Согласованность деятельности органов пищеварения
Фистульная методика И. П. Павлова. Научная разработка очень многих чрезвычайно важных вопросов физиологии пищеварения принадлежит великому русскому физиологу И. П. Павлову (1849—1936). Он разработал методы изучения деятельности различных отделов пищеварительного тракта. Все закономерности отделения слюны, желудочного сока, сока поджелудочной железы были вскрыты им при помощи фистульной методики, т. е. выведения одного из протоков пищеварительной железы на поверхность тела. Впервые фистульная методика была применена в 1843 г. русским ученым В. А. Басовым (1812—1879), наложившим фистулу на желудок собаки.
Опыты И. П. Павлова с фистулой слюнной железы собакипоказали следующее. Во-первых, отделение слюны при принятии пищи осуществляется благодаря рефлексу, начинающемуся от рецепторов полости рта; во-вторых, на различные раздражители выделяется слюна, неодинаковая по количеству и качеству. Это тоже рефлекс.
Чтобы доказать нервную регуляцию отделения желудочного сока, И. П. Павлов предложил опыт по мнимому кормлению собаки (рис. 61, В, В). Помимо того, что у собаки была фистула желудка, И. П. Павлов перерезал у нее пищевод и вывел оба конца его наружу, укрепив их по краям кожной раны на шее животного. Собака глотает куски мяса, которые тут же падают в миску через открытый отрезок пищевода, а из фистулы желудка при этом выделяется чистейший желудочный сок. Этот опыт показал, что работа желез, выделяющих желудочный сок, осуществляется по рефлексу, берущему начало в полости рта.
Следующий опыт И. П. Павлова был произведен с изолированным желудочком, т. е. участком желудка, отделенным от основной части этого органа, где совершаются процессы пищеварения . В изолированный желудочек, на который наложена фистула, пища. не попадает. Из изолированного желудочка через фистулу также усиленно выделяется чистейший желудочный сок, не смешанный с пищей. Опыты, проведенные И. П. Павловым на собаках, показали, что желудочные железы работают с большой точностью, выделяя на определенный вид пищи определенные ферменты. В настоящее время по методике И. П. Павлова во всем мире получают желудочный сок животных, используемый как лекарство.
Благодаря работам И. П. Павлова по изучению пищеварения эта отрасль науки была названа «русским отделом физиологии», а И. П. Павлову в 1904 г. была присуждена международная Нобелевская премия. Экспериментальные работы И. П. Павлов проводил в научно-исследовательском институте в Колтушах (ныне Павлово) под Ленинградом
Регуляция процессов пищеварения.Процессы пищеварения регулируются нервным и гуморальным путем. Благодаря исследованиям И. П. Павлова была доказана нервная регуляция процессов пищеварения, происходящая рефлекторно.
Первая фаза отделения желудочного сока — рефлекторный акт. Дуга этого рефлекса, как и слюноотделительного, начинается от рецепторов, расположенных в полости рта. При попадании туда пищи они раздражаются. Возникшее возбуждение проводится по афферентному пути в центр желудочного сокоотделения, расположенный, как и центр слюноотделения, в продолговатом мозге. Желудочный сок, отделяемый рефлекторно, богат ферментами. На этом заканчивается первая фаза деятельности пищеварительных желез желудка.
Вторая фаза деятельности пищеварительных желез желудка осуществляется при помощи гуморальных факторов. Сокоотделение в пищеварительном тракте продолжается 6—8 ч и больше, поэтому только рефлекторным влиянием невозможно объяснить столь продолжительный процесс. Гуморальные механизмы обусловливаются химическим возбуждением деятельности желез пищеварительного тракта.
Советский физиолог И. П. Разенков (1888—1954) доказал, что отделение желудочного сока осуществляется как нервным, так и гуморальным путем, причем оно начинается под влиянием нервной системы, затем вступают в действие гуморальные механизмы.
Процессы, протекающие в пищеварительном тракте, находятся в тесном взаимодействии между собой. Все отделы пищеварительной системы функционируют согласованно, как единое целое. Пища, попадающая в рот, раздражает рецепторы слизистой оболочки полости рта, что влечет за собой не только отделение слюны, но и секрецию желудочного сока. Пищевая кашица, пропитанная соляной кислотой желудочного сока, поступает в двенадцатиперстную кишку. Под действием кислоты в стенках двенадцатиперстной кишки образуется особое вещество секретин. Оно попадает в кровь и ее током приносится в поджелудочную железу, вызывая гуморальное отделение поджелудочного сока. Кишечный сок выделяется под действием механических раздражений проходящей пищи и некоторых химических веществ, например желудочного сока.
Из сказанного ясно, что деятельность каждого отдела пищеварительного тракта связана с функционированием других его отделов.
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Физиология и гигиена питания детей. Школьные годы — пора бурного роста, непрерывного физического и умственного развития. Быстрый рост, постоянное движение, напряженная умственная деятельность — все это предъявляет организму повышенные требования, вызывая большие затраты энергии. Для роста и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма в числе других факторов немаловажное значение имеет режим питания. Под режимом питания следует понимать соблюдение умеренности в питании, разнообразие пищи, регулярность ее приема.
Большое значение для пищеварения и усвоения питательных веществ — источников энергии имеет четкий распорядок в приеме пищи. Интервалы между приемами пищи должны быть не менее и не более 3,5—4 ч. Если ребенок регулярно в одни и те же часы ест, то условнорефлекторное отделение соков у него начинается еще до приема пищи, что значительно активизирует процесс пищеварения. Наоборот, при несистематическом приеме пищи количество соков, выделяемых пищеварительными железами, значительно меньше: все условные рефлексы на время питания отсутствуют. Иногда дети, проголодавшись, не дожидаются обычного часа обеда или ужина, а на ходу «перекусывают». Количество съедаемой при этом пищи оказывается недостаточным для удовлетворения потребностей организма. Такая вредная привычка нарушает нормальный пищевой режим, поскольку это вредит аппетиту при последующих приемах пищи.
Следующим условием режима питания является его умеренность. Обильное питание очень вредно для детского организма. Переедание приводит к развитию различных болезней (ожирение), а также снижает умственную деятельность ребенка. При составлении рационов питания следует учитывать, что пища должна быть достаточной по количеству, питательной и вкусной.
Питательная ценность различных пищевых продуктов.
Каждый пищевой продукт имеет особенности, связанные с его химическим составом. Различают продукты растительного и животного происхождения. Растительная пища является по преимуществу углеводной, т. е. имеет в составе много углеводов и мало белков. Животная пища, наоборот, содержит много белков, а углеводов или совсем не имеет, а если и имеет, то очень мало. Знание свойств того или иного продукта позволяет наиболее рационально его использовать.
Наибольшее количество белков содержится в мясе, рыбе, яйцах. Для детей рекомендуются нежирные сорта мяса. Много белка содержат различные молочные продукты. Но и в продуктах растительного происхождения также есть белки. Особенно много белков в бобовых (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя). Необходимые углеводы человек получает в хлебе, крупах, картофеле и сахаре.
Жиры организм получает из растительного и сливочного масла, сала. Много жира содержится в мясе, сыре, яйцах, сметане.
Нормы питания. Нормы питания человека зависят от его возраста, профессии, образа жизни. При физической работе нормы питания вые, поскольку пища является для нашего организма основным источником энергии. Следовательно, чем больше энергии расходует организм, тем больше пищи потребуется на покрытие энергетических затрат.
~ Виды энергии, с которыми связана деятельность организма, разнообразны: электрическая, химическая, механическая, энергия движения молекул. Общая энергетическая ценность пищи условно измеряется килоджоулями.
При составлении норм питания для детей следует учитывать следующее. Пища детей должна отличаться относительно большей энергетической ценностью, так как на каждый килограмм массы тела ребенку необходимо большее количество энергии, чем взрослому человеку. Например, ребенку в возрасте до 1 года на 1 кг массы тела в сутки требуется 460,5 кДж; ребенку младшего школьного возраста — 293,1 кДж; юноше 18 лет — 209,3 кДж.
Но удовлетворить потребность организма в энергии — это еще далеко не все. Например, человеку достаточно съесть 1,5 кг белого пшеничного хлеба, чтобы получить 14 235 кДж. Такая однообразная пища не может удовлетворить потребности организма: ему необходима разнообразная животная и растительная пища, содержащая в необходимых количествах белки, жиры и углеводы .
Примерные нормы пищевых продуктов для суточного рациона школьников 6—10 лет
Количество пищевых продуктов (в г)
Наименование продуктов
6—7 лет 8—10 лет
Хлеб ржаной ............................... 40 100
Хлеб пшеничный ................................... 100 150
Картофель .................................. 200 300
Овощи разные............................................. 175 300
Фрукты и ягоды .................................... 215 220
Сахар............................................... 60 60
Мясо............................................................... 80 100
Рыба............................................................... 50 75
Молоко ...................................... 500 500
Масло растительное..................................... 10 10
Масло сливочное ...................... 30 40
Яйца (шт.)....................................................... 1 1
Суточный рацион. Растущему организму нужно ежедневно получать четырехразовое питание. Суточный рацион должен быть распределен следующим образом: завтрак — 20— 25%, второй завтрак — 10—15%, обед — 45—50%, ужин — 20—25% суточного количества пищи. При определении норм питания и составлении пищевого рациона учитывают возраст ребенка, массу его тела, энергетическую ценность продуктов, их вкусовые качества и т. д. Только такой точный учет состава, качества и количества питательных веществ, содержащихся в пищевых продуктах, обеспечивает покрытие всех энергетических затрат растущего организма.
В небольших школах при составлении меню не всегда учитывают количество и качество пищи. Тем не менее, учитель, отвечающий за здоровье детей и организующий питание, обязан знать хотя бы ориентировочные данные об энергетической ценности отдельных блюд. Например, полная тарелка мясного супа содержит 837,4—1256 кДж, полная тарелка молочного супа — 1591,0—1716,6 кДж, мясное блюдо с гарниром —2093,4—2512,1 кДж, овощные блюда —837,4— 1674,7 кДж, стакан компота или киселя —418,7—628,0 кДж.
Значение разнообразия пищи. Разнообразная пища — это пища, состоящая из различных продуктов растительного и животного происхождения. Только такая пища отвечает потребностям растущего организма, так как она содержит необходимое количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Чем разнообразнее пища по составу, тем лучше она усваивается организмом.
Меню для детей необходимо продумывать заранее с учетом их возрастных особенностей и потребностей в питании. Для возбуждения аппетита дети не нуждаются в острых приправах, таких, как горчица, перец. Зато для них необходимо включать в меню квашеную капусту, овощные салаты, винегреты и пр. Очень полезны блюда из молока, молочных продуктов и круп. Обязательным условием полного усвоения питательных веществ являются вкусовые качества пищи. Употребление одних и тех же блюд изо дня в день приводит к однообразию пищевого рациона, резко уменьшает аппетит и понижает отделение пищеварительных соков.
Питание детей летом и зимой несколько различается. В зимнее время при низких температурах организм ребенка расходует большее количество энергии. Поэтому пища ребенка в этот период должна иметь большую энергетическую ценность. Летом при высокой температуре окружающей среды рекомендуется пища, содержащая легко усваивающиеся, необходимые организму питательные вещества, так как деятельность пищеварительных желез у детей в жару резко понижена, количество пищеварительных соков недостаточно. Такова, например, молочно-растительная пища. Молочная пища содержит все необходимые для нормального роста и развития детей питательные вещества, а в растительной, кроме того, много витаминов, минеральных солей и клетчатки, усиливающей перистальтику кишечника. Злоупотребление летом жирной и мясной пищей может привести к застою ее в желудке, кишечнике, что вызывает брожение, гниение, а нередко и расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта.
Физиологическое значение трех блюд. Обед ребенка, как и взрослого человека, должен состоять из трех блюд. Физиологическое значение первого, второго и третьего блюда для организма человека было изучено в лаборатории И. П. Павлова.
Первое блюдо — это различные супы. Они содержат большое количество сокогонных веществ. Особой питательной ценностью супы не обладают, они «подготавливают» желудок к приему второго блюда. Сокогонные вещества всасываются через стенки желудка в кровь и разносятся по всему организму. Они подходят к железам желудка, вызывая их усиленную секрецию.
Второе блюдо наиболее питательно. Это вареное, жареное и тушеное мясо или рыба с различными гарнирами. Для переваривания этой пищи требуется наличие в пищеварительном тракте большого количества ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы.
Третье блюдо — это сырые фрукты, кисели, компоты, соки. Оно полезно тем, что содержит много витаминов.
Организация питания в школе. Правильная организация питания школьников является важной заботой не только семьи, родителей, но и школы, учителей. В небольших школах, где нет школьных врачей, ответственность за организацию питания учащихся класса несет учитель.
В школе должен быть буфет, обеспечивающий горячие завтраки школьникам. Энергетическая ценность школьных завтраков должна составлять 1200—1600 кДж. Чтобы работа буфета была организована правильно, лица, отвечающие за приготовление пищи, должны составлять меню горячих завтраков на неделю с учетом характера деятельности детей, времени года. В горячем завтраке предусматривается два блюда, а в обеде (для групп с продленным днем)— три блюда.
Привитие гигиенических навыков детям в связи с принятием пищи.Дети младшего школьного возраста приходят в школу с различным уровнем гигиенических знаний, умений и навыков. Задача учителя — закрепить уже сложившиеся полезные гигиенические навыки, развить новые. Непременным условием для приучения детей младшего школьного возраста к культуре поведения за столом является пример учителя, пионервожатого. К таким навыкам относятся обязательное мытье рук перед едой, культура поведения во время еды. Часто еще бывает так. После звонка с урока учитель ведет учеников в столовую или, если дети завтракают в классе, предлагает подготовить парты для принятия пищи, забывая заставить учащихся вымыть руки.
Если школьник сидит за столом, небрежно откинувшись на спинку стула или, наоборот, навалившись грудью и локтями на стол, разговаривает с набитым пищей ртом, чавкает, сопит, шмыгает носом, вытирает рот руками, а руки об одежду, это производит плохое впечатление и снижает аппетит у других детей. Снижению аппетита способствует и неопрятный вид столовой.
Профилактика пищевых отравлений.Пищевые отравления делятся на две группы: небактериальные и бактериальные. Небактериальные отравления — это химические отравления, возникающие в результате проникновения в организм различных ядовитых веществ. Такие отравления происходят, например, если в пищу употребляются несъедобные грибы, ягоды, плоды, а также при попадании в нее ядохимикатов и других веществ, которые могут образоваться при неправильном хранении, а иногда и приготовлении пищи.
Бактериальные отравления возникают в результате употребления в пищу испорченных, недоброкачественных продуктов, зараженных гнилостными бактериями, стафилококками, которые, размножаясь в питательной среде, выделяют огромное количество отравляющих веществ — токсинов. Особенно сильный яд выделяет микроб ботулизма, находящийся иногда в испорченных консервах. Бактериальные яды образуются также при неправильном хранении рыбных блюд, тортов, пирожных и т. д. Пищевые отравления характеризуютсяследующими признаками: появлением общей слабости, сухости во рту, тошноты, рвоты, болей в животе и поноса, а иногда и потерей сознания. При ботулизме — самом опасном бактериальном пищевом отравлении — симптомы другие: мучительная головная боль, расстройство зрения, потеря речи, а затем бессознательное состояние.
Первые признаки пищевого отравления появляются через 5—6 ч, а иногда и раньше. Симптомы же ботулизма проявляются через сутки и более. В детских учреждениях отравление может носить массовый характер. Такие отравления обычно вызываются одной и той же причиной и имеют общие симптомы.
В предупреждении пищевых отравлений немаловажная роль принадлежит учителю начальных классов. Он обязан ознакомить учащихся с причинами отравлений и добиться от них соблюдения следующих правил: не есть незнакомые растения и несвежую пищу.
При первых признаках отравления учитель должен немед ленно вызвать врача и суметь оказать до его прихода первую помощь пострадавшему, которая аключается в том, чтобы освободить его пищеварительный тракт от вредных веществ. С этой целью больному ребенку можно дать выпить несколько стаканов теплой воды с содой (0,5 чайной ложки на стакан) либо слабый раствор перманганата калия. Если у ребенка рвота уже прекратилась, то для поддержания сил его можно напоить крепким чаем или кофе.
ПРИЛОЖЕНИЕ