БУ ВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра патофизиологии и общей патологии

Л.А. Наумова

В.Г. Шаталов

РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ПАТОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Для ординаторов

Сургут

Оглавление:

Занятие 1.Патология клетки - основа патологии человека. Молекулярные механизмы важнейших патологических процессов и заболеваний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 2.Важнейшие процессы, определяющие развитие патологии.Гипоксия и гипероксия. Нарушения крово- и лимфообращения. Значение микроциркуляции в норме и патологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 3. Важнейшие процессы, определяющие развитие патологии.Нарушение водно-электролитного обмена. Отеки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 4.Важнейшие процессы, определяющие развитие патологии.Нарушение кислотно-основного состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 5.Патология обмена веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 6.Воспаление. Пато- и морфогенез. Хроническое воспаление, особенности органных поражений, исходы, клиническое значение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 7.Системная воспалительная реакция. Сепсис, механизмы пато- и морфогенеза. Синдром полиорганной недостаточности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 8.Молекулярные механизмы пато- и морфогенеза важнейших заболеваний сердечно-сосудистой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 9.Молекулярные механизмы пато- и морфогенеза важнейших заболеваний органов дыхания и системы пищеварения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Занятие 10.Зачетное занятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

Занятие № 1.Патология клетки – как структурная основа патологии человека. Молекулярные механизмы важнейших патологических процессов и заболеваний.

Цель занятия– знакомство с содержанием «Патологии» как базисного предмета в формировании клинического, или общепатологического мышления врача необходимого для правильной диагностики и разработки тактики патогенетической терапии у каждого больного, или в каждом конкретном случае; изучение молекулярных механизмов пато- и морфогенеза, этиологии и клинических проявлений важнейших патологических процессов и заболеваний человека.

Задачи занятия.

Знать:

- важнейшие общепатологические процессы, молекулярные механизмы их пато- и морфогенеза, их биологическое и клиническое значение;

- механизмы обеспечения трофики клетки;

- основные механизмы повреждения клетки;

- виды повреждения клеток: обратимые (дистрофии) и необратимые (некроз, апоптоз);

- причины и механизмы развития дистрофий (различных видов нарушений обмена веществ в клетках, тканях), некротического процесса и апоптоза;

- принципиальные отличия дистрофии, некроза и апоптоза, их клиническое значение;

- функциональное и клиническое значение обменных нарушений и их исходы;

- клинико-морфологические формы некроза;

- исходы различных форм некроза и апоптоза, их функциональное значение;

Уметь:

- объяснять механизмы пато- и морфогенеза важнейших общепатологических процессов и заболеваний человека с позиций клеточной патологии;

- на основе полученных результатов функциональных методов исследования и патоморфологических описаний высказать мнение о пато- и морфогенезе патологического процесса и его клинических проявлениях;

- обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний с позиций клеточной патологии.

Владеть

- навыком сопоставления функциональных изменений, морфологических и клиничских проявлений болезней.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Необходимый исходный уровень знаний: из курса общей патологической анатомии повторить обратимые и необратимые повреждения клетки, механизмы повреждения клетки при воздействии гипоксии, свободных радикалов, токсических веществ.

Контрольные вопросы:

1. «Патология» - как важнейший предмет в формировании клинического мышления врача. Системный подход в диагностике и лечении патологии человека.

2. Патология клетки – как структурная основа патологии человека.

3. Важнейшие общепатологические процессы. Их общая характеристика, биологическое и клиническое значение.

4. Определение трофики клетки, клеточные и внеклеточные механизмы осуществления трофики.

5. Повреждение клетки: повреждающие факторы, основные клеточные мишени и механизмы повреждения (гипоксический, свободнорадикальный и токсический). Обратимые и необратимые повреждения клетки.

6. Роль кальция в повреждении клетки. Какие клинические и лабораторные признаки отражают обратимые и необратимые повреждения клетки.

7. Характеристика внутриклеточных накоплений как одного из видов повреждения (дистрофии). Виды накоплений (естественные эндогенные метаболиты, экзогенные вещества). Механизмы формирования накоплений.

8. Причины и механизмы развития нарушений белкового обмена. Белковые дистрофии (диспротеинозы), примеры, особенности морфологических проявлений и функциональное значение наруше­ний белкового обмена.

9. Паренхиматозные углеводные дистрофии: нарушения обмена гликогена, мукополисахаридов, нейтральных, кислых гликопротеидов (муцинов и мукоидов). Патогенез и морфогенез нарушений обмена углеводов. Особенности окраски. Коллоидная дистрофия. Слизистая дистрофия при муковисцидозе.

10. Причины и механизмы развития нарушений липидного обмена, их морфологические проявления в различных органах (миокарде, печени, желчном пузыре, канальцах почек) и функциональное значение. Окраски на жиры. Клиническое значение жировой дистрофии печени, миокарда.

11. Классификация патологического обызвествления, причины и механизмы его развития.

12. Морфологическая характеристика и функциональное значение раз­личных видов патологического обызвествления.

13. Виды и механизмы нарушений обмена хромопротеидов.

14. Липофусцин, морфологическая диагностика и клиническое значение.

15. Классификация и характеристика пигментов, связанных с метаболиз­мом гемоглобина (производных гемоглобина).

16. Морфологическая и функциональная характеристика нарушений об­мена гемосидерина. Гемосидероз, гемохроматоз.

17. Характеристика меланина, виды и механизмы нарушений обмена меланина, морфологическая диагностика, функциональное значение.

18. Мезенхимальные дистрофии (дистрофия соединительной ткани). Мукоидное набухание, фибриноидное набухание, гиалиноз, склероз - патогенетическая и морфогенетическая характеристика стадий. Понятие миксоматоза (миксоматозной дегенерации).

19. Тезаурисмозы. Классификация. Пато- и морфогенез. Морфология наиболее часто встречающихся тезаурисмозов, их клиническое значение.

20. Виды, причины и патогенез необратимых повреждений клетки.

21. Определение некроза, его причины (виды некроза в зависимости от этиологии), патогенетические варианты (коагуляционный и коликвационный), морфологические проявления. Исходы и клиническое значение некроза.

22. Клинико-морфологические формы некроза (инфаркт, гангрена, секвестр, жировой, фибриноидный и казеозный некроз).

23. Методы диагностики некроза - биохимический, электрофизиологический и морфологический.

24. Определение, причины, патогенез апоптоза, морфологические проявления, значение в норме и патологии, незавершенный апоптоз (примеры).

25. Методы диагностики апоптоза (молекулярно-биологические).

26. Принципиальные отличия некроза и апоптоза, значение для ткани.

27. Приведите примеры и объясните с позиций клеточной патологии важнейшие патологические синдромы и состояния, например, синдром острой почечной недостаточности (ОПН), его основные причины, пато- и морфогенез; cиндром хронической почечной недостаточности (ХПН), его основные причины, пато- и морфогенез и т.д.

Патология - наука, изучающая закономерности возникновения и развития заболеваний и патологических процессов в организме человека и базирующаяся на совокупном анализе данных, полученных различными методами исследования в различных медицинских дисциплинах, но, прежде всего - патологической анатомией и патологической физиологией. Именно эти две науки (патологическая анатомия и патологическая физиология) представляют собой синтез знаний по анатомии, гистологии, биохимии, нормальной физиологии, микробиологии, генетике, иммунологии и молекулярной биологии. Благодаря этому патология имеет возможность выявлять структурные (морфологические) и функциональные основы болезней, сущность повреждений органов и тканей, которые они вызывают и, таким образом, причины появления изменений функций и возможность разработки стратегии патогенетической терапии.

Патология базируется на знании общебиологических закономерностей жизни на земле и видовых реакций, в том числе общих реакций человека как биологического вида. Вместе с тем, видовые реакции у каждого человека преломляются через его индивидуальность – особенности конституции, генетики и реактивность. Поэтому при общей характеристике той или иной болезни, у каждого человека её течение имеет особенности, обусловленные своеобразием реакции организма конкретного больного на патологическое воздействие.

Таким образом, патология изучает общебиологические и индивидуальные закономерности развития болезни у людей в целом и у каждого больного человека в отдельности. Только знание закономерностей развития патологических процессов и болезней вооружает врача в борьбе за жизнь человека. Патология позволяет понять, что медицинская наука - это не просто совокупность огромного количества симптомов и синдромов, характеризующих бесчисленное количество болезней, а также то, что в основе любого заболевания лежат объективные законы, по которым развивается патологический процесс. Зная их, врач понимает, почему и какие изменения возникают в организме при воздействии патогенного фактора, может прогнозировать течение и исход болезней и именно поэтому он может их лечить. В этом плане с патологией не может сравниться ни одна другая медицинская специальность. Знания патологии являются основой формирования клинического, или общепатологического мышления врача и патогенетического подхода в лечении.

Методические указания к самостоятельной работе.

Решение задачи.

Условия задачи и ход ее решения должны быть распечатаны, то есть иметь электронную версию.

План решения задачи:

1. Выделить ведущие симптомы, синдромы и симптомокомплексы, используя всю имеющуюся информацию о больном – жалобы, данные анамнеза и физических методов исследования, данные лабораторных, рентгенологических, эндоскопических функциональных и др. методов исследования.

2. Выделить ведущий патологический процесс или сочетание процессов.

3. Построить рабочий диагноз, выделив основное заболевание, фоновое, осложнения основного заболевания, затем сопутствующие заболевания.

4. Дифференциальный диагноз – выделить спектр сходных по проявлениям заболеваний или патологических процессов, которые должны быть исключены в ходе проводимых вами диагностических мероприятий.

5. При необходимости, указать и обосновать дополнительные методы исследования для построения окончательного диагноза.

6. Сформулировать окончательный клинический диагноз.

7. Построить предполагаемую вами схему патогенеза основного заболевания, указав связь с фоновым, возможные связи с сопутствующими заболеваниями у данного больного.

8. Представить описание морфологического субстрата болезни в соответствии с вашим диагнозом (вашим видением этого заболевания), опираясь на имеющиеся симптомы, синдромы и результаты дополнительных методов исследования.

Наши рекомендации