Семестр обучения: 11 и 12 семестр

Семей 2017

Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой биохимии на основании типовой программы по биохимии для многоуровневой структуры медицинского профессионального образования в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, рекомендованной УМО мед вузов РК в 2003 г. и изменениями и дополнениями в Государственные общеобязательные стандарты образования РК по специальностям высшего и фармацевтического образования ( Приказ МЗ РК от 01июля 1005г №322 и МОН РК от 22 июля 2005 г. № 499) в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования 2017г. по специальности: 5В130100 - «Общая медицина»

Сведения о преподавателях:

1. Тапбергенов Салават Оразович, доктор медицинских наук профессор- заведующий кафедрой биохимии.В 1965 году с отличием закончил лечебный факультет Семипалатинского государственного медицинского института. С 1966 по 1968 год обучался в целевой аспиpантуpе на кафедре биохимии Харьковского медицинского института. В 1985 году при НИИ криобиологии и криомедицины АН УССР защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук. С 1983 по 1997год был деканом лечебного факультета СГМА. Является автором первого в Казахстане учебника для медицинских вузов "Медицинская биохимия. Молекулярные основы физиологических функций"(2001г.) и учебного руководства для студентов и врачей "Медицинская и клиническая биохимия " (2004 г.). Автор первого на государственном языке учебника для медицинских вузов «Медициналық биохимия» изданного в 2007 году. Под руководством проф. Тапбергенова С.О. подготовлено 3 доктора и 10 кандидатов наук.

На кафедре имеется студенческий научный кружок, где студенты выполняют либо реферативные, либо экспериментальные исследования.

Контактная информация: кафедра расположена на первом этаже химического корпуса.

Политика дисциплины:

Политика дисциплины направлена на наиболее полное освоение студентами учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и студентов. Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по биохимии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата.

Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных лабораториях, оснащенных различными приборами, оборудованием и химическими реактивами.

Требования кафедры, предъявляемые студентам в процессе изучения дисциплины:

• В полном объеме овладевать знаниями, умениями и практическими навыками;

• Бережно относиться к имуществу кафедры;

• Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся;

• Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий и экзаменов;

• В случае пропуска занятий и лекций по уважительной причине обучающийся отрабатывает бесплатно в объеме пропущенного материала;

• В случае пропуска двух и более занятий и лекций обучающийся считается неаттестованным и должен получить допуск к занятиям и лекциям в деканате факультета;

• На лабораторные занятия необходимо заранее законспектировать лабораторные работы, ознакомиться с правилами техники безопасности и ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.

• В химическую лабораторию, лекционный зал студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.

• По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.

• При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.

Для успешного усвоения биохимии как фундаментальной медико-биологической науки необходима систематическая работа в учебное и во вне учебное время. Своевременная сдача рубежного контроля и прилежание в выполнении лабораторного практикума. Соблюдение правил работы в лаборатории и соблюдение устава ВУЗА

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Современная концепция профессиональной подготовки врача предусматривает равноценный уровень знаний в основных разделах медицины, в том числе клинической лабораторной диагностике, занимающей среди всех диагностических дисциплин одно из первых мест. С точки зрения информативности и диагностической значимости, с позиций широты оценки метаболического статуса больного, клиническая лабораторная диагностика доминирует во многих разделах клинической медицины.

Клиническая лабораторная диагностика включает много диагностически и методически обособленных разделов, в том числе клиническую биохимию, клиническую гематологию, иммунологию, клиническую серологию и микробиологию, клиническую токсикологию, клиническую генетику.

Каждый из перечисленных разделов обладает специфическим комплексом аналитического оборудования, включает много диагностических методов, многие из которых дают клиницисту возможность разобраться в вопросах патогенеза и этиологии патологического процесса. Наибольшим числом диагностических тестов, наибольшим объемом информации и перспективами развития располагает клиническая биохимия.

Таким образом, подготовка по вопросам клинической лабораторной диагностике, в том числе по клинической биохимии - обязательная часть общей подготовки врача, ее осуществляют на разных этапах обучения в медицинском вузе.

Молекулярные основы структуры и функций клеток разных тканей, их субструктур, их взаимодействия, протекающих в них процессах роста, развития, размножения и гибели, патологических нарушений их жизнедеятельности определяют клинические проявления болезней и имеют важнейшее значение для диагностики и лечения. Понимание этих основ необходимо будущему практикующему врачу, наблюдающему и лечащему больного.

Используя полученные сведения, врач, ставя диагноз и прибегая к лечению больного, должен задуматься о возможных нарушениях биосинтеза тех или иных биологически важных молекул, их транспорта в клетки и внутри клеток, сигнальной системы, взаимодействия и адгезии клеток, рецепторов, связывающих гормоны, факторы роста и другие лиганды.

Кроме того, врожденные генетические дефекты, неправильное питание, недостаток кислорода, действие токсических веществ и т. п. приводят к изменению скорости определенных биохимических реакций, а это влияет на функционирование и структуру клеток, тканей и органов. В связи с этим глобальной клинической биохимии является выявление нарушений биохимических реакций в организме человека с целью диагностики и прогноза заболеваний. При этом, маршрут движения по предмету через биохимический анализ является одним из самых продуктивных, так как будущий врач должен грамотно заказать его в лаборатории и высоко профессионально прокомментировать, т. е. из минимума данных извлечь максимум информации.

Исходя из всего изложенного цель курса клинической биохимии сводится к следующему:

- ознакомить студентов с современными методами биохимических исследований и их интерпретацией;

- научить их правильно и своевременно брать материал для исследований и оценивать полученные результаты;

- использовать данные биохимического анализа в диагностическом и прогностическом процессах, лабораторном контроле за лечением;

- изучить принципы лабораторной диагностики, алгоритмы лабораторного обследования пациентов при различной патологии.

Основными задачами цикла клинической биохимии являются:

- систематизировать имеющиеся у студентов представления о предмете «клиническая биохимия», ее целях, задачах и методах в арсенале врача;

- познакомить студентов с перспективами развития клинической биохимии;

- создать целостное представление о правильности показаний к назначению и полноте исследований, тактике лабораторных исследований, интерпретации изменений биохимических показателей в анализах и их значение в диагностике и контроле за лечением.

Наиболее эффективное изучение клинической биохимии – анализ лабораторных показателей при клинических синдромах, что позволяет понять сущность основных механизмов патогенеза заболевания. Клиническая биохимия предлагают не только новые методы и виды исследований, но и свое видение интерпретации результатов, получаемых при обследовании пациентов.

Одно из современных направлений развития клинической биохимии – разработка алгоритмов исследований, обнаружение отклонений состояния организма от нормы, их трактовка (физиологический или патологический характер), формирование диагностического предположения и подтверждение диагноза. Предпосылки использования алгоритмов обследования позволяют проводить скрининг заболеваний, особенно в группах риска, и оптимизировать диагностический процесс.

Для достижения поставленных задач необходимо, чтобы студенты – будущие врачи освоили:

- основные параметры биохимического анализа;

- изменение биохимических параметров под влиянием гормональной терапии и лекарственных средств;

- алгоритм отбора биохимических показателей;

- алгоритм оценки биохимических показателей.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Медицинская генетика: молекулярные мутации, заболевания, вызываемые мутациями в генах, методы диагностики заболеваний, передаваемых по наследству;

Микробиология, иммунология и вирусология: свойства патогенных и условно-патогенных микроорганизмов и вирусов, их роль в развитие инфекционного процесса и иммунного ответа, методы лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых внедрением микроорганизмов и вирусов, механизмы специфического и не специфического иммунного ответа на повреждения;

Фармакология: лекарственные вещества и их воздействие на метаболизм ;

Патологическая анатомия: диагностика патологических процессов с помощью микроскопического исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов ;

Патологическая физилогия: закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов; особенности и характер динамического изменения обмена веществ и физиологических функций при различных патологических состояниях организма.;

Эндокринология: гормоны и механизм их влияния на обмен веществ и физиологические функции, нарушение гормональной регуляции при различных заболеваниях;

Хирургические болезни: основные методы лечения при хирургических заболеваниях;

Пропедевтика внутренних болезней:причины и клинические про-явления заболеваний внутренних органов, методы распознавания болезней ;

Поликлиническая терапия: диагностика, лечение и профилактика заболеваний в поликлинических (внебольничных) условиях;

Онкология: молекулярные основы канцерогенеза, химический и биологический канцерогенез;

Внутренние болезни : этиология и патогенез заболеваний внутренних органов .

Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине

В результате прохождения курса студент должен знать: предмет, цель, задачи и значение курса для своей будущей профессиональной деятельности; принцип (сущность) лабораторных методов исследования биологических жидкостей человека; оценка диагностической значимости лабораторных методов исследования.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Научить студента применять при профессиональной деятельности сведения о химическом составе, о метаболических процессах и биохимических константах организма человека, как характеристиках нормы и признаков болезни

ЗАДАЧИ

Студент должен уметь:

Уметь составлять программы лабораторного биохимического исследования больных, объяснять информационную и диагностическую ценность результатов лабораторных анализов;

Уметь делать выбор целесообразной совокупности клинико-биохимических анализов крови и мочи для диагностики и лечения соответствующих заболеваний.

Уметь грамотно интерпретировать биохимический анализ крови, мочи и других биологических жидкостей организма человека.

Уметь проводить основные клинико - биохимические методы, экспресс-методы для решения диагностических задач

Студент должен приобрести практические навыки:

- по организации и проведению экстренных биохимических исследований крови, мочи, и других биологических жидкостей организма человека для решения диагностических и лечебных задач;

- уметь проводить забор сыворотки, плазмы крови и мочи для биохимических исследований;

- уметь определять экспресс – методом активность ферментов и отдельных метаболитов липидного обмена в крови;

- уметь определять наличие белка, глюкозы и кетоновых тел в моче.

ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов
  11 семестр
1. Общая трудоемкость электива
2. Аудиторные занятия (всего)
в том числе: - лекции (Л)  
- практические занятия (ПЗ)
3. Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего) в том числе: подготовка к занятиям подготовка к тестированию разбор ситуационных задач рефераты
4. Формы текущего контроля тестирование по темам курса, решение ситуационных задач
5. Вид итогового контроля зачет

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Общая трудоемкость элективного курса составляет 45 часа, из них аудиторные занятия –30, самостоятельная работа –15часа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Тема лекции Кол-во часов Содержание лекций
Строение и функции белков   Биологические функции белков. Многообразие структурно и функционально различных белков. Различия белкового состава организма в соответствии с различными функциями организмов. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. Аминокислоты организма, важнейшие непротеиногенные аминокислоты – орнитин и гомоцистеин их роль в норме и патологии, гомоцистеиновая концепция атерогенеза. Уровни строения белков, приобретение четвертичной структуры как усложнение функции белка, Нарушение конформации белков как причина некоторых заболеваний. Болезнь Кройнцфельда-Якоба – прионовое заболевание и болезнь Альцгеймера как заболевание связанное недостаточностью шаперонов низкой молекулярной массы. Роль ацетилирования тау-белка в патогенезе болезни Альцгеймера.
Биохимия питания. Витамины и коферменты Незаменимые факторы питания, витамины и микроэлементы, образование коферментов в организме и их связь с ферментными системами. Коферментные функции витаминов. Биологические функции витаминов. Классификация коферментов, их участие в пути энергообеспечения, метаболизме углеводов, липидов и белков. Заболевания и нарушения метаболизма при авитаминозах. Синергизм действия витаминов и коферментов. Неферментативные антиоксиданты – витамины С и Е –механизм действия; Тестирование.
Ферменты   Общие свойства ферментов. Механизм действия и особенности ферментативного катализа. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Факторы, влияющие на активность ферментов. Единицы измерения активности и количества ферментов. Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты. Органо-специфичные ферменты. Изменения активности ферментов при болезнях. Изменения ферментного состава при онтогенезе. Наследственные энзимопатии. Определение ферментов в плазме крови с целью диагностики болезней. Происхождение ферментов плазмы крови. Энзимодиагностика и энзимопатии.  
Биосинтез белков. Основной постулат молекулярной биологии. Универсальность биологического кода и механизма биосинтеза белков. Понятие об опероне и регуляции на уровне транскрипции. Гормональная регуляция действия генов. Распад клеточных белков. Время полужизни разных белков. Антибиотики - ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белков. Биохимические механизмы развития молекулярных наследственных болезней. Общие принципы терапии молекулярных болезней. Генотипическая гетерогенность в популяциях человека. Полиморфизм белков. Группоспецифические белки крови и тканей. Антигенный состав организмов и трансплантационная несовместимость. Система иммунного надзора. Иммуноглобулины человека. Методы обнаружения антител. Наследственные и вторичные дефекты иммунной системы  
Бионергетика клетки и общий путь катаболизма. Общий путь катаболизма, образование топливных молекул, главные циклические митохондриальные процессы – пируватдегидрогеназный комплекс и цикл трикарбоновых кислот их значение, регуляция, зависимость от О2 и нарушения при диабете. Двойственный характер цикла трикарбоновых кислот (амфиболизм и анаплероз). Окислительное фосфорилирование как последовательное преобразование энергии электронов в энергию хим. связи в молекуле АТФ; миграция электронов по дыхательной цепи и синтез АТФ – независимые, но функционально связанные процессы внутренней мембраны митохондрий, комплексы дыхательной цепи, образование воды, активные формы кислорода, ферментативные антиоксиданты, сопряжение окисления и фосфорилирования. Цитохром С как внутриклеточный индуктор апоптоза при нарушении окислительного фосфорилирования. Митохондриальные заболевания, обусловленные дефектами электронного транспорта и окислительного фосфорилирования.  
Клеточные мембраны. Биохимия сигнальных систем Типы межклеточной сигнализации. Этапы межклеточной коммуникации. Специфичность сигналов. Первичные мессенджеры, их виды и классификации. Рецепторы клеточной поверхности: сопряженные с G белками, регулируемые ионными каналами, ассоциированные с тирозинкиназой, каталитические рецепторы. Классификация рецепторов по количеству трансмембранных сегментов (интегральные белки, каталитические, олигомерные ионные каналы). Рецепторные тирозинкиназы, механизм трансмембранной передачи (белки GRB-2, SOS, RAS). Рецепторы связанные с G-белками. Трансмембранная передача сигнала с участием фосфолипазы С. Са-связывающие белки, классификация. Семейство EF-hand-белков. Семейство аннексинов. Са-запасающие белки. Внутриядерный этап передачи через рецепторы, сопряженные с G-белками и РТП. Оксид азота, его роль в регуляции сосудистого тонуса и при воспалении.
  Обмен углеводов Особенности углеводного обмена в организме, процессы углеводного обмена, их значение в норме и при патологии. Токсичное действие глюкозы (диабет) и патологическое гликозилирование (гликирование) белков крови и токсичное действие фруктозы (артериальная гипертензия). Галактоземия, фруктоземия  
Обмен липидов Особенности обмена липидов в организме, их значение в норме и при патологии. Основные этапы синтеза холестерина, его регуляция и транспорт. Роль липопротеинов высокой и низкой плотности. Атеросклероз – как результат нарушения регуляции синтеза холестерина в организме. Частные проявления атеросклероза: ИБС, инфаркты и инсульты. Патогенетически обоснованная терапия атеросклероза (статины)  
Обмен белков Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуодентального соков. Протеазы желудочного сока и поджелудочной железы и панкреатиты. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот. Определение трансаминаз в сыворотке крови для диагностики инфаркта миокарда, заболеваний печени. Окислительное и непрямое дезаминирование аминокислот. Биологическое значение дезаминирования аминокислот. Биогенные амины, образование и биологические функции. Ингибиторы МАО. Обезвреживание аммиака. Нарушение синтеза мочевины. Особенности обмена метионина, цистеина, серина и глицина. Фенилкетонурия: диагностика и лечение. Алькаптонурия. Альбинизм. Нарушение обмена тирозина при паркинсонизме. Гомоцистенурия, гистидинемия и другие наследственные нарушения аминокислот. Образование мочевой кислоты.    
Обмен хромо- и нуклео -протеидов Нарушения обмена нуклеотидов. Ксантинурия. Оротацидурия. Конечные продукты обмена белков и аминокислот. Основные этапы синтеза гема и гемоглобина. Образование пигментов желчи, мочи и кала Обезвреживание билирубина. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче. Биохимические методы диагностики нарушений функции печени. Нарушения цикла мочевины, гипераммонемии. Болезнь Паркинсона как нарушение синтеза катехоламинов. Фенилкетонурия. Подагра. Болезнь Леша-Нихана. Оротоацидурия.
Биохимия крови Основные функции крови и биохимические константы крови. Особенности развития, строения, химического состава, обмена веществ и функций эритроцитов. Токсичные формы кислорода и система антиоксидантной защиты. Особенности развития, строения и химического состава эритроцитов. Особенности обмена веществ в эритроцитах. Биологическая роль 2,3-дифосфоглицерата и глутатиона в функции эритроцитов. Клиническое значение биохимического анализа крови. Белки плазмы крови в норме и патологии. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Белки острой фазы. Ферменты плазмы крови. Иммуноглобулины (антитела). Кининовая система крови. Небелковые азотистые вещества крови, остаточный азот крови. Безазотистые органические вещества крови. Внутренняя и внешняя система свертывания. Наследственные гемофилии. Фибринолиз и противосвертывающая система. Минеральные вещества и показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови.  
Итого  

План практических занятий по клинической биохимии

Тема занятия   часы № занятия
1 МЕТАБОЛИТЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. БИОХИМИЯ МОЧИ Метаболиты углеводного, липидного и белкового обмена Изменения физико-химических свойств и химического состава мочи. Обнаружение патологических компонентов мочи   2. БИОХИМИЯ КРОВИ Клиническое значение биохимического анализа крови. . 3 час   3часа       Занятие № 1     Занятие № 2    
ИТОГО 6 часов  

5.Задания для самостоятельной работы студентов

Темы для самостоятельного изучения (СРС)

тема   Содержание Форма проведения и контроля Объем в часах
Строение и функции белков. Классификация белков. Биологические функции белков. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. Реферат, презентация
Ферменты Наследственные энзимопатии. Применение ферментов в лечении заболеваний. Реферат, презентация
Нуклеопро-теиды и нуклеиновые кислоты Структура и функции нуклеопротеидов и нуклеиновых кислот. Структурная организация хромосом. Механизмы синтеза белка и нуклеиновых кислот. Реферат, презентация
Введение в обмен веществ. Биохимия питания. Состав пищи человека. Органические и минеральные компоненты. Регионарные патологии, связанные с недостатком микроэлементов в пище и воде. Реферат, презентация
Обмен углеводов Основные углеводы тканей животных, их строение и биологическая роль. Углеводы структурно-функциональных компонентов клетки. Реферат, презентация
Обмен углеводов Наследственные нарушения обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы и дисахаридов). Реферат, презентация
Обмен липидов Важнейшие липиды тканей человека. Резервные и структурные липиды. Состав, строение и физиологическая роль транспортных липопротеинов крови. Основные фосфолипиды и гликолипиды тканей человека. Сфинголипидозы. Реферат, презентация
Обмен липидов Эйкозаноиды и их роль в регуляции метаболизма и физиологических функции. Перекисное окисление липидов, роль в возникновении мембранных патологий. Антиоксиданты. Реферат, презентация
Обмен белков и аминокислот Особенности обмена отдельных аминокислот (цистеина, гистидина, триптофана, валина и др.) Биогенные амины Окисление биогенных аминов (моноаминоксидазы), ингибиторы МАО. Роль гистамина в развитии воспаления и аллергических реакций. Антигистаминные препараты.   Реферат, презентация      
Биохимия гормонов. Гормональная регуляция обмена веществ. Нарушения гормональной регуляции Реферат, презентация
Биохимия крови Токсичные формы кислорода, их образование и воздействие на клетки организма. Супероксиданионзависимый апоптоз. Система антиоксидантной защиты. Реферат, презентация

Темы рефератов

1. Лабораторная диагностика заболеваний печени

2. Лабораторная диагностика заболеваний почек

3. Лабораторная диагностика заболеваний сердечно -сосудистой системы

4. Лабораторная диагностика заболеваний щитовидной железы

5. Лабораторная диагностика сахарного диабета

6. Лабораторная диагностика заболеваний репродуктивной системы

7. Лабораторная диагностика заболеваний панкреатической железы

8. Лабораторная диагностика заболеваний желудочно -кишечного тракта

9. Лабораторная диагностика заболеваний гипоталамо -гипофизарной системы

10. Лабораторная диагностика нарушений водно -солевого обмена

11. Лабораторная диагностика нарушений кислотного - основного равновесия

12. Лабораторная диагностика заболеваний костной системы

13. Онкомаркеры и их применение в диагностике, прогнозе и мониторинге лечения онкологических заболеваний

14.Причины и механизмы сахарного диабета.

15.Системы антиоксидантной и антибактериальной защиты организма.

16.Прионовые заболевания человека и животных.

17.Нарушение обмена гомоцистеина и поражение сосудов.

18.Происхождение свободных радикалов в организме и защитные механизмы.

19.Нарушения регуляции синтеза холестерина – ведущая причина атеросклероза.

20.Значение гликозилирования белков в норме и патологии.

21.Происхождение лакто- и кетоацидозов в организме.

22.Обмен ганглиозидов и его значение для работы клеточных рецепторов.

23.Особенности синтеза и распада пуриновых нуклеотидов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекции:

Использование мультимедийного представления с элементами анимации, активного диалога с аудиторией, доски с мелом.

Аудиторные (практические) занятия:

1. Интерактивное обсуждение заданий по подготовке к занятию с коррекцией преподавателя,

2. Самостоятельная аудиторная работа студента на занятии, в процессе которой он интерактивно сотрудничает с соседями, и при необходимости обращается за консультацией к преподавателю,

3. Контроль за усвоением темы занятия (в виде теста) с последующим интерактивным обсуждением результатов (на следующем занятии).

Самостоятельная внеаудиторная работа студента:

1. Подготовка к тестированию,

2. Изучение и проработка элективных тем курса, заинтересовавших студента, с использованием рекомендуемой литературы и интернета,

3. Написание и обсуждение рефератов на избранные темы по современным проблемам биохимии.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль

Текущий контроль, предназначенный для проверки степени усвоения текущего материала, может осуществляться в виде устных вопросов, тестового контроля или письменной контрольной работы, включающей одну или несколько ситуационных задач.

I. Примеры вопросов тестового контроля по курсу:

1.Выберите правильный ответ:

1.Понятие «шапероны» обозначает:

А) Участок полипептидной цепи.
Б) Специализированный белок.
В) Комплекс РНК-аминокислота.
Г) Денатурирующий агент.
Д) Фрагменты ДНК.

Ответ: Б).

2. Содержание какой аминокислоты в молекуле коллагена составляет одну треть?

А) Глицин.
Б) Гистидин.
В) Глутамин.
Г) Глутамат.
Д) Гомоцистеин.

Ответ: А).

3. С чем связывается конкурентный ингибитор?

А). Субстрат реакции

Б). Продукт реакции

В). Активный центр фермента

Г). Кофермент

Д). Аллостерический центр фермента

Ответ: В).

4. Коферментом дегидрогеназ является:

А). Тиаминпирофосфат

Б). Биоцитин

В). Пиридоксальфосфат

Г). КоА-SH

Д). ФАД

Ответ: Д).

5. Конечным акцептором электронов, переносимых по дыхательной цепи является:

А) Молекулярный кислород

Б) Молекулярный водород

В) Перекись водорода

Г) Ион водорода

Д) Молекула воды

Ответ: Б).

6. Какой фермент лимитирует скорость синтеза холестерина и является мишенью для гипохолестеринемиического препарата при лечении атеросклероза?

А) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-синтаза

Б) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-лиаза.

В) Ацетил-КоА-ацетилтрансфераза.

Г) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-редуктаза.

Д) Ацетил-КоА-карбоксилаза.

Ответ: Г).

ЛИТЕРАУРА

Основная литература

1 Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Медицинская и клиническая биохимия. Павлодар: НПФ ЭКО, 2004. – 428с.

2.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Интерпретация клинико-биохимических анализов. Павлодар, 2010. – 293с.

3.Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф. Биохимические показатели в клинике внутренних болезней. – М: МЕДпресс, 1999 – 232 с.

4.Николаев А.Я. Биологическая химия, М.: 2004. – 566с.

5.Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия (Пер. с англ. – М. – СПб.: «Изда-тельство БИНОМ» - Невский диалект; 2000. – 368с.

6.Цыганенко А.Я., Жуков В.И., Мясоедов В.В., Завгородний И.В. Клиническая биохимия (Учебное пособие для студентов медицинских вузов). –Москва.: «Триада-Х», 2002 –504с.

7. Клиническая биохимия / Под ред. Дернера. Пер. с нем. – М.: Мир, 2001. –480с.

8. Клиническая биохимия / Под ред. В.А. Ткачука. М.: ГЭОТАР -МЕД. 2008. – 360 с.

Дополнительная литература

1.Энциклопедия клинических лабораторных тестов (Пер. с англ. Под ред. В.В.Меньшикова. М.: Издательство «Лабинформ», 1997. – 960с.

2. Лейкок Дж.Ф., Вайс П.Г. Основы эндокринологии (Пер. с англ. М.: Медицина, 2000. – 504 с.

3. Карманный справочник по диагностическим тестам (Под ред. В.С.Камышникова. М.: МЕДпресс информ, 2004. – 464 с.

5. Неверов И.В. Лабораторная диагностика и инфаркт миокарда. Чита, 1990. – 115с.

6. Карпищенко А.И., Антонов В.Г., Бутенко А.Б. и др. Онкомаркеры и их диагностическое значение. СПб.: ВмедА, 1999. – 48 с.

7. Лифшиц В.М.,Сидельникова В.И. Биохимические анализы в клинике. Справочник М.: МИА. 1999. – 303 с.

9.Тапбергенов С.О, Тапбергенов Т.С. Адрено-тиреоидная система. Биоэнергетика клетки и механизмы адаптации к стрессу. 1998 . -210с

10.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Практическое руководство по патогенетической интерпретации клинико-биохимического анализа крови и других биологических жидкостей организма человека. Семипалатинск-Алматы, 1996 -198с.

На казахском языке

1.Сейтембетов Т.С., Төлеуов Б.И., Сейтембетова А.Ж.. Биологиялық химия.-Қарағанды.-2007.

2.Тапбергенов С.О. Медициналық биохимия.-Павлодар.-2007.

На английском языке

1. Lehninger « Principles of biochemistry», Fourth Edition, David L.Nelson, Michael M. Cox, 2005.

2. Murray R.K., Granner D.K., Mayes P.A., Rodwell V.W., Harpers Biochemistry.1988.

3. Saini A.S., Kaur J., Textbook of biochemistry.- New Delhi,1995.

Наши рекомендации