Новые логопедические технологии

Новые

Логопедические технологии

Ростов-на-Дону

Феникс

УДК 376..% Ы.К 74.37 НТК 474

Л3()

Акименко В.М.

А39Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).

15ВЫ 978-5-222-13922-6

Настоящее пособие составлено по материалам практической работы учителей-логопедов школьных и дошкольных образова­тельных учреждений и содержит рекомендации по проведению логопедического массажа языка, ушной раковины (Аурикуло-терапия); кистей рук, стоп (Су-Джок терапия); массажа при ри-нолалии и японскую методику пальцевого массажа. В пособии представлена также авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.

Пособие предназначено для студентов колледжей, изучаю­щих по учебному плану логопедию, студентов дефектологичес­ких факультетов педагогических вузов, начинающим логопедам и всем, воспитывающим детей с нарушениями речи.

13ВК978-5-222-13922-6

УДК 376.36 ЬЬК 74.37

О Акименко В.М., 2008

© Оформление: ООО «Феникс», 2008

Введение

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вто­рых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадици­онные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую ме­тодику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Массаж артикуляционного аппарата давно занял проч­ную позицию в коррекционной работе учителей-лого­педов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорес всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных руч­ных действий на развитие мозга человека было известно еще но II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверж­дали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармо­ничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед че-ловеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы




Логопедический массаж

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к лого­педическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, лого­педическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А и том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизарт­рия», он, бесспорно, необходим.

Н основе механизма действия массажа на организм ле­жит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлектор­ным, гуморальным и механическим воздействием.

Сущность нервно-рефлекторного механизма заключа­ется п том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нерв­ные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры голо-вного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.

Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на ак-тивизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может лапать начало новым рефлексам.

Механическое воздействие при массаже оказывает вли-яние па передвижение всех жидких сред организма (кро­пи, нимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных

Явлений используемые

Основные приемы массажа

• Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхваты­
вающее, граблеобразное.

• Растирание.

• Разминание.

• Вибрация и поколачивание.

• Плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышеч­ного тонуса, двигательных возможностей и патологичес­кой симптоматики.

Сила массажа — это сила давления, которую руки мас­сажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть

большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхнос­тный массаж). Поверхностный массаж повышает возбуди­тельные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.

Темп массажаможет быть быстрым, средним и медлен­ным. быстрый повышает возбудимость, средний и медлен­ный снижают.

Чем длительнее массаж,тем больше он влияет на сни­жение возбудимости нервной системы.

Таким образом, приемами массажа изменяют функци­ональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.

Гимнастика

Пассивная гимнастикаявляется важным средством до­полнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гим­настика называется пассивной, потому что движения со­вершаются ребенком с помощью логопеда, т.е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Ампли­туда пассивных движений должна соответствовать анато­мическому строению мышц и суставов. Пассивные движе­ния должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопед. Перед тем, как выполнить

пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, по­казывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3-5 движений. Движения выпол­няются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открыва­ние и закрывание рта, различные движения языка и т.п.

Активная гимнастикапроводится ребенком самостоя­тельно, как правило, после массажа и пассивной гимнас­тики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное вклю­чение в движение определенных мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

Новые логопедические технологии - student2.ru 2. Массаж языка

В практической работе учителей-логопедов бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе мож­но наблюдать недостаточные темп, точность, объем дви­жений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например посинение (недостаточ­ный отток крови), или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка.

Массаж выполняют чистыми, теплыми руками, предва­рительно захватив язык марлевыми салфетками. Длитель­ность массажа — 5-7 минут. Курс — 10-14 дней. Затем пе­рерыв и по мере необходимости курс повторяют.

Виды движений:

- продольное, поперечное, кругообразное, поглажи­
вания;

- кругообразное спиралевидное растирание;

- продольное кругообразное надавливание разминание;

- ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;

При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоня­ется язык — спастичная. Ее нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона — вялая. Для ее массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференци­рованных движений кончика языка, используется его лег­кое зажатие между зубами и покусывание.

Хорошо проводить сеансы массажа не только руками, но и используя механические приспособления. Например: зубную щетку, шпатель.

Практический опыт показывает, что сочетание специ­альной гимнастики, комплексов упражнений для поста-

нонки звуков, массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важ­ное — сократить сроки постановки звуков.

Новые логопедические технологии - student2.ru

Новые логопедические технологии - student2.ru 3. Аурикулотерапия

Аурикулотерапия — это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексо­терапии, применявшийся еще в глубокой древности. Суть его в том, что на коже ушной раковины имеется проекция всех органов и частей тела человека. Эта проекция задана в виде точек, расположенных в определенной последова­тельности. Таких точек в настоящее время насчитывается до 200. У здорового человека они как бы скрыты и не про­являют себя. Зато при острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. При хронических заболеваниях, кроме того, появляются изменения на коже ушной раковины — шелушения, по­краснения, бугорки. Осмотр, выявление болезненных то­чек, исследование электрокожного сопротивления дают ценную диагностическую информацию.

Воздействуя на выявленные активные точки иглой, на­давливанием, прогреванием, электрическим током, можно получить хороший лечебный, особенно противоболевой эффект. Чем объясняются эти чудесные свойства челове­ческого уха?

Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Су­ществуют несколько теории, по одной из которых ушная раковина представляет собой рудимент жаберной щели. А ведь жабры у рыб — многофункциональный орган, осу­ществляющий не только дыхание, но и ориентирование в пространстве, общение с другими особями, анализ состава воды и пр.

Ушная раковина снабжена множеством нервных окон­чаний или, как говорят медики, богато иннервирована.

Кажется, что природа в данном случае нерасчетливо постаралась, ведь ухо как орган не несет сложной фун-

кциональной нагрузки. Мы даже не можем «насторо­жить уши».

Тем не менее, в ухе разветвляются шесть нервов, осу­ществляющих связи с центральными и вегетативными от­делами нервной системы и внутренними органами.

Заслуга детального обобщения многовекового опыта аурикулодиагностики и терапии в наше время принадле­жит французскому врачу П. Ножье. Он же высказал мысль, что ушная раковина напоминает по форме человеческий шбрион в матке, расположенный вниз головой. Исходя из этого представления, П. Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов.

Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Поэтому для мас-сажа нужно использовать любой стержень с закругленным концом. Очень удобна для этой цели продающаяся в апте­ках стеклянная лопаточка для закладывания мази в глаза, имеющая на другом конце утолщение в виде шарика.

Надавливая таким шариком с одинаковой силой в об­ласти нужной точки, можно выявить наиболее болезнен­ный участок. Нередко в этом месте встречаются покрас­нение или другие описанные выше изменения. Это и будет нужная точка.

Массаж болезненных точек осуществляется тем же ша­риком вращательными движениями в течение 1-2 мин 2-4 раза в день.

На найденную точку можно прикрепить кусочком плас­тыря шарик диаметром 1-2 мм, продлив тем самым время воздействия и упростив последующий массаж.

Легче всего на ушной раковине отыскать зону позво­ночника. Закругленный край ушной раковины называется завиток, а мощный хрящевой продольный гребень, распо-

Новые логопедические технологии - student2.ru

ложенный сразу кпереди от завитка, носит название про-тивозавиток и соответствует проекции позвоночника.

В верхней части противозавиток разделяется на две ножки, а внизу ограничивается бороздкой, отделяющей его от выступающего хрящевого образования под назва­нием противокозелок.

Если противозавиток разделить на три части, то ниж­няя будет соответствовать шейному отделу позвоночника, средняя — грудному, а верхняя — поясничному. Точки воздействия расположены не на самом гребне противоза-витка, а слегка отступя на внутренней стороне его, обра-

щенной в полость раковины уха . Кроме этих точек, могут быть обнаружены и другие болезненные точки в проекции позвоночника. Они тоже подлежат воздействию. Напоми­наю, что чем болезненнее точка, тем она эффективнее.

II самой выступающей вверх части противозавитка на уровне нижней ножки его расположена специальная боле-вая точка поясницы. Воздействие на нее показано в случае «прострела», люмбаго и при других болевых синдромах поясницы.

Дополним эти сведения описанием некоторых других точек, доступных неспециалисту.

Самая замечательная точка уха носит китайское назва­ние шэнь-мэнь («божественные ворота»). Найти ее нетруд­но — она расположена в углу между ножками противоза-витка, чуть ближе к верхней ножке.

На эту точку воздействуют чаще всего. Она дает проти-воболевой, противовоспалительный и успокаивающий эф­фект и применяется в комбинации с другими при лечении многих заболеваний.

Продолжением противозавитка книзу является хряще-ной выступ — противокозелок. Этот отдел ушной ракови­ны соответствует проекции головного мозга. Воздействие на точки противокозелка показано при головных болях различной локализации, головокружении, неврастении, нарушении сна.

На передней поверхности мочки расположены несколь­ко точек, на которые действуют при зубной боли, забо­леваниях глаз, уха и горла. Найти эти точки достаточно сложно, поэтому рекомендуют воздействовать на них по­глаживанием, пощипыванием и растиранием мочки.

Эти приемы можно применять и для воздействия на описанные уже зоны противозавитка и противокозелка. Какое ухо выбирать для воздействия?

Массаж при ринолалии

Массаж при ринолалии является эффективным мето­дом коррекционного воздействия. У ребенка-ринолалика мосле хирургического вмешательства остаются послеопе­рационные рубцы. И одним из приемов, обеспечивающих их сглаживание и большую эластичность, является мас-саж. Массаж можно проводить как руками, так и зондом-лопаточкой (его можно сделать самостоятельно из зубной щетки, отрезав щетинистую часть).

Массаж при ринолалии



• растирание пилением(указательными пальцами обе­
их рук производятся «пилящие» движения в попереч­
ном и продольном направлениях от основания носа
вниз до края верхней губы и в стороны к носогубным
складкам) — 10-20 с;

• поперечное разминание(указательными пальцами
обеих рук производятся движения от основания носа
до края верхней губы и обратно) — 10-20 с;

• продольное разминание(указательными пальцами
обеих рук производятся движения от основания носа
в стороны к носогубным складкам и обратно) — 20-
30 с;

• разминание сдавливанием(указательными пальцами
обеих рук производятся движения со сдвиганием
тканей вверх-вниз и в стороны) — 20-30 с;

• разминание надавливанием(указательными пальцами
обеих рук производятся движения с легким давлени­
ем на ткани от основания носа до края верхней губы
и в стороны к носогубным складкам) — 10-20 с;

• щипцеобразное разминание(указательными и боль­
шими пальцами одной или обеих рук производят­
ся легкие пощипывающие движения от основания
носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным
складкам) — 20 с;

• вибрация непрерывистая(указательными пальцами
обеих рук производятся безотрывные вибрирующие
движения по направлениям вверх и вниз от основа­
ния носа к краю верхней губы и в стороны к носог­
убным складкам) — 10-20 с;

• вибрация прерывистая («пальцевой душ» — указа­
тельными пальцами обеих рук производятся движе­
ния в области верхней губы в продольном и попереч­
ном направлениях) — 10-20 с;

• вибрация поколачиванием (указательными пальцами
обеих рук производятся движения в области верхней
губы и основания носа в продольном и поперечном
направлениях) — 10-20 с;

• разминание послеоперационного рубца(указательный
палец располагается на слизистой оболочке верхней
губы под рубцом, а большой — на коже над рубцом;
производятся разминающие движения между поду­
шечками пальцев) — 10-20 с;

• массаж крыла и купола носового хода стороны расще­
лины— с помощью плотного эластичного предмета
по диаметру меньшего, чем носовой ход — кончик
предмета смазывается вазелином, вводится в носо­
вой ход на глубину 3-5 мм, производятся тянущие
движения от основания крыла носа к его кончику
вверх и в здоровую сторону — 10-20 с;

• массаж кончика и крыльев носа(кончик и крылья
носа захватываются подушечками большого и ука­
зательного пальцев, производятся легкое размина­
ние и потягивание) — 10-20 с.

Массаж при ринолалии


Новые логопедические технологии - student2.ru

• процедура массажа проводится до еды, с соблюдени­
ем всех гигиенических требований;

• продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день;

• интенсивность массажа должна возрастать от сеанса
к сеансу.

Массаж включает:

• продольное поглаживание(указательным пальцем про­
водятся движения по направлению от резцов верхней
челюсти вдоль границ расщелины по линии послеопе­
рационного шва с обеих сторон к глотке) — 10-20 с;

• поперечное поглаживание(указательным или сред­
ним пальцем проводятся движения по направлению
от средней линии неба до шеек зубов) — 10-20 с;

• кругообразное поглаживание(указательным или
средним пальцем проводятся круговые движения по
направлению от средней линии неба от резцов верх­
ней челюсти к глотке) — 10-20 с;

• прямолинейное растирание(указательным или средним
пальцем проводятся движения по направлению от рез­
цов верхней челюсти по линии послеоперационного
шва с обеих сторон к глотке и обратно) — 10-20 с;

• круговое растирание(указательным или средним
пальцем проводятся круговые растирающие движе­
ния по направлению от средней линии неба от рез­
цов верхней челюсти к глотке) — 10-20 с;

• спиралевидное растирание(указательным или сред­
ним пальцем проводятся движения по спирали по
направлению от резцов верхней челюсти к глотке и
от средней линии неба к шейкам зубов) — 10-20 с;

• продольное разминание(указательным или средним
пальцем проводятся плавные неторопливые движе­
ния по направлению от средней линии неба от рез­
цов верхней челюсти к глотке) — 10-20 с;

разминание сдвиганием(указательным или средним
пальцем проводятся движения с легким сдвиганием
тканей твердого и мягкого неба в разных направле­
ниях)— 10 с;

• разминание надавливанием(указательным или сред­
ним пальцем проводятся движения с легким надав­
ливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных
направлениях) — 10 с;

• разминание растягиванием(указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием — без давления на ткани — твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание уделяется границе твердого и мягкого неба. Проводится посте­пенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху — 10-20 с;

• разминание диагональное(указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке впра­во от и влево до краев небной занавески) — 10 с;

• разминание пружинное(указательным или средним
пальцем проводятся движения с резким отрыванием
от тканей по направлению от средней линии неба к
шейкам зубов) — 10 с;

• прерывистая вибрация(кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке) — 10 с;

• вибрация пунктированием (ударная) (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобные выбиванию дроби на барабане, коротки­ ми отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) — 5 с;






Новые логопедические технологии - student2.ru


Массаж при ринолалии



Новые логопедические технологии - student2.ru

непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудис­то-нервного пучка неба и далее по его ходу) — 5 с-

• Рюммние-надавливание в области крыло-целюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсив­ного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область складки, между последними зубами на верхней и на нижней челюсти и производят разминающие движе­ния по рубцам) — Ю~30 с.

Ароматерапия

Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.

В Японии в фирме «Сумицу» для борьбы с утомляемос­тью и для повышения производительности труда разрабо­тано более 20 вариантов фитокомпозиций ароматов цве­тов и растений. Замечено, что число ошибок у машинисток и программистов снижается:

- при вдыхании лаванды — на 20%;

- при вдыхании жасмина — на 30%;

- при вдыхании лимона — на 50%.

• Аромат лаванды и розмарина — действует успокаи­
вающе и устраняет состояние стресса.

• Запах лимона и эвкалипта — возбуждает нервную
систему и повышает работоспособность.

• Эфирное масло чабреца — успокаивает.

• Мята — снимает головную боль и тошноту.

• Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерь­
яны, тимьяна, фенхеля и мелиссы — обеспечивает
снотворный эффект.

• Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры
лимона, майорана, петрушки, эвкалипта — тонизи­
рует.

• Запах вербены — успокаивает перевозбужденную
нервную систему у гиперактивных детей.

• Запах настойки ивы — приводит в состояние равно­
весия нервную систему.

• Запах настойки остролиста — уменьшает злобность,
агрессивность.

Чтобы проверить действие настойки — несколько ка­пель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство рас­слабления мышц.

Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотера-пией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.

Музыкотерапия

Музыкотерапия— это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое со­стояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотвор­но влияют на организм:

• замедляют пульс;





Новые логопедические технологии - student2.ru

Новые логопедические технологии - student2.ru

• увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• стимулируют пищеварение;

• улучшают аппетит;

• облегчает установление контакта между людьми;

• повышают тонус коры головного мозга;

• улучшает обмен веществ;

• стимулируют дыхание и кровообращение;

• усиливают внимание.

Музыка действует избирательно, в зависимости от:

• характера произведения;

• инструмента, на котором исполняется (игра на флейте
влияет на кровообращение, флейта — расслабляет).

Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. (В Библии рас­сказывается о том, что игра на арфе уберегла от приступов безумия царя Саула.)

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и груп­повой формах. Каждая из этих форм может быть представ­лена в трех видах:

- рецептивной;

- активной;

- интегративной.

Рецептивная музыкотерапия(пассивная) существует в двух видах:

• музыкопсихотерапия — решает задачи нормализа­
ции психоэмоционального состояния. Может прохо­
дить в различных формах — 1) «музыкальный сон»
с последующей беседой и анализом образов (Что
«снилось»?); 2) музыкально-образная медитация;

• музыкосоматотерапия — лечебное воздействие му­
зыки непосредственно на тело человека. Воздействие

осуществляется в процессе прослушивания специаль­но созданных аудиомузыкальных программ («Анти­стрессовая», «Бронхиальная астма», которые помо­гают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия— активное включение ребен­ка в музыкотерапевтический процесс.

Включает следующие виды:

• вокалотерагшя — пение (коррекция психоэмоцио­
нального состояния, лечебно-оздоровительное воз­
действие) — обучение основам нижнереберно-диа-
фрагмального дыхания;

• кинезитерапия — танцетерапия, хореотерапия, кор-
рекционная ритмика, психогимнастика;

• инструментальная музыкотерапия — игра на музы­
кальных инструментах.

Интегративная музыкотериапия— интеграция физио­логии, рефлексотерапии и музыкознания — синтез музы­кального и зрительного восприятия:

• музыкоцветотерапия;

• музыкоизотерапия — восприятие произведений изо­
бразительного искусства под музыку или изображе­
ние музыки в рисунке.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает анти­стрессовое воздействие.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инс­трументов вредна для слуха и для нервной.системы, так как:

- подавляет нервную систему;

- увеличивает содержание адреналина в крови.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

• музыка Вагнера;

• оперетты Оффенбаха;

• «Болеро» Равеля;





Новые логопедические технологии - student2.ru

Новые логопедические технологии - student2.ru

• «Весна священная» Стравинского;

• «Каприз № 24» Никколо Паганини.

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нерв­ную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи;

• «Времена года» Чайковского;

• «Лунная соната» Бетховена;

• фонограмма пения птиц.

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психи­ку человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подго­товки и доступно детям самого раннего возраста.

Цель логопедических и логоритмических занятий с ис­пользованием музыкотерапии — создание положительно­го эмоционального фона реабилитации:

- снятие фактора тревожности;

- стимуляция двигательных функций;

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощуще­
ний, восприятия, представлений) и сенсорных спо­
собностей;

- растормаживание речевой функции;

- развитие чувства ритма, темпа, времени;

- развитие мыслительных способностей и фантазии;

- развитие вербальных и невербальных коммуника­
тивных навыков;

- нормализация просодической стороны речи.

В дошкольном возрасте седативный или активизирую­щий эффект музыки достигается

• в музыкальном оформлении игр;

• музыкальной релаксации.

Музыкальная ритмика используется при лечении:

• тиков;

• заикания;

• нарушений координации;

• расторможенности;

• моторных стереотипов;

• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);

• брадилалии и тахилалии.
Особенности использования:

- громкость звучания музыки должна быть строго до­
зирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произ­
ведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые
детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна состав­
лять не более 10 минут одновременно.

Хромотерапия

Хромотерапия— терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изме­няя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:

- вегетативной нервной системы;

- эндокринных желез.

Синий цвет:

- оказывает успокаивающее воздействие;

- расслабляет;

- снимает спазмы;

- уменьшает головные боли;

- понижает аппетит;






Новые логопедические технологии - student2.ru

Новые логопедические технологии - student2.ru

- стимулирует умственную деятельность.

Голубой цвет:

• оказывает тормозящее действие при психическом
возбуждении.

Фиолетовый цвет:

• угнетает психические и физиологические процессы;

• снижает настроение.

Красный цвет:

• активизирует;

• повышает физическую работоспособность;

• вызывает ощущение теплоты;

• стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет:

• успокаивает;

• создает хорошее настроение (поэтому люди любят
зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду);

• повышает защитные силы организма, способствует
угасанию воспалений, стимулирует зрение.

Розовый цвет:

• тонизирующее воздействие.

Желтый цвет:

• вызывает чувство покоя;

• нейтрализует негативные действия.

Литотерапия

Литотерапия— терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Современная фармакология использует для приготов­ления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

• Авантюрин— уравновешивает эмоции, сохраняет
радостное настроение, ясность ума.

• Аквамарин— снимает стрессовое состояние, устра­
няет фобии.

• Александрит— успокаивает, способствует откры­
тости, общению.

• Алмаз— улучшает функции мозга, усиливает энер­
гетику абстрактного мышления, увеличивает кон­
тактность.

• Аметист— снимает головную боль, бессонницу, укреп­
ляет эндокринную систему, увеличивает активность
правого полушария мозга.

• Бирюза— уравновешивает эмоции, укрепляет чув­
ство взаимопонимания.

• Жемчуг— укрепляет память, приносит покой и уми­
ротворение.

• Изумруд — устраняет аффекты.

• Кораллы— укрепляют память, избавляют от тиков,
контролируют эмоции.

• Лазурит— улучшает остроту зрения, уменьшает
боли.

• Малахит— стимулирует работу сердца, кровенос­
ных сосудов,легких.

• Нефрит— стимулирует работу почек.

• Опал— усиливает чувство интуиции.

• Сапфир— помогает при лечении диабета, наруше­
ний костной системы, избавляет от бессонницы.

• Сердолик— укрепляет зубы, стимулирует речь.

• Топаз— влияет на щитовидную железу.







• Хрусталь— улучшает кровь, стимулирует гипофиз
и эпифиз.

• Янтарь— стимулирует нервную систему, улучшает
дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.

Имаготерапия

Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основа­на на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Используется при:

• нарушениях поведения;

• страхах;

• нарушении коммуникативной сферы.

Технология проведения:

• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссер­
ской игре» история, связанная с травмирующей ре­
бенка ситуацией;

• инсценирование рассказа должно захватить ребенка,
вызывать в нем яркие положительные эмоции;

• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается
бурными эмоциональными реакциями (смех, плач),
снятием напряжения.

Образно-ролевая драмтерапия — реконструкция пове­денческой реакции при разыгрывании специально подоб­ранного сюжета.

Психодрама — дети играют не готовые роли, а импро­визируют под руководством педагога

Либропсихотерапия — лечебное чтение, библиотера­пия — лечение через книгу (специально подобранные про­изведения)

Сказкотерапия — психокоррекция средствами сказ­ки — основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазиро­вать.

Су-Джок терапия

Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, раз­работавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаи­мовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, опреде­лив нужные точки в системах соответствия можно разви­вать и речевую сферу ребенка.

Выступающих частей

Вчеловеческом теле самое высокое положение занима­ет голова, самое низкое — ноги, а ру

Наши рекомендации