Особенности высшей нервной деятельности детей
Физиологическое единство и взаимодействие первой и второй сигнальных систем у школьников. Общественно-трудовая деятельность составляет главное отличие человека от животных. Присущие только человеку способность к речи и мышление выделяют его из животного мира.
И. П. Павлов, изучая высшую нервную деятельность, создал учение о, первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он обозначил аналитическую и синтетическую деятельность коры головного мозга, осуществляемую в ответ на многочисленные раздражители окружающей среды за исключением слова. К числу раздражителей первой сигнальной системы принадлежат свет, цвет предметов, пространство и движение, разнообразные шумы, запахи, вкус пищи, тепло, холод, боль, т.е. такие раздражители, которые могут быть условными и для животных.
Примером проявления деятельности первой сигнальной системы может служить отдергивание руки от горячих предметов, условнорефлекторное отделение слюны при виде и запахе пищи и др.
Для второй сигнальной системы раздражителем является слово. Она свойственна только человеку. В первые месяцы после рождения ребенок обладает только первой сигнальной системой, вторая сигнальная система развивается позднее на основе первой. Это было показано в исследованиях А. Г. Иванова-Смоленского, который нашел ряд доказательств этапности в развитии у детей взаимоотношений первой и второй сигнальных систем.
На протяжении первых месяцев жизни у ребенка проявляются условные рефлексы, не связанные со смысловым значением слов. И только в конце первого года жизни ребенка слово приобретает для него смысловое значение.
С этого момента работа головного мозга ребенка становится на ступень выше, чем у животных. Через членораздельно произнесенное слово ребенок входит в контакт с социальной, чисто человеческой средой.
Возникновение второй сигнальной системы, связанной со словесной сигнализацией, коренным образом изменило высшую нервную деятельность человека. Раздражители второй сигнальной системы — слова — обеспечивают более высокую степень обобщения, нежели раздражители первой сигнальной системы. Наличие второй сигнальной системы способствует осуществлению любой условнорефлекторной реакции и становится фундаментом всей мыслительной деятельности человека, ибо человек мыслит словами.
И. П. Павлов назвал слово сигналом сигналов. В самом деле, с помощью слова мы можем обозначить любые первые сигналы действительности, такие, например, как слова «огонь», «свет», «запах розы», «грохот» и т. п.
Обе сигнальные системы в высшей нервной деятельности человека связаны между собой неразрывно. В самом деле, вторые сигналы действительности могут формироваться только на основе первых. Так, слепой от рождения человек не может полностью вникнуть в смысл слов, обозначающих цвета.
Так как первая сигнальная система человека находится в постоянном взаимодействии со второй, она стала качественно иной, чем у животных: люди значительно глубже и полнее воспринимают все богатство и многообразие окружающего их мира, ибо любой первый сигнал действительности как бы проходит через призму их мышления.
Вот почему между первой и второй сигнальными системами, главенствующая роль в деятельности коры больших полушарий принадлежит второй сигнальной системе. У человека каждое слово в течение его жизни сочетается с определенным жизненным явлением, словами обозначается весь окружающий мир, все понятия, переживания и состояния организма человека. Со второй сигнальной системой связано абстрагирование в мышлении человека.
Вторая сигнальная система ребенка. Вторая сигнальная система у детей начинает развиваться к концу первого года жизни, поэтому если ребенок растет вне общества, без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком. У него никогда не разовьется вторая сигнальная система. Науке известны случаи нахождения детей, воспитанных животными. Несмотря на колоссальные усилия ученых, таких детей не удалось научить говорить, приобщить к трудовой деятельности.
Мышление ребенка младшего школьного возраста носит конкретный, образный характер и абстрагирование слова от предмета или действия, обозначаемого словом, часто ему недоступно. Другими словами, осознание словесного состава речи отстает в своем развитии от практического овладения ею. Сознательно овладевать языком ребенок начинает только в школе, когда знакомится с высшей формой его проявления — письменной речью. У детей дошкольного возраста словарный запас составляет 300—500 слов, у детей младшего школьного возраста — 3000—4000 слов, а у взрослого человека — 11 000 и более слов.
Целью воспитательной работы учителей и родителей с детьми должно быть обеспечение гармонического сочетания у них первой и второй сигнальных систем. Очень важно учить детей выражать словами непосредственные наблюдения в природе, в социальном окружении. Необходимо умело использовать игры детей, прочитанные ими книги и просмотренные кинофильмы для связного пересказа.
Развитие и совершенствование второй сигнальной системы происходит непрерывно в процессе обучения и воспитания. Для нормального функционирования ее необходимо взаимодействие различных зон коры головного мозга. При нарушении этих связей возникают различные патологические явления. Так, при болезненных изменениях левого полушария, в котором расположены центры речи и письма, забываются отдельные слова, теряется возможность правильно произносить их, нарушается механизм письма.
Деятельность всей коры головного мозга находится в сложных взаимоотношениях с подкоркой, причем вторая сигнальная система выступает как «высший регулятор поведения», поэтому она может подавлять и сдерживать оборонительные пищевые, половые, болевые рефлексы.
Типы высшей нервной деятельности. Как известно, различные люди в определенных жизненных ситуациях ведут себя неодинаково. Это объясняется тем, что психическая деятельность каждого человека сугубо индивидуальна. Еще в глубокой древности ученые пытались классифицировать людей по темпераментам, но первая научная классификация была предложена И. П. Павловым.
Изучение индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности у животных послужило И. П. Павлову основанием для установления у собак четырех типов высшей нервной деятельности. Позднее, проведя аналогию с человеком и сделав поправку на качественные особенности его психики, И. П. Павлов дал классическое определение типов высшей нервной деятельности человека. Согласно этому учению нервная система характеризуется тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Характер взаимодействия этих трех свойств нервной системы обусловливает индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека, его работоспособность и поведение.
И. П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности: сильный неуравновешенный; сильный уравновешенный, подвижный; сильный уравновешенный, малоподвижный, или инертный; слабый, пониженно-возбудимый.
Сильный неуравновешенный тип. У детей данного типа процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У них наблюдается легкое образование условных рефлексов, зато торможение значительно ослаблено. Таким детям не хватает усидчивости, настойчивости в труде. Даже сильные раздражители, посторонние для данного рефлекса, не тормозят его, а, наоборот, усиливают. У детей данного типа наблюдается неустойчивость отрицательных условных рефлексов. Они очень подвижны, возбудимы, говорят громко, неадекватно, сильно реагируют даже на слабые болевые раздражения, малодисциплинированны, нередко агрессивны. Среди таких детей встречаются очень способные, эмоциональные, темпераментные. Они двигаются порывисто, говорят быстро.
Другая группа детей данного типа отличается агрессивным поведением. Они очень вспыльчивы, вспышки гнева у них часты, но длятся недолго. Наконец, третья группа сильного неуравновешенного типа—это трудновоспитуемые дети. У них тормозные процессы настолько понижены, что они не в состоянии подавлять свои инстинкты и нередко нарушают при этом эстетические нормы поведения. Воспитание и обучение таких детей требует большой выдержки и такта, настойчивости и целенаправленных действий воспитателей, педагогов и родителей.
Дети данного типа поддаются до известной степени перевоспитанию путем медленной, постепенной тренировки. Упражнением можно усилить у них процессы торможения и ослабить процессы возбуждения.
Сильный уравновешенный, подвижный тип. У детей данного типа процессы возбуждения и торможения достаточно сильны, уравновешены и обладают хорошей подвижностью. Все условные рефлексы у них образуются легко и быстро. Учатся дети этого типа успешно.
Ответные реакции соответствуют силе раздражителей. Речь у таких детей быстрая, но плавная, с подвижной мимикой и жестикуляцией, с большим словарным запасом. Дети этого типа обычно общительны и эмоциональны, жизнерадостны, инициативны, дисциплинированны и быстро осваиваются с незнакомой обстановкой. При правильной организации режима кора головного мозга находится в состоянии оптимальной возбудимости, что способствует высокой работоспособности. Перестройка динамического стереотипа протекает без каких-либо осложнений. Трудность для педагогов в работе с детьми данного типа заключается только в том, что для продуктивной работы нужны такие элементы, которые могут заинтересовать ребенка, поэтому учителю необходимо разнообразить приемы и методы обучения.
Сильный уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип. У детей данного типа процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но переход от одних видов деятельности к другим затруднен. Условные рефлексы образуются медленно, но они прочны. Речь у этих детей спокойная, правильная, с достаточным словарным запасом, но без «избыточной» мимики и жестикуляции. Такие дети малоподвижны, усидчивы на уроках, дисциплинированны. Они успешно занимаются в школе, достаточно настойчивы в преодолении трудностей и добросовестны в выполнении заданий.
Слабый, пониженно-возбудимый тип. Для образования условных рефлексов у детей такого типа требуется большое количество сочетаний с безусловным раздражителем. Поэтому такие рефлексы образуются медленно. Сильные или продолжительные раздражения вызывают у таких детей запредельное торможение, они легко утомляются. Посторонние раздражители легко вызывают у них внешнее торможение. Динамический стереотип изменяется с большим трудом.
Впервые придя в школу, такие дети не находят контактов с окружающими, сторонятся их, не отвечают на вопросы, при затруднениях плачут. Они требуют постоянного педагогического и медицинского наблюдения и оздоровительных мероприятий, так как у них нередко наблюдаются нервные расстройства. Они ранимы, требуют к себе особого внимания, осторожного подхода.
Однако тип высшей нервной деятельности ребенка нельзя рассматривать как нечто неизменное. Он отличается значительной пластичностью, относительно небольшой функциональной неустойчивостью, а это создает благоприятные условия для направленного формирования в учебно-воспитательном процессе типологических черт. О том, что типы высшей нервной деятельности являются непостоянными, подверженными изменениям под влиянием окружающей среды, писал И.П. Павлов: «Образ поведения человека или животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постепенно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».
ПРИЛОЖЕНИЕ