Оценка речи детей с ринолалией после проведенной логопедической работы

Нормальная или близкая к норме речь (сформировано правильное звукопроизношение и устранена назализация речи);

Значительное улучшение речи (сформировано правильное звукопроизношение, но имеется умеренная назализация);

Улучшение речи (сформирована правильная артикуляция не всех звуков и имеется умеренная назализация);

Речь без улучшения (не сформирована правильная артикуляция звуков и сохраняется гиперназализация.).

Наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способны к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций. Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера и стимулирует развитие высших психических функций.

Рекомендуемые практические занятия

Наименование практических занятий
Изучение и анализ материалов, отражающих строение небно-глоточного аппарата в норме и при врожденных расщелинах губы, твердого и мягкого неба
Наблюдение детей с врожденными расщелинами неба, заполнение протокола: особенности строения небно-глоточного аппарата, функции дыхания и мягкого неба в покое и при фонации (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за обследованием ребенка с ринолалией, заполнение протокола с описанием анатомического дефекта, позы языка, фонационного и речевого дыхания, артикуляционной моторики (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за обследованием ребенка с ринолалией, заполнение протокола по исследованию акустико-артикуляционных особенностей фонем, тембра голоса, физического и фонематического слуха (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в дооперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения.
Составление перспективного плана логопедической работы с ребенком с ринолалией в дооперационном периоде
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в послеоперационном периоде. Заполнение протоколов наблюдения
Составление перспективного плана логопедической работы с ребенком с ринолалией в послеоперационном периоде
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в раннем дошкольном возрасте в дооперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения. Составление перспективного плана логопедической работы (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)
Наблюдение за работой логопеда с ребенком с ринолалией в раннем дошкольном возрасте в послеоперационном периоде. Заполнение протокола наблюдения. Составление перспективного плана логопедической работы (проводится на базе практического учреждения или при использовании видеозаписи)

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб.: Гиппократ, 2000. - 136 с.

2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.

3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003.

5. Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 126 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб.: САТИС, 1995.

2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990.

3. Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореферат дисс. ....канд. пед. наук. - М., 1995.

4. Врожденные расщелины губы и неба. - М., 1964.

5. Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. - М.: Просвещение, 1961.

6. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. - М., 1960.

7. Коррекция речевых нарушений у детей с челюстно-лицевой патологией: Методические рекомендации / Под ред. проф. Е.Т.Лильина. - М., 1999. - 40 с.

8. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики: Методические рекомендации. - СПб., 1994. - 61 с.

9. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

10.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969.

11.Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат дисс. ....докт. пед. наук. - М., 1987.

Наши рекомендации