Выработка положительных и отрицательных условных рефлексов с помощью корректурных таблиц
Задание:
Определить умственную работоспособность студента группы.
Цель работы
Познакомиться с методом определения умственной работоспособности с помощью корректурных таблиц.
Оборудование:
корректурные таблицы, карандаш, секундомер.
Ход работы:
Дается испытуемому инструкция: «В течение 2-х минут нужно вычеркивать две определенные буквы. Внимательно просматривайте каждую строчку слева направо, как читаете книгу и зачеркивайте буквы одной косой чертой (буквы можно написать на доске, но перед выполнением задания стереть). Начинать работу по команде «начали» и заканчивать по команде «закончили». На том месте, где был закончен просмотр, нужно сделать отметку. Таблицу после выполнения команды быстро передать экспериментатору.
Задание: первые две минуты вычеркивать буквы В и К.
Вторые две минуты зачеркивать эти же буквы, но если перед В стоит И, а перед К стоит Е, то сочетание надо подчеркнуть.
В К ИВЕК
Обработка результата опыта:
1.Интенсивность работы определяется по количественному показателю работоспособности. Подсчитать количество просмотренных знаков за 4 минуты (сосчитать количество просмотренных строчек, умножить на 40, т.к. в каждой строчке 40 букв и прибавить количество букв неполной строки).
2.Качество работы определяется по количеству допущенных ошибок. За одну ошибку считается:
1)пропуск одной строки
2)пропущена буква, которую нужно зачеркнуть
3)зачеркнута буква, которую не надо зачеркивать
4)пропущено сочетание, которое надо было подчеркивать
5)подчеркнуто сочетание, которое не надо было подчеркивать.
3.Затем проводится стандартизация общих ошибок (за 4 минуты) с пересчетом на 500 знаков и на условное торможение (за последние 2 минуты) – пересчет на 200 знаков.
Например: просмотрено всего 529 знаков, сделано 10 ошибок. На вторую часть работы приходится 222 знака, сделано 3 ошибки
529-10 х= 500х10=9,5 ОШ.ст. – 9,5
500-х 529
Записывает – ошибка стандарта 9,5
222-3 х=200х3 =2,7 Д.ст 2,7
200-х 222
Записывает - дифференцировка стандарта 2,7 слева на полях
Коэффициент продуктивности рассчитывается по формуле:
Q= (а:10)2
(а:10)+в
где «а» - количество просмотренных за 4 мин. Знаков
«в» - количество ошибок общих без пересчета на 500 знаков
Q= (52,9)2 = 44,6
52,9+10
Данные заносятся в таблицу
Фамилия | Объем работы(интенсивность) | Кол-во Ош. На 500 знаков | Кол-во Ош. Дифференц. На 200 знаков | Коэффициент Q |
1.Иванов | 9,5 | 2,7 | 44,6 |
Образование условного зрачкового рефлекса на метроном и на слово «метроном» у человека
Цель работы: 1)показать возможность выработки условного рефлекса на гладкую мышцу (сфинктер) зрачка; 2)показать одновременное образование условного рефлекса на слово.
Ход работы: 1.В качестве испытуемого выбирают студента со светлой радужной оболочкой глаз и хорошей, четкой зрачковой реакцией на свет.
2.Испытуемый и экспериментатор садятся напротив друг друга у одного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок (можно посадить испытуемого лицом к окну, если дневное освещение достаточно интенсивное). Просят испытуемого закрыть один глаз рукой.
3.Экспериментатор попеременно, то закрывая второй глаз испытуемого экранчиком, то открывая его, убеждается в наличии зрачкового рефлекса, т.е. в сужении сфинктера зрачка) и в расширении его (сокращении дилятатора зрачка). Расширенный зрачок хорошо виден в первый момент после снятия экрана.
4.Убеждаются, что звук метронома не вызывает зрачкового рефлекса, т.е. является индеферентным раздражителем для глаза.
5.Приступают к образованию условного зрачкового рефлекса на метроном. Для этого, включив метроном, тотчас закрывают глаза испытуемого экранчиком, т.е. производят почти два раздражения: звуковое, не вызывающее расширение зрачка (будущий условный раздражитель), затемнение глаза (безусловный раздражитель).
Повторяют сочетание раздражений с интервалом 40-50 сек. (7-10 раз).
Если условный рефлекс образовался, то несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок расширяется. Следовательно метроном стал условным раздражителем.
7.Укрепляют выработанный условный зрачковый рефлекс на метроном, повторяя сочетание двух раздражителей еще несколько раз.
Затем, вместо включения метронома громко произносят слово «метроном», но не затемняют глаза. Обычно при этом можно увидеть расширение зрачка. Из результата опыта сделать вывод.