Фриц Перлз: фрустрация вопросов
Психотерапевтом работать очень легко. Когда пациент спрашивает вас: «Что мне делать?» — вы отвечаете ему: «И что же вам делать?»
Реплика психотерапевта из к/ф «Окончательный анализ»
Фриц Перлз в книге «Гештальт-подход и свидетель терапии» по поводу вопросов говорит, что невозможно даже перечислить всего, что пациент осуществляет с их помощью. Его вопросы могут быть умными и способствующими терапии. Они могут быть докучливыми и повторяющимися. Это могут быть бесконечные «Что вы сказали» и «Что вы имеете в виду», если пациент не хочет понимать.
Ф. Перлз считает, что большая часть вопросов, которые задает пациент, — это соблазны интеллекта, связанные с попыткой заменить понимание словесными объяснениями. «Если кормить пациентов (особенно эмоционально заторможенных) интерпретациями, они с удовольствием возвращаются в кокон своего невроза и остаются там, мирно мурлыкая».1
Каким образом основатель гештальт-подхода работает с вопросительными конструкциями клиента? Смысл работы — фрустрация вопросов, которая в итоге обеспечивает возвращение клиента к его собственным ресурсам: «Идея фрустрации вопросов пациента стара, как сама психотерапия», — считает Ф. Перлз. Даже такой простой ответ, как «Почему вы об этом спрашиваете?», предназначен для того, чтобы отослать пациента к собственным ресурсам. Однако вопросы типа «Почему?»
1 Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. С. 99.
Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании
считаются в гештальт-подходе малоэффективными, «ненадежным орудием». Гештальт-техника состоит в том, чтобы предложить клиентам превращать вопросы в предположения или утверждения.
Это не значит, что человек сразу же обнаружит свою позицию. Ф. Перлз прослеживает долгую цепочку «очистки луковицы», как он называл фазы терапевтического процесса: «Поначалу они лишь перескажут вопрос другими словами, но останутся привязанными к спрашиванию: "Мне хочется узнать", — а затем повторяется вопрос. Однако пациент может сказать и так: "Я думаю то-то и то-то, а вы как думаете?" Это, по крайней мере, один шаг вперед: пациент обнаруживает для себя свою неуверенность и потребность в интеллектуальной поддержке. Мы можем пойти дальше и предложить еще одно переформулирование, и, возможно, тогда пациент даст нам много материала, который до этого не выходил на поверхность»'.
Это пошаговое приближение к непосредственному самовыражению клиента Ф. Перлз иллюстрирует с помощью следующего примера:
Клиент (К.): Что вы понимаете под опорой или поддержкой?
Терапевт (Т.): Не могли бы вы превратить это в утверждение?
К.: Я бы хотел узнать, что вы понимаете под опорой.
Т.: Это все еще вопрос. Не могли бы ли вы превратить его в утверждение?
К.: Я хотел бы разорвать вас этим вопросом в клочья, если бы у меня была такая возможность!2
Как видим, когда человек становится правдив в своих чувствах, то появляется реальная угроза безопасности окружающих. Посему это только первая фаза терапевтического процесса, далее следует обучиться выражать сильные чувства социально приемлемым способом.
' Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. С. 99. 2 Пример из: Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. С. 99.