Гидрометеорологическое обеспечение

Гидрометеорологическое обеспечение действий сил и мероприятий гражданской обороны проводится в целях всестороннего учета элементов погоды и опасных метеорологических и гидрологических явлений и их влияния на выполнение задач гражданской обороны.

Основными задачами гидрометеорологического обеспечения являются:

– выдача органам, осуществляющим управление гражданской обороной, текущих метеорологических, аэрологических и гидрологических наблюдений;

– выдача краткосрочных и долгосрочных метеорологических прогнозов, в том числе о возможных опасных и особо опасных явлениях погоды;

– выдача данных о гидрометеорологической обстановке (фактических и прогностических характеристик среднего ветра), а также справок и материалов по гидрометеорологическому режиму и радиометрии;

– информация (предупреждение) органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и населения об опасных и особо опасных явлениях природы;

– проведение консультаций и обеспечение методиками по организации радиометрических наблюдений, прогнозирования радиоактивного и химического заражения.

Гидрометеорологическое обеспечение организуют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, совместно с территориальными органами гидрометеослужбы.

Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется:

– оперативными группами гидрометеослужбы при органах, осуществляющих управление гражданской обороной;

– гидрометеорологическими станциями (постами), входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля;

– экипажами самолетов гражданской авиации, выделяемых для ведения радиационной разведки.

Непосредственное гидрометеорологическое обеспечение органов, осуществляющих управление гражданской обороной, осуществляют территориальные службы.

Оперативные группы гидрометеоорганов создаются за счет их штатных оперативно-прогностических подразделений, которые размещаются и ведут работу на пунктах управления гражданской обороны. Состав групп, порядок их комплектования и материально-технического обеспечения, организация метеорологической и радиометрической информации определяется соответствующими гидрометеоорганами по согласованию с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, которым они выделяются.

Гидрометеорологические станции сети наблюдения и лабораторного контроля предназначаются для своевременного обнаружения радиоактивного заражения местности и измерения уровней радиации во времени, а также определения зараженности приземного слоя воздуха и местности отравляющими и аварийно химически опасными веществами.

Метрологическое обеспечение

Метрологическое обеспечение организуется и осуществляется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, применяемых в гражданской обороне, путем достоверного контроля их исправности с помощью средств измерений технических характеристик, соблюдения единства и требуемой точности измерений.

Основными задачами метрологического обеспечения являются:

– обеспечение правильного применения, проверки состояния, регулировки, своевременного ремонта и изъятия из обращения неисправных и забракованных средств измерений, установленных на технике;

– достижение достоверной оценки их технических характеристик с помощью эталонных измерительных средств в ходе регламентных работ;

– создание обменного фонда и резерва измерительных средств; обеспечение средствами измерений, запасными частями к ним и ремонтными материалами;

– подготовка соответствующих лабораторий и мастерских, оснащение их эталонными средствами измерений;

– обучение личного состава органов управления и сил гражданской обороны правилами эксплуатации и использования имеющихся средств измерений.

В систему метрологического обеспечения входят:

– метрологические службы органов, осуществляющие управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации, соединений и воинских частей гражданской обороны, подчиненные им лаборатории измерительной техники, химико-радиометрические лаборатории, химические ремонтные мастерские;

– специализированные организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– территориальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации с их материально-технической базой измерительной техники и запасных частей к ней;

– ведомственные метрологические службы с их предприятиями, мастерскими и складами.

Лаборатории измерительной техники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, соединений и воинских частей гражданской обороны осуществляют проверку и аттестацию рабочих и эталонных средств измерений, состоящих на оснащении химико-радиометрических лабораторий этих органов, соединений и воинских частей.

Химико-радиометрические лаборатории органов, осуществляющих управление гражданской обороной, субъектов Российской Федерации проверяют и ремонтируют дозиметрические приборы, имеющиеся на объектах экономики, в органах, осуществляющих управление гражданской обороной, на курсах, пунктах управления, в мобилизационном резерве, в сети наблюдения и лабораторного контроля.

Специализированные предприятия по обслуживанию и ремонту техники, оборудования и приборов создаются в субъектах Российской Федерации для проверки исправности и ремонта всех средств измерений, проведения регламентных работ и проверки средств связи и оповещения, размещенных на пунктах управления, а также находящихся в мобилизационном резерве.

Химические ремонтные мастерские воинских соединений и частей гражданской обороны занимаются проверкой и ремонтом всех дозиметрических приборов, имеющихся у них на оснащении, а также прикрепленных к ним других подразделений, учреждений и формирований гражданской обороны.

Территориальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации обеспечивают проверку и ремонт дозиметрических приборов, имеющихся на пунктах управления, в защитных сооружениях, у формирований гражданской обороны, всех других средств измерений, проверку которых объекты и формирования выполнить своими силами не в состоянии.

Ведомственными метрологическими службами осуществляется проверка и ремонт всех видов средств измерений гражданской обороны, имеющихся в их ведомстве, за исключением дозиметрических приборов.

В зависимости от вида примененного противником оружия массового поражения могут образоваться зоны радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Внутри зон заражения могут возникнуть очаги поражения.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения загородной зоны.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Федеральный закон РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Федеральный закон РФ от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

4. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Постановление Правительства РФ от 2611.2007 № 804 «Об утверждении Положения о ГО в Российской Федерации».

6. Приказ МЧС РФ от 28.01.2002 № 32 «Об утверждении Положения о поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

7. Приказ МЧС РФ от 2308.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

8. Закон Тверской области от 30.07.1998 №26 «О защите населения и территории области от ЧС природного и техногенного характера».

9. Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению НАСФ. М., 2005. Под общей редакцией В.А. Пучкова.

10. Учебное пособие «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций». МЧС России, М., 2012. Под общей редакцией Ю.Л. Воробьева.

11. Учебное пособие «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях». МЧС России, Калуга, 2011. Под общей редакцией М.И. Фалеева.

Наши рекомендации