горчичники на область затылка - в течение 2-х часов после введения гипотензивного средства обеспечить горизонтальное положение | - диагностика нарушений работы сердца - для снижения АД - для уменьшения ОЦК – снижение АД контроль за динамикой состояния - оценка состояния - улучшение состояния, предотвращение дальнейшего повышения АД - предотвращение повышения АД в следствии повышения ОЦК - купирование боли - отвлекающая от боли процедура - предотвращение резкого снижения АД | - пациент лежит спокойно, не пытается встать, не принимает жидкость и пищу - в палате тишина - после примене- ния горчичников и валидола боли в сердце уменьшились - через 30 мин. после инъекций АД 130/80, болей в сердце нет |
Мы показали вам пример решения одной из проблем пациента. Предлагаем вам самостоятельно решить клинико-ситуационные задачи, ориентируясь на предложенный образец.
Задание к задачам:
- Определите проблемы пациента, связанные с нарушением потребности в поддержании нормальной температуры тела.
- Сформулируйте цели.
- Составьте план ухода с мотивацией.
- Укажите критерий оценки достигнутого результата.
Задача 1. Пациента В., 39 лет, находится на лечении в стационаре с диагнозом правосторонняя крупозная пневмония, болен третий день.
Пациент жалуется на боли в грудной клетке, усиливающиеся в положении лёжа на левом боку, частый кашель с отделением мокроты, сильную слабость, головокружение, чувство жара.
При осмотре: Т°=39,5°С, кожные покровы горячие, влажные. Пациент одет в шерстяной костюм, т.к. считает, что тёплая одежда способствует выздоровлению при простуде. По этой же причине не разрешает открывать форточку и проветривать палату. Пациент отказывается соблюдать постельный режим, т.к. считает для себя неудобным принимать помощь медсестры при дефекации и мочеиспускании.
Задача 2. В стационар доставили пациента А. 25 лет с диагнозом очаговая пневмония. Предъявляет жалобы на головную боль. При осмотре: Т°=40,5°С, состояние тяжелое, больной раздражительный, беспокойный, мечется. Кожные покровы сухие, горячие, гиперемия лица, на губах трещины. Временами зрительные и слуховые галлюцинации. От пищи отказывается, пьёт мало, неохотно.
Задача 3. Пациент И. 32 лет, находится на лечении в стационаре с диагнозом острый бронхит. Предъявляет жалобы на плохое самочувствие, головную боль, «ломоту» во всём теле, чувство холода, сухой мучительный кашель. При осмотре: кожные покровы бледные, холодные на ощупь, Т=39°С. Пациент отказывается укрыться тёплым одеялом, т.к. боится повышения температуры, на пациенте легкое нательное бельё.
Задача 4.У пациента Б. с воспалением лёгких при температуре тела 39-41°С в течение нескольких дней, внезапно появились общая слабость, головокружение, повышенное потоотделение. При осмотре: кожные покровы бледные, мокрые, липкие, на лице капельки пота. Т°=35,4°С, пульс «нитевидный».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
1. Дайте краткую характеристику моделей по предложенным схемам.
МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН
Вр М/С
МОДЕЛЬ М. АЛЛЕН
МОДЕЛЬ Д. ОРЕМ
Вр М/С
МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ
Врцель, методыуходаМ/С
2. Тест-контроль знаний
Выберите один правильный ответ:
1. Автор теории недостаточности самоухода:
а) А. Маслоу; б) В. Хендерсон;
в) Д. Орем; г) Ф. Найтингейл;
2. Основоположница системы ухода за пациентами:
а) Ю. Вревская; б) Ф. Найтингейл;
в) Е. Бакунина; г) Д. Орем;
3. Высшая цель сестринского дела – удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения выздоровления – согласно теории:
а) А. Маслоу; б) В. Хендерсон ;
в) Д. Орем; г) Ф. Найтингейл;
4. В. Хендерсон разработала свою модель, основываясь на теории
а) А. Маслоу; б) С. Мухиной;
в) Д. Орем; г) Ф. Найтингейл;
5. Метод организации и практического осуществления медсестрой своей обязанности по обслуживанию пациента:
а) диагностика болезней; б) лечебный процесс;
в) сестринский процесс; г) профилактика заболеваний;
6. Второй этап СП:
а) сестринское обследование;
б) установление проблем пациента;
в) планирование объёма сестринских вмешательств;
г) определение целей сестринского ухода;
7. Субъективный метод сестринского обследования:
а) расспрос пациента; б) определение отёков;
в) измерение АД; г) осмотр пациента;
8. Оценка СП позволяет определить:
а) быстроту сестринского ухода; б) продолжительность болезни;
в) качество сестринского ухода; г) причину болезни;
Выберите два правильных ответа:
9. Реакция пациента на своё заболевание бывает:
а) физиологической; б) краткосрочной;
в) духовной; г) потенциальной;
10. Методы обследования пациента:
а) субъективные; б) независимые;
в) объективные; в) краткосрочные;
11. Проблемы пациента бывают:
а) существующие; б) потенциальные;
в) промежуточные; г) долгосрочные;
Установите соответствие между цифрами и буквами:
12.
Этапы сестринского процесса: | Название этапа: |
1. | а) выполнение плана сестринских вмешательств; |
2. | б) обследование пациента; |
3. | в) составление плана сестринского ухода; |
4. | г) выявление проблем пациента; |
5. | д) оценка результатов ухода; |
13.
Методы обследования: | Действия: |
1. субъективные | а) рентгенологическое исследование; |
2. объективные | б) расспрос пациента; |
3. дополнительные | в) пальпация, перкуссия, антропометрия; |
Дополните правильный ответ:
14. Цель сестринского процесса --- поддержание и ………… независимости пациента в …………… основных потребностей человека.
15. Объективная информация --- это данные, которые получает медсестра в результате осмотра, …….. и ………..
16. По приоритетности проблемы бывают первичные, вторичные и ……….
17. Долгосрочные цели – направлены на предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их ………. , реабилитацию и …………………….
Обозначьте понятие термина:
18. ________________ - это ответная реакция пациента на болезнь или своё состояние здоровья.
19 . ________________- это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
20. _______________ - это ожидаемый результат, то, чего хотят достичь медсестра и пациент по определённой проблеме.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ:
1. в
2.б
3.б
4.а
5.в
6.а
7.а
8.в
9.а, в
10.а,в
11.а,б
12.1-б; 2-г; 3-в; 4-а; 5-д;
13.1-б; 2-в; 3-а;
14. восстановление, удовлетворении;
15.наблюдения, измерения;
16.промежуточные;
17. профилактику, социальную адаптацию;
18.проблема пациента;
19.стандарт;
20.цель;
Критерии оценки:
«отлично» - 20-18 правильных ответов
«хорошо» - 17-16
«удовлетворительно» - 15-14
Менее 14 правильных ответов – «неудовлетворительно»
Вы допустили ошибки при ответах – изучите первую часть более внимательно, работа с пособием устранит пробелы в Ваших знаниях.
Вы не допустили ни одной ошибки – ваши знания хорошие, но возможно стоит повторить разделы или определения, вызывающие у вас сомнения.
3. Контрольные вопросы:
1. Зачем необходим сбор данных о том, как пациент удовлетворяет основные жизненно-важные потребности?
2. Какие могут быть причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности?
3. Для чего необходимо выявлять настоящие и потенциальные возможности пациента в удовлетворении своих потребностей?
4. Что должна отражать правильно сформулированная цель ухода?
5. Чем должна служить выбранная Вами формулировка сестринского диагноза/проблемы?
6. Почему выбранная Вами формулировка должна быть ясной и конкретной, понятной пациенту?
7. Что должно включать планирование сестринского ухода?
8. Перечислите методы возможных сестринских вмешательств.
9. Какого рода сестринская помощь может планироваться медсестрой?
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:— Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2013г.
—Манипуляции в сестринском деле. Под общей редакцией А. Г. Чижа. Издание четвертое. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.
—Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум». Ростов-на -Дону, 2010 г.
— Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова . Основы сестринского дела. Курс лекций, сестринские технологии. Серия «Медицина». Ростов-на -Дону, 2011 г.
— Яромич И.В. Сестринское дело. Учебное пособие. – Мн. Высшая школа, 2010.
— Статьи из журналов «Медицинская помощь», «Медицинская сестра», «Сестра милосердия», «Сестринское дело».
— ЛЕМОН: Пакет учебных материалов по сестринскому делу и акушерству, ВОЗ, Дания, Копенгаген, 1999.
— Теория концептуальной модели сестринского дела. Учебное пособие: перевод с англ./ под общ. редакцией профессора Г.М. Перфильевой. – М., ГЭОТАРМЕД, 2001.
Приложение 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛИХОРАДКИ
№ | Период | Жалобы | Кожные | Состояние | Соотношение | Действия |
п/п | лихорадки | пациента | покровы | сознания | теплопродукции и | медсестры |
и теплоотдачи | ||||||
1. | 1-й период | Головная | Имеют | Не изменено | Теплопродукция | 1. Согревать больного: |
подъема | боль, | вид «гусиной | или | преобладает над | а) укрыть теплым | |
температуры | ломота в теле, | кожи» | нарушено | теплоотдачей | одеялом, | |
слабость, | б) приложить к | |||||
озноб | ногам грелку, | |||||
в) напоить горячим сладким чаем | ||||||
2. | 2-й период | Головная | Гиперемия | Вероятно | Теплопро- | 1 .Организовать ин- |
постоянства | боль, | лица, | появление | дукция урав- | дивидуальный пост | |
температуры | ломота в теле, | кожа | бреда, | новешена с | 2.Охлаждать больного: | |
жажда, | горячая | галлюцина- | теплоотдачей | а) холодный компресс | ||
сухость | на ощупь, | ций при | или пузырь со льдом на лоб, | |||
во рту | сухость | Т° более | лоб, | |||
слизистых | 39°С. | б) протирание кожных | ||||
полости рта, | покровов прохладной | |||||
на губах | водой с добавлением | |||||
корочки, | уксуса, | |||||
трещины |