Рассредоточение рабочих и служащих. Эвакуация населения.

В период угрозы применения противником ОМП или при угрозе возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одним из основных способов защиты населения является эвакуация населения и рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону или безопасные районы.

Своевременное проведение рассредоточения и эвакуации населения (РЭН) позволяет снизить плотность городского населения в 7-10 раз, т.е. вывести до 90% населения города или других объектов, которые могут подвергнуться воздействию поражающих факторов.

РЭН в зависимости от численности населения городов должны завершаться, как правило, в течение 16-24 часов с момента получения распоряжения о начале эвакуации.

Ответственными за организацию РЭН в военное время являются начальники ГО субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов, а за медицинское обеспечение РЭН в городах, отвечает начальник медицинской службы (НМС) ГО города (городского района), в сельских районах – НМС ГО сельского района.

Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов, других заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещение в загородную зону (ЗЗ) рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в военное время в этих городах и населенных пунктах.

При этом данная группа населения размещается в ближайших к границам населенных пунктов районах ЗЗ, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

При рассредоточении рабочие и служащие посменно въезжают в город для работы на своих предприятиях, по окончанию работы возвращаются в ЗЗ на отдых. Время в пути в один конец при этом не должно превышать 2-х часов. При рассредоточении, с рабочими и служащими вывозятся и их неработающие члены семей.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами транспорта и выводу пешим порядком рабочих и служащих предприятий и организаций, переносящих свою деятельность в ЗЗ или прекращающих свою деятельность на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах катастрофического затопления. При эвакуации население постоянно проживает в ЗЗ до особого распоряжения.

Рассредоточением и эвакуацией занимаются специальные эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также органы управления по делам ГО И ЧС.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориальному принципу. В соответствии с ним вывоз (вывод) из зон ЧС осуществляется:

- рабочих, служащих, студентов, учащихся учебных заведений – по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям;

- остального населения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) – по месту жительства через ЖЭО.

В мирное время, в зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной.

Классификация эвакуаций.

1. В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местнойирегиональной.

2. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения различают общую ичастичную эвакуацию.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный способ. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства используются для вывоза детей, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из которого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в ЗЗ назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Непосредственно эвакуацией занимаются эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также органы управления по делам ГО и ЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Для руководства эвакуацией и ее осуществлением в городах, на предприятиях и учреждениях создаются эвакуационные комиссии (ЭК).

В общественных зданиях: школах, клубах, театрах организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Их задачи:

- оповещение и сбор населения;

- регистрация и подготовка людей к отправке;

- формирование пеших колонн;

- организация посадки на транспорт;

- организация оказания медицинской помощи заболевшим;

- укрытие людей, прибывших на СЭП;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие организации и население, которое будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны:

- взять документы,

- СИЗ,

- личные вещи, продукты питания и воду на 2-3 суток,

- одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в ЗЗ,

- небольшую аптечку с необходимыми медикаментами.

Вес личных вещей не должен превышать 20 кг.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адресом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные написать или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время прибыть на определенные им СЭП.

По прибытии на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по пешим колоннам, эшелонам, судам, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза заболевшего на пункт посадки. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

В ЗЗ для организации приема и размещения эвакуируемых, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии (ПЭК) и приемные эвакуационные пункты (ПЭП)сельских районов.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они выполняют одновременно две задачи – прием и отправку эвакуируемых.

При эвакуации населения пешим порядком формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям, организациям, учреждениям. Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях – по обочинам основных дорог.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч.

Пеший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации или назначенный район (населенный пункт). Суточный переход в среднем должен составлять 30-40 км.

Для кратковременного размещения эвакуируемых предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений (клубы, пансионаты, дома отдыха, санатории, турбазы), а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы. В летнее время возможно расселение эвакуируемого населения в палатках.

Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на предприятиях, эвакуируемых из города в ЗЗ.

Наши рекомендации