Терапевтическая игра и общение с больным ребенком

Терапевтическая игра применяется в педиатрической практике в процессе подготовки ребенка к манипуляциям, операциям, лечебно-диагностическим процедурам во время болезни.

Цель терапевтической игры:

• предотвратить тяжелую реакцию ребенка на госпитали­зацию;

• вызвать доверие к медицинскому персоналу;

• адаптировать ребенка к пребыванию в стационаре;

• помочь ему преодолеть страхи и фантазии, связанные с лечением.

Этапы терапевтической игры:

1. Создать атмосферу доверия ребенка и членов его семьи к лечебному учреждению, избегать негативных реакций, поощ­рять спокойное поведение, предварительно рассказать о пред­стоящих вмешательствах на понятном ему языке, используя при этом предметы ухода и манипуляционной техники, поиграть с ним тематическими игрушками (детским фонендоскопом, тер­мометром, шприцем и пр.).

2. После получения необходимой информации о предстоя­щей процедуре, объяснить ребенку и родителям, что от них потребуется и как им вести себя во время предстоящего вме­шательства, рассказать, что он увидит и почувствует в ходе его проведения. Можно проиграть с ним ход процедуры, во время игры убедить, что вы будете рядом и будете его под­держивать.

3. Если во время процедуры планируется присутствие роди­телей, то нужно обучить их правильному поведению и обще­нию с ребенком во время проведения медицинских манипу­ляций.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП К ПРЕДСТОЯЩИМ МЕДИЦИНСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ

С ПОМОЩЬЮ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Возраст 1-12 месяцев.

Подготовка ребенка к процедуре:

В этом возрасте ребенок слишком мал, поэтому вся под­готовка ведется с их родителями, которых нужно проинфор­мировать о предстоящей процедуре, убедить в ее необходи­мости и безопасности. Предварительно решить с врачом вопрос о возможности присутствия родителей во время прове­дения процедуры.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка, держать его в тепле, предлагать соску, нежно разговаривать, стремиться предотвращать негативные реакции, оберегать от боли.

После процедуры:

Успокоить ребенка, приласкать, покачать, по возможно­сти обеспечить контакт с родителями.

Возраст 1-3 года.

Подготовка ребенка к процедуре:

Подготовку ребенка следует начать за один час до про­цедуры, необходимо провести игру по сценарию предстоя­щего вмешательства. Для этого проиграть предстоящие ма­нипуляции на кукле с тематическими игрушками (детским фонендоскопом, термометром, шприцем и пр.), комментируя ход вмешательства.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать спо­койную обстановку, ласково беседовать, держать за руку, предупреждать боль, по возможности обеспечить присутст­вие матери.

После процедуры:

Взять ребенка на руки, ласково разговаривать, похва­лить его за смелость, отвлечь интересными занятиями.

Детям раннего возраста инвазивные вмешательства не следует проводить в его кроватке, так как она должна оста­ваться для него безопасным убежищем.

Возраст 3-6 лет.

Подготовка к процедуре:

Подготовку детей надо начинать за 2-4 часа до вмеша­тельства, так как в этом возрасте они боятся телесных повре­ждений. В ходе терапевтической игры ребенка готовят к про­цедуре, можно показать какие-нибудь медицинские инстру­менты, спокойно и доступно ответить на все его вопросы о предстоящих манипуляциях.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмо­сферу доверия, предложить ему выразить свои чувства, эмо­ции, фантазии и страхи, связанные с процедурой, по возмож­ности, во время манипуляций применять обезболивание.

После процедуры:

Обеспечить общение с родителями или побыть рядом с ним, отвлечь интересным занятием, пока он не почувствует себя комфортно.

Возраст 6-12 лет.

Подготовка к процедуре:

Начинается за 1-2 дня, в ходе терапевтической игры можно использовать куклы, макеты, рисунки, показ видео­фильмов о ходе операции или предстоящей манипуляции. Честно и доступно объяснить ход вмешательства, терпеливо отвечать на все вопросы ребенка.

В этом возрасте дети боятся травмирующих факторов, телесных повреждений, изменения внешности.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмо­сферу комфорта, предложить ему выражать свои эмоции, от­влекать от отрицательных реакций.

После процедуры:

Обеспечить доброжелательную атмосферу, общение с родителями, поощрять его смелость, похвалить за терпение и рассеять его сомнения и страхи.

Возраст 12-15 лет.

Подготовка к процедуре;

Подготовку необходимо начать за несколько дней до вмешательства, отдельно от родителей.

В ходе терапевтической игры можно использовать ри­сунки, схемы и пр. Дать правдивую информацию о ходе предстоящей процедуры и предоставить ему самостоятельно все обдумать и настроиться на вмешательство.

Во время процедуры:

Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмо­сферу сотрудничества, иллюзию равноправного участия, возможность комментировать свои ощущения. При чувстве страха и болевых ощущениях применять методы релаксации, дыхательные упражнения, точечный массаж и другие.

После процедуры:

Обсудить с ним его ощущения и предоставить возмож­ность поделиться ими со сверстниками.

Наши рекомендации