Отечественная наука и медицина в XIX – начале XX вв.
Российская медицина развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки и медицинской практики. Не останавливаясь на всех ее достижениях, рассмотрим школы, которые имели значение не только для отечественной науки и медицины, но и мировой.
В начале XIX в. в Росии существовало два центра подготовки специалистов: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Они же являлись и центрами развития медицинских наук и клинических дисциплин. Первый разрабатывал вопросы общей патологии, терапии и физиологии, второй – анатомии, топографической анатомии и хирургии. Развитие капитализма привело к расширению числа университетов: в конце XIX в. было уже 10 университетов.
Первая в России научная анатомическая школа сложилась к началу XIX в. в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П.А. Загорского (1764-1846). Происходит утверждение русской анатомической терминологии взамен латинской, создается отечественное руководство по анатомии. Его продолжателем и преемником стал академик И.В. Буяльский (1798-1866 гг.). Его «Анатомико-хирургические таблицы» (1828) сразу получили мировую известность. В числе первых русских хирургов он применил наркоз, крахмальную повязку, средства антисептики, разработал методы бальзамирования трупов и многое другое. Наивысший расцвет русской анатомической школы связан с деятельностью великого анатома и хирурга Н.И. Пирогова.
К концу XIX – началу XX вв. в России существовало уже три ведущих анатомических школы: в Москве – школа Д.Н. Зернова (1834-1917), в Киеве – школа В.А. Беца (1834-1894), в Петербурге – П.Ф. Лесгафта (1838-1909) – основоположника теоретической анатомии и создателя отечественной науки о физическом воспитании.
Мировую известность получила русская школа эмбриологии. Работавшие в России Каспар ФридрихВольф (1733-1794), КарлБэр(1792-1876) заложили основы сравнительной эмбриологии позвоночных. Честь создания этого направления как науки принадлежит нашим соотечественникам – Александру ОнуфриевичуКовалевскому (1840-1901) и Илье Ильичу Мечникову (1845-1916), ставшему в 1908 г. Нобелевским лауреатом. Эмбриология стала одной из важнейших дисциплин. Ее применение в медицине не ограничивалось областью анатомии и гистологии. И сегодня она имеет важное практическое значение для профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями.
Выдающееся место в медицинской науке занимала российская школа физиологов, которая связана с именами Ивана МихайловичаСеченова(1829-1905 гг.) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936 гг.). Особое значение работы Сеченова имели для физиологии нервной системы и нервно-мышечной физиологии. Он первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Он открыл центральное (сеченовское) торможение (1863). Его классический труд «Рефлексы головного мозга» (1863) И.П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли».
И.П. Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности, новатор в методах исследования в физиологии. Нобелевский лауреат (1904), он стал пионером в обосновании принципа нервизма – идеи о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем организма. Результатом этих исследований явилось создание учения о высшей нервной деятельности – одно из величайших достижений естествознания XX в..
В области клинической медицины XIX в. огромное значение имеет деятельность хирурга, педагога НиколаяИвановичаПирогова (1810-1881) создателя топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, одного из основоположников военно-полевой хирургии. В создании топографической анатомии метод «ледяной анатомии» занимает важное место. Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз получил самое широкое распространение. Научное обоснование его дал Пирогов. В 1847 г. он впервые в мире применил наркоз в массовом порядке на театре военных действий. Он провел наложение первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854), высказал идею о костной пластике (1854). В области военно-полевой хирургии Пирогов впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы: безнадежные, тяжелораненые, состояния средней тяжести, легкораненые. Послеоперационные больные им были впервые разделены на две группы: чистые и гнойные. Пирогову принадлежит инициатива привлечения женщин для ухода за ранеными в условиях военного театра – создание института медсестер. Он стоял у истоков создания земской медицины, выдвинув основные организационные принципы ее деятельности.
Наряду с Н.И. Пироговым в развитие клинической медицины значительный вклад внесли: основатель крупнейшей школы русских клиницистов, организатор клинико-экспериментальной лаборатории Сергей ПетровичБоткин (1832-1889); один из ведущих терапевтов, разработавший схему клинического обследования и внедривший в практику составление историй болезни, М.Я. Мудров(1776-1831); основатель киевской научной терапевтической школы, один из основоположников отечественной кардиологии и гематологии В.П. Образцов (1851-1920) и др.
В XIX веке зарождается отечественная педиатрия. Специализированная помощь детям в России берет начало с 1834 г., когда в Санкт-Петербурге была открыта специальная детская больница на 60 коек. В 1842 г. в Москве открывается первая в мире больница на 100 коек для детей раннего возраста. Обе больницы содержались на благотворительные средства.
Основоположником научной педиатрии в России стал Степан ФомичХотовицкий (1796-1885), профессор кафедры акушерства, женских и детских болезней Петербургской медико-хирургической академии, где с 1836 г. он читал курс лекций, изданный в 1847 г. под названием «Педиятрика». В 1861 г. в академии читается специальный курс по педиатрии, а в начале 70-х гг. XIX в. открывается первая в стране кафедра детских болезней под руководством профессора Н.И. Быстрова. В 1888 г. аналогичная кафедра открывается при Московском университете, которой с 1891 г. по 1902 г. руководил создатель крупной научной школы клинико-физиологического направления – Н.Ф. Филатов (1847-1902). Он впервые выделил и описал ветряную оспу и скарлатинозную краснуху, открыл ранний признак кори на слизистой полости рта. Его лекции, записанные и изданные учениками, переиздавались многократно. В 1885 г. в Санкт-Петербурге создается первое в России научное общество детских врачей под руководством Н.И. Быстрова, в 1892 г. – аналогичное общество в Москве под руководством Н.Ф. Филатова.
Наряду с другими специализациями в XIX в. получила свое дальнейшее развитие стоматология. В первой половине XIX в. зубоврачеванием занимались главным образом лекари без высшего образования, которые имели право лечить болезни и производить всеоперации без исключения. В 1809 г. в России числилось 18 зубных врачей. С 1838 г. зубных врачей стали называть дантистами (экзамен сдавали в медико-хирургической академии). За первую половину XIX в. в Петербурге выдержали врачебный экзамен 54 человека, из них одна женщина – МарияНазон. К 1902 г. в стране был уже 221 зубной врач.
Промышленный переворот и рост городов стимулируют развитие гигиены. В России формирование научной гигиены проходило во второй половине XIX в. Однин из ее основоположников – профессор А.П. Доброславин (1842-1889) в 1871 г. стал инициатором открытия первой в России кафедры гигиены, экспериментальной лаборатории в Петербургской медико-хирургической академии. Он является создателем первых отечественных учебников по гигиене. В 1878 г. А.П. Доброславин основывает Русское общество охранения народного здравия и журнал «Здоровье». В 1882 г. вторая в России кафедра гигиены была создана в Московском университете, которую возглавил профессор Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг.). Следует отметить его деятельность в области общественной санитарии, практическое участие в разработке водопровода и канализации Москвы, обследование фабрик и заводов Московской губернии.
Система организации медицинской помощи в России к началу XX в. включала следующие элементы:
1) военную медицину, которая зародилась еще в XVI в. в ходе реформ Ивана Грозного;
2) фабрично-заводскую медицину (с 1719 года);
3) городскую медицину (с 1775 года);
4) земскую медицину (с 1864 года).
До второй половины Х1Х в. сельское население (более 90% населения страны) не имело организованной медицинской помощи. Земская реформа 1864 г. привела к появлению земской медициныв 34 из 97 губерний и областей России. Она организовывалась как «необязательная» повинность земства. При этом земства выделяли на медицину до половины средств на «необязательные расходы». Внимание земцев было обращено на сельское население (т. е. абсолютное большинство населения страны), которое впервые получило систематическую медицинскую помощь. Земская медицина представляла огромный шаг вперед в процессе рационализации охраны здоровья, в создании системы медицинского обслуживания населения. Первый санитарный врач России И.И. Моллесон писал: «Нам, русским, впервые предстоит сделать крупный шаг вперед и указать путь другим, так как, сколько известно, нигде за границей не было даже и попытки к такой организации народной медицины».
В губерниях земская медицина находилась в ведении местного самоуправления. Губернские и земские управы определяли форму медицинского обслуживания крестьян, осуществляли найм медиков, устанавливали их должностные обязанности. На съездах врачей, практикуемых земской медициной, присутствовали представители земских управ для определения возможности исполнения предложений врачей, а также для донесения до врачей точек зрения населения на различные проблемы.
Впервые в России большой профессиональный слой оказался связанным с общественным движением. На первом этапе существования земской медицины на кадрах врачей сильно сказывалась идеология разночинной интеллигенции в виде различных идей народничества – от просветительских до революционных. В 1860-х гг. А.В. Петров, В.О. Португалов и др. были активными членами «Земли и воли». Вопросы охраны здоровья находили отражения в программных документах революционного народничества. Под народническим влиянием находилось созданное в 1868 г. учеником С.П. Боткина профессором Н.А. Виноградовым «Общество врачей Казани». К обществу присоединялись врачи всех регионов. В Пермской губернии филиал «Общества» представляли старший врач губернской больницы В.И. Дунаев и первый санитарный врач России И.И. Моллесон. «Общество врачей Казани» активно разрабатывало идеи санитарно- гигиенического направления и также санитарного описание местностей для борьбы с эпидемическими и местными заболеваниями.
Во избежание распространения демократических идей правительство запрещало создание общего земского центра, опасаясь, что земства перейдут к политической деятельности. Земские организации изначально были разобщены, но задачу консолидации земских врачей выполняли Пироговские съезды врачей. Председатель I Пироговского съезда Н.В. Склифосовский определил земского врача «как основную фигуру среди русских врачей». На II съезде Ф.Ф. Эрисман, Е.А. Осипов и другие составили программу сбора сведений по земской медицине. Итогом этой работы стало издание «Земско-медицинского вестника», куда вошли сведения по всем 369 уездам 34 земских губерний России. Составителем сборника был Д.Н. Жбанков, основными редакторами – Ф.Ф. Эрисман и Е.А. Осипов.
Земский врач представлял особый тип медика. Эти люди испытывали на себе большое влияние демократических идей, имели глубокие социальные связи с крестьянством и считали себя защитниками его интересов. Спецификой земских врачей стал более молодой возраст, чем на государственной службе (75% не старше 40 лет), а также явное выражение взглядов разночинной интеллигенции.
На первых порах служба в земствах считалась частной службой и не имела каких-либо установленных рамок. В отличие от других медицинских служб, земские врачи не имели никакого специального врачебного начальства, и считали себя состоящих в договорных отношениях с пригласившим их земством. Эти соглашения вырабатывались в России опытным путем.
Особенностью страны стал общественный характер земской медицины. Врач не зависел от положения частной практики и одинаково был заинтересован в излечении, как богатого, так и бедного больного; исключались ненужные «залечивающие» операции. Рыночные отношения между врачом и больным отсутствовали, т.к. зарплату врач получал от земства. Земские врачи довольствовались сравнительно небольшой зарплатой и отказывались от частной практики. За это ряд земств предоставлял им дополнительные преимущества – пенсии и пособия, направление в научные командировки в университетские города для повышения квалификации с сохранением жалования.
В начальный период существования земской медицины земские врачи боролись за наиболее эффективные формы работы с населением. В 60-70 х. гг. ХIХ в. земства для экономии средств приглашали на работу вместо врачей фельдшеров, которым было предоставлено право самостоятельного лечения. Земские врачи полагали, что подобная самостоятельность малограмотных фельдшеров недопустима и упорно сражались с «фельдшеризмом».
Во второй половине ХIХ в. также широко обсуждалась борьба двух систем обслуживания населения: разъездной и стационарной. Разъездная система была характерна для более раннего периода – первой половины ХIХ в. Она означала, что врач посещал населенные пункты по заранее намеченному графику, делал назначения и осматривал больных. В его отсутствие исполнением врачебных рекомендаций были заняты фельдшера. Разъезды отнимали время врача от обслуживания больных, не позволяли заниматься совершенствованием познаний; на этот вид деятельности шли только молодые и малоопытные врачи. К началу ХХ в. по 34 губерниям разъездная система сохранилась лишь в 2 уездах. Стационарная система существовала в 138 уездах, а в 219 она была «смешанной».
Наиболее прогрессивной формой обслуживания населения земские врачи считали стационарную систему, когда больной постоянно контролировался медиками, своевременно и в должной пропорции получал лекарства. Лечебное воздействие оказывало и усиленное питание в больницах, а также отдых от тяжелого крестьянского труда, выматывающего организм. Кроме того, в стационаре можно было дифференцировать больных по роду заболеваний, проводить операции; начиналось внедрение физео- и водолечения.
Земская медицина получила всемирную известность благодаря участковой форме обслуживания населения. Участок должен был обслуживать 6-6,5 тыс. человек. В него входили участковая больница, помещение аптеки, квартира врача, принимавшего больных в любое время суток и дом для персонала. К началу ХХ в. сложилась структура врачебной помощи из трех звеньев: врачебный участок – уездная больница – губернская больница. В 1934 г. Лига Наций рекомендовала использовать участковую систему другим странам для организации помощи сельскому населению.
С начала внедрения земской медицины обсуждался вопрос о платности приема больных. Земские врачи сумели отстоять точку зрения о бесплатности приема больных. Это позволяло лечить хронические заболевания, вовремя принимать меры во время эпидемий, когда населения не скрывало свои заболевания, а вовремя обращалось за медицинской помощью. Были выработаны основные положения обслуживания крестьян:
1) лечение должно быть бесплатным;
2) помещение и выход из больницы должны быть добровольными;
3) хозяйственная часть больницы должна находится под управлением врача, чтобы не экономить на расходной части.
В результате уже к концу ХIХ в. крестьяне перестали видеть во враче «чужака» и все чаще обращались за медицинской помощью.
Аналогично обстояло дело с бесплатными лекарствами. Городское население получало лекарства из привилегированных аптек; сельское население находилось далеко от аптек, а лекарства были слишком дороги для крестьян. Кроме того, при платности лекарства из поля зрения медиков выпадали бы 2/3 больных женщин, стариков и детей, на которых крестьянская семью не имела возможности выделить средства. Ряд губернских земств начал закупать лекарства от производителя, за рубежом, создавать внутри губернии аптечные склады, чем существенно снизили расходы на лечение.
На первых порах земские управы приглашали на службу врачей, подразумевая только лечебную деятельность. Но тяжелые санитарные условия в стране, высокая смертность, практически сразу заставили обращать внимание на санитарные вопросы.
Первенство в становлении санитарной работы принадлежит Пермской губернии, где была введена ставка санитарного врача. В 1871 г. им стал И.И. Моллесон. Правда, конфликт филиала «Общества врачей Казани» с губернской управой привел к увольнению медиков и приостановлению санитарной работы.
Позднее земская санитария появилась в Московской губернии, где ее развитие было более устойчивым. Ее руководитель Е.А. Осипов считал, что санитарное дело должно находится в тесной связи с лечебным и опираться на участковую систему.
В наиболее полном виде земская санитарная организация состояла из следующих звеньев:
1) губернский санитарный совет – коллегиальный орган из земских гласных и врачей;
2) губернское санитарное бюро – исполнительный орган совета (во главе с врачом), являющийся санитарным отделом губернской земской управы;
3) санитарные врачи – по одному на уезд;
4) врач-статистик при губернском санитарном бюро; врач, руководящий оспопрививанием, эпидемиолог;
5) участковые санитарные советы при врачебных участках;
6) санитарные попечительства.
В такой форме санитарные организации существовали в Херсонском, Петербургском земствах, а также в Пермской, Екатеринославской, Нижегородской губерниях.
Санитарная деятельность в земствах России существенно отличалась от зарубежного опыта. В Европе санитарные органы были связаны с государственным контролем; в России земские санитарные органы являлись общественными структурами, противостоящими бюрократизму государства. Санитарные врачи, зачастую связанные с революционным движением, считались «неблагонадежными».
Санитарная деятельность приводила к постоянным контактам врача с населением, что позволило приобщить жителей к санитарной работе. В случае вспышки эпидемий земские врачи получали хороших помощников из рядов местного населения, что позволяет говорить об общественном характере земской медицины.
Таким образом, к началу ХХ в. все слои населения России были обеспечены медицинской помощью. Усилиями врачей, земств и общественности была создана уникальная система земской медицины, построенная на следующих принципах: бесплатность, доступность, связь науки и практики, привлечение к санитарной и профилактической деятельности общественности и населения. Страна вплотную подошла к созданию системы здравоохранения.