Особенности высшей нервной деятельности детей

Физиологическое единство и взаимодействие первой и второй сигнальных систем у школьников. Общественно-трудовая деятельность составляет главное отличие человека от животных. Присущие только человеку способность к речи и мышление выделяют его из животного мира.

И. П. Павлов, изучая высшую нервную деятельность, создал учение о, первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он обозначил аналитическую и син­тетическую деятельность коры головного мозга, осуществляемую в ответ на многочисленные раздражители окружающей среды за исключением слова. К числу раздражителей первой сигнальной системы принадлежат свет, цвет предметов, пространство и движение, разнообразные шумы, запахи, вкус пищи, тепло, холод, боль, т.е. такие раздражители, которые могут быть условными и для животных.

Примером проявления деятельности первой сигнальной системы может служить отдергивание руки от горячих предметов, условнорефлекторное отделение слюны при виде и запахе пищи и др.

Для второй сигнальной системы раздражителем является слово. Она свойственна только человеку. В первые месяцы после рождения ребенок обладает только первой сигнальной системой, вторая сигнальная система развивается позднее на основе первой. Это было показано в исследованиях А. Г. Иванова-Смоленского, который нашел ряд доказательств этапности в развитии у детей взаимоотношений первой и второй сигнальных систем.

На протяжении первых месяцев жизни у ребенка проявляются условные рефлексы, не связанные со смысловым значением слов. И только в конце первого года жизни ребенка слово приобретает для него смысловое значение.

С этого момента работа головного мозга ребенка становится на ступень выше, чем у животных. Через членораздельно произнесенное слово ребенок входит в контакт с социальной, чисто человеческой средой.

Возникновение второй сигнальной системы, связанной со словесной сигнализацией, коренным образом изменило высшую нервную деятельность человека. Раздражители второй сигнальной системы — слова — обеспечивают более высокую степень обобщения, нежели раздражители первой сигнальной системы. Наличие второй сигнальной системы способствует осуществлению любой условнорефлекторной реакции и становится фундаментом всей мыслительной деятельности челове­ка, ибо человек мыслит словами.

И. П. Павлов назвал слово сигналом сигналов. В самом деле, с помощью слова мы можем обозначить любые первые сигналы действительности, такие, например, как слова «огонь», «свет», «запах розы», «грохот» и т. п.

Обе сигнальные системы в высшей нервной деятельности человека связаны между собой неразрывно. В самом деле, вторые сигналы действительности могут формироваться только на основе первых. Так, слепой от рождения человек не может полностью вникнуть в смысл слов, обозначающих цвета.

Так как первая сигнальная система человека находится в постоянном взаимодействии со второй, она стала качественно иной, чем у животных: люди значительно глубже и полнее воспринимают все богатство и многообразие окружающего их мира, ибо любой первый сигнал действительности как бы проходит через призму их мышления.

Вот почему между первой и второй сигнальными системами, главенствующая роль в деятельности коры больших полушарий принадлежит второй сигнальной системе. У человека каждое слово в течение его жизни сочетается с определенным жизненным явлением, словами обозначается весь окружающий мир, все понятия, переживания и состояния организма человека. Со второй сигнальной системой связано абстрагирование в мышлении человека.

Вторая сигнальная система ребенка. Вторая сигнальная система у детей начинает развиваться к концу первого года жизни, поэтому если ребенок растет вне общества, без обще­ния с другими людьми, он никогда не станет человеком. У него никогда не разовьется вторая сигнальная система. Науке известны случаи нахождения детей, воспитанных животными. Несмотря на колоссальные усилия ученых, таких детей не удалось научить говорить, приобщить к трудовой деятельности.

Мышление ребенка младшего школьного возраста носит конкретный, образный характер и абстрагирование слова от предмета или действия, обозначаемого словом, часто ему недоступно. Другими словами, осознание словесного состава речи отстает в своем развитии от практического овладения ею. Сознательно овладевать языком ребенок начинает только в школе, когда знакомится с высшей формой его проявления — письменной речью. У детей дошкольного возраста словарный запас составляет 300—500 слов, у детей младшего школьного возраста — 3000—4000 слов, а у взрослого человека — 11 000 и более слов.

Целью воспитательной работы учителей и родителей с детьми должно быть обеспечение гармонического сочетания у них первой и второй сигнальных систем. Очень важно учить детей выражать словами непосредственные наблюдения в природе, в социальном окружении. Необходимо умело использовать игры детей, прочитанные ими книги и просмотренные кинофильмы для связного пересказа.

Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит непрерывно в процессе обучения и воспитания. Для нормального функционирования ее необходимо взаимодействие различных зон коры головного мозга. При наруше­нии этих связей возникают различные патологические явления. Так, при болезненных изменениях левого полушария, в котором расположены центры речи и письма, забываются отдельные слова, теряется возможность правильно произносить их, нарушается механизм письма.

Деятельность всей коры головного мозга находится в сложных взаимоотношениях с подкоркой, причем вторая сигнальная система выступает как «высший регулятор поведения», поэтому она может подавлять и сдерживать оборонительные пищевые, половые, болевые рефлексы.

Типы высшей нервной деятельности. Как известно, различные люди в определенных жизненных ситуациях ведут себя неодинаково. Это объясняется тем, что психическая деятельность каждого человека сугубо индивидуальна. Еще в глубокой древности ученые пытались классифицировать людей по темпераментам, но первая научная классификация была предложена И. П. Павловым.

Изучение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности у животных послужило И. П. Павлову основанием для установления у собак четырех типов высшей нервной деятельности. Позднее, проведя аналогию с человеком и сделав поправку на качественные особенности его психики, И. П. Павлов дал классическое определение типов высшей нервной деятельности человека. Согласно этому учению нервная система характеризуется тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Характер взаимодействия этих трех свойств нервной системы обусловливает индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека, его работоспособность и поведение.

И. П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности: сильный неуравновешенный; сильный уравновешенный, подвижный; сильный уравновешенный, малоподвижный, или инертный; слабый, пониженно-возбудимый.

Сильный неуравновешенный тип. У детей данного типа процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У них наблюдается легкое образование условных рефлексов, зато торможение значительно ослаблено. Таким детям не хватает усидчивости, настойчивости в труде. Даже сильные раздражители, посторонние для данного рефлекса, не тормозят его, а, наоборот, усиливают. У детей данного типа наблюдается неустойчивость отрицательных условных рефлексов. Они очень подвижны, возбудимы, говорят громко, неадекватно, сильно реагируют даже на слабые болевые раздражения, малодисциплинированны, нередко агрессивны. Среди таких де­тей встречаются очень способные, эмоциональные, темпераментные. Они двигаются порывисто, говорят быстро.

Другая группа детей данного типа отличается агрессивным поведением. Они очень вспыльчивы, вспышки гнева у них часты, но длятся недолго. Наконец, третья группа сильного неуравновешенного типа—это трудновоспитуемые дети. У них тормозные процессы настолько понижены, что они не в состоянии подавлять свои инстинкты и нередко нарушают при этом эстетические нормы поведения. Воспитание и обучение таких детей требует большой выдержки и такта, настойчивости и целенаправленных действий воспитателей, педагогов и родителей.

Дети данного типа поддаются до известной степени перевоспитанию путем медленной, постепенной тренировки. Упражнением можно усилить у них процессы торможения и ослабить процессы возбуждения.

Сильный уравновешенный, подвижный тип. У детей данного типа процессы возбуждения и торможения достаточно сильны, уравновешены и обладают хорошей подвижностью. Все условные рефлексы у них образуются легко и быстро. Учатся дети этого типа успешно.

Ответные реакции соответствуют силе раздражителей. Речь у таких детей быстрая, но плавная, с подвижной мимикой и жестикуляцией, с большим словарным запасом. Дети этого типа обычно общительны и эмоциональны, жизнерадостны, инициативны, дисциплинированны и быстро осваиваются с незнакомой обстановкой. При правильной организации режима кора головного мозга находится в состоянии оптимальной возбудимости, что способствует высокой работоспособности. Перестройка динамического стереотипа протекает без каких-либо осложнений. Трудность для педагогов в работе с детьми данного типа заключается только в том, что для продуктивной работы нужны такие элементы, которые могут заинтересовать ребенка, поэтому учителю необходимо разнообразить приемы и методы обучения.

Сильный уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип. У детей данного типа процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но переход от одних видов деятельности к другим затруднен. Условные рефлексы образуются медленно, но они прочны. Речь у этих детей спокойная, правильная, с достаточным словарным запасом, но без «избыточной» мимики и жестикуляции. Такие дети малоподвижны, усидчивы на уроках, дисциплинированны. Они успешно занимаются в школе, достаточно настойчивы в преодолении труд­ностей и добросовестны в выполнении заданий.

Слабый, пониженно-возбудимый тип. Для образования условных рефлексов у детей такого типа требуется большое количество сочетаний с безусловным раздражителем. Поэтому такие рефлексы образуются медленно. Сильные или продолжительные раздражения вызывают у таких детей запредельное торможение, они легко утомляются. Посторонние раздражители легко вызывают у них внешнее торможение. Динамический стереотип изменяется с большим трудом.

Впервые придя в школу, такие дети не находят контактов с окружающими, сторонятся их, не отвечают на вопросы, при затруднениях плачут. Они требуют постоянного педагогиче­ского и медицинского наблюдения и оздоровительных мероприятий, так как у них нередко наблюдаются нервные расстройства. Они ранимы, требуют к себе особого внимания, осторожного подхода.

Однако тип высшей нервной деятельности ребенка нельзя рассматривать как нечто неизменное. Он отличается значительной пластичностью, относительно небольшой функциональной неустойчивостью, а это создает благоприятные условия для направленного формирования в учебно-воспитательном процессе типологических черт. О том, что типы высшей нервной деятельности являются непостоянными, подверженными изменениям под влиянием окружающей среды, писал И.П. Павлов: «Образ поведения человека или животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постепенно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации