Первый период – с 1863 по 1917 год

Внимательное изучение российской истории позволяет сделать однозначный вывод: Россия не имела морали Трезвости. И как только появились новые технологии изготовления относительно дешевого алкогольного яда, отравление им дошло до значительных размеров. И первые же сведения об отравлении абсолютным алкоголем на человека в год в 1863 году были весьма внушительны: более шести литров (рис. 1, цифра 1). Скорее всего, она до крестьянского трезвого движения 1858-1961 годов была значительно выше.

Не дождавшись освобождения от алкогольного нашествия, крестьяне сами решили эту проблему, организовав стихийное трезвое движение. Правительство, защищая интересы производителей алкогольного яда, расправилось с крестьянами с помощью войск.

В настоящее время уровень отравления в три раза выше, чем в 1863 году, а изощренность информационного воздействия столь высока, что основная масса населения не в состоянии последовать примеру предков и без посторонней помощи освободиться от алкогольного рабства.

Вместо реальной помощи народу многочисленные партии в наше время наперебой предлагают свои программы улучшения жизни при этом в их программах, как правило, нет упоминания о Трезвости. Такие программы напоминают сцену, описанную Толстым в статье «О голоде», где правящие классы он изобразил в роли детей, которые запрягли лошадь (народ) в коляску, уселись в нее и гнали лошадь без отдыха и еды до тех пор, пока она не стала падать от усталости и истощения. А чтобы продолжать езду дети стали пытаться накормить лошадь, не вылезая из коляски. Вместо того чтобы лошадь распрячь и дать ей самостоятельно пощипать травы и отдохнуть.

Толстой был уверен, что трезвый народ в состоянии сам создать себе достойную жизнь. И как ответ нашим недальновидным партиям звучат слова Льва Николаевича: «И они все (правящие классы) его (народ) хотят опекать и научать. Взять человека, напоить пьяным, обобрать, да ещё связать его и бросить в помойную яму, а потом, указывая на него, на его положение, говорить, что он ничего не может сам и вот до чего дойдёт представленный самому себе и, пользуясь этим, продолжать держать его в рабстве. Да только перестаньте хоть на один год спаивать его, одурять его, грабить и связывать его и посмотрите, что он сделает и как он достигнет того благосостояния, о котором вы и мечтать не смеете».

Эта простая мысль о первостепенности установления Трезвости в деле коренного улучшения жизни народа до сих пор не ясна даже настоящим патриотам по призванию, которые сегодня главную задачу все же видят не в деле утверждения и сохранения Трезвости. Для них главное «собрать, объединить силы с целью влияния на политический курс страны, чтобы «Родину спасать».

Первый период – с 1863 по 1917 год - student2.ru

Рис.

1. Самоотравление населения алкоголем («потребление алкоголя») в СССР-России, л/чел. в год (в пересчете на 100%-й этиловый спирт; по данным из различных источников; пояснения к цифрам в тексте)

Теоретически такое возможно предположить, но одновременно следует себя спросить, почему за всю многовековую историю наша страна не стала трезвой и почему любая власть не смогла создать для народа достойную жизнь?

Горькая правда нашей истории свидетельствует о том, что отравление алкоголем играет первостепенную роль в ухудшении жизни народа, и любая «программа спасения Родины» будет утопией без утверждения и сохранения Трезвости.

Давайте обратимся к графику, который построен на основе обширного материала, изученного нами. (Смотри подробный доклад на сайте «Трезвая Тюмень»).

На графике обращает на себя внимания факт отставания интеллигенции от осмысления Трезвости народом (Крестьянское трезвое движение, 1858-1861 гг., рис. 1, цифра 1) на 13 лет (первое зарегистрированное общество Трезвости, 1874 г., рис. 1, цифра 2), церковь отстала на 18 лет (решение Синода «о помощи правительству в искоренении пьянства в народе», 1889 г., [1, с. 393], рис. 1, цифра 3). Причем красноречиво название документа «ПОМОЩЬ ПРАВИТЕЛЬСТВУ»…, а не народу.

Несмотря на главный постулат церкви: «Грех не в вине, а в пьянстве» все – таки следует признать, что в деле организации просвещения о вреде алкогольного яда заслуга церкви чрезвычайно высока. По-другому в то время и не могло быть в крестьянской православной стране, где церковноприходские школы осуществляли начальное образование. В церкви происходили все значительные события в жизни каждого человека от рождения до смерти. Цифры подтверждают этот факт. На 1-е января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1873 общества Трезвости. В них числилось более 500 тыс. членов. 95% обществ были религиозными, и лишь 5% были светскими («гражданскими») [2, с. 27].

Церковь была заинтересована в более трезвых прихожанах, т.к. иначе деньги потекут мимо церкви в кабак. Церковь понимала важность денежных потоков.

Общие усилия по антиалкогольной борьбе стали постепенно давать результаты и на графике это видно (падение с 6,03 до 2,46 л на человека в год) и правительство, заботясь о доходной части бюджета (торговля алкоголем давала 25-30%), ввело монопольную систему производства и продажи алкогольного яда (1894 г.) (рис. 1, цифра 4).

Одновременно с введением монопольной системы были образованы правительственные учреждения – «попечительства о народной трезвости» [1, с. 491].

Эта профилактическая организация, существовавшая на деньги министерства финансов, сделала свое дело, и отравление алкоголем возросло с 2,55 до 3,46 л на человека в год в 1912 г. (рис. 1, цифра 5).

Государственная Дума, благодаря таким представителям народа как Челышев, поддержала принятые первым Всероссийским съездом по борьбе с пьянством принципиальные решения [1, с. 419]:

- полное воздержание от алкоголя;

- пиво – спиртной напиток;

- ввести преподавание начал Трезвости в школах.

Как видите, Дума смогла пойти дальше, чем церковь со своим «грех не в вине, а в пьянстве».

Принятый Государственной думой антиалкогольный законопроект поступил в Государственный Совет, где было сильно влияние помещиков винокуров. Несколько лет он обсуждался там и наконец в 1914 г. вернулся на доработку в IV Государственную Думу. До 1917 г. он так и не обрел силу закона, но многое из того, что в нем предусматривалось, было проведено в жизнь, начиная с весны-лета 1914 г., в результате царских указов (16 августа 1914 г. выходит так называемый «сухой закон», рис. 1, цифра 6).

Следует упомянуть, что интеллигенция оставила себе лазейки, и продолжала отравления алкогольным ядом в ресторанах и других закрытых от народа местах.

Вывод по рассмотренному периоду:

«Крестьянское трезвое движение, дебаты в Государственной думе и Государственном совете, многочисленные статьи и разносторонняя работа представителей русской интеллигенции еще до начала первой мировой войны подготовили почву для трезвости в психологии всех слоев русского народа. Поэтому введение Положения Совета Министров городским думам и сельским сходам право возбуждать ходатайства о воспрещении продажи крепких напитков не только не вызвало никаких эксцессов или протеста со стороны народа, но было встречено им с огромным удовлетворением и даже ликованием» [1]. С таким выводом нельзя не согласиться.

Главным фактором массовой поддержки населением запрета на продажу алкогольного яда стал относительно низкий его уровень – 3,46 литров на человека в год. Забегая вперед, важно отметить, что в 1985 году решение о сокращении продажи алкоголя у значительной части населения вызвало многочисленные протесты по трем основным причинам:

1) к 1985 году уровень отравления был в 2,2 раза выше, чем в 1914 году и составлял 8,36 литров;

2) не было уроков Трезвости в школах;

3) не было такого высокого уровня информированности населения о вреде алкогольного яда.

В настоящее время у местных органов управления есть юридическое право для принятия решения по ограничению торговли алкогольными ядами, но учитывая, что уровень отравления составляет 18,0 литров такие решения население, принимает крайне редко.


Наши рекомендации