Кафедра «Лечебное и сестринское дело»

Кафедра «Лечебное и сестринское дело»

Этапы развития сестринской науки и технологии сестринского дела - сестринского процесса.

До 1955года заметки Флоренс Найтингейл по сестринскому делу, как основа развития теории.

1955 – 1966 гг. теории о потребностях, гуманистические теории В. Хендерсон, А. Маслоу, Ф. Абделла и другие

1955 год журнал «Новости общественного здравоохранения» США статья Лидии Холл «Качество сестринского ухода», где впервые даётся описание сестринского процесса.

1973 год Американская ассоциация медицинских сестёр опубликовала стандарты сестринской практики, где значительная роль отводилась сестринскому диагнозу.

Мери Мандингер и Грейс Джорон предложили выделить диагностирование в самостоятельный этап.

1987 год в Калгари /Канада/ состоялась первая международная конференция, посвящённая проблемам внедрения сестринского процесса.

1991 год сестринский процесс внесён в стандарты сестринской деятельности США.

В более чем 50 странах мира сестринский процесс составляет научную базу сестринской помощи.

1988 год в России вводится новый учебный план по специальности «Сестринское дело» для студентов медицинских училищ.

1991 год в России началась подготовка медицинских сестёр не только в медицинских училищах, но и в колледжах, а факультеты при медицинских академиях готовят медицинских сестёр с высшим образованием.

1993 год в Голицино /под Москвой/ прошла первая Всероссийская научно – практическая конференция по теории сестринского дела.

1998 год Санкт – Петербурге прошёл первый Всероссийский съезд средних медицинских работников, на котором принят проект Государственной программы развития сестринского

дела в Российской Федерации:

1998 –2000 гг. подготовительный этап,

2001 – 2005 гг. реализация эффективных форм и методов

работы сестринских служб.

Начало реформ в нашей стране пришёлся на период кризисного состояния здравоохранения в целом, на фоне серьёзных политических и экономических перемен; в период, когда медицинская сестра рассматривалась как дешёвая

рабочая сила, совмещающая свой квалифицированный труд с трудом

младшего медицинского персонала.

Введение новых технологий, таких как «сестринский процесс», призвано способствовать повышению качества сестринской помощи и престижа профессии, предотвращению оттока сестринских кадров из бюджетного здравоохранения.

Модели сестринского дела

Модель – образец, по которому что-то должно быть сделано.

Модели сестринского дела (ухода) называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.

Концепция – основная идея для передачи каких-либо взглядов.

Все модели имеют общие положения, но разную точку зрения и по-разному видят:

- пациента как один из объектов деятельности сестринского персонала;

- источник проблем пациента;

- направленность сестринского вмешательства;

- цель ухода;

- способы сестринского вмешательства;

- роль сестры;

- оценку качества и результатов ухода.

При проведении работы с пациентом по методике сестринского процесса чаще всего мы опираемся на элементы моделей сестринского дела Вирджинии Хендерсен, Доротеи Орем, Мойры Аллен и медицинскую.

Европейским региональным бюро ВОЗ предложена современная модель сестринского дела (всесторонняя, холистическая), которая в перспективе могла бы объединить работу медицинских сестёр всего мира.

· Модель сестринского дела В. Хендерсон ( 1966 г. )

Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акценти­рует внимание сестринского персонала на биологических, психоло­гических, социальных потребностях, которые могут быть удовлет­ворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных усло­вий этой модели - участие самого пациента в планировании и осу­ществлении ухода.

Согласно этой модели пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей: "Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности чело­века в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях обществен­ных отношений". В основе модели теория американского психоло­га А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей.



Показатели повседневной жизнедеятельности Задачи медсестры
1. Нормально дышать.   2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. 3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.   4. Двигаться и поддерживать нужное положение.     5. Спать и отдыхать. 6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружаю­щую среду. 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.   9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.     10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.   12. Заниматься любимой работой.     13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нор­мально развиваться. 1. Обеспечить пациенту нормальное дыхание. 2. Обеспечить пациенту адекватное питание и питье. 3. Обеспечить пациенту удаление из организма продуктов жизнедеятельности. 4. Помогать пациенту поддерживать правильное положение тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помогать ему менять положение. 5. Обеспечить пациенту отдых и сон. 6. Помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать ее. 7. Помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела.     8. Помогать пациенту содержать тело в чистоте и порядке, также обеспечивать защиту кожи. 9. Помогать пациенту избегать всевозможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вреда другим. 10. Помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать свои желания, чувства. 11. Содействовать тому, чтобы пациент мог отправлять свои религиозные обряды и следовать своим принципам. 12. Помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо делом. 13. Содействовать отдыху и развлечениям пациента. 14. Содействовать обучению пациента.

Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлет­ворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить потребности

само­стоятельно. Именно в это время сестра помогает "человеку, боль­ному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддер­живают его здоровье или же способствуют его выздоровлению, и которые этот человек выполнял бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания". Вирджиния Хендерсон утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление незави­симости человека.

Краткая характеристика модели:

Пациент: целостное, независимое, совершенное существо, имеющее 14 фундаментальных потребностей.
Источник проблем:   недостаток сил у пациента, желаний и/или знаний.
Направления сестринской помощи:   заключаются в оказании помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он смог бы осуществить сам, будучи здоровым.
Цель ухода: - помочь пациенту стать независимым в удовлетворении своих жизненных потребностей для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения им самостоятельности; - создать условия для достойного ухода из жизни в случае неизбежности смерти.  
Способы сестринской помощи: - познавать жизненные потребности пациента; - создавать «конструктивные взаимоотношения» с пациентом/семьей; - выполнять необходимые действия за пациента; - осуществлять эмоциональную поддержку, - обеспечивать меры безопасности; - выполнять назначения врача.  
Оценка: приобретение пациентом независимости в удовлетворении своих основных физиологических потребностей; оценка осуществляется тогда, когда удовлетворены все фундаментальные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.  
Роль м/с: самостоятельный, независимый специалист; помощник врача.  

· Модель Д. Орем (1971 г.)

Модель основана на принципах самоухода и личной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Потребности в самоуходе Д. Орем разделила на три группы:

- универсальные (присущи всем, различны по уровню удовлетворения);

- связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности);

- связанные с нарушением здоровья: --- анатомические, напр., отёки, ожоги…

--- функциональные физиологические, напр., одышка, тугоподвижность сустава…

- изменение поведения или повседневных жизненных привычек.

Сестринское вмешательство необходимо лишь в том случае, когда пациент или его родственники не могут сохранить равновесие между возможностями и потребностями самоухода (потребности превышают возможности). Роль медсестры автор определяет, как дополняющую к возможностям пациента осуществить самоуход, а сестринское вмешательство направлено на расширение возможностей самоухода или изменение потребностей в нём.

Краткая характеристика модели:

Пациент: единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии.  
Источник проблем: нарушение равновесия между потребностями и возможностями самоухода.  
Направления сестринской помощи: на выявленный дефицит самоухода и его причины. Д. Орэм считает, что определив требования и возможности пациента к самоуходу, можно принимать решение о планировании ухода. Сестринское вмешательство позволяет человеку сохранить свое здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни.  
Цель ухода: краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели должны быть сосредоточены на пациенте (его возможностях по самоуходу), при этом с пациентом обсуждают не только цели, но и сестринские вмешательства.  
Способы сестринской помощи: Шесть способов сестринского вмешательства: -делать что – либо за пациента; -руководить пациентом, направлять его действия; -оказывать физическую поддержку; -оказывать психологическую поддержку; -создавать среду для обеспечения самоухода; -обучать пациента (или его родственников) Три системы помощи: -полностью компенсирующая; -частично компенсирующая; -консультативная (обучающая).  
Оценка: возможность пациента и семьи в последующем осуществлять самоуход.  
Роль м/с: определяется, как дополняющая к возможности пациента осуществлять самоуход.

· Модель М. Аллен (70–е годы 20 века)

Особенностью этой модели является то, что она выходит за традиционные рамки профилактики и лечения заболеваний, направляя все усилия, возможности и внимание на укрепление здоровья. Объектом сестринской практики в модели Аллен рассматривается семья, а обучениеопределяется как путь, позволяющий медсестре и пациенту/семье реализовать их общую цель – укрепить здоровье. Конструктивное сотрудничество между медсестрой и пациентом /семьёй, как необходимое условие для достижения желаемой цели.

Сотрудничество

МОДЕЛЬ В. ХЕНДЕРСОН

Вр М/С

Кафедра «Лечебное и сестринское дело» - student2.ru

МОДЕЛЬ М. АЛЛЕН

Кафедра «Лечебное и сестринское дело» - student2.ru

МОДЕЛЬ Д. ОРЕМ

Вр М/С

Кафедра «Лечебное и сестринское дело» - student2.ru

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ

Врцель, методыуходаМ/С

Кафедра «Лечебное и сестринское дело» - student2.ru

2. Тест-контроль знаний

Выберите один правильный ответ:

1. Автор теории недостаточности самоухода:

а) А. Маслоу; б) В. Хендерсон;

в) Д. Орем; г) Ф. Найтингейл;

2. Основоположница системы ухода за пациентами:

а) Ю. Вревская; б) Ф. Найтингейл;

в) Е. Бакунина; г) Д. Орем;

3. Высшая цель сестринского дела – удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения выздоровления – согласно теории:

а) А. Маслоу; б) В. Хендерсон ;

в) Д. Орем; г) Ф. Найтингейл;

4. В. Хендерсон разработала свою модель, основываясь на теории

а) А. Маслоу; б) С. Мухиной;

в) Д. Орем; г) Ф. Найтингейл;

5. Метод организации и практического осуществления медсестрой своей обязанности по обслуживанию пациента:

а) диагностика болезней; б) лечебный процесс;

в) сестринский процесс; г) профилактика заболеваний;

6. Второй этап СП:

а) сестринское обследование;

б) установление проблем пациента;

в) планирование объёма сестринских вмешательств;

г) определение целей сестринского ухода;

7. Субъективный метод сестринского обследования:

а) расспрос пациента; б) определение отёков;

в) измерение АД; г) осмотр пациента;

8. Оценка СП позволяет определить:

а) быстроту сестринского ухода; б) продолжительность болезни;

в) качество сестринского ухода; г) причину болезни;

Выберите два правильных ответа:

9. Реакция пациента на своё заболевание бывает:

а) физиологической; б) краткосрочной;

в) духовной; г) потенциальной;

10. Методы обследования пациента:

а) субъективные; б) независимые;

в) объективные; в) краткосрочные;

11. Проблемы пациента бывают:

а) существующие; б) потенциальные;

в) промежуточные; г) долгосрочные;

Установите соответствие между цифрами и буквами:

12.

Этапы сестринского процесса: Название этапа:
1. а) выполнение плана сестринских вмешательств;
2. б) обследование пациента;
3. в) составление плана сестринского ухода;
4. г) выявление проблем пациента;
5. д) оценка результатов ухода;

13.

Методы обследования: Действия:
1. субъективные а) рентгенологическое исследование;
2. объективные б) расспрос пациента;
3. дополнительные в) пальпация, перкуссия, антропометрия;

Дополните правильный ответ:

14. Цель сестринского процесса --- поддержание и ………… независимости пациента в …………… основных потребностей человека.

15. Объективная информация --- это данные, которые получает медсестра в результате осмотра, …….. и ………..

16. По приоритетности проблемы бывают первичные, вторичные и ……….

17. Долгосрочные цели – направлены на предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их ………. , реабилитацию и …………………….

Обозначьте понятие термина:

18. ________________ - это ответная реакция пациента на болезнь или своё состояние здоровья.

19 . ________________- это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

20. _______________ - это ожидаемый результат, то, чего хотят достичь медсестра и пациент по определённой проблеме.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ:

1. в

2.б

3.б

4.а

5.в

6.а

7.а

8.в

9.а, в

10.а,в

11.а,б

12.1-б; 2-г; 3-в; 4-а; 5-д;

13.1-б; 2-в; 3-а;

14. восстановление, удовлетворении;

15.наблюдения, измерения;

16.промежуточные;

17. профилактику, социальную адаптацию;

18.проблема пациента;

19.стандарт;

20.цель;

Критерии оценки:

«отлично» - 20-18 правильных ответов

«хорошо» - 17-16

«удовлетворительно» - 15-14

Менее 14 правильных ответов – «неудовлетворительно»

Вы допустили ошибки при ответах – изучите первую часть более внимательно, работа с пособием устранит пробелы в Ваших знаниях.

Вы не допустили ни одной ошибки – ваши знания хорошие, но возможно стоит повторить разделы или определения, вызывающие у вас сомнения.

3. Контрольные вопросы:

1. Зачем необходим сбор данных о том, как пациент удовлетворяет основные жизненно-важные потребности?

2. Какие могут быть причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности?

3. Для чего необходимо выявлять настоящие и потен­циальные возможности пациента в удовлетворении своих потребностей?

4. Что должна отражать правильно сформулированная цель ухода?

5. Чем должна служить выбранная Вами формулировка сестринского ди­агноза/проблемы?

6. Почему выбранная Вами формулировка должна быть ясной и кон­кретной, понятной пациенту?

7. Что должно включать планирование сестринского ухода?

8. Перечислите методы возможных сестринских вмешательств.

9. Какого рода сестринская помощь может планироваться медсестрой?

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:— Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2013г.

—Манипуляции в сестринском деле. Под общей редакцией А. Г. Чижа. Издание четвертое. Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.

—Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум». Ростов-на -Дону, 2010 г.

— Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова . Основы сестринского дела. Курс лекций, сестринские технологии. Серия «Медицина». Ростов-на -Дону, 2011 г.

— Яромич И.В. Сестринское дело. Учебное пособие. – Мн. Высшая школа, 2010.

— Статьи из журналов «Медицинская помощь», «Медицинская сестра», «Сестра милосердия», «Сестринское дело».

— ЛЕМОН: Пакет учебных материалов по сестринскому делу и акушерству, ВОЗ, Дания, Копенгаген, 1999.

— Теория концептуальной модели сестринского дела. Учебное пособие: перевод с англ./ под общ. редакцией профессора Г.М. Перфильевой. – М., ГЭОТАРМЕД, 2001.

Приложение 1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ ЛИХОРАДКИ

№   Период   Жалобы   Кожные   Состояние   Соотношение   Действия
п/п   лихорадки   пациента   покровы   сознания   теплопродукции и   медсестры
                    и теплоотдачи        
1.   1-й период   Головная   Имеют   Не изменено   Теплопродукция   1. Согревать больного:  
    подъема   боль,   вид «гусиной   или   преобладает над     а) укрыть теплым  
    температуры   ломота в теле,   кожи»     нарушено   теплоотдачей одеялом,  
        слабость,             б) приложить к  
        озноб               ногам грелку,
                        в) напоить горячим сладким чаем  
2.   2-й период   Головная   Гиперемия   Вероятно   Теплопро-   1 .Организовать ин-  
    постоянства   боль,   лица,   появление   дукция урав-   дивидуальный пост  
    температуры   ломота в теле,   кожа   бреда,   новешена с   2.Охлаждать больного:  
        жажда,   горячая   галлюцина-   теплоотдачей   а) холодный компресс  
        сухость   на ощупь,     ций при       или пузырь со льдом на лоб,  
        во рту   сухость   Т° более       лоб,  
            слизистых   39°С.       б) протирание кожных  
            полости рта,           покровов прохладной  
            на губах           водой с добавлением  
            корочки,           уксуса,  
            трещины             в) обертывание простыней,  
                      простынёй, смоченной  
                      холодной водой.  
                        3. Поить прохладным  
                        витаминизированным  
                        питьем.  
                        4. Орошать слизистую  
                        полости рта.  
                        5. Смазавать губы вазелином.
                        6. Осуществлять уход  
                        при физиологических  
                        отправлениях..  
                        7. Кормить пациента.. (пища белковая, высококалорийная, небольшими порциями).  
3.   3-й период   Слабость,   Кожа   Затормо-   Теплопро-   1. Вызвать врача.    
    спада   головокру-   бледная   жен,   дукция   2. Приподнять ножной  
    температуры   жение   холодная,   возможна   уменьшена   конец кровати,    
    - кризис       липкий   потеря   по сравнению   убрать подушку.    
            пот   сознания   с тепло-   3. Напоить горячим    
                    отдачей   крепким чаем или кофе.    
                        4. Укрыть пациента.    
                      5. Приготовить 10% р-р сульфокамфо-
                        каина или 10% р-р кофеина-  
                        кофеина-бензоата натрия .  
                        6. Переодеть пациента.  
    3-й период спада температуры Слабость, Потливо-сть   Влажные   Сознание сохранено Теплопродук- ция уменьшена   1. Покой. 2. Сменить нательное  
    – лизис               по сравнению с теплоотдачей и постельное белье. 3. Витаминизированное  
                    питье, адекватное питание.  
                       

Приложение 2

ПРИМЕР ПЛАНА СЕСТРИНСКОГО УХОДА

Кадыров Рамиль Равильевич

Возраст: 43г.

Отделение: ортопедия

Палата №301

Диагноз: перелом правого бедра

Дата Проблема Цель Сестринское вмешательство Оценка эффективности
26.03   - Боль в правом бедре из-за незнания положения. - Пациент будет знать о положении, уменьшающим боль. - Наложить шину Беллера и подвесить груз. - Поднять головной конец кровати. - Пациент говорит, что боль уменьшилась.
26.03 26.03 - Риск развития пневмонии из-за лежачего положения. - Не понимает необходимости снижения количества выкуриваемых сигарет. - Пневмонии не будет. - Пациент будет понимать необходимость уменьшения выкуриваемых сигарет. - Беседа. Обучение методике отказа от курения, дыхательной гимнастике. - Пациент занимается дыхательной гимнастикой несколько раз в день, пытается сократить количество выкуриваемых сигарет.
26.03 - Снижение аппетита из-за травмы. - Пациент будет съедать суточный рацион. - Масса тела не будет снижена. - Беседа с пациентом и его родственниками о составе передач. - Контроль за питанием.   - Масса тела остаётся прежней.
26.03 - Трудности при мочеиспускании и дефекации из-за невозможности посещать туалет. - Пациент ходит в судно по мере необходимости с помощью м/с или родственников. - Объяснить пациенту необходимость регулярно опорожнять мочевой пузырь и кишечник. - Обеспечить конфиденциальность. - Подавать судно в постель по мере необходимости. - Осуществлять гигиенические мероприятия после каждого акта мочеиспускания и дефекации.   - У пациента нет трудностей при мочеиспускании и дефекации.
26.03 - Риск образования пролежней. - Пролежней не будет. - Беседа о значении гигиены. - Рекомендации по профилактике пролежней. - Обтирание пациента 2 раза в день. - Смена нательного и постельного белья по необходимости.   - Пролежней нет.
26.03 - Беспокойство перед предстоящей операцией. - Беспокойство уменьшится. - Беседа. - Психологическая поддержка. - Пациент хорошо перенёс операцию.

- жар из-за лихорадки 2 периода – нарушена потребность в поддержании температуры тела.

- риск травматизма из-за слабости – нарушена потребность в безопасности.

2. Заполняем таблицу:

Потребность в уходе-проблема Цель Действия медсестры Мотивация Оценка результата
1. В поддержании температуры тела: - жар из-за лихорадки 2 периода (Д).   Охладить пациента, литическое снижение температуры (Кр). Зависимые: В/м введение литической смеси. Независимые: 1. Протирание кожных покровов прохладной водой с уксусом. 2. Пузырь со льдом на лоб. 3. Измерение температуры каждые 2 часа.     - для снижения Т°   Через час т6мпература тела 37.5°С, чувства жара уменьшилось. Через три дня лихорадка прошла полностью.
2. В безопасности: - риск травматизма (Д). Предупредить травматизм в период лихорадки. Независимые: 1. Организовать индивидуальный пост. 2. Контролировать соблюдение постельного режима на весь период лихорадки (физиологические отправления, гигиенические процедуры, питьё, питание в постели с помощью медсестры).     -для регулярного наблюдения за пациентом. - для предупреждения риска падения при подъёме с постели За период лихорадки травматизма не было.
3. В питье и пище: - не может самостоятельно обеспечить себя необходимым количеством жидкости, организовать приём пищи (Д).   Обеспечить необходимым количеством жидкости, организовать рациональное питание при лихорадке 2 периода. Независимые: - Поить прохладным витаминизированным питьём (до 2.5 – 3 л/сут.). - Организовать кормление пациента в постели (дробное, с повышенным содержанием белка).   - для предупреждения обезвоживания организма. - для восполнения организма питательными веществами, восстановление запаса белка.  
4. В личной гигиене: - не может самостоятельно осуществлять личную гигиену из-за лихорадки (Д).     Независимые: - своевременная смена нательного и постельного белья;   - орошение слизистой полости рта; - смазывание губ вазелином;     - уход ха кожей промежности при физиологических отправлениях.   - при повышенном потоотделении происходит увлажнение белья. - для предотвращения сухости слизистых. - для предотвращения трещин и инфицирования.    

кафедра «Лечебное и сестринское дело»

Наши рекомендации