Финансирование здравоохранения

Студент должен:

Знать:

- определение финансирования;

- типы финансирования здравоохранения;

- источники финансирования здравоохранения;

- финансирование из бюджетов всех уровней;

- экономическую классификацию и ее содержание;

- смету расходов (определение, состав типовой сметы, текущие расходы и их состав);

- финансирование из бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов;

- стоимость, ценообразование, рентабельность;

- виды цен (тарифы, бюджетные, рыночные, прейскурантные, розничные, оптовые, договорные и др.);

- источники финансирования ЛПУ;

- виды финансовых ресурсов;

- кредит;

- лизинг (виды, механизм лизинговой сделки).

Уметь:

- применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах;

- применять полученные знания при прохождении производственной практики;

- составить смету больницы: начисления на заработную плату (статья 2), расходы на питание (статья 9), на приобретение медикаментов (статья 10), на приобретение мягкого инвентаря (статья 14), вычислить удельный вес (в %) расходов по основным статьям сметы в общей сумме расходов по больнице и стоимость содержания одной койки в год.

Методика проведения занятия.Практическое занятие начинается с проверки исходного уровня знаний студентов (письменно или устно), затем разбираются основные вопросы темы. После этого каждый студент изучает типовое задание и самостоятельно выполняет практическое задание предложенных вариантов по составлению сметы больницы (задание 2. Составление сметы больницы).

При подготовке к занятию студенты должны изучить тему по учебникам и другим пособиям.

Термин финансирование означает обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства медицинской помощи гражданам страны.

Типы систем финансирования здравоохранения

Модель здравоохранения Основные черты
Бюджетная Основывается на сборе налогов, из которых формируется доходная часть бюджета, а затем определяется расход на здравоохранение
Страховая Основывается преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование. Часто выступает в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования
Частная Основывается преимущественно на взносах из личных средств граждан, благотворительных фондов и т. п.

Финансирование здравоохранения в настоящее время осуществляется из нескольких источников, включающих:

- средства, поступающие из государственного бюджета (в учете государственной системы здравоохранения) и местных бюджетов, т. е. бюджетов всех уровне;

- средства системы обязательного медицинского страхования (ОМС), поступающие из всех предприятий, учреждений и организаций в виде страховых взносов;

- внебюджетные средства, средства от добровольного медицинского страхования – ДМС (индивидуального и группового), благотворительные фонды, личные средства граждан, кредиты банков, прибыль от ценных бумаг, средства спонсоров и другие источники, не запрещенные законом.

Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества, типа и реальных возможностей экономики страны. Обычно на здравоохранение (как и на другие отрасли народного хозяйства) идет определенная часть от валового национального продукта (ВНП), выраженного в процентах от расходной части бюджета. В 90-е годы ХХ века этот показатель в РФ составлял в пределах 3-4 %, что крайне недостаточно. По опыту ряда экономически развитых стран удельный вес ВНП, идущего на оказание медицинской помощи населению, должен быть не менее 10-12 %. По расчетам специалистов, расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как чаще говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта), составляют от 3 до 14 %. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6 % ВВП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества – не менее 12 % ВВП, однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью. Соединенные Штаты Америки, которые относятся к странам с либеральной рыночной экономикой, расходуют на здравоохранение (с учетом всех источников средств) более 14 % ВВП, не обеспечивая при этом доступности современной, качественной медицинской помощи всему населению, хотя и имея при этом высокосервисную медицинскую помощь, для достаточно богатых слоев населения.

Высокоразвитые страны с рыночной экономикой развития, имеющие государственную и страховую систему здравоохранения, добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8 % ВВП.

По данным Всемирного банка, в мире на нужды здравоохранения тратится в среднем 8 % ВВП, причем в странах с развитой рыночной экономикой – 9,3 % ВВП, в развивающихся странах – 2,5 % ВВП.

По общей рекомендации ВОЗ, на здравоохранение как отрасль, обеспечивающая национальную безопасность страны, государство должно выделять не менее 6-7 % валового внутреннего продукта (ВВП). К сожалению Россия отстает от этого показателя, при этом размер расходов населения на лекарственное обеспечение и медицинскую помощь (4,5 % ВВП в 1998 г.) превышает объем государственного финансирования здравоохранения (3,1 %). Совокупный объем расходов государства и населения на здравоохранение в нашей стране составляет 7,6 % ВВП.

В Российской Федерации правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией (статья 41) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Источники финансирования охраны здоровья как заботы общества и государства указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; ими являются:

· средства бюджетов всех уровней;

· средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

· средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

· средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

· доходы от ценных бумаг;

· кредиты банков и других кредиторов;

· безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования;

· иные источники, не запрещенные законом.

В этой же статье указаны источники средств, идущих непосредственно на финансирование органов и учреждений системы здравоохранения:

- средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов;

- средства государственных и общественных организаций, объединений, предприятий и других хозяйствующих субъектов;

- личные средства граждан;

- безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Приведенные источники свидетельствуют, что финансовые потоки на деятельность органов и учреждений здравоохранения составляют значительную часть средств, идущих на охрану и улучшение здоровья населения. Наиболее значительная часть в финансировании здравоохранения приходится на бюджетные средства и средства обязательного медицинского страхования.

Расходы на здравоохранение в нашей стране до начала реформ (до 1991 г.) составляли 3-4,5 % ВВП, затем их доля сократилась до 2,6 % ВВП в 1992 г., однако и в последующем (до 1999 г.) реальнее положение с финансированием здравоохранения не улучшилось, так как произошло резкое уменьшение самого ВВП, снизилась цена процента от него, и на здравоохранение использовано менее 3 % от ВВП.

За последние годы финансирование из федерального бюджета возросло в 3,6 раза (с 5,5 млрд руб. в 1992 г. до 19,9 млрд руб. в 2001 г.).

Поскольку здравоохранение находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе, то последние несут основные расходы (более 2/3 всех расходов) на текущие нужды здравоохранения, могут в соответствии с законами РФ и своими правовыми документами использовать различные, в том числе и местные источники финансирования для решения проблем здравоохранения, обеспечения доступности и качества медицинской помощи на своей территории.

Так как именно источники финансирования определяют систему здравоохранения страны, то здравоохранение Российской Федерации, законодательство которой позволяет использовать практически все имеющиеся в обществе источники финансирования, два из которых (государственный бюджет трех уровней, федеральный, территориальный и местный, а также средства обязательного медицинского страхования) гарантируются законом, - систему здравоохранения современной России называют общественной или бюджетно-страховой. Поскольку средства здравоохранения формируются и используются в основном на уровне территории, на этом уровне принимаются многие управленческие решения – такую систему здравоохранения называют децентрализованной.

Наши рекомендации