Социально ориентированная система
На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной. Такие объединения исследователи называют «докооперативными формами объединений», или «неформальными кооперативами». Формально кооперативы появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX в., среди них – потребительские общества, производственные, сельскохозяйственные, кредитные и другие кооперативы.
В 1844 г. в городе Рочдейл (Великобритания) 28 ткачей собрали по 1 фунту стерлингов и создали коллективное хозяйственное (торговое) предприятие – потребительское общество на кооперативных принципах. С этого года и начинает свой отчет потребительская кооперация и международное кооперативное движение.
В России кооперативные предприятия получили свое развитие после отмены крепостного права в 1861 г. Первым потребительским обществом, официально зарегистрированным Министерством внутренних дел России, является Кыновское потребительское общество Пермской области, которое приступило к торговым операциям в 1865 году.
Кооперативы являются продуктом рыночной экономики и создаются для устранения рыночных несоответствий на рынке. Например, крестьяне (фермеры), ремесленники и кустари обычно организуют кооперативы для того, чтобы добиться лучших условий реализации своей продукции на рынке. Объединяясь в кооперативы, мелкие товаропроизводители организуют переработку и сбыт своей продукции крупными партиями, что позволяет реализовать ее на более выгодных условиях и выживать в сложившейся конкурентной среде.
Рабочие, служащие и другие слои населения объединяются в кооперативы с целью приобретения на наиболее выгодных условиях предметов потребления.
В рыночной экономике современных стран действуют кооперативы в разных отраслях хозяйства: в производстве – производственные кооперативы; в торговле – потребительские кооперативы; в строительстве – строительные кооперативы; в рыболовстве – рыболовецкие кооперативы; в сфере услуг – обслуживающие.
Все кооперативы – коллективные хозяйственные предприятия, призванные защищать интересы группы людей – их создателей.
В рыночной экономике функционируют предприятия разных организационно-правовых форм: государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, кооперативы и другие.
Кооперативы во многих отношениях мало отличаются от предприятий других форм, с которыми им приходится конкурировать.
Во-первых, предприятия всех форм выходят на рынки труда, капитала, управленческих услуг и должны обеспечивать диктуемые рынком заработную плату, процент на капитал и сопоставимое управленческое вознаграждение.
Во-вторых, в кооперативах сходны и многие производственные процессы, например: переработка, упаковка, сортировка, транспортировка, кредитная деятельность, ценообразование.
В-третьих, предприятия всех форм собственности, как и кооперативы, стремятся к повышению социально-экономической эффективности их деятельности.
В-четвертых, все предприятия находятся под воздействием одних и тех же общеэкономических факторов: уровня занятости либо безработицы; расширения или сужения кредитного рынка; инфляции или падения цен; налогов, сдвигов в потреблении.
Кооперативы – это коллективные предприятия, осуществляющие совместную хозяйственную деятельность заинтересованными в этой деятельности физическими и юридическими лицами. Они имеют общие черты с другими коллективными предприятиями, в том числе с акционерными обществами. К ним можно отнести следующие:
– кооперативы и акционерные общества являются юридическими лицами;
– в формировании собственности кооперативов и акционерных обществ принимают участие физические и юридические лица (члены, акционеры);
– кооперативы и акционерные общества способны привлекать небольшие денежные средства граждан в виде паевых взносов или в виде покупки акций;
– в кооперативах и в акционерных обществах действуют коллективные органы управления: собрания, правления, советы, ревизионные комиссии;
– в кооперативе и в акционерном обществе предусмотрена ограниченная ответственность членов по обязательствам предприятия (кооператива, акционерного общества).
В то же время кооперативы имеют существенные отличия от предприятий других организационно-правовых форм, в том числе акционерных обществ.
Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.
Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны.
Розничная торговля и общественное питаниенепосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах.
Розничная торговля предоставляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.
Общественное питание организует производство и потребление продуктов на своих предприятиях (в столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием людей на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.
Заготовка сельскохозяйственной продукции и сырьяспособствует обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а населения - продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.
Промышленностьпроизводит как производственные, так и другие необходимые населению товары, которые доставляются в магазины для продажи населению.
Сельское хозяйствоявляется источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли, общественного питания, так и для промышленности.
Транспортосуществляет доставку товаров на предприятия торговли, общественного питания и непосредственно населению.
Строительствокак отрасль хозяйства создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно-массовых мероприятий.
Услуги, предоставляемые населению, приобретают все большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий, организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.