Составление проектной заявки
Этот раздел завершает процесс разработки проекта, представляя последовательность этапов по разработке описания проекта. Первый вид работы фокусируется на определении целей и задач проекта. Следующий определяет логические связи между задачами проекта и результатами мероприятий. Далее исследуется важность установления показателей сбора информации для проекта, и работа сосредоточивается на определении показателей для цели, задач и результатов проекта, чтобы можно было оценивать развитие проекта. Раздел завершается составлением рабочего плана и бюджета проекта на основании подробного списка видов деятельности и кратким описанием стратегического интегрированного плана (лог фрейма).
ВВЕДЕНИЕ
В этом разделе рассмотрен последний этап процесса разработки проекта — превращение анализа проблемы и выбора видов деятельности в описание проекта.
В предыдущем разделе мы составили описание проблемного поля, которое направляло нас в процессе определения комплекса возможных мероприятий по устранению/смягчению причин проблем. Затем эти виды деятельности обсуждались в свете их воздействия, охвата, выполнимости и жизнеспособности. В результате этих обсуждений некоторые виды деятельности могли быть исключены из процесса разработки проекта, а другие — пересмотрены и усовершенствованы. Теперь мы готовы перейти к составлению проектного предложения.
Элементы проектного предложения
Для проектных предложений используется много различных форм. Люди и организации также используют разные слова и фразы, говоря об одних и тех же элементах проекта. Эти различия в формах и терминологии могут сбивать с толку. Но практически во всех описаниях проектов встречаются общие элементы. Они приведены ниже и связаны с терминами, которые будут использоваться в этом разделе.
Описание проекта: базовые элементы | Термины, используемые в этом пособии |
Описание долговременных изменений, которым будет способствовать проект | Цель |
Описание изменений в проблемах, которые будут способствовать достижению цели проекта | Задачи |
Описание видов деятельности в проекте и их ожидаемых результатов, которые помогут в выполнении задач проекта | Виды деятельности (мероприятия, методы, шаги в других источниках) и их результаты |
Описание системы и плана оценки развития проекта | Индикаторы Базовая информация План мониторинга и оценки эффективности |
Описание деятельности по проекту с распределением обязанностей и сроков выполнения | Рабочий план проекта |
Описание затрат проекта | Бюджет проекта |
Структура этого раздела
Последовательно процесс разработки проекта к этому моменту передвинулся от анализа проблем к выбору видов деятельности. В этом разделе соблюдается следующая последовательность:
Описание изменений, которых проект призван достичь | путем указания цели и задач проекта |
Описание конкретных мероприятий, которые будут осуществляться в рамках проекта | путем указания видов деятельности в проекте |
Связывание ожидаемых изменений с видами деятельности проекта | путем указания результатов видов деятельности |
Определение способов мониторинга и оценки эффективности | при помощи индикаторов для целей, задач и результатов проекта, а также обсуждения исходной информации, с которой сверяется выполнение проекта, и описания плана мониторинга и оценки эффективности проекта |
Перечисление этапов выполнения видов деятельности по проекту с распределенными обязанностями и сроками исполнения | в виде рабочего плана проекта |
Оценка затрат проекта | в виде бюджета проекта |
СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ЗАЯВКИ
Проект — это своего рода мостик между идеей и ее окончательным воплощением.
Очень важно видеть разницу между проектом и заявкой для финансирования.
Проект в первую очередь нужен самому исполнителю для того, чтобы точно сформулировать требующую незамедлительного решения общественную проблему, осознать стоящие перед ним трудности и распланировать последующую деятельность.
Заявка же создается для того, чтобы убедить доноров в том, что отмеченные вами проблемы действительно имеют место и именно вы способны их решить.
Заявка имеет очень четкую вертикальную структуру, компонентами которой являются титульный лист, резюме, введение и постановка проблемы.
На титульном листе размещается вся необходимая для внимания донора информация. Как правило, это:
1. Название проекта.
2.Название организации-заявителя.
3. Юридический статус организации-заявителя.
4.Контактная информация, включающая:
• юридический адрес организации;
• физический адрес организации;
• номера телефона, факса; e-mail.
5.Фамилия, имя, отчество и контактная информация (тел./факс, e-mail):
• директора проекта;
• бухгалтера проекта;
• директора организации-заявителя (в том случае, если он не руководит предлагаемым проектом).
6. Территория, на которой осуществляется проект.
7.Срок выполнения проекта (продолжительность, начало и окончание).
8. Запрашиваемые ресурсы, полная стоимость проекта, имеющиеся в организации ресурсы, предназначенные для данного проекта. Последовательность изложения этой информации чаще всего предлагается самим донором.
Резюме (аннотацию) часто называют «кратким содержанием» проекта (не более 1 страницы). Это очень важная составляющая. Эксперты будут читать резюме в первую очередь, и должно быть понятно, кто вы, каковы объем и стоимость вашего проекта. Резюме повторяет все части полной заявки (по 1—2 предложения на каждую часть) и отвечает на вопросы: кто будет выполнять проект; почему и для чего нужен этот проект; цель и задачи проекта; планируемые виды деятельности в проекте; результат проекта; как проект будет реализован; продолжительность проекта; средства, необходимый для его выполнения.
Введение (1—2 страницы). Этот раздел — презентация. В нем должна содержаться информация об организации-соискателе гранта:
• миссия;
• история;
• осуществленные проекты и достижения;
• наличие компетентного персонала и сотрудничество с волонтерами;
• наличие партнеров;
• уровень связи с государственными и муниципальными органами;
• соответствие предшествующего опыта решаемой в данном проекте проблеме;
• и вся та информация, которая может вызвать у донора доверие к вашей организации.
Постановка проблемы - это чрезвычайно важная точка как проекта, так и проектной заявки, поскольку от точного ее определения и формулировки зависит последующее планирование, а часто и воплощение.
Психологически проблема воспринимается как что-то раздражающее, тревожащее, требующее срочного разрешения. Это что-то, что должно было бы быть, но по каким-то причинам отсутствует в обществе. Поэтому мы объективно говорим о ней как о чем-то со знаком минус.
Например, мы отмечаем, что в нашем регионе увеличилось количество беспризорных детей. Является ли обнаруженная нами ситуация проблемой? Это, скорее, констатация очевидного факта. Проблема лежит глубже и связана с тем, что в обществе отсутствует что-то важное, и в результате этого лежащая на поверхности ситуация ухудшается.
Как правило, точному выявлению проблемы предшествует период исследований и накопления информации, которая затем, после соответствующей обработки, ляжет в основу ее формулировки. В приложении вы можете дать документы, подтверждающие результаты оценки. Вы должны быть сами уверены (чтобы затем убедить доноров) в том, что сформулированная вами проблема может быть полностью или частично решена в реальный срок, с доступными вам ресурсами и заявленным бюджетом. Как исключение из правил, проблема может отражать внутренние потребности организации-заявителя, если запрашиваемые средства направлены на повышение эффективности собственной работы. Отсутствие де-
нег нельзя заявлять как проблему. Для решения какой проблемы будут направлены полученные деньги?
Обычно при постановке проблемы (в случае отсутствия специальных требований донора) от создателей заявки и проекта требуется четко и убедительно пояснить, в чем состоит необходимость осуществления проекта, описать целевую группу, регион действия, по возможности привести подтверждающую статистику. Показать, как существующая проблема соотносится с задачами организации-заявителя. В общем, этот раздел заявки должен отвечать следующим критериям:
• проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя;
• рассматривается объективная ситуация;
• проблема актуальна, важна и значима;
• существование проблемы подтверждается статистикой и результатами исследований;
• проблема формулируется с точки зрения целевой группы и ее потребностей, а не заявителя;
• к участию в решении проблемы привлекаются представители целевой группы;
• проблема достаточно конкретна;
• проблема не подменяется методами ее решения.