Тема. ТРАВМЫ, ИНОРОДНЫЕ ТЕЛА, КРОВОТЕЧЕНИЯ ИЗ ЛОР-ОРГАНОВ И НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НИХ
Актуальность. В мирное и военное время довольно часто встречаются травматические повреждения, инородные тела и кровотечения из ЛОР-органов, требующие неотложной помощи, правилами оказания которой должны владеть врачи любой специальности. От правильного выбора лечебной тактики и своевременного оказания ур-гентной помощи нередко зависит благоприятный исход заболевания, а иногда и жизнь больного.
Цель. После изучения темы студент должен:
иметь представление о частоте и характере травм и инородных тел уха, дыхательных путей и пищевода, кровотечений из них; знать причины, клинические проявления, основные принципы лечения, профилактику, тактику оказания первой врачебной помощи при этих заболеваниях;
уметь выполнять эндоскопические методы исследования, производить первичную обработку ран, удалять инородные тела уха, носа, глотки, выполнять переднюю тампонаду носа.
Место проведения занятия. ЛОР-кабинет в поликлинике, приемный покой ЛОР-клиники или ЛОР-стационара.
Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструментов, набор крючков для удаления инородных тел из носа, глоточный и гортанный корнцанги, шприц Жане, тампоны для передней и задней тампонады, мягкий резиновый катетер, рентгенограммы и слайды.
Время— 135 мин.
Задание на самоподготовку к практическому занятию
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
1. Травмы уха 2. Травмы носа | Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с. Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990. Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с. Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент Блок информации | Знать, чтобы пра-вильно поставить диагноз и определить адекватную лечебную тактику То же | |
Перечислить и записать в рабочую тетрадь виды травм Назвать виды переломов костей носа |
Продолжение таблицы
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
3. Гематома и абсцесс пе- регородки носа 4. Травмы гор- тани и других органов шеи 5. Химические ожоги глот- ки, гортани, пищевода 6. Инородные тела уха 7. Инородные тела носа 8. Инородные тела глотки 9. Инородные тела пище- вода 10 Инородные тела гортани, трахеи, бронхов 11 Носовое кро- вотечение | -II- -II- -II- -II- -II- -II- Знать, чтобы правильно по- ставить диаг- ноз и опреде- лить адекват- ную лечебную тактику -II- | Назвать основные симптомы и определить лечебную тактику Записать в рабочую, тетрадь последовательность обработки ран при травматических повреждениях органов шеи, сопровождающихся кровотечением, нарушением дыхания и глотания Перечислить степени ожога. Назвать клинические симптомы Назвать метод удаления Назвать способы удаления инородных тел различной формы Назвать наиболее частую локализацию Записать в рабочую тетрадь основные симптомы. Определить лечебную тактику Назвать основные симптомы. Перечислить методы диагностики инородного тепа бронха. Определить лечебную тактику Назвать общие и местные причины. Схематически обозначить на рисунке в рабочей тетради кровоточивую зону по- лости носа. Перечислить составные элементы наборов для передней и задней тампонады |
План самостоятельной работы на занятии (90 МИН)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Курация больных | Поликлинический прием больных: 1) с травмами, инородными телами и кровотечениями из ЛОР-органов 2) с другими заболеваниями ЛОР-органов. Оценка выявленных изменений, установление диагноза, выбор лечебной тактики и оказание неотложной помощи | Закрепить умение обследования больного, анализа и синтеза полученных данных | |
2. Отчет о самостоятельной работе по курации поликлинических больных | Студенты докладывают результаты курации, согласовывают диагноз и лечебную больных тактику. Оформляется медицинская документация (амбулаторная карта, направления, рецепты) | Выработать умение клинически мыслить, ориентироваться в оказании скорой и неотложной помощи | |
3. Выполнение диагностических и лечебных манипуляций | Первичная обработка ран ЛОР-органов, пункция гематомы перегородки носа и ушной раковины Удаление инородных тел уха, носа, глотки Остановка носового кровотечения методом прижигания со- судов кровоточивой зоны. Выполнение передней тампонады носа. Остановка кровотечения из уха и глотки | Выработка и тренировка навыков |
СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ В ТЕЧЕНИЕ ЦИКЛА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
УХО
1. Наружный осмотр и пальпация.
2. Отоскопия.
3. Исследование слуха речью и камертонами.
4. Определение проходимости слуховой трубы.
5. Выявление спонтанных вестибулярных нарушений.
6. Приготовление ушных ватодержателей.
7. Туалет уха и взятие из него мазка.
8. Введение в ухо турунд с лекарственными веществами.
9. Инсуффляция в ухо лекарственных веществ.
10. Промывание уха для удаления серной пробки и инородных тел.
11. Продувание ушей.
12. Наложение согревающего компресса на ухо.
НОС
1. Наружный осмотр, пальпация носа и околоносовых пазух.
2. Передняя риноскопия.
3. Задняя риноскопия.
4. Исследование дыхательной и обонятельной функций.
5. Зондирование полости носа.
6. Приготовление носовых ватодержателей.
7. Взятие мазка из носа.
8. Смазывание слизистой оболочки полости носа лекарственными
веществами и введение их на тампонах.
9. Инсуффляция в полость носа лекарственных веществ.
10. Удаление инородных тел из носа.
11. Туширование кровоточащего сосуда перегородки носа препаратами серебра.
12. Передняя тампонада носа.
13. Наложение пращевидной повязки.
ГЛОТКА
1. Наружный осмотр передней и боковых поверхностей шеи, пальпа-
2. ция регионарных лимфатических узлов.
3. Мезофарингоскопия.
4. Приготовление глоточных ватодержателей.
5. Взятие мазка из глотки.
6. Смазывание глотки.
7. Инсуффляция в глотку лекарственных веществ,
8. Промывание лакун небных миндалин.
9. Наложение согревающего компресса на шею.
ГОРТАНЬ, ТРАХЕЯ
1. Наружный осмотр, пальпация гортани и регионарных лимфатических узлов.
2. Непрямая ларингоскопия.
3. Комплектование набора инструментов для трахеосгомии.
4. Обращение с трахеоканюлей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ