I.5. Тема: Сердечно-сосудистая система

Вопросы по теме:

1.Строение сердца и его возрастные особенности.

2.Свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца.

3.Ритм и цикл сердечной деятельности и его возрастные особенности.

4.Явления, сопровождающие деятельность сердца; звуковые, электрические, механические.

5.Кровяное давление и факторы его обуславливающие.

6.Скорость движения крови по сосудам.

7.Пульс.

8.Саморегуляция сердечно-сосудистой системы.

Оборудование:

Муляж сердца, табл. «Строение сердца», «Сердечно-сосудистая система», фонендоскопы, секундомеры, метроном, тонометры.

Задания:

1.Изучить на муляже, табл. строение сердца.

2.Выслушивание тонов сердца.(рук. Э. А. Асратян, стр. 66).

3.Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений (методичка).

4.Глазосердечный рефлекс (методичка), можно на ЭКГ.

5.Измерение артериального давления методом Короткова.(Э.А. Асратян)

6.Измерение артериального давления до и после физической нагрузки. Обратить внимание на изменение систологического и диастологического давления.

7.Измерение линейной скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа (методичка, Маш, стр.85)

Литература:

1.Леонтьев Н.Н., Маринова К.В., Каплун Э.Г. Анатомия и физиология детского организма. М.,1976.

2.Асратян Э.А. Руководство к практическим занятиям по курсу нормальной физиологии. М.,1963.

Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений.

Оборудование:

Секундомер, метроном.

Ход работы:

1.Найдите пульс по ходу лучевой артерии испытуемого, положив на запястье три пальца (ЧСС измеряется в уд/мин., сосчитайте пульсовые удары за 15 сек, умножьте на 4 и получите число ударов в мин.).

2.Запишите данные в табл.

Влияние физической нагрузки на ЧСС.

  Частота сердечных сокращений  
В покое уд/мин Сразу после нагрузки Спустя 3 мин. После нагрузки Спустя 6 мин после нагрузки До восстановления
         

3.Предложить испытуемому сделать 30 приседаний за 1 мин в ритме метронома

(60 уд/мин).

4.Сосчитайте пульс сразу после нагрузки. Данные занести в табл.

5.Сосчитайте пульс через каждые 3 мин. После нагрузки, результат занесите в табл.

Определите время восстановления (возвращение ЧСС к исходной величине до нагрузки).

Сделайте вывод по результатам работы.

Выслушивание тонов сердца.

Оборудование: фонендоскоп.

Все тоны сердца яснее всего прослушиваются на местах проекции клапанов сердца на грудную стенку (рис.)

Найдены следующие 4 точки как наилучшие для выслушивая тонов.

Двустворчатый (митральный) клапан, место проекции которого лежит под местом прикрепления третьего левого реберного хряща к грудине, выслушивается на месте сердечного толчка, т.е. в пятом межреберном промежутке, несколько внутри от сосковой линии (см. рис.).

Трехстворчатый клапан, место проекции которого лежит на средней линии грудины, несколько ниже места прикрепления к ней 4 реберных хрящей, выслушивается на нижнем конце грудины.

Клапан аорты место проекции которого лежит на середине грудины, на уровне прикрепления к ней третьих реберных хрящей, выслушивается во втором межреберном правом промежутке, возле самого края грудины.

Для клапана легочной артерии место проекции и место выслушивания совпадают: они находятся во втором левом межреберном промежутке, у левого края грудины.

Выслушивание тонов сердца позволяет судить о работе клапанов сердца и состоянии его мышцы. В патологии при дефектах клапанов или сужении отверстий вместо чистых тонов слышны шумы. Так, например, при недостаточности двухстворчатого клапана шум слышан во время систолы, когда кровь из левого желудочка поступает обратно в предсердие. При недостаточности аортального клапана шум слышен во время диастолы желудочков.

В настоящее время для объективной регистрации тонов и шумов сердца используется фонокардиографы.

Цель работы:

Знакомство со звуковыми явлениями, возникающими при работе сердца.

Ход работы:

1.Пользуясь указаниями и рисунками, отмечают карандашом на коже груди одного из студентов места проекции клапанов и места их выслушивания.

2.Выслушивают тоны сердца во всех 4 точках. Для различения первых и вторых тонов следует помнить, что они разные по высоте и продолжительности и, что между первым и вторым тоном пауза короткая, а между вторым и первым – длинная. В точках выслушивания антриовентрикулярных клапанов первый тон более громкий, второй – приглушенный, в местах выслушивания полулунных клапанов наоборот: первый тон приглушенный, а второй – более громкий.

3.После выслушивания тонов сердца в покое испытуемого просят сделать несколько приседаний. После мышечной работы снова выслушивают тоны. Отмечают усиление звуков и учащение.

 
  I.5. Тема: Сердечно-сосудистая система - student2.ru

Рис. Схема проекции сердечных клапанов и места выслушивания сердечных тонов

(1-6) — межреберные промежутки;

I — легочная артерия; II — аорта;

III — двустворчатый клапан; IV - трехстворчатый клапан

I.5. Тема: Сердечно-сосудистая система - student2.ru Измерение линейной скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа.

Оборудование: линейка, секундомер.

Ход работы: 1.Нажать на ноготь большого пальца указательным (этим будет выжата кровь из капилляров под ногтем и он станет белым).

2.Убрать указательный палец и определить через сколько времени он порозовеет вновь (время)

3.Измерить длину пути, по которому прошла кровь (длина ногтя от края до места окончания розовой окраски).

4.Рассчитать скорость движения крови.

5.Полученный результат сравнить со скоростью движения крови в аорте (0,5 м/с).

Сделать вывод.

Глазосердечный рефлекс.

Цель: Убедиться в рефлекторном изменении сердечной деятельности.

Цель работы: Работа проводится группами по три человека.

1.Найдите пульс у испытуемого, зафиксировав свои пальцы на его запястье.

Сосчитайте его.

2.Второй экспериментатор двумя большими пальцами одновременно надавливает на глазные яблоки испытуемого.

3.После нажатия на глазные яблоки сосчитайте пульс.

4.Сделайте вывод об изменении ритма сокращении сердца при раздражении сердечных рефлексогенных зон.

5.Зарисуйте схему рефлекторной дуги.

Наши рекомендации

Число: 2094