Семестр обучения: 11 и 12 семестр
Семей 2017
Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой биохимии на основании типовой программы по биохимии для многоуровневой структуры медицинского профессионального образования в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, рекомендованной УМО мед вузов РК в 2003 г. и изменениями и дополнениями в Государственные общеобязательные стандарты образования РК по специальностям высшего и фармацевтического образования ( Приказ МЗ РК от 01июля 1005г №322 и МОН РК от 22 июля 2005 г. № 499) в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования 2017г. по специальности: 5В130100 - «Общая медицина»
Сведения о преподавателях:
1. Тапбергенов Салават Оразович, доктор медицинских наук профессор- заведующий кафедрой биохимии.В 1965 году с отличием закончил лечебный факультет Семипалатинского государственного медицинского института. С 1966 по 1968 год обучался в целевой аспиpантуpе на кафедре биохимии Харьковского медицинского института. В 1985 году при НИИ криобиологии и криомедицины АН УССР защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук. С 1983 по 1997год был деканом лечебного факультета СГМА. Является автором первого в Казахстане учебника для медицинских вузов "Медицинская биохимия. Молекулярные основы физиологических функций"(2001г.) и учебного руководства для студентов и врачей "Медицинская и клиническая биохимия " (2004 г.). Автор первого на государственном языке учебника для медицинских вузов «Медициналық биохимия» изданного в 2007 году. Под руководством проф. Тапбергенова С.О. подготовлено 3 доктора и 10 кандидатов наук.
На кафедре имеется студенческий научный кружок, где студенты выполняют либо реферативные, либо экспериментальные исследования.
Контактная информация: кафедра расположена на первом этаже химического корпуса.
Политика дисциплины:
Политика дисциплины направлена на наиболее полное освоение студентами учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и студентов. Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по биохимии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата.
Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных лабораториях, оснащенных различными приборами, оборудованием и химическими реактивами.
Требования кафедры, предъявляемые студентам в процессе изучения дисциплины:
• В полном объеме овладевать знаниями, умениями и практическими навыками;
• Бережно относиться к имуществу кафедры;
• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся;
• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий и экзаменов;
• В случае пропуска занятий и лекций по уважительной причине обучающийся отрабатывает бесплатно в объеме пропущенного материала;
• В случае пропуска двух и более занятий и лекций обучающийся считается неаттестованным и должен получить допуск к занятиям и лекциям в деканате факультета;
• На лабораторные занятия необходимо заранее законспектировать лабораторные работы, ознакомиться с правилами техники безопасности и ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.
• В химическую лабораторию, лекционный зал студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.
• По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.
• При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.
Для успешного усвоения биохимии как фундаментальной медико-биологической науки необходима систематическая работа в учебное и во вне учебное время. Своевременная сдача рубежного контроля и прилежание в выполнении лабораторного практикума. Соблюдение правил работы в лаборатории и соблюдение устава ВУЗА
ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ
Современная концепция профессиональной подготовки врача предусматривает равноценный уровень знаний в основных разделах медицины, в том числе клинической лабораторной диагностике, занимающей среди всех диагностических дисциплин одно из первых мест. С точки зрения информативности и диагностической значимости, с позиций широты оценки метаболического статуса больного, клиническая лабораторная диагностика доминирует во многих разделах клинической медицины.
Клиническая лабораторная диагностика включает много диагностически и методически обособленных разделов, в том числе клиническую биохимию, клиническую гематологию, иммунологию, клиническую серологию и микробиологию, клиническую токсикологию, клиническую генетику.
Каждый из перечисленных разделов обладает специфическим комплексом аналитического оборудования, включает много диагностических методов, многие из которых дают клиницисту возможность разобраться в вопросах патогенеза и этиологии патологического процесса. Наибольшим числом диагностических тестов, наибольшим объемом информации и перспективами развития располагает клиническая биохимия.
Таким образом, подготовка по вопросам клинической лабораторной диагностике, в том числе по клинической биохимии - обязательная часть общей подготовки врача, ее осуществляют на разных этапах обучения в медицинском вузе.
Молекулярные основы структуры и функций клеток разных тканей, их субструктур, их взаимодействия, протекающих в них процессах роста, развития, размножения и гибели, патологических нарушений их жизнедеятельности определяют клинические проявления болезней и имеют важнейшее значение для диагностики и лечения. Понимание этих основ необходимо будущему практикующему врачу, наблюдающему и лечащему больного.
Используя полученные сведения, врач, ставя диагноз и прибегая к лечению больного, должен задуматься о возможных нарушениях биосинтеза тех или иных биологически важных молекул, их транспорта в клетки и внутри клеток, сигнальной системы, взаимодействия и адгезии клеток, рецепторов, связывающих гормоны, факторы роста и другие лиганды.
Кроме того, врожденные генетические дефекты, неправильное питание, недостаток кислорода, действие токсических веществ и т. п. приводят к изменению скорости определенных биохимических реакций, а это влияет на функционирование и структуру клеток, тканей и органов. В связи с этим глобальной клинической биохимии является выявление нарушений биохимических реакций в организме человека с целью диагностики и прогноза заболеваний. При этом, маршрут движения по предмету через биохимический анализ является одним из самых продуктивных, так как будущий врач должен грамотно заказать его в лаборатории и высоко профессионально прокомментировать, т. е. из минимума данных извлечь максимум информации.
Исходя из всего изложенного цель курса клинической биохимии сводится к следующему:
- ознакомить студентов с современными методами биохимических исследований и их интерпретацией;
- научить их правильно и своевременно брать материал для исследований и оценивать полученные результаты;
- использовать данные биохимического анализа в диагностическом и прогностическом процессах, лабораторном контроле за лечением;
- изучить принципы лабораторной диагностики, алгоритмы лабораторного обследования пациентов при различной патологии.
Основными задачами цикла клинической биохимии являются:
- систематизировать имеющиеся у студентов представления о предмете «клиническая биохимия», ее целях, задачах и методах в арсенале врача;
- познакомить студентов с перспективами развития клинической биохимии;
- создать целостное представление о правильности показаний к назначению и полноте исследований, тактике лабораторных исследований, интерпретации изменений биохимических показателей в анализах и их значение в диагностике и контроле за лечением.
Наиболее эффективное изучение клинической биохимии – анализ лабораторных показателей при клинических синдромах, что позволяет понять сущность основных механизмов патогенеза заболевания. Клиническая биохимия предлагают не только новые методы и виды исследований, но и свое видение интерпретации результатов, получаемых при обследовании пациентов.
Одно из современных направлений развития клинической биохимии – разработка алгоритмов исследований, обнаружение отклонений состояния организма от нормы, их трактовка (физиологический или патологический характер), формирование диагностического предположения и подтверждение диагноза. Предпосылки использования алгоритмов обследования позволяют проводить скрининг заболеваний, особенно в группах риска, и оптимизировать диагностический процесс.
Для достижения поставленных задач необходимо, чтобы студенты – будущие врачи освоили:
- основные параметры биохимического анализа;
- изменение биохимических параметров под влиянием гормональной терапии и лекарственных средств;
- алгоритм отбора биохимических показателей;
- алгоритм оценки биохимических показателей.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Медицинская генетика: молекулярные мутации, заболевания, вызываемые мутациями в генах, методы диагностики заболеваний, передаваемых по наследству;
Микробиология, иммунология и вирусология: свойства патогенных и условно-патогенных микроорганизмов и вирусов, их роль в развитие инфекционного процесса и иммунного ответа, методы лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых внедрением микроорганизмов и вирусов, механизмы специфического и не специфического иммунного ответа на повреждения;
Фармакология: лекарственные вещества и их воздействие на метаболизм ;
Патологическая анатомия: диагностика патологических процессов с помощью микроскопического исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов ;
Патологическая физилогия: закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов; особенности и характер динамического изменения обмена веществ и физиологических функций при различных патологических состояниях организма.;
Эндокринология: гормоны и механизм их влияния на обмен веществ и физиологические функции, нарушение гормональной регуляции при различных заболеваниях;
Хирургические болезни: основные методы лечения при хирургических заболеваниях;
Пропедевтика внутренних болезней:причины и клинические про-явления заболеваний внутренних органов, методы распознавания болезней ;
Поликлиническая терапия: диагностика, лечение и профилактика заболеваний в поликлинических (внебольничных) условиях;
Онкология: молекулярные основы канцерогенеза, химический и биологический канцерогенез;
Внутренние болезни : этиология и патогенез заболеваний внутренних органов .
Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине
В результате прохождения курса студент должен знать: предмет, цель, задачи и значение курса для своей будущей профессиональной деятельности; принцип (сущность) лабораторных методов исследования биологических жидкостей человека; оценка диагностической значимости лабораторных методов исследования.
ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Научить студента применять при профессиональной деятельности сведения о химическом составе, о метаболических процессах и биохимических константах организма человека, как характеристиках нормы и признаков болезни
ЗАДАЧИ
Студент должен уметь:
Уметь составлять программы лабораторного биохимического исследования больных, объяснять информационную и диагностическую ценность результатов лабораторных анализов;
Уметь делать выбор целесообразной совокупности клинико-биохимических анализов крови и мочи для диагностики и лечения соответствующих заболеваний.
Уметь грамотно интерпретировать биохимический анализ крови, мочи и других биологических жидкостей организма человека.
Уметь проводить основные клинико - биохимические методы, экспресс-методы для решения диагностических задач
Студент должен приобрести практические навыки:
- по организации и проведению экстренных биохимических исследований крови, мочи, и других биологических жидкостей организма человека для решения диагностических и лечебных задач;
- уметь проводить забор сыворотки, плазмы крови и мочи для биохимических исследований;
- уметь определять экспресс – методом активность ферментов и отдельных метаболитов липидного обмена в крови;
- уметь определять наличие белка, глюкозы и кетоновых тел в моче.
ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов |
11 семестр | |
1. Общая трудоемкость электива | |
2. Аудиторные занятия (всего) | |
в том числе: - лекции (Л) | |
- практические занятия (ПЗ) | |
3. Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего) в том числе: подготовка к занятиям подготовка к тестированию разбор ситуационных задач рефераты | |
4. Формы текущего контроля | тестирование по темам курса, решение ситуационных задач |
5. Вид итогового контроля | зачет |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Общая трудоемкость элективного курса составляет 45 часа, из них аудиторные занятия –30, самостоятельная работа –15часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
№ | Тема лекции | Кол-во часов | Содержание лекций |
Строение и функции белков | Биологические функции белков. Многообразие структурно и функционально различных белков. Различия белкового состава организма в соответствии с различными функциями организмов. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. Аминокислоты организма, важнейшие непротеиногенные аминокислоты – орнитин и гомоцистеин их роль в норме и патологии, гомоцистеиновая концепция атерогенеза. Уровни строения белков, приобретение четвертичной структуры как усложнение функции белка, Нарушение конформации белков как причина некоторых заболеваний. Болезнь Кройнцфельда-Якоба – прионовое заболевание и болезнь Альцгеймера как заболевание связанное недостаточностью шаперонов низкой молекулярной массы. Роль ацетилирования тау-белка в патогенезе болезни Альцгеймера. | ||
Биохимия питания. Витамины и коферменты | Незаменимые факторы питания, витамины и микроэлементы, образование коферментов в организме и их связь с ферментными системами. Коферментные функции витаминов. Биологические функции витаминов. Классификация коферментов, их участие в пути энергообеспечения, метаболизме углеводов, липидов и белков. Заболевания и нарушения метаболизма при авитаминозах. Синергизм действия витаминов и коферментов. Неферментативные антиоксиданты – витамины С и Е –механизм действия; Тестирование. | ||
Ферменты | Общие свойства ферментов. Механизм действия и особенности ферментативного катализа. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Факторы, влияющие на активность ферментов. Единицы измерения активности и количества ферментов. Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты. Органо-специфичные ферменты. Изменения активности ферментов при болезнях. Изменения ферментного состава при онтогенезе. Наследственные энзимопатии. Определение ферментов в плазме крови с целью диагностики болезней. Происхождение ферментов плазмы крови. Энзимодиагностика и энзимопатии. | ||
Биосинтез белков. | Основной постулат молекулярной биологии. Универсальность биологического кода и механизма биосинтеза белков. Понятие об опероне и регуляции на уровне транскрипции. Гормональная регуляция действия генов. Распад клеточных белков. Время полужизни разных белков. Антибиотики - ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белков. Биохимические механизмы развития молекулярных наследственных болезней. Общие принципы терапии молекулярных болезней. Генотипическая гетерогенность в популяциях человека. Полиморфизм белков. Группоспецифические белки крови и тканей. Антигенный состав организмов и трансплантационная несовместимость. Система иммунного надзора. Иммуноглобулины человека. Методы обнаружения антител. Наследственные и вторичные дефекты иммунной системы | ||
Бионергетика клетки и общий путь катаболизма. | Общий путь катаболизма, образование топливных молекул, главные циклические митохондриальные процессы – пируватдегидрогеназный комплекс и цикл трикарбоновых кислот их значение, регуляция, зависимость от О2 и нарушения при диабете. Двойственный характер цикла трикарбоновых кислот (амфиболизм и анаплероз). Окислительное фосфорилирование как последовательное преобразование энергии электронов в энергию хим. связи в молекуле АТФ; миграция электронов по дыхательной цепи и синтез АТФ – независимые, но функционально связанные процессы внутренней мембраны митохондрий, комплексы дыхательной цепи, образование воды, активные формы кислорода, ферментативные антиоксиданты, сопряжение окисления и фосфорилирования. Цитохром С как внутриклеточный индуктор апоптоза при нарушении окислительного фосфорилирования. Митохондриальные заболевания, обусловленные дефектами электронного транспорта и окислительного фосфорилирования. | ||
Клеточные мембраны. Биохимия сигнальных систем | Типы межклеточной сигнализации. Этапы межклеточной коммуникации. Специфичность сигналов. Первичные мессенджеры, их виды и классификации. Рецепторы клеточной поверхности: сопряженные с G белками, регулируемые ионными каналами, ассоциированные с тирозинкиназой, каталитические рецепторы. Классификация рецепторов по количеству трансмембранных сегментов (интегральные белки, каталитические, олигомерные ионные каналы). Рецепторные тирозинкиназы, механизм трансмембранной передачи (белки GRB-2, SOS, RAS). Рецепторы связанные с G-белками. Трансмембранная передача сигнала с участием фосфолипазы С. Са-связывающие белки, классификация. Семейство EF-hand-белков. Семейство аннексинов. Са-запасающие белки. Внутриядерный этап передачи через рецепторы, сопряженные с G-белками и РТП. Оксид азота, его роль в регуляции сосудистого тонуса и при воспалении. | ||
Обмен углеводов | Особенности углеводного обмена в организме, процессы углеводного обмена, их значение в норме и при патологии. Токсичное действие глюкозы (диабет) и патологическое гликозилирование (гликирование) белков крови и токсичное действие фруктозы (артериальная гипертензия). Галактоземия, фруктоземия | ||
Обмен липидов | Особенности обмена липидов в организме, их значение в норме и при патологии. Основные этапы синтеза холестерина, его регуляция и транспорт. Роль липопротеинов высокой и низкой плотности. Атеросклероз – как результат нарушения регуляции синтеза холестерина в организме. Частные проявления атеросклероза: ИБС, инфаркты и инсульты. Патогенетически обоснованная терапия атеросклероза (статины) | ||
Обмен белков | Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуодентального соков. Протеазы желудочного сока и поджелудочной железы и панкреатиты. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот. Определение трансаминаз в сыворотке крови для диагностики инфаркта миокарда, заболеваний печени. Окислительное и непрямое дезаминирование аминокислот. Биологическое значение дезаминирования аминокислот. Биогенные амины, образование и биологические функции. Ингибиторы МАО. Обезвреживание аммиака. Нарушение синтеза мочевины. Особенности обмена метионина, цистеина, серина и глицина. Фенилкетонурия: диагностика и лечение. Алькаптонурия. Альбинизм. Нарушение обмена тирозина при паркинсонизме. Гомоцистенурия, гистидинемия и другие наследственные нарушения аминокислот. Образование мочевой кислоты. | ||
Обмен хромо- и нуклео -протеидов | Нарушения обмена нуклеотидов. Ксантинурия. Оротацидурия. Конечные продукты обмена белков и аминокислот. Основные этапы синтеза гема и гемоглобина. Образование пигментов желчи, мочи и кала Обезвреживание билирубина. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче. Биохимические методы диагностики нарушений функции печени. Нарушения цикла мочевины, гипераммонемии. Болезнь Паркинсона как нарушение синтеза катехоламинов. Фенилкетонурия. Подагра. Болезнь Леша-Нихана. Оротоацидурия. | ||
Биохимия крови | Основные функции крови и биохимические константы крови. Особенности развития, строения, химического состава, обмена веществ и функций эритроцитов. Токсичные формы кислорода и система антиоксидантной защиты. Особенности развития, строения и химического состава эритроцитов. Особенности обмена веществ в эритроцитах. Биологическая роль 2,3-дифосфоглицерата и глутатиона в функции эритроцитов. Клиническое значение биохимического анализа крови. Белки плазмы крови в норме и патологии. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Белки острой фазы. Ферменты плазмы крови. Иммуноглобулины (антитела). Кининовая система крови. Небелковые азотистые вещества крови, остаточный азот крови. Безазотистые органические вещества крови. Внутренняя и внешняя система свертывания. Наследственные гемофилии. Фибринолиз и противосвертывающая система. Минеральные вещества и показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови. | ||
Итого |
План практических занятий по клинической биохимии
Тема занятия | часы | № занятия |
1 МЕТАБОЛИТЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. БИОХИМИЯ МОЧИ Метаболиты углеводного, липидного и белкового обмена Изменения физико-химических свойств и химического состава мочи. Обнаружение патологических компонентов мочи 2. БИОХИМИЯ КРОВИ Клиническое значение биохимического анализа крови. . | 3 час 3часа | Занятие № 1 Занятие № 2 |
ИТОГО | 6 часов |
5.Задания для самостоятельной работы студентов
Темы для самостоятельного изучения (СРС)
№ | тема | Содержание | Форма проведения и контроля | Объем в часах |
Строение и функции белков. | Классификация белков. Биологические функции белков. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. | Реферат, презентация | ||
Ферменты | Наследственные энзимопатии. Применение ферментов в лечении заболеваний. | Реферат, презентация | ||
Нуклеопро-теиды и нуклеиновые кислоты | Структура и функции нуклеопротеидов и нуклеиновых кислот. Структурная организация хромосом. Механизмы синтеза белка и нуклеиновых кислот. | Реферат, презентация | ||
Введение в обмен веществ. Биохимия питания. | Состав пищи человека. Органические и минеральные компоненты. Регионарные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде. | Реферат, презентация | ||
Обмен углеводов | Основные углеводы тканей животных, их строение и биологическая роль. Углеводы структурно-функциональных компонентов клетки. | Реферат, презентация | ||
Обмен углеводов | Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы и дисахаридов). | Реферат, презентация | ||
Обмен липидов | Важнейшие липиды тканей человека. Резервные и структурные липиды. Состав, строение и физиологическая роль транспортных липопротеинов крови. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека. Сфинголипидозы. | Реферат, презентация | ||
Обмен липидов | Эйкозаноиды и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции. Перекисное окисление липидов, роль в возникновении мембранных патологий. Антиоксиданты. | Реферат, презентация | ||
Обмен белков и аминокислот | Особенности обмена отдельных аминокислот (цистеина, гистидина, триптофана, валина и др.) Биогенные амины Окисление биогенных аминов (моноаминоксидазы), ингибиторы МАО. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций. Антигистаминные препараты. | Реферат, презентация | ||
Биохимия гормонов. | Гормональная регуляция обмена веществ. Нарушения гормональной регуляции | Реферат, презентация | ||
Биохимия крови | Токсичные формы кислорода, их образование и воздействие на клетки организма. Супероксиданионзависимый апоптоз. Система антиоксидантной защиты. | Реферат, презентация |
Темы рефератов
1. Лабораторная диагностика заболеваний печени
2. Лабораторная диагностика заболеваний почек
3. Лабораторная диагностика заболеваний сердечно -сосудистой системы
4. Лабораторная диагностика заболеваний щитовидной железы
5. Лабораторная диагностика сахарного диабета
6. Лабораторная диагностика заболеваний репродуктивной системы
7. Лабораторная диагностика заболеваний панкреатической железы
8. Лабораторная диагностика заболеваний желудочно -кишечного тракта
9. Лабораторная диагностика заболеваний гипоталамо -гипофизарной системы
10. Лабораторная диагностика нарушений водно -солевого обмена
11. Лабораторная диагностика нарушений кислотного - основного равновесия
12. Лабораторная диагностика заболеваний костной системы
13. Онкомаркеры и их применение в диагностике, прогнозе и мониторинге лечения онкологических заболеваний
14.Причины и механизмы сахарного диабета.
15.Системы антиоксидантной и антибактериальной защиты организма.
16.Прионовые заболевания человека и животных.
17.Нарушение обмена гомоцистеина и поражение сосудов.
18.Происхождение свободных радикалов в организме и защитные механизмы.
19.Нарушения регуляции синтеза холестерина – ведущая причина атеросклероза.
20.Значение гликозилирования белков в норме и патологии.
21.Происхождение лакто- и кетоацидозов в организме.
22.Обмен ганглиозидов и его значение для работы клеточных рецепторов.
23.Особенности синтеза и распада пуриновых нуклеотидов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекции:
Использование мультимедийного представления с элементами анимации, активного диалога с аудиторией, доски с мелом.
Аудиторные (практические) занятия:
1. Интерактивное обсуждение заданий по подготовке к занятию с коррекцией преподавателя,
2. Самостоятельная аудиторная работа студента на занятии, в процессе которой он интерактивно сотрудничает с соседями, и при необходимости обращается за консультацией к преподавателю,
3. Контроль за усвоением темы занятия (в виде теста) с последующим интерактивным обсуждением результатов (на следующем занятии).
Самостоятельная внеаудиторная работа студента:
1. Подготовка к тестированию,
2. Изучение и проработка элективных тем курса, заинтересовавших студента, с использованием рекомендуемой литературы и интернета,
3. Написание и обсуждение рефератов на избранные темы по современным проблемам биохимии.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Текущий контроль
Текущий контроль, предназначенный для проверки степени усвоения текущего материала, может осуществляться в виде устных вопросов, тестового контроля или письменной контрольной работы, включающей одну или несколько ситуационных задач.
I. Примеры вопросов тестового контроля по курсу:
1.Выберите правильный ответ:
1.Понятие «шапероны» обозначает:
А) | Участок полипептидной цепи. |
Б) | Специализированный белок. |
В) | Комплекс РНК-аминокислота. |
Г) | Денатурирующий агент. |
Д) | Фрагменты ДНК. |
Ответ: Б).
2. Содержание какой аминокислоты в молекуле коллагена составляет одну треть?
А) | Глицин. |
Б) | Гистидин. |
В) | Глутамин. |
Г) | Глутамат. |
Д) | Гомоцистеин. |
Ответ: А).
3. С чем связывается конкурентный ингибитор?
А). Субстрат реакции
Б). Продукт реакции
В). Активный центр фермента
Г). Кофермент
Д). Аллостерический центр фермента
Ответ: В).
4. Коферментом дегидрогеназ является:
А). Тиаминпирофосфат
Б). Биоцитин
В). Пиридоксальфосфат
Г). КоА-SH
Д). ФАД
Ответ: Д).
5. Конечным акцептором электронов, переносимых по дыхательной цепи является:
А) Молекулярный кислород
Б) Молекулярный водород
В) Перекись водорода
Г) Ион водорода
Д) Молекула воды
Ответ: Б).
6. Какой фермент лимитирует скорость синтеза холестерина и является мишенью для гипохолестеринемиического препарата при лечении атеросклероза?
А) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-синтаза
Б) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-лиаза.
В) Ацетил-КоА-ацетилтрансфераза.
Г) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-редуктаза.
Д) Ацетил-КоА-карбоксилаза.
Ответ: Г).
ЛИТЕРАУРА
Основная литература
1 Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Медицинская и клиническая биохимия. Павлодар: НПФ ЭКО, 2004. – 428с.
2.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Интерпретация клинико-биохимических анализов. Павлодар, 2010. – 293с.
3.Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф. Биохимические показатели в клинике внутренних болезней. – М: МЕДпресс, 1999 – 232 с.
4.Николаев А.Я. Биологическая химия, М.: 2004. – 566с.
5.Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия (Пер. с англ. – М. – СПб.: «Изда-тельство БИНОМ» - Невский диалект; 2000. – 368с.
6.Цыганенко А.Я., Жуков В.И., Мясоедов В.В., Завгородний И.В. Клиническая биохимия (Учебное пособие для студентов медицинских вузов). –Москва.: «Триада-Х», 2002 –504с.
7. Клиническая биохимия / Под ред. Дернера. Пер. с нем. – М.: Мир, 2001. –480с.
8. Клиническая биохимия / Под ред. В.А. Ткачука. М.: ГЭОТАР -МЕД. 2008. – 360 с.
Дополнительная литература
1.Энциклопедия клинических лабораторных тестов (Пер. с англ. Под ред. В.В.Меньшикова. М.: Издательство «Лабинформ», 1997. – 960с.
2. Лейкок Дж.Ф., Вайс П.Г. Основы эндокринологии (Пер. с англ. М.: Медицина, 2000. – 504 с.
3. Карманный справочник по диагностическим тестам (Под ред. В.С.Камышникова. М.: МЕДпресс информ, 2004. – 464 с.
5. Неверов И.В. Лабораторная диагностика и инфаркт миокарда. Чита, 1990. – 115с.
6. Карпищенко А.И., Антонов В.Г., Бутенко А.Б. и др. Онкомаркеры и их диагностическое значение. СПб.: ВмедА, 1999. – 48 с.
7. Лифшиц В.М.,Сидельникова В.И. Биохимические анализы в клинике. Справочник М.: МИА. 1999. – 303 с.
9.Тапбергенов С.О, Тапбергенов Т.С. Адрено-тиреоидная система. Биоэнергетика клетки и механизмы адаптации к стрессу. 1998 . -210с
10.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Практическое руководство по патогенетической интерпретации клинико-биохимического анализа крови и других биологических жидкостей организма человека. Семипалатинск-Алматы, 1996 -198с.
На казахском языке
1.Сейтембетов Т.С., Төлеуов Б.И., Сейтембетова А.Ж.. Биологиялық химия.-Қарағанды.-2007.
2.Тапбергенов С.О. Медициналық биохимия.-Павлодар.-2007.
На английском языке
1. Lehninger « Principles of biochemistry», Fourth Edition, David L.Nelson, Michael M. Cox, 2005.
2. Murray R.K., Granner D.K., Mayes P.A., Rodwell V.W., Harpers Biochemistry.1988.
3. Saini A.S., Kaur J., Textbook of biochemistry.- New Delhi,1995.