Фриц Перлз: фрустрация вопросов

Психотерапевтом работать очень легко. Когда пациент спрашивает вас: «Что мне делать?» — вы отвечаете ему: «И что же вам делать?»

Реплика психотерапевта из к/ф «Окончательный анализ»

Фриц Перлз в книге «Гештальт-подход и свидетель терапии» по поводу вопросов говорит, что невозможно даже перечислить всего, что пациент осуществляет с их помощью. Его вопросы могут быть умными и способствующими терапии. Они могут быть докучливыми и повторяющимися. Это могут быть бесконеч­ные «Что вы сказали» и «Что вы имеете в виду», если пациент не хочет понимать.

Ф. Перлз считает, что большая часть вопросов, которые зада­ет пациент, — это соблазны интеллекта, связанные с попыткой заменить понимание словесными объяснениями. «Если кормить пациентов (особенно эмоционально заторможенных) интерпре­тациями, они с удовольствием возвращаются в кокон своего не­вроза и остаются там, мирно мурлыкая».1

Каким образом основатель гештальт-подхода работает с во­просительными конструкциями клиента? Смысл работы — фру­страция вопросов, которая в итоге обеспечивает возвращение клиента к его собственным ресурсам: «Идея фрустрации вопро­сов пациента стара, как сама психотерапия», — считает Ф. Перлз. Даже такой простой ответ, как «Почему вы об этом спрашиваете?», предназначен для того, чтобы отослать пациен­та к собственным ресурсам. Однако вопросы типа «Почему?»

Фриц Перлз: фрустрация вопросов - student2.ru 1 Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. С. 99.

Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании

Фриц Перлз: фрустрация вопросов - student2.ru считаются в гештальт-подходе малоэффективными, «ненадеж­ным орудием». Гештальт-техника состоит в том, чтобы пред­ложить клиентам превращать вопросы в предположения или утверждения.

Это не значит, что человек сразу же обнаружит свою пози­цию. Ф. Перлз прослеживает долгую цепочку «очистки лукови­цы», как он называл фазы терапевтического процесса: «Понача­лу они лишь перескажут вопрос другими словами, но останутся привязанными к спрашиванию: "Мне хочется узнать", — а за­тем повторяется вопрос. Однако пациент может сказать и так: "Я думаю то-то и то-то, а вы как думаете?" Это, по крайней мере, один шаг вперед: пациент обнаруживает для себя свою неуве­ренность и потребность в интеллектуальной поддержке. Мы мо­жем пойти дальше и предложить еще одно переформулирование, и, возможно, тогда пациент даст нам много материала, который до этого не выходил на поверхность»'.

Это пошаговое приближение к непосредственному самовы­ражению клиента Ф. Перлз иллюстрирует с помощью следу­ющего примера:

Клиент (К.): Что вы понимаете под опорой или поддержкой?

Терапевт (Т.): Не могли бы вы превратить это в утверждение?

К.: Я бы хотел узнать, что вы понимаете под опорой.

Т.: Это все еще вопрос. Не могли бы ли вы превратить его в утверж­дение?

К.: Я хотел бы разорвать вас этим вопросом в клочья, если бы у меня была такая возможность!2

Как видим, когда человек становится правдив в своих чув­ствах, то появляется реальная угроза безопасности окружа­ющих. Посему это только первая фаза терапевтического процес­са, далее следует обучиться выражать сильные чувства социаль­но приемлемым способом.

Фриц Перлз: фрустрация вопросов - student2.ru ' Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. С. 99. 2 Пример из: Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. С. 99.


Наши рекомендации