Обязанности и действия председателя и членов комиссии по эвакуации населения в различных режимах функционирования РСЧС
Председатель эвакуационной комиссии объекта выполняет указания и распоряжения руководителя ГО, председателя КЧС и ОПБ и начальника штаба (подразделения) по делам ГОЧС объекта (учреждения). При выполнении своих обязанностей руководствуется планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, планом ГО и указаниями вышестоящей эвакуационной комиссии.
Председатель эвакуационной комиссии отвечает за:
-разработку раздела плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и плана ГО = организация эвакуации в ЧС природного и техногенного характера и в военное время;
-оповещение и сбор членов эвакокомиссии и приведение ее в готовность к работе;
-своевременное развертывание эвакокомиссии, обеспечение ее методом работы, необходимым имуществом и документами для проведения мероприятий по эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;
-своевременную отправку эвакуируемых на СЭП (в безопасный район) и организацию их следования на СЭП (в безопасный район);
-организацию вывоза документов, оборудования и имущества;
-изучение и освоение пунктов эвакуации (загородной зоны) и размещение эвакуируемых;
-своевременное и точное выполнение планов эвакуации объекта.
В мирное время;
Он обязан:
а) в режиме повседневной деятельности:
-участвовать в разработке и в ежегодном уточнении совместно со штабом (подразделением) по делам ГОЧС объекта планов эвакуации рабочих, служащих и членов их семей и необходимых для этого документов на мирное и военное время;
-организовывать обучение и инструктаж членов эвакокомиссии, начальников эшелонов, старших вагонов (автомашин), персонал эвакопунктов;
-изучать и осваивать закрепленный район (пункт) размещения в безопасном районе (загородную зону), готовить поквартирную схему размещения рабочих, служащих и членов их семей;
-руководить составлением списков рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
-разрабатывать и доводить порядок оповещения членов эвакокомиссии и эвакуируемых о проведении эвакомероприятий;
-планировать работу эвакокомиссии на мирное и военное время;
-поддерживать связь с территориальным управлением (отделом) по делам ГОЧС и вышестоящей эвакокомиссией.
б) в режиме повышенной готовности:
-уточнить план эвакуации и списки эвакуируемых объекта;
-организовать, при необходимости, подготовку к развертыванию СЭП и приведение в готовность имеющихся защитных сооружений;
-уточнить порядок приема, размещения и обеспечения эвакуируемых в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).
в) с получением распоряжения на проведение эвакуации:
-организовать оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия на СЭП, при его развертывании, или к местам сбора и регистрации эвакуируемых;
-поставить задачи перед начальниками эшелонов (групп управления пеших колонн), старшими автоколонн;
-организовать взаимодействие с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза эвакуируемых в безопасный район;
-докладывать руководителю ГО и вышестоящей эвакокомиссии о количестве вывезенных (выведенных) в безопасный район рабочих и служащих;
-принимать меры по охране общественного порядка на пунктах и маршрутах эвакуации;
-организовать взаимодействие с эвакоприемными комиссиями в безопасном районе.
При планомерном переводе гражданской обороны с мирного на военное положение:
а)с получением распоряжения (сигнала) на проведение первоочередных мероприятий I группы по ГО:
-уточнить и, при необходимости, откорректировать план эвакуации и план работы эвакуационной комиссии;
-собрать эвакокомиссию, довести до каждого члена комиссии задачи, привести в готовность все ее подразделения и обеспечить всем необходимым для работы по предназначению;
-руководить работой по уточнению списков эвакуируемых и по уточнению порядка оповещения об эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;
-проверить наличие и готовность выделенных для проведения эвакомероприятий транспортных средств;
-уточнить порядок выдачи составу эвакокомисии и эвакуируемым СИЗ, а также сроки готовности имеющихся защитных сооружений;
-проверить вопросы материального, технического, медицинского и других видов обеспечения эвакуируемых;
б)с получением распоряжения (сигнала) на проведение первоочередных мероприятий II группы по ГО:
-перевести эвакокомиссию на круглосуточную работу, при необходимости доукомплектовать вакантные должности в ее составе;
-уточнить план эвакуации и списки эвакуируемых по пунктам их эвакуации;
-привести в готовность объектовый СЭП, уточнить места и время развертывания СЭП, к которым приписан объект, установить с ним связь;
-уточнить вопрос взаимодействия с оперативными группами;
-проверить готовность транспорта, погрузочных команд и минимально необходимых грузов к эвакуации;
-проконтролировать получение СИЗ на личный состав эвакокомиссии;
- инструктаж начальников колонн, старших машин;
-уточнить с эвакоприемными комиссиями в загородной зоне порядок приема, размещения и обеспечения эвакуируемых и рассредоточиваемых рабочих, служащих и членов их семей.
в)при введении общей готовности гражданской обороны:
-поставить задачу перед составом эвакокомиссии на проведение эвакуации и рассредоточения рабочих, служащих и членов их семей;
-развернуть объектовый СЭП, направить представителей эвакокомиссии на закрепленные СЭП;
-подготовить списки эвакуируемых раздельно по пунктам эвакуации;
-проверить готовность к вывозу автотранспортом документов и минимально необходимых грузов;
-подготовить эвакуационный транспорт к вывозу людей и грузов.
г)с получением распоряжения на проведение эвакуации и рассредоточения:
-совместно с начальником штаба ГО объекта подготовить и доложить руководителю ГО объекта предложения о порядке проведения эвакуации и рассредоточения с учетом сложившейся обстановки, полученного распоряжения от вышестоящих органов ГО;
-руководить работой эвакокомиссии по организации и проведению эвакуации и рассредоточения в соответствии с планом и решением руководителя ГО объекта;
-довести до членов эвакокомиссии обстановку, поставить задачу, определить порядок и сроки доведения уточненных задач до исполнителей и контроля выполнения мероприятий по эвакуации и рассредоточению;
-обеспечить контроль за материальным, техническим, медицинским и другими видами обеспечения эвакуируемых; за своевременным направлением регистраторов, начальников эшелонов, старших по вагонам на СЭП;
-организовать в установленное время направление эвакоколонн на СЭП в соответствии со списками эвакуируемых;
-организовать приемку грузов, их погрузку в транспортные средства и отправление на пункты посадки людей, комплектование пеших колонн;
-контролировать ход эвакуации подразделений объекта и вывоза грузов согласно планам, поддерживать связь с СЭП, контролировать учет количества эвакуируемых;
-сообщать в оперативные группы пунктов эвакуации о количестве и сроках убытия эвакуируемых;
-вести учет и отчетность о ходе эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;
-поддерживать постоянную связь с районной эвакокомиссией, СЭП, руководителем ГО и штабом ГО объекта;
-проводить инструктаж начальников эшелонов и автоколонн, старших по вагонам (автомашинам), вручать им списки эвакуируемых;
-в установленные сроки докладывать руководителю ГО объекта и в вышестоящую эвакокомиссию сводные данные о ходе эвакуации и рассредоточения;
-после отправления последней автоколонны объекта доложить руководителю ГО о завершении эвакуационных мероприятий и с его разрешения организовать отправку в загородную зону членов эвакокомиссии;
-в загородной зоне проверить расселение и размещение структурных подразделений и членов семей рабочих и служащих в соответствии с планом;
-в случае убытия руководителя ГО и штаба ГО объекта в загородную зону до завершения эвакомероприятий самостоятельно осуществлять руководство проведением эвакуации и рассредоточения объекта.
д)при внезапном нападении противника:
-укрыться в защитном сооружении, прибыть к руководителю ГО объекта, получить задачу, оценить обстановку и уточнить мероприятия по организации эвакуации и рассредоточения;
-собрать членов эвакокомиссии, довести до них данные о сложившейся обстановке, поставить задачу по анализу и обобщению сложившейся ситуации и по подготовке предложений по проведению эвакомероприятий на объекте.
Обязанности заместителя председателя эвакуационной комиссии объекта
Заместитель председателя эвакуационной комиссии подчиняется председателю эвакуационной комиссии.
Он обязан:
а) в режиме повседневной деятельности:
-участвовать в разработке плана эвакуации объекта в ЧС природного и техногенного характера и в военное время;
-осуществлять контроль за укомплектованностью эвакокомиссии, своевременно вносить предложения по укомплектованию ее состава недостающими работниками, быть в курсе всех вопросов организации эвакуации рабочих, служащих объекта и членов их семей;
-организовывать под руководством председателя эвакокомиссии обучение личного состава эвакокомиссии;
-изучать загородную зону для размещения эвакуируемых, согласовывать вопросы размещения, защиты и обеспечения эвакуируемых в новых местах расположения;
-контролировать своевременное составление списков эвакуируемых рабочих, служащих и членов их семей;
-уточнять наличие индивидуального транспорта у эвакуируемых и план его использования в интересах эвакуации;
-замещать председателя эвакокомиссии в период его отсутствия.
б) при подготовке к эвакуации и рассредоточению:
-участвовать в корректировке плана эвакуации и плана работы эвакуационной комиссии;
-развернуть работу в структурных подразделениях объекта по уточнению и составлению списков эвакуации с учетом членов семей рабочих и служащих объекта;
-организовать обеспечение членов эвакокомиссии средствами индивидуальной защиты;
-установить связь с вышестоящей эвакуационной комиссией, сборными эвакопунктами и организациями, выделяющими автомобильный транспорт для вывоза эвакуируемых и минимально необходимых грузов.
в)с началом эвакуационных мероприятий:
-прибыть в установленное время для работы в составе комиссии;
- проверить готовность эвакокомиссии к работе, при необходимости организовать разработку дополнительных рабочих документов;
-контролировать работу членов комиссии и действия в структурных подразделениях объекта по подготовке к эвакуации согласно плану эвакуации;
-уточнить количество рабочих и служащих, находящихся в командировках, отпусках, больных, имеющих мобилизационные предписания;
-организовать комплектование колонн в соответствии со списками эвакуируемых и направление их на СЭП;
-поддерживать связь с СЭП, осуществлять контроль за ходом эвакуации, докладывать председателю эвакуационной комиссии о ходе эвакуации;
-контролировать представление донесений о ходе эвакуации;
-по завершении эвакуационных мероприятий действовать по указанию председателя эвакокомиссии.
Обязанности секретаря эвакуационной комиссии объекта.
Секретарь эвакуационной комиссии объекта подчиняется председателю эвакокомиссии, ведет всю документацию, отвечает за своевременное доведение распоряжений руководителя ГО объекта и председателя эвакуационной комиссии до исполнителей, за учет и отчетность по эвакуационным мероприятиям.
Он обязан:
а) в режиме повседневной деятельности:
-принимать участие в разработке документов плана эвакуации объекта;
-следить за своевременным внесением корректив в планы эвакуации объекта в ЧС природного и техногенного характера и в военное время;
-знать состав эвакокомиссии, адреса и телефоны членов комиссии, следить за своевременным доукомплектованием состава эвакокомиссии новыми работниками взамен убывших, разрабатывать схему оповещения эвакокомиссии и, по поручению руководства эвакокомиссии принимать участие в оповещении и сборе эвакокомиссии;
-участвовать в организации обучения членов эвакокомиссии, разработке планов учений и тренировок по эвакуации и рассредоточению. Вести учет занятий и других учебнотренировочных мероприятий по ГО и ЧС.
б)при подготовке к эвакуации и рассредоточению:
-внести коррективы в документы планов эвакуации в ЧС природного техногенного характера или военного времени;
-вести учет отданных распоряжений и указаний, контролировать их исполнение и докладывать результаты руководству объекта;
-собрать от структурных подразделений объекта списки эвакуируемых по этапам и способам эвакуации. На их основе составить сводные списки эвакуируемых;
-провести инструктаж регистраторов для работы на СЭП
в)с началом проведения эвакомероприятий:
-контролировать доведение до структурных подразделений объекта распоряжений на проведение эвакуации;
-представителям на СЭП выдать списки эвакуируемых в 3х экземплярах;
-вести учет хода эвакуации и докладывать о результатах председателю эвакокомиссии
-поддерживать связь с эвакопунктами, принимать меры по соблюдению установленного порядка и сроков эвакуации структурными подразделениями объекта;
-после завершения эвакуации подвести итоги и доложить о них председателю эвакокомиссии;
-организовать хранение документов эвакокомиссии;
-по завершении эвакуации действовать по указанию председателя.
При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.
К подготовительным мероприятиям относятся:
приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчётов маршевых колонн и закрепление их пешими маршрутами;
подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
подготовка к развёртыванию СЭП, пунктов посадки (высадки);
проверка готовности систем оповещения и связи;
приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
развёртывание и приведение в готовность эвакоорганов;
сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;
формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;
приём и размещение эваконаселения в безопасных города (района)х, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки.
Эвакуация населения, как правило, осуществляется по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т. п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.
Эвакуация населения проводится в два этапа:
на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;
на втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в запланированные места временного размещении.
ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учёт, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.
При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка (дезактивация) одежды и обуви.
На ППЭ производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый». Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязнённой территории.
«Чистый» транспорт используется для вывоза населения с ППЭ в места временного размещения.
Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными свойствами от радиации.
В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).
После ликвидации последствий аварий на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения проводится реэвакуация.
В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания(СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.
Размещение эвакуированного населения производится в зданиях общественного назначения (гостиница, домах отдыха, кинотеатрах, спортивных сооружениях, общежитиях и т. п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.
Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляется не только по заранее отработанным планам, но и проводится в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.
В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида, продолжительность пребывания эвакоконтингента в города (района) его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.
Эвакуация населения из селеопасных районов может проводится при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также, при необходимости, после прекращения действия селевого потока.
При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу(выводу) населения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдаётся на период от одних до трёх суток.
При формировании селевого потока проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (населённого пункта, жилого массива, туристической базы и т. п.).
Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырёхчасовой зоны возможно добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы. В случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей человека, из этих районов также проводится эвакуацией.
При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной) эвакуации население выводится (вывозится) с пути возможного продвижения селевого потока- территории, которая может служить руслом селю и подвергнутся непосредственному воздействию селевого потока. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как правило, локальный и, в редких случаях, местный характер.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному принципу в два этапа без развёртывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население по заранее установленным маршрутам выводится за границы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага. На втором этапе, в случае разрушения селем покинутых жителями населённых пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населённых пунктов и вывоз его к местам временного размещения.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по территориальному принципу с развёртыванием СЭП или без них.
По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения об экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из четырёхчасовой зоны добегания селевого потока путём автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безотлагательной) эвакуации принимается главой администрации местного органа самоуправления.
План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах – для упреждающей и экстренной эвакуации, каждый из которых должен содержать соответствующие разделы.
Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в паводок на реках и других водоёмах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.
В результате катастрофического затопления (наводнения) возникают значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения.
Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объёма восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными.
При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развёртыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения проводится экстренная эвакуация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация осуществляется исходя из прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развёртывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей его отправкой к местам временного размещения.