Этапы интенсивной терапии при острых ларинготрахеитах у детей
При отсутствии эффекта консервативной терапии и появлении симптомов декомпенсации дыхания проводятся следующие этапы интенсивной терапии.
1.Лечение ингаляциями под тентом. Ребенка помещают под тент из полиэтиленовой пленки или в кислородную палатку, которая пре вращается в головной тент. Под тентом, в ограниченном объеме воздуха, создается микроклимате высокой влажностью, повышенной концентрацией кислорода и различных лекарственных веществ. Сюда подаются для ингаляции следующие вещества, которые надо чередовать:1) увлажненный кислород или гелиокислородная смесь; 2) аэрозоли(лучше при помощи ультразвукового распылителя) протеолитических ферментов, антибиотиков, гормональных, антигистаминных и спазмолитических препаратов, минеральной воды типа «Боржом»; 3) паракислородные смеси с настоями сборов лекарственных растений (шалфей, мать-и-мачеха, термопсис, календула, чебрец, валериана, эвкалипт). Высокая влажность паракислородной смеси способствует уменьшению бронхоспазма и разжижению мокроты. Температура ингаляции йот +40 до 4-45°С. Виды ингаляций следует чередовать. Длительность их во избежание перегрева ребенка должна составлять 5-10 мин. Паровые ингаляции не показаны при тяжелых пневмониях.
2.Продленная интубация. При неэффективности лечения под тентом следует использовать продленную интубацию. Для этого необходимо руководствоваться следующими показаниями:
1) беспокойство ребенка, не снимаемое седативными средствами;
2) нарастание частоты дыхания и пульса;
3) стойкая гипертермия.
Для продленной интубации используются специальные термопластические трубки. Интубация назотрахеальная. Питание производится через естественные пути. В первые дни интубации больной периодически загружается» дроперидолом или оксибутиратом натрия. Смена трубки производится каждые сутки, и ребенок, хотя бы кратковременно, переводится на дыхание через естественные пути. Неэффективность интубации в течение 7-10 сут. следует расценивать как показания к трахеостомии.
3. Трахеостомия. Трахеостомиюу детей необходимо производить под общим обезболиванием с предварительной интубацией трахеи. Не рекомендуется разрезать трахею очень низко, т. к. после удаления валика из-под плеч рассеченный участок трахеи опускается за грудину, что может повести к выпадению трубки из трахеостомы, развитию пневмомедиастинума и пневмоторакса. Не следует вырезать окно в трахее и пользоваться трахеорасширителем Труссо во избежание деформации колец трахеи. Трахеостомию рекомендуется заканчивать подшиванием стенки трахеи кетгутом к коже. Следует использовать трахеоканюли из пластмассы и других синтетических материалов. Все манипуляции страхеоканюлей следует выполнять тщательно вымытыми и обработанными спиртом руками. Для аспирации содержимого из трахеостомы каждый раз берется стерильный катетер. Внутренняя трубка трахеоканюли после отсасывания трахеобронхиального содержимого заменяется стерильной. Несоблюдение этих правил ведет к развитию гнойно-некротического трахеобронхита. Сроки деканюляции индивидуальны и зависят от общего состояния ребенка, динамики нормализации процесса в гортани, состояния трахеобронхиального дерева и легких.
План самостоятельной работы на занятии (45 мин.)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Курация больных 2. Отчет о само- стоятельной ра- боте по резуль- татам курации 3. Выполнение ди- агностических и лечебных мани- пуляций | Обследование тематических больных (взрослых и детей) в стационаре. Оценка выявленных изменений, проведение диффе- ренциальной диагностики, уста- новление диагноза и выбор ле- чебной тактики. Использовать схему истории болезни Студенты докладывают ре- зультаты курации больных. Согласовывают диагноз и лечение Приготовление гортанных вато- держателей, комплектование на- бора инструментов для трахео- стомии, обработка трахеоканюль | Подтвердить умение об- следования больного, анализа и синтеза по- пученных данных Выработка умения кли- нически мыслить Зыработка и тренировка навыков |
Занятие 17
Тема. ОПУХОЛИ И ИНФЕКЦИОННЫЕ ГРАНУЛЕМЫ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И УХА
Актуальность. Среди причин смертности злокачественные но-вообразовакия занимают значительное место. В связи с ростом частоты онкологических заболеваний верхних дыхательных путей и многообразием их клинических проявлений практическому врачу любого профиля необходимо ориентироваться в диагностике и лечении доброкачественных и злокачественных новообразований ЛОР-органов, знать принципы профилактики и диспансеризации этой группы больных. Для дифференциальной диагностики опухолевых поражений необходимо знание эпидемиологии и клиники инфекционных гранулем верхних дыхательных путей и уха.
Цель. После изучения темы студент должен:
иметь представление об эпидемиологии опухолей и инфекционных гранулем, классификации опухолей верхних дыхательных путей и уха, методах хирургического лечения;
знать клинические проявления наиболее часто встречающихся новообразований и инфекционных гранулем, принципы их лечения и профилактику;
уметь выполнять эндоскопические методы исследования верхних дыхательных путей и уха, своевременно выявлять ранние симптомы новообразований и проводить дифференциальную диагностику их с инфекционными гранулемами и воспалительными заболеваниями, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.
Место проведения занятия. ЛОР-кабинет онкологического диспансера, специализированное отделение «Опухоли головы и шеи» или ЛОР-клиника.
Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструментов, пульверизатор для орошения слизистой оболочки глотки и гортани, наборы гортанных кюреток, гортанная петля, набор для трахео-стомии, стробоскоп, рентгенограммы, слайды.
Время — 135 мин.
Задания на самоподготовку к практическому занятию
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
1. Злокачест венные опухоли носа | Знать, чтобы использовать в диагностике | Перечислить и записать в рабочую тетрадь |
Продолжение таблицы
Вопросы | Источники информации | Цель | Задания для самоконтроля |
2. Юношеская ангиофиброма носоглотки 3. Низкодиф- ференциро- ванные (тон- зиллярные) опухоли 4. Доброкаче- ственные опухоли гортани 5. Рак гортани 6. Склерома 7. Туберкулез гортани 8. Сифилис верхних дыхательных путей | Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с. Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990. Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с. Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент Блок информации | Тоже -II- -II- -II- Знать, чтобы использовать в диагностике -II- -II- | Назвать основные симптомы Перечислить и дать их характеристику Назвать. Нарисовать в рабочей тетради ларингоскопическую картину фибромы и папилломы. Перечислить основные симптомы папилломатоза гортани у детей Перечислить стадии. Назвать ведущие клинические симптомы при поражении различных этажей гортани. Перечислить и записать в рабочую тетрадь методы лечения Назвать наиболее частую локализацию специфических инфильтратов в дыхательных путях. Перечислить и записать в рабочую тетрадь стадии развития заболевания Перечислить заболевания, с которыми проводится дифференциальная диагностика Назвать наиболее частую локализацию процесса в третичном периоде. Перечислить заболевания, с которыми проводится дифференциальная диагностика третичного сифилиса глотки |
План самостоятельной работы на занятии (45 мин.)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Курация больных 2. Отчет о самостоя- тельной работе по результатам курации 3. Выполнение диагно- стических и лечебных манипуляции | Обследование онкологи- ческих больных, Оценка выявленных изменении, проведение дифферен- циальной диагностики, установление диагноза и выбор лечебной такти- ки. Использовать схему истории болезни Студенты докладывают результаты курации больных, согласовывают диагноз и лечение Взятие мазков-отпечат- ков, обработка трахео- канюль | Подтвердить умение обследования больного, анализа и синтеза полученных данных для поста- новки диагноза Выработка умения клини- чески мыслить Выработка и тренировка навыков |
Занятие 18