Глава 3. социальная работа как вид

СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная работа как профессиональный вид

Деятельности

Изменение и развитие социальной действительности осуществляется в процессе жизнедеятельности, т.е. активного отношения личности к окружающему миру, его познанию и преобразованию. Человеческая деятельность делиться на экономическую, социальную, культурную и др.; прогрессивную и реакционную; закономерную и незакономерную; моральную и аморальную; творческую и нетворческую и т.д.

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения.

Социальная работа – особый вид деятельности. Почему? Потому что социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы.

Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная социальная деятельность включает: содержание, характер труда, профессионализацию, специализацию. Признаками профессиональной деятельности является совокупность знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе.

Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие.

Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в России признан 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа.

Первый этап – развитие благотворительности после крещения Руси. Духовенство занималось общественным призрением: строили церкви, школы, училища, устраивали для бедных людей пиршества на княжеском дворе, раздавали хлеб, рыбу, мясо, овощи нищим и убогим. На Руси складывается правовая основа социальной помощи детям и женщинам. Так в «Русской правде» рассматривались вопросы о разделе наследства между детьми (в пользу младшего сына) и вдовствующей матерью, её нельзя было прогнать со двора и отнять то, что было передано ей супругом. Восемь из 37 статей «Русской правды» были посвящены вопросам детской защищенности.

Второй этап – возникновение и развитие системы общественного призрения. Вокруг монастырей складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни.

Петр I считал необходимым развернуть борьбу с попрошайничеством. Просящих и дающих милостыню наказывали кнутом. Петр I вводит общественное призрение – больницы, богадельни, сиротские, смирительные дома для призрения незаконнорожденных младенцев.

В начале 20-х гг. XVIII в. изданы указы о призрении младших офицеров, это праобраз российского пенсионного законодательства. При Екатерине II в основном сложилась система общественного призрения. Екатерина пишет в Указе: «Заниматься надо образованием ума и нравов». Сложилась система общественного призрения, были созданы приказы общественного призрения по устройству народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных. Складывается добровольно-обязательное попечительство.

Третий этап – послереволюционный и советский периоды. Складывается государственная система социального обеспечения – инвалидов, стариков, сирот, вдов. Государственное обеспечение было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан в старости, по болезни, многодетных семей.

Социальная помощь нуждающимся сводится к формам филантропии (благотворительности, покровительству социально незащищенным).

Благотворительность – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся.

Милостыня – древнейшая форма проявления гуманного отношения к человеку, выраженная состраданием убогим и нищим.

Призрение общественное и просто призрение. Общественное призрение осуществляется государством, церковью, обществом, просто призрение – это внимание, сочувствие, милосердие. На Руси призрение сначала осуществляется церковью, затем становится функцией государства.

К сожалению, в России в настоящее время благотворительная деятельность не получила такого распространения, как в странах Запада. В США эта деятельность (третий сектор экономики) осуществляется более миллионом организаций. В России о социальной работе пишут Н.А. Бердяев «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1918 г.), П.А. Сорокин «Социальная и культурная мобильность» (1927 г.) и «Человек. Цивилизация. Общество» (1992 г.).

В 90-е годы XIX в. в Великобритании организуются лекции, практическая работа по благотворительности. В начале XX в. в Европе и Америке были открыты 14 школ социальной работы.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру. Социальная работа представляет целостную систему.

Наши рекомендации