Оценка физического развития детей и подростков

Оценка физического развития детей и подростков

Правильно организовать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. Исследования показывают, что между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью существует тесная взаимосвязь.

Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных свойств и качеств организма, а также уровень биологического возраста.

Под биологическим возрастом понимают достигнутый уровень морфологического и функционального развития организма. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др.

Хронологический возраст (паспортный, календарный) – это возраст, определяемый по дате рождения.

Физическое развитие определяется сложным комплексом взаимообусловленных социальных и биологических факторов.

Для оценки физического развития проводят периодические медицинские осмотры: в возрасте до 1 года – ежемесячно, для детей дошкольного возраста – 2-4 раза в год, для школьников – 1-2 раза в год.

В школах на каждого ученика заводят индивидуальную медицинскую карту, которая на протяжении всех лет обучения находится в кабинете школьного врача. В медицинскую карту школьника заносят его паспортные данные, прививки, антропометрические показатели, состояние его органов и систем, заключение о его физическом развития и состоянии здоровья, назначения и рекомендации врачей.

Определение физического развития детей и подростков проводится с использованием антропометрических методик: соматометрии, физиометрии, соматоскопии.

Все исследования проводятся на обнаженном ребенке выверенным стандартным инструментарием, в светлом, теплом помещении, в первую половину дня, т.к. длина тела к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвонковых дисков, снижением тонуса мускулатуры; вес же, наоборот, увеличивается в среднем на 1 кг.

Цель: освоить методику определения основных антропометрических показателей и научиться оценивать физическое развитие детей и подростков по совокупности полученных данных.

Оборудование: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, спирометр, ручной динамометр.

Методика выполнения работы

Студенты делятся на группы по два человека в каждой, после чего проводят серию исследований на своем товарище. Данные заносятся в предварительно вычерченную в тетради таблицу №1.

Таблица №1

Индивидуальные показатели физического развития студента

Признак Показатели обследуемого   Х Средние показатели   М Среднее квадратич. отклонение б Индивид. отклонение в ед. измерения Х - М Индивид. отклонение в сигмах Х – М б
Рост (см)          
Вес (кг)          
ОГК (см)          
ЖЕЛ (мл)          
СМК (кг)          

I. Соматоскопия – это описание и анализ данных наружного осмотра: состояния слизистых оболочек, кожных покровов, жироотложения, мускулатуры, формы стопы, осанки и др.

Наружный покров.

Состояние наружного покрова определяется путем осмотра кожи,

слизистых оболочек и волос. Эластичность кожи устанавливается по скорости расправления кожной складки на тыльной стороне кисти. Для этого большим указательным пальцами берут складку кожи на тыльной стороне кисти обследуемого, приподнимают ее и отпускают.

Жироотложение.

Жироотложение оценивают как слабое, если рельеф костей плечевого пояса выступает резко; как среднее, если он вырисовывается неясно; как большое, если контуров костей почти не видно. О степени жироотложения можно судить и по величине складки кожи с подкожной клетчаткой, взятой большим и указательным пальцами на животе обследуемого.

Мускулатура

При осмотре и ощупывании различных мышечных групп в состоянии покоя и напряжения оценивают развитие мускулатуры как слабое, среднее или хорошее. Устанавливают равномерность или неравномерность ее развития.

Костный скелет

Путем осмотра и ощупывания оценивают как массивный, средний илитонкий.

Форма грудной клетки.

Принято различать три формы грудной клетки: коническую,

цилиндрическую и плоскую. Коническая грудная клетка бывает у людей с развитой мускулатурой, особенно плечевого пояса, и хорошо развитыми легкими. Ребра расположены горизонтально, надчревный угол тупой.

Плоская грудная клетка бывает у людей со слабо развитой мускулатурой. Она сильно уплощена в передне-заднем диаметре, узкая и длинная. Ребра сильно наклонены, надчревный угол острый.

Цилиндрическая грудная клетка занимает промежуточное положение между конической и плоской. Ребра расположены горизонтально, надчревный угол прямой.

Форма ног.

Форму ног оценивают как нормальную, О- и Х-образную. При нормальной форме в положении стойки «смирно» происходит касание бедер, коленей, голеней и пяток. При О-образной форме при сомкнутых пятках колени не сходятся. При Х-образной форме при сомкнутых коленях пятки не сходятся.

Форма стопы

Стопа принимает участие в механизме опоры и акта передвижения. По форме стопы бывают нормальными, уплощенными и плоскими. Нормальной стопой считают такую, при которой ее площадь занимает от 35 до 50% от общей площади стопы. Эта форма имеет два хорошо выраженных свода – наружный и внутренний. Наружный свод несет на себе основную тяжесть тела, внутренний играет роль амортизатора, рессоры, что имеет большое значение в предохранении внутренних органов человека, а также спинного и головного мозга от излишних сотрясений во время передвижения. К уплощенным стопам относят стопы с площадью опоры, лежащей в пределах от 50 до 60%. Плоские стопы такие, площадь опоры которых лежит в пределах от 60 до 100%.

Оценка физического развития детей и подростков - student2.ru

Рис. 1. Определение формы стопы

Форму стопы можно определить по ее отпечаткам (плантографии). Для этого используют различные красящие вещества, которыми смазывают стопу. По методу Штритера на полученном отпечатке (рис.1) проводят касательную к наиболее выдающимся точкам внутреннего свода стопы (АВ) Из середины касательной (С) восстанавливают перпендикуляр до наружного свода стопы (ЕС) и вычисляют процентное отношение длины той части той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (ДЕ) ко всей его длине (СЕ). Измерив расстояние СЕ и ДЕ на отпечатке стопы, можно, подставив их значение в формулу, высчитать процентное отношение длины перешейка ДЕ ко всей длине перпендикуляра СЕ:

Х = ДЕ : СЕ х 100%

Если перешеек составляет до 50% длины СЕ, стопа – нормальная, 50-60% - уплощенная и свыше 60% - плоская. Таким образом определяют продольное плоскостопие.

Чтобы определить, имеется ли у обследуемого поперечное плоскостопие, измеряют длину его стопы, проводя линию от вершины большого пальца (М) к задней части пятки (Г), и наибольшую его ширину (АК). Подставив значения в формулу:

У = АК : МГ х 100%

находим процентное отношение ширины стопы к ее длине. Ширина стопы в норме должна составлять не более 40,%% длины стопы. При поперечном плоскостопии эта величина может достигать 41-42%.

8.Осанка

Под осанкой понимают непринужденное привычное положение тела при стоянии и ходьбе.

При нормальной осанке плечи развернуты, грудная часть спины слегка выгнута назад, передняя стенка живота находится сзади вертикальной линии, опущенной от грудины, позвоночник с нормально выраженными физиологическими изгибами (нормальный позвоночник имеет два умеренных изгиба: шейный и поясничный обращены вперед (лордозы); грудной и крестцовый – назад (кифозы). Принято различать следующие виды нормальной осанки: очень хорошая, хорошая, средняя и плохая.

Нарушения осанки могут появиться при неправильном физическом развитии. Различают следующие виды нарушений осанки:

- кифотическая осанка, характеризующаяся усилением грудного кифоза, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, грудная клетка впалая, живот выпячен. При дальнейшем усилении грудного кифоза появляется деформация грудных позвонков и формируется горб, сопровождающийся не только деформацией позвоночника, но и грудной клетки со смещением ее органов

- лордотическая осанка, характеризующаяся увеличением поясничного и сглаживанием шейного лордозов, седлообразной спиной

- выпрямленная осанка, которая характеризуется уменьшением изгибов позвоночника, при этом грудь уплощена, живот втянут, спина плоская

- сколиотическая осанка, характеризующаяся боковым искривлением позвоночника, асимметрией лопаток и надплечий.

Типы телосложения

На основании всех соматоскопических данных определяют тип телосложения: нормостенический, астенический, гиперстенический.

Нормостенический (атлетический) тип телосложения характеризуется пропорциональным развитием продольных и поперечных размеров, средним жироотложением, хорошо развитой мускулатурой и грудной клеткой конической или цилиндрической формы, средним костяком, нормальной осанкой.

Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров тела над поперечными, бледной кожей, слабым жироотложением и мускулатурой, тонким костяком, узким плечевым поясом, длинной плоской грудной клеткой, острым надчревным углом. Нередко имеются нарушения осанки.

Гиперстенический тип телосложения характеризуется преобладанием поперечных размеров над продольными, большим жироотложением, хорошо развитой мускулатурой, массивным костяком, широкой грудной клеткой. Иногда наблюдается ожирение и плоскостопие.

II. Соматометрия – это определение длинников тела, диаметров, окружностей и массы тела.

1.Рост (длина тела) является признаком, характеризующим состояние

пластических процессов в организме. Измеряется рост с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.

При измерении обследуемый без обуви становится на площадку ростомера. Стоит по стойке «смирно», подобрав живот, опустив руки по швам, пятки вместе, носки врозь, касаясь ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова при этом должна находиться в таком положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход располагаются на одном уровне. Подвижную планку ростомера опускают до соприкосновения с головой. Показания регистрируются от нижнего края планки левой шкалы ростомера. Точность измерения – до 0,5 см.

2.Вес (масса тела) выражает суммарную массу тела (развитие костно-мышечного аппарата, жировой клетчатки, внутренних органов). Вес определяется с помощью медицинских весов. При взвешивании обследуемый, сняв обувь, становится на середину площадки весов. Точность взвешивания – до 100 г.

3.Окружность грудной клетки характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц, а также грудной полости. Измеряют окружность грудной клетки стальной рулеткой или полотняной прорезиненной лентой, которую необходимо выверять, т.к. она вытягивается. Обследуемый разводит руки в стороны, а когда сантиметровая лента наложена на грудную клетку, опускает их вниз. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди - у мужчин и детей по среднегрудинной точке, а у женщин – над молочными железами. Точность измерения – до 0,5 см.

Оценка физического развития детей и подростков

Правильно организовать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. Исследования показывают, что между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью существует тесная взаимосвязь.

Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных свойств и качеств организма, а также уровень биологического возраста.

Под биологическим возрастом понимают достигнутый уровень морфологического и функционального развития организма. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др.

Хронологический возраст (паспортный, календарный) – это возраст, определяемый по дате рождения.

Физическое развитие определяется сложным комплексом взаимообусловленных социальных и биологических факторов.

Для оценки физического развития проводят периодические медицинские осмотры: в возрасте до 1 года – ежемесячно, для детей дошкольного возраста – 2-4 раза в год, для школьников – 1-2 раза в год.

В школах на каждого ученика заводят индивидуальную медицинскую карту, которая на протяжении всех лет обучения находится в кабинете школьного врача. В медицинскую карту школьника заносят его паспортные данные, прививки, антропометрические показатели, состояние его органов и систем, заключение о его физическом развития и состоянии здоровья, назначения и рекомендации врачей.

Определение физического развития детей и подростков проводится с использованием антропометрических методик: соматометрии, физиометрии, соматоскопии.

Все исследования проводятся на обнаженном ребенке выверенным стандартным инструментарием, в светлом, теплом помещении, в первую половину дня, т.к. длина тела к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвонковых дисков, снижением тонуса мускулатуры; вес же, наоборот, увеличивается в среднем на 1 кг.

Цель: освоить методику определения основных антропометрических показателей и научиться оценивать физическое развитие детей и подростков по совокупности полученных данных.

Оборудование: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, спирометр, ручной динамометр.

Методика выполнения работы

Студенты делятся на группы по два человека в каждой, после чего проводят серию исследований на своем товарище. Данные заносятся в предварительно вычерченную в тетради таблицу №1.

Таблица №1

Индивидуальные показатели физического развития студента

Признак Показатели обследуемого   Х Средние показатели   М Среднее квадратич. отклонение б Индивид. отклонение в ед. измерения Х - М Индивид. отклонение в сигмах Х – М б
Рост (см)          
Вес (кг)          
ОГК (см)          
ЖЕЛ (мл)          
СМК (кг)          

Наши рекомендации