Семья как фактор деструктивного воспитания
В понятие «семья» изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре, начиная с ее элементарных продуктов. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры народа, конфессии, государства.
Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов.
Двадцатый век стал веком распада семьи. Это увеличение числа разводов, низкий уровень рождаемости, увеличение числа незаконнорожденных детей, число абортов, сексуализация массовой культуры – все это характеризует современную семью.
Что касается современной российской семьи, то ее возможности усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации.
Согласно исследованиям среди подростков, проживающих с родителями, только 11% хотели бы быть похожими на свою мать, 8% – на отца, 2% – на обоих родителей.
В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных семей. В Москве на 1 января 1995 г. на учете состояло 6,4 тыс. семей группы риска, в которых родители злоупотребляли алкоголем, вели антиобщественный образ жизни, не занимались воспитанием детей. В 1994 г. только в Москве родительских прав были лишены 417 родителей.
Россия заняла седьмое место в мире по численности населения.Сегодня в России, по сообщению Госкомстата, проживают 145,2 миллиона человек. Это оказалось почти на 2 миллиона больше прогнозируемого результата. Русские составляют абсолютное большинство – 116 миллионов, это практически 80 процентов жителей. Второе место занимают татары, далее – украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы. Достигла миллионного порога и армянская диаспора.
На 34 миллиона супружеских пар в стране приходится более 3 миллионов официально не зарегистрированных браков. Увеличился прирост мужского населения. Сегодня на 100 девочек рождается 105 мальчиков. По сравнению с предыдущей переписью населения Россия обзавелась еще одним городом-миллионером. Им стал Волгоград. В Москве, по последним данным, проживает 10,5 миллиона человек, в северной столице - 4,7 миллиона. По статистике, сегодня на 1000 мужчин в нашей стране приходится 1147 женщин, что также соответствует общемировым тенденциям. Сегодня в сельской местности проживают 38,8 миллиона россиян.
Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец – мать», «родители – дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т. д. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции родителей и детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций, изменяющихся на разных стадиях существования семейных отношений, осложняет социальное функционирование индивидов.
Традиции семейного воспитания складывались веками. От времен Платона до наших дней ученые и педагоги утверждали, что на развитие, формирование человека, на его становление, его умственные, физические способности, его здоровье и моральные принципы влияют родители.
Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет.
Практика родительского воспитания, согласно концепции
А. Бодуина, делится на два стиля: контролирующийи демократический.Сущность демократическогостиля воспитания заключается в том, что ребенок активно включен в проблемы семьи, имеет поддержку родителей в формировании собственной субъективной позиции. Контролирующийстиль воспитания предполагает ограничение участия ребенка в семейных делах, сосредоточенность на правильном его поведении. Оба эти стиля воспитания направлены на воспитание самоконтроля и социальной компетентности ребенка. Однако семейное воспитание может носить и деструктивный характер, несмотря на позитивные ценностные установки родителей. Отечественный психолог В. Гарбузов выделил три типа деструктивного семейного воспитания, приводящего к развитию неврозов:
1. Тип А – неприятие и эмоциональное отвержение. Попытка «улучшения» индивидуальных особенностей ребенка путем жесткого контроля и регламентации его жизни.
2. Тип Б – гиперсоциализация – тревожно-мнительная концентрация внимания родителей на здоровье, успехах в учебе, социальном статусе своего ребенка; организация родителями дополнительных образовательно-развивающих программ (иностранные языки, рисование, спортивные секции и т.д.) без учета реальных психофизиологических особенностей ребенка.
3. Тип В – эгоцентрический – культивирование внимания всех членов семьи на достижения ребенка, превращение его в «кумира семьи».
Более подробную характеристику семейных отношений, провоцирующих различные клинические формы неврозов, представляют Р. Армандо и Е. Веселкова. Согласно их исследованиям, запреты во внутрисемейных отношениях приводят к различным аффективным состояниям и соматическим расстройствам. На практике были выявлены отдельные типы нарушений в процессе воспитания, повлекшие за собой неврозы у детей младшего возраста: исполнительный тип, тип внутренней депривации, директивно-разрешающих отношений, симбиотический и напряженный типы.
Исполнительный тип семейных отношенийхарактеризуется игнорированием индивидуальных возможностей ребенка, заменой желания ребенком достижений («Быть первым!», «Быть лучшим!») на необходимость иметь эти достижения.
Клиническая картина– усталость, пассивность, вялость, сонливость, выраженная плаксивость и пугливость в сочетании с соматической ослабленностью; истощение нервной системы с непосильной нагрузкой.
Тип внутренней депривациихарактеризуется конфликтом между желаниями и возможностью, игнорированием чувств и эмоций ребенка, сопровождается предписанием «Будь сильным!».
Клиническая картина– наличие страхов, ночные кошмары, невротические расстройства, нарушение контактов со сверстниками.
Тип директивно-разрешающих отношений.Ограничение и вседозволенность приводят к невозможности позитивной оценки своего «Я».
Клиническая картина – наличие истерических припадков, конфликтность, обидчивость, страх одиночества, темноты, страх смерти.
Симбиотический тип внутрисемейных отношений– гиперопека родителей, полное решение ими всех проблем ребенка.
Клиническая картина – навязчивые движения; кусание и облизывание губ, движения головой, плечами, нарушение сна, нервные тики, страхи, кошмарные сновидения.
Напряженный тип внутрисемейных отношений– ранний конфликт между матерью и ребенком, негативная оценка любого проявления ребенка.
Клиническая картина – эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, сочетание пассивности с заторможенностью и раздражительностью, проявление системных нарушений в виде энуреза.
Отсюда следует, что семья как фактор деструктивного воспитания должна заботится о нравственном поведении, психологическом развитии, общении, жизненных установках ребенка, так как все это, прежде всего, формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка.
А.С. Макаренко был твердо убежден, что «родительские требования к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания», и если с вашим ребенком неблагополучно, «нужно, прежде всего, самого себя положить под микроскоп».
Семья как фактор напряжения
В процессе социализации
Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями.
Процессы социализации в семьевключены в обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей в определение разрешенного и неразрешенного, в ценностные ориентации взрослых.
Процесс социализации – это процесс научения. Процесс обучения в семье отличается от формального учебного процесса в образовательных учреждениях многими особенностями: это обучение посредством участия в повседневных действиях, посредством подражания членам семьи. Процесс обучения в семье закрепляется его связью с познавательными и эмоциональными компонентами, когда послушание, касающееся разрешения и запрещения каких-либо действий, влечет за собой поощрение и наказание. Не менее важно для ребенка, приводят ли его поступки к родительским одобрениям или раздражению.
Воспитание самостоятельности, навыки планирования собственного времени, умения задавать вопросы и удовлетворять любознательность, потребность в эмоциональном переживании – это принципы обучения ребенка в рамках семьи, по сути, те же самые, что и в формальных образовательных учреждениях. Однако все эти активации находят оценку – поддержку или ограничение – увзрослых, от которых ребенок находится в постоянной зависимости.
Процессы социализации могут рассматриваться и как коммуникативные процессы. Взаимовлияние родителей и детей в первую очередь происходит в рамках символического понимания (через интонации, мимику и жесты). Неоднократно указывалось на то, что частота и стиль языковых коммуникаций или частота смеха имеет важное значение для когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Это же касается и вопроса о том, следует ли обосновывать запрет или разрешение и т. д. Форма и стиль коммуникации, техники поощрения и наказания, как правило, перенимаются родителями в более или менее осознанном виде из субкультурой среды и опыта семьи, из которой они происходят. Различают три типичных стиля воспитания: аристократический, демократическийи свободный(Е. Левин, 1975).
Структура процесса обучения и коммуникации в семье, как и прорабатываемые в них темы и конфликты, зависят не только от условий жизни в обществе, от условий жизни в семье, от личностных особенностей родителей, но и от соответствующих проблем, которые характерны для развития ребенка, как и для развития семьи в целом.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.
Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров.
Асоциальные:алкоголизм семей или одного из ее членов, наркомания, проституция. Как результат – дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.
Психологически-этические:жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
Медицинские:хронические инфекции и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения.
Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
К семьям социального риска относят семьи: неполные; малообеспеченные; беженцев; многодетные; с детьми инвалидами; с различными патологиями; асоциальные.
Неполные семьи. Растет число одиноких матерей и их детей. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500 – 600 тыс. браков, также образуя неполные семьи, и поэтому большое число детей в возрасте до 18 лет становятся детьми «семей риска».
Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокого с ними обращения.
Конфликтные отношения внутри семьи, отсутствие любви, родительская жестокость, или непоследовательность в системе наказаний, создают напряженную атмосферу в семье. Дети, зажатые чрезмерными ограничениями, лишенные всякой автономности, независимости в конце концов рвут сдерживающие их цепи и в знак протеста отбрасывают все насаждавшиеся установки, занимают позицию крайнего нигилизма по отношению ко всем общественным правилам. Далеко не все такие дети становятся правонарушителями, но большинство из них страдают в дальнейшем эмоциональными нарушениями и невротическими состояниями.
Для психики ребенка спокойная обстановка в неполной семье может быть более благоприятной, чем раздоры в так называемой целой, но конфликтной. Не случайно, что среди малолетних правонарушителей гораздо больше представителей полных, чем неполных семей. Самые разнообразные семейные коллизии становятся для ребенка психологическим прессингом, трагически воздействуют на его неокрепшую, ранимую психику.
Дети во всем идут дальше своих родителей, возможно, в этом и заключается поступательное развитие, они развивают приобретенное и унаследованное от родителей, в том числе и негативное. В итоге они могут отвергать и те моральные нормы, которые соблюдали родители.
Неуважительное, доходящее порой до унизительного, отношение может толкнуть подростка на поступок, которым он стремится доказать свою неординарность, заслуживающую особого отношения, что, по его представлениям, равносильно уважению. Таким образом, превратно понятое проявление добросердечия и любви к ребенку, причем в благоприятных семьях, может дать злые всходы.
В поисках способа самоутверждения ребенок считает справедливым и адекватным ответом на унижение – унизить других людей: слабых, старых, беззащитных.
Как считает X. Ремшмит, среди причин конфликтов с родителями можно выделить следующие:
1) отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
2) различие опыта детей и взрослых, особенно в период взросления;
3) психологические (установки и представления) и социальные (контролирующая роль взрослых) различия между родителями и детьми;
4) перегрузки и напряжения как результат социальных и культурных перемен.
Наиболее распространенная форма конфликта – побег молодых людей из дома. Период перегруппировки, когда взрослые дети покидают родительский дом, создают свои семьи, имеет свои сложности в отношениях между детьми и родителями. По мнению Б. Шапиро, именно родители исходят из своих оценок семейной жизни, своими советами и вмешательствами по поводу выбора брачного партнера провоцируют конфликты между поколениями «отцов и детей». Позиция доминирования и покровительства не способствует развитию диалога, а ведет к деструктивным проявлениям.
На стадии взаимной поддержки возникают конфликты, когда родителям-пенсионерам необходима помощь детей. Конфликты, существующие между поколениями родителей и прародителей, чаще всего, как пишет В. Сатир, происходят из-за того, что не выработан единый взгляд на круг семейных проблем в новых ролевых статусах членов семьи. Уважительно относится к жизни каждого ее члена, радоваться успехами друг друга, совместно преодолевать трудности – такова стратегия преодоления основных межпоколенных конфликтов.