Ее функционально-ролевой характер
Социальная работа, рассматриваемая как вид социальной деятельности, характеризуется определенными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят ее функции, формы и методы. Сюда включаются: индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни. Шведские авторы Г. Бернлер и Л. Юнссон выделяют: индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию); групповую социальную работу; общественную работу (работу с сообществом на макроуровне); социальное администрирование и планирование.
Субъекты социальной работы. Первым субъектом является любой человек, семья или группа людей, которые находятся или потенциально могут оказаться в «слабой» позиции и в силу этого объективно нуждаются в понимании связанных с этой позицией трудностей, проблем, в получении реальной помощи для преодоления этих трудностей. Таким людям необходимо прежде всего общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий (жилье, питание, одежда, медицинское обслуживание и др.), интеграция их в различные сферы социокультурной жизни (посильный труд, досуг, спорт и т.д.). Важную роль играет их психологическая и социальная реабилитация.
Второй субъект социальной работы – это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта, являются его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать:
– высокий уровень интеллектуального развития;
– хорошую саморегуляцию, навыки самодисциплины;
– способность проявлять терпимость;
– настойчивость;
– способность помогать людям в трудных ситуациях;
– физическую силу, выносливость;
– способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;
– здравый смысл, умение четко мыслить;
– чуткость, эмпатичность.
Третий субъект социальной работы – это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личности. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики.
Четвертый субъект социальной работы – это ее исследователь. Его задача – наблюдение практики социальной работы, анализ и фиксация существующих и зарождающихся тенденций ее состояния и развития; систематизация, обобщение накопленного материала и прогнозирование дальнейшего развития.
Пятый субъект – это административные структуры социального управления. К ним принадлежат работники, от понимания которыми содержания и целей социальной работы зависит в значительной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и муниципального управления они формулируют и осуществляют социальную политику в стране.
Конечно, уровень информированности, образованности и готовности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Он включает в себя:
а) знание административного и социального права;
б) управленческую компетентность (знание функций, методов деятельности и границ полномочий органов муниципального управления и местного самоуправления);
в) знакомство с методами работы, с администрацией и персоналом (образовательных, медицинских, правоохранительных, пенитенциарных и других учреждений); оказание им содействия в профессиональной деятельности, умении решать проблемы, возникающие в отношениях с клиентами, оказание помощи персоналу в решении различных проблем;
г) способность выявить психологические, социально-психологические и бытовые факторы обострения проблем, возникающих перед клиентом;
д) умение давать оценку социально-психологическому статусу клиента, проводить диагностику состояния его физического, психического и психологического здоровья;
е) социальную и социально-психологическую адаптацию в таких ситуациях, как: одиночество, болезнь, семейная или школьная отверженность детей и т.д.;
ж) информацию о благотворительных организациях, акциях, фондах;
з) организацию социальных проектов, акций помощи (например, «жилье для молодой семьи», «спорт для инвалидов», «образование в тюрьмах» и т.д.);
и) представительство интересов клиента и семьи (помещение в школу, больницу, устройство на работу, контроль за состоянием клиента в лечебном, пенитенциарном учреждении и т.п.);
к) исследование проблем суицида (среди детей, подростков, престарелых, инвалидов, заключенных и т.п.).
Большинство перечисленных пунктов относится к организационно-координаторским функциям социального работника. Для того чтобы охватить содержание социальной работы на ее различных уровнях, необходимо очертить функционально-ролевой репертуар социального работника.
1. На первом месте, безусловно, стоит практический социальный работник, чьи функции могут изменяться от добровольца по оказанию помощи в надомном обслуживании до практического психолога-консультанта, который тоже непосредственно контактирует с клиентами.
2. Общается с клиентами, но на другом уровне и с другими целями организатор, чьей задачей является создание группы, команды из других социальных работников, клиентов, жителей для решения совместной задачи.
3. Администратор-управленец, действующий в учреждениях разных типов и на разных уровнях.
4. Большое разнообразие социальных ролей заключено в фигуре преподавателя – от университетского профессора до тренера, инструктора практики. Важное место занимает также функциональная роль супервизора, в которой специалисты могут выступать постоянно или в качестве временного дополнения к другим своим ролям.
5. В таком качестве специалист выступает наставником, контролером, советчиком, консультантом, а иногда и организатором практики для лиц, обучающихся социальной работе.
6. Специфична социальная роль исследователя социальной работы.
Обзор различных социальных позиций и функциональных ролей, которые «играет» социальный работник на профессиональной сцене, показывает, что диапазон его деятельности весьма широк. Поэтому самообразование и переподготовка, саморазвитие необходимы для профессионального становления.
Контрольные вопросы
1. Что вы понимаете под социальным обслуживанием населения?
2. Какая связь существует между социальной политикой, социальной защитой и социальным обслуживанием?
3. Какова роль специалистов в системе учреждений социального обслуживания населения?
4. Раскройте понятие «субъект социальной работы».
5. Раскройте типы профессиональных ролей социального работника.
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА