Тема. КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИС -СЛЕДОВАНИЯ ГОРТАНИ, ТРАХЕИ, БРОНХОВ И ПИЩЕВОДА
Актуальность. Гортань, являясь частью воздухоносных пулей организма, участвует в осуществлении важнейших функций — дыхательной, голосовой и речевой. Нарушения нормальных анатомических и функциональных взаимоотношений в гортани приводят к развитию различных патологических процессов, проявляющихся прежде всего развитием стеноза гортани и голосовой дисфункцией. Знание анатомо-топографических особенностей гортани, нижних дыхательных путей и пищевода необходимы при изучении заболеваний этих органов и ориентации в лечебной тактике.
Цель. После изучения темы студент должен:
иметь представление об анатомо-топографических взаимоотношениях гортани, трахеи, бронхов и пищевода с органами шеи и средостения, современных методах эндоскопического исследования; знать клиническую анатомию и физиологию гортани, трахеи, бронхов, пищевода; уметь провести наружный осмотр, пальпацию шеи и непрямую ларингоскопию.
Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии или в ЛОР-стационаре, учебный кабинет эндоскопической техники.
Оснащение. Лобный рефлектор, набор зеркал для непрямой ларингоскопии, инструментарий для прямых методов исследования. Муляжи, анатомические препараты, таблицы, наборы рентгенограмм и слайдов.
Время — 135 мин.
Задание на самоподготовку к практическому занятию.
Вопросы | Источник информации | Цель | Задания для самоконтроля |
1. Анатомо-топо- графические и структурные особенности гортани: а) хрящи и связки | Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с. | Повторить, что- бы использовать при изучении па- тологии гортани | Назвать и записать в Рабочую тетрадь |
Продолжение таблицы
Вопросы | Источник информации | Цель | Задания для самоконтроля |
б) мышцы в) особенности слизистой оболочки г) кровоснабже- ние и иннер- вация д) этажи горта- ни 2. Физиология гортани 3. Методы иссле- дования гортани 4. Анатомо-топо- графические особенности нижних дыха- тельных путей | Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990. Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с. Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент Блок информации. | Назвать нару- жные и внутре- нние мышцы Знать, чтобы использовать для оценки функциональ- ного состояния гортани Знать, чтобы использовать при обследо- вании и лече- нии больных Повторить, чтобы исполь- зовать при изучении пато- логии | Перечислить Назвать основные сосуды и нервы, особенности ин- нервации гортани ее рефлексоген- ные зоны Перечислить и схематически изобразить в ра- бочей тетради Назвать функции гортани. Перечис- лить и записать в рабочую тетрадь основные виды певческого мужс- кого и женского голосов(см.блок информации) Перечислить. На- рисовать ларинго- скопическую кар- тину при дыхании и фонации Схематически изобразить трахею и главные бронхи |
Вопросы | Источник информации | Цель | Задания для самоконтроля |
1. Анатомо -топографи- ческие особенности нижних дыхательных путей 5. Анатомо-топографи- ческие особенности пищевода 6. Методы исследова- ния нижних дыха- тельных путей и пи- щевода | Повторить, что- бы использо- вать при изуче- нии патологии Тоже Иметь представление | Схематически изобразить трахею и главные бронхи Записать в рабо- чую тетрадь анато- мические сужения Перечислить |
БЛОК ИНФОРМАЦИИ
Врач как представитель российской интеллигенции, наряду с профессиональными знаниями, должен быть ориентирован в области литературы, живописи, музыки и других видах искусства. Чтобы иметь представление о певческом голосе, следует бывать в опере, знать классический оперный репертуар.
Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Диапазон разговорного голоса соответствует, как правило, одной октаве (от 4 до 6 тонов), в то время как певческого — двум октавам, а иногда и более.
В пении различают грудной звук (грудной регистр) и фальцет (головной или фальцетный регистр). При грудном регистре отмечаются поперечные колебания голосовых складок в полном объеме; при фальцетном — голосовые складки расслабляются и колеблются лишь их края.
Основой классификации певческого голоса является его высота. Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских — контральто, меццо-сопрано и сопрано. В этих видах голосов выделяют определенные подвиды. При установлении певческого голоса наибольшее значение придается длине и ширине голосовых складок. Самые длинные (до 25 мм) и широкие (5 мм) они у баса, самые короткие (до 14 мм) и узкие (2 мм) — сопрано.
Бас — самый низкий мужской голос. Примерами могут быть партия Кончака в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» в исполнении М. Д. Михайлова, партии Ивана Сусанина в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», Гремина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского (исполнители — Ф. И. Шаляпин, М. О. Рейзен, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко).
Баритон занимает среднее положение между басом и тенором. Примеры: князь Игорь в одноименной опере А. П. Бородина, Томский в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» (исполнители — Титта Руф-фо, А. И. Батурин, А. П. Иванов), Жермон в опере Дж. Верди «Травиата», Евгений Онегин в одноименной опере П. И. Чайковского, Роберт в опере П. И. Чайковского «Иоланта» (исполнители — П. М. Норцов: П. Г. Лисициан, А. Я. Пономаренко).
Тенор — высокий мужской голос. Примерами могут быть партии Отелло в одноименной опере Дж. Верди, Хозе в опере Ж. Визе «Кармен», Германа в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама», Садко в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (исполнители — Энрико Карузо, Н. К. Печковский, Марио дель Монако, В. А. Атлантов, Ю. М. Марусин), Альмавивы в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник», Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (исполнители — Л. В. Собинов, Бель ямино Джильи, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский).
Контральто — самый низкий женский голос. Примерами могут быть партии Вани в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», Конча ков-ны в опере А. П. Бородина «Князь Игорь», Зибеля в опере Ш. Гуно «Фауст» (исполнители — Мария Малибран, Н. А. Обухова, В. Н. Лев-ко).
Меццо-сопрано занимает промежуточное положение между контральто и сопрано. Примерами являются партии Кармен в одноименной опере Ж. Визе, Амнерис в опере Дж. Верди «Аида», Любаши в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (исполнители — Полина Виардо, М. П. Максакова, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, И. П. Богачева).
Сопрано ~ самый высокий женский голос. Примеры: Аида в одноименной опере Дж. Верди, Ярославна в опере А. П. Бородина «Князь Игорь», Лиза в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» (исполнители — К. Г. Держинская, Е. К. Катульская, Т, А. Милашкина), Татьяна в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Маргарита в опере Ш. Гуно «Фауст», Микаэлла в опере Ж. Визе «Кармен» (исполнители — А. В. Нежданова, Ё. А. Степанова, Л. И. Масленникова), Царица Ночи в опере В. Моцарта «Волшебная флейта», Людмила в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Виолетта в опере Дж. Верди «Травиата» (исполнители — Аделина Патти, В, В. Барсова, И. И. Масленникова, Б. А. Руденко).
Детский певческий голос подразделяется на низкий — альт и высокий — дискант. До 7 лет имеет место фальцетное (головное) звукообразование, к 13 годам — и грудное.
План самостоятельной работы на занятии (45 мин)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Усвоение основ- ных анатомо-то- пографических особенностей гортани,трахеи бронхов и пище- вода 2. Непрямая ларин- госкопия | Повторение по муля- жам, анатомическим препаратам,таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки Продолжение освоения методики исследова- ния гортани студента- ми друг на друге, зари- совка наблюдаемой ла- рингоскопической кар- тины | Углубить знания для использова- ния при изучении заболевании гор- тани, нижних ды- хательных путей и пищевода Выработка навыка с анализом ла- рингоскопической |
Занятие 7.