Понятие, нормативно-правовая база, основные принципы защиты населения и территорий РФ.
Защита населения– это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, проведение которых предупреждает (исключает) воздействие или максимально снижает воздействие поражающих факторов ЧС (оружия) на населения (спасателей), тем самым сохраняется их жизнь, здоровье и трудоспособность.
Защита населения от ЧС в Российской Федерации является общегосударственной задачей и строитсяна следующих организационных принципах:
- Всеобщность: защите подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.
- Заблаговременность подготовки: мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов (природного, техногенного, военного характера).
- Дифференцированный подход:характер и объеммероприятий по защите населения и территорий, планируются и осуществляются с учетом военно-экономического и административно-политического значения конкретных районов, городов и объектов экономики, особенностей заселения территории, природно-климатических и других условий;
- Разумная достаточность: объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности производства, состояния спасательных служб;
- Рациональное расходования ресурсов: имеющиеся и создаваемые здания, сооружения, технические средства, имущество эффективно используются по двойному назначению: с одной стороны в производственных интересах, с другой стороны в интересах защиты населения.
- Комплексность: для защиты населения и спасателей от поражающих факторов ЧС и современных средств поражения противника одновременно или последовательно может использоваться несколько способов защиты.
Нормативно-правовая база в области защиты населения:
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 11.11.1994 г. (последняя редакция от 30.10.2007 г.).
Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты от ЧС природного и техногенного характера:
- граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ;
- всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ;
- объектов производственного и социального значения;
- окружающей природной среды
Закон дает определение чрезвычайной ситуации и других понятий. В нем определены основные задачи, принципы построения РСЧС, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
В соответствии с законом подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от ЧС и контроль за подготовкой населения к действиям в ЧС, своевременным оповещением и информированием населения о ЧС, размещением специализированных технических средств и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляет МЧС России.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
Для экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения ЧС, заблаговременно создаются резервы финансовых и материальных ресурсов. Резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования резервов, их восполнение определяются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
В соответствии с законом граждане Российской Федерации имеют право:
- на защиту жизни и здоровья, личного имущества;
- использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
- информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС.
Граждане РФ обязаны:
- соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности;
- знать: способы защиты; способы оказания первой помощи; правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.
2. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151 от 22.08. 1995г.(последняя редакция от 28.04.2008г.)
Закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ. Закон устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС и членов их семей.
Закон дает следующие определения:
Аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенные в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательных формирования.
Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Спасатель – это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии с законом аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
1. на постоянной штатной основе создаются профессиональные аварийно-спасательные службы ипрофессиональные аварийно-спасательные формирования. Они создаются:
- в федеральных ОИВ – решением правительства РФ по представлению соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ по согласованию с МЧС;
- в субъектах РФ – решением ОИВ субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
- в организациях, где предусмотрено обязательное наличие собственных аварийно-спасательных служб иаварийно-спасательных формирований – руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъекта РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
- в органах местного самоуправление – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
2. на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). НАСФ создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством, или по решению администрации организации в порядке, предусмотренном законодательством.
3. на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования. Они создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС.
Комплектование аварийно-спасательных служб иаварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб,аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС.
- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами иаварийно-спасательными формированиями.
- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении АСДНР.
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб иаварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
Законом установлены страховые гарантии спасателям.Спасатели подлежатобязательному бесплатному личному страхованию. Страхование спасателей производится:
- при назначении их на должности спасателей в профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования. Страхование в этих случаях проводится за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
- в случае привлечения в индивидуальном порядке, либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации ЧС. Страхование в этих случаях проводится за счет финансовых средств, выделяемых на ликвидацию ЧС.
Закон также предусматривает дополнительные правовые и социальные гарантии спасателям.
Кроме вышеперечисленных законов, система защиты человека и территорий от ЧС и опасностей, возникающих при ведении военных действий, основывается и на других ФЗ, таких как: «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «О ведомственной охране», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О противодействии терроризму», Указов Президента, Постановлений Правительства РФ, ведомственных приказов и инструкций, нормативно правовых актов субъектов РФ с учетом специфики конкретных регионов.
Мероприятия по защите населения. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Методы защиты человека от основных видов опасного и вредного воздействия природного и техногенного происхождения
Ввиду того, что на население и спасателей во время ЧС мирного и военного времени могут действовать различные опасные и вредные факторы, выделяют следующие виды защиты населения:
- противорадиационная защита – от воздействия РВ;
- противохимическая защита – от воздействия ОВ и АОХВ;
- биологическая защита – от воздействия БС;
- медицинская защита – для предотвращения или ослабления воздействия ИИ, ОВ, АОХВ, БС с помощью медицинских средств индивидуальной защиты;
- противопожарная защита – для защиты населения и объектов народного хозяйства от пожаров;
- инженерная защита – подготовка и предоставление населению убежищ.
Защита предусматривает подготовку и проведение следующих основных мероприятий:
1. прогнозирование возможных ЧС и их социально-экономических последствий;
2. непрерывное наблюдение и лабораторный контроль состояния окружающей внешней среды и потенциально опасных объектов (контроль радиационной, химической и бактериологической обстановкой);
3. своевременное оповещение населения и информирование его об экстремальной ситуации и порядке действий;
4. обеспечение населения СИЗ и МСИЗ.
5. накопление фонда защитных сооружений и укрытие населения в них;
6. обучение населения способам защиты от вероятных поражающих факторов ЧС и современных средств поражения противника;
7. планирование и проведение рассредоточения и эвакуации населения в безопасные районы,
8. подготовка загородной зоны для приема и размещения эвакуируемого населения.
9. обеспечение защиты продовольствия, воды и сельскохозяйственной продукции от заражения РВ, ОВ и БС;
10. принятие мер по недопущению употребления населением зараженного продовольствия и воды;
11. проведение специальных профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе и режимных.
12. применение спецрежимов поведения людей на зараженной территории.