Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Республика Беларусь размещается в самом центре Европейского континента. Площадь 207,6 тысяч км2 разделена на 6 областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская), 118 районов. Протяженность территории с севера на юг составляет 560 км и с запада на восток 650 км, длина государственной границы 3400 км. На территории современной Беларуси расположены 102 города, 110 поселков городского типа, 24583 сельских населенных пунктов. Столица – г. Минск. В республике проживает около 10 миллионов человек (14 место среди 40 европейских государств).
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это система органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от источников чрезвычайных ситуаций, силы и средств МЧС, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных распорядительных и исполнительных органов, обеспечивающих защиту от источников чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества граждан, юридических лиц, экономических интересов государства.
Структура государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
1) комиссии по ЧС (правительственные, областные, городские, районные, ведомственные, объектовые;
2) Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС);
3) силы и средства контроля и наблюдения за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;
4) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций различных министерств и ведомств (при эпидемиях – Министерства здравоохранения, при эпизоотиях – Министерства сельского хозяйства и т.д.).
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создана на четырех уровнях: республиканском, территориальном (областном, городском), местном (районном) и объектовом. На каждом из перечисленных уровнях имеются органы управления, силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы связи, оповещения, информации, материальные и финансовые ресурсы.
Органами управления являются комиссии по чрезвычайным ситуациям на всех уровнях и органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям (МЧС, областные и Минское городское управление по ЧС, районные (городские) отделы по ЧС, отделы или отдельные работники организаций, занимающиеся вопросами ЧС).
Силы и средства государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: подразделения МЧС, формирования ГО на объектах, организации и подразделения экстренной медицинской помощи МЗ, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения и формирования министерств и ведомств, учреждений ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, спецподразделения Министерства строительства.
Информационное обеспечение государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется Республиканским центром управления и реагирования на ЧС при МЧС, информационными центрами Правительства РБ, областными и Минским городским центрами управлений по ЧС, районными и городскими центрами управлений по ЧС отделами по ЧС, районными узлами связи и диспетчерскими службами городов, районов, организаций и объектов.
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует в трех режимах.
1) Режим повседневной деятельности. Производится наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, выполнение мероприятий по предупреждению ЧС и защите населения в ЧС, совершенствование подготовки к действиям в ЧС, создание и пополнение материальных ресурсов всех структур системы.
2) Режим повышенной готовности. Комиссии по чрезвычайным ситуациям уточняют систему функционирования государственной системы по предупреждению и ликвидации ЧC, планы защиты населения и территорий от ЧС. Усиливается работа диспетчерской службы и наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах. Принимаются меры по защите населения и окружающей среды, приводятся в состояние повышенной готовности силы и средства государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
3) Режим чрезвычайной ситуации. Вводится в действие план защиты населения и территорий от ЧС, и планов ликвидации аварийных ситуаций на объектах. В район ЧС направляются оперативные группы, обеспечивается устойчивое функционирование экономики, жизнеобеспечение пострадавшего населения. Определяются непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на аварийных объектах.