Психологические подходы к клиенту
Большое влияние на практику социальной работы и научную рефлексию оказали исследования в области психиатрии, психотерапии и психологии личности. В теории и практике социальной работы применяются методы психоанализа, гуманистической психотерапии.
Школы социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций опираются на концепции идей З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу. Подходы этих ученых к феномену клиента социальной работы позволяют рассматривать проблемы и ситуации клиентов.
Рассмотрим психодинамический подход к личности клиента. Этот подход основан на психоанализе З. Фрейда.
Отношения между клиентом и терапевтом понимаются как отношения между пациентом и врачом. Психоаналитики считают, что пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом.
По мнению К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:
1) выразить себя как можно полнее и откровеннее;
2) осознать движение силы и её влияние на свою жизнь;
3) выработать способность изменять – отношения с самим собой и окружающим миром, то есть способность свободных ассоциаций.
К. Хорни выделил типы пациентов:
1) пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают страхи или внутренние запреты;
2) пациенты, которые носят «маски», не позволяющие выходить на свободные ассоциации;
3) пациенты, не способные порождать свободные ассоциации без активного вмешательства аналитика.
К. Роджерс разработал гуманистические подходы к личности клиента на ценностях любви. Любовь понималась как древнегреческое понятие «агапе», или любовь – служение, любовь – деятельность на благо ближнего.
По мнению К. Роджерса, стремлению клиента «быть самим собой» мешают определенные стереотипы.
Для того чтобы клиент стал «полноценно функционирующим человеком», необходимо вмешательство терапевта (терапевт – забота, лечение), именно искренность, эмпатия, уважение. Пути терапевтического вмешательства социального работника:
1) позитивное изменение личности клиента возможно при условии установления уважительного отношения;
2) клиент встревожен;
3) терапевт является искренним во взаимоотношениях;
4) терапевт внимателен к клиенту, но не дает оценок его чувствам и переживаниям;
5) терапевт стремится передать клиенту эмпатическое понимание его внутреннего мира.
Гуманистический подход К. Роджерса оказал влияние на становление методов взаимодействия социальных работников и клиентов, на принципы их отношений.
Особенности биопсихологического подхода
К личности клиента
Биопсихологический подход был сформулирован Х. Перлман на основе метода социально-индивидуальной работы. Согласно этому подходу, клиентом является любой человек, который нуждается в помощи, будь то совет или нереализованные потребности.
Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает определенные модели поведения. В связи с этим Х. Перлман вводит в теорию социальной работы понятие – «индивидуальность клиента».
«Индивидуальность клиента» – это его субъективность, личностное поведение. Индивидуальность клиента проявляется через его двигательные реакции, чувства, размышления, речь, модели поведения. Х. Перлман считает, что благополучие человека зависит от структуры человеческой индивидуальности.
Рассматривая структуру индивидуальности клиента, Х. Перлман опирается на психодинамическую теорию личности З. Фрейда. Она рассматривает человеческую индивидуальность в трех функциях:
1) жизненная энергия, которая находит выход в действиях и поступках;
2) система осознанных (избираемых человеком) и неосознаваемых (автоматических) отношений, допускаемых для личности;
3) психические процессы, регулирующие отношения психофизической индивидуальности клиента и окружающей социальной среды, «что он хочет, что может и что должен делать».
Эти функции Х. Перлман соответствуют структуре личности З. Фрейда, состоящей из «Оно», «Я» (эго) и «Сверх – я» (супер эго). Оно – означает биологическое влечение, требующее немедленного удовлетворения. «Сверх – я» – нормы и ценности, сложившиеся в обществе, «Я» – посредник между «Оно» и внешним миром.
Функционирование индивида в процессе жизнедеятельности определено унаследованными качествами и свойствами, а также взаимодействием с физической, психологической и социальной окружающей средой в процессе накопления жизненного опыта.
Как часто мы считаем, что причина наших болезней и несчастий – в «наведенной» на нас порче, сглазе или семейном проклятии. Нынешнее время вообще отличается изобилием суеверий и сугубо языческих обычаев, о которых со знанием дела говорят наши бабушки, и мы им верим и покорно следуем их советам. Чтобы, не дай Бог, не навлечь беду на себя или на своих детей. А ведь и врачи, и ученые, и священнослужители в один голос заявляют: причина бед – не в чем-то «дурном глазе», а в нас самих. «Нет в мире силы, способной устоять против благодати Божией».
Российские ученые и врачи Научного центра здоровья детей РАМН в Москве разработали уникальную методику прогнозирования физиологического и психологического развития будущего ребенка по состоянию здоровья его предков. Вот что рассказала об этом старший научный сотрудник лаборатории цитохимии института Вероника Михайловна Шищенко: «Многие считают, что здоровье маленького ребенка зависит только от состояния его организма и организма матери. На самом же деле в ребенке сливаются в одно целое не только наследство его родителей, но и других представителей его рода, в частности, его бабушек и дедушек, – говорит Вероника Михайловна. – Эта сложная взаимосвязь проявляется на клеточном уровне. В течение нескольких лет наша цитохимическая («цито» означает «клетка») лаборатория проводила исследования подобных закономерностей. Ведь прогноз развития внуков важен не только как основание для здоровой и полноценной жизни, но и как явное свидетельство о связи поколений».
В самом начале беременности у женщины происходит активизация деятельности всего организма, значительное возрастание дыхания его клеток. В них вырабатывается необходимая для физиологических процессов энергия, включаются сложные окислительно-восстановительные реакции. Повышение интенсивности дыхания клеток, как выяснили ученые, в значительной мере зависит от нормального здоровья обоих дедушек, а вот разнообразие и интенсивность дыхания клеток связано с наследством обеих бабушек.
Новорожденный в своем анализе крови отражает здоровье всех четырех дедушек и бабушек, и их сильное влияние прослеживается до трех лет.
Что удивительно, наиболее сильно сказываются не собственно заболевания бабушек и дедушек, а то, живы ли они. Этот факт отражается на психологическом развитии ребенка с шести лет, на его дальнейших школьных успехах.
Если бабушка – мамина мама – рано уходит из жизни, то внук может родиться с более низкой оценкой по шкале Апгар, которая отражает степень кислородного голодания мозга. У него может быть более уязвимой нервная система и несколько хуже память. На здоровье внука могут сказаться и болезни бабушки по матери. Если она перенесла инфаркт, то на первом году жизни ребенка могут возникать частые респираторные заболевания, простуды. А в школьные годы он будет больше уставать.
Здоровье второй бабушки, матери мужа, также непосредственно отражается на состоянии беременной женщины и организме младенца. Причем невестка зависит от здоровья свекрови, даже если ни разу в жизни не встречалась с ней. Заболевания матери мужа (остеохондроз, пародонтоз) могут вызвать в начале беременности невестки неблагоприятные изменения обмена веществ в её организме, зато в дальнейшем сам ребенок будет защищен от нарушения обмена веществ. Организм беременной как бы переправит нарушенное развитие, устраняя влияние болезней своей матери и свекрови.
Именно поэтому так важно для женщины помнить, какую важную роль она играет, знать, что только от нее зависит, пойти или не пойти на вредное производство, выбрать «нервную» профессию или спокойную должность, сделать или не сделать аборт, бросить или продолжать курить и употреблять спиртное. Все это так или иначе скажется не только на детях, но и на внуках и правнуках. Ведь у детей, рано потерявших мамину маму, изменен даже звук ударов сердца!
Влияние мужской половины рода также трудно переоценить. Первые три месяца беременности, а также первый год жизни новорожденного – это «время обоих дедов», в эти периоды влияние их здоровья наибольшее. Ученые доказали: дочь в роду – избавительница потомства от недугов своего отца, ее организму частично удается превратить их в положительные свойства ребенка. Женская часть рода, в силу своих жизнетворных начал, как бы «отводит» от потомства болезни.
«Например, если дед по матери болен гипертонией или даже перенес инфаркт, то у новорожденного будет больше резерв клеток, защищающих организм от инфекций, – продолжает Вероника Михайловна. – А в первом году жизни у младенца будет более интенсивный энергетический обмен клеток, обеспечивающий все основные функции организма. Таким же парадоксальным образом болезни деда по матери повышают успехи ребенка в освоении школьного курса математики: это результат компенсаторной работы в организме матери и внука или внучки».
К сожалению, организм способен преодолеть не все наследственные болезни. При тяжких сердечно-сосудистых патологиях одного из дедов повышается риск мертворождения или позднего токсикоза при беременности. Да и от самих этих патологий, как и от онкологических заболеваний, внук или внучка все равно не будут в полной мере защищены во взрослой жизни. Так что мужчинам следует помнить, что вредные привычки и отсутствие внимания к здоровью и микроклимату в семье действуют на наследственность самым непосредственным образом.
То есть ребенок с детских лет должен понимать, что нужно почитать родителей, что материнское благословение творит чудеса. Родительская, материнская молитва спасает от всех бед, идет прямо к Престолу Божию. Поэтому нам так важно просить молитв родителей, если они живы, и молиться о них самим, призывать их в помощь, если они умерли.
Х. Перлман считает, что человек находится в процессе постоянного изменения, формируются его гражданские, социальные, ценностные ориентации и нормы. Причем индивидуальные роли изменяются на каждой стадии человеческой жизни. В любом возрасте человек может потерять надежду и стремление, и тогда может стать клиентом.
По мнению Х. Перлман, человек оказывается в положении клиента по следующим причинам:
1) нехватка жизненной энергии, необходимой для борьбы за выживание, сохранение своей личности;
2) отсутствие современной социальной поддержки;
3) инфантилизм или утрата надежды на изменение негативной ситуации.
Х. Перлман вслед за З. Фрейдом считала, что культура является главным фактором, влияющим на изменение социальных ролей человека.
Индивидуальные роли изменяются, поскольку расширяется круг человеческого общения. Каждое общество имеет общее представление, какими характеристиками должен обладать мужчина, будучи главой семьи, мужем, сыном и т.д. Однако появляются отклонения от ожидаемых норм, индивид становится клиентом, обращается в социальное агентство за помощью.
Х. Перлман считает, что принятие и осознание проблемы, понимание неспособности с ней справиться усиливает осознание индивидом своей роли как клиента.
Разработанный Х. Перлманом биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту.
Ролевой подход к личности
С. Бриар и Г. Миллер рассматривают клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, формирование которой обусловливают четыре источника:
1) социальное агентство;
2) нормативные ожидания социального работника и референтных групп;
3) самооценка клиента;
4) социальные группы, которые воздействуют на клиента, социального работника и агентство.
Рассмотрим источники в отдельности.
1. Социальное агентство – осуществляет или оказывает поддержку.
Бриер и Миллер выделяют роли агентств на основании ориентаций клиента:
– «нравственная ориентация» – клиент желает получить помощь от агентства, разделяет ценности социального работника и с желанием сотрудничает с ним;
– «расчетная ориентация» – клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей социального работника;
– «отчуждающая ориентация» – клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, соглашается только при применении санкций.
2. Социальный работник и его реферетные группы.
С. Бриар и Г. Миллер считают, что клиент имеет определенные установки на помощь и поддержку, при этом социальный работник может в одном случае играть роль помощника, а в другом осуществлять конкретные услуги. Ролевые установки социального работника представляют в первом случае профессиональную деятельность, во втором – административную.
Реферетные группы влияют на ролевые установки социального работника исходя из теоретических концепций социальной работы. Так вербальная терапии считает, что клиент должен обладать четкой речью, семейная терапия – ожидает неблагополучие в семьях. Эти подходы влияют на установку социального работника.
3. Самооценка клиента – связана с отношение клиента к социальному агентству. Это отношение разнообразно, одно агентство представляет реальную помощь, другое не представляет все услуги, положенные по закону, что заставляет клиентов переживать.
Важнейшим фактором при формировании ролевых установок, по мнению исследователей, является добровольное или признательное принятие индивидуумом роли клиента.
4. Социальные группы, воздействующие на клиента, социального работника и агентств.
Клиент, социальный работник и агентство одинаково контролируются административными инстанциями. С. Бриар и Г. Миллер считают, что ценности и нормы социального работника и агентства влияют на ожидание клиента, его установки, мотивацию к изменению.