Проведение возбуждения по нервам.
Нервные волокна – это отростки нейронов (аксоны и дендриты), покрытые оболочками (l = до 1м и более).
В зависимости от строения оболочек различают:
I. МЯКОТНЫЕ (миелиновые) нервные волокна - они толще, чем безмякотные. В них две оболочки:
1) миелиновая на 80% из липидов (ее создают шванновские клетки);
2) шванновская оболочка.
Максимальная скорость проведения нервного импульса в мякотных (миелиновых) нервных волокнах =120 м/с.
II. БЕЗМЯКОТНЫЕ (безмиелиновые) нервные волокна - имеют только одну шванновскую оболочку. Максимальная скорость проведения нервного импульса в безмякотных нервных волокнах =1-2м/с.
В мякотных возбуждение возникает в участках, где отсутствует мякотная оболочка – это перехваты Ранвье. Поэтому возбуждение распространяется скачками от одного перехвата к другому (1-2 мм от одного до другого) – это САЛЬТАТОРНОЕ (скачкообразное) проведение.
Строение мякотного нервного волокна.
1. Осевой цилиндр нервного волокна.
2. Узловой перехват Ранвье.
3. Шванновская клетка.
4. Миелин.
5. Шванновская оболочка.
6. Ядро.
Рецепторы.
Рецепторы - это окончания чувствительных нервных волокон или специальные чувствительные клетки, преобразующие раздражение в нервный импульс.
Классификация рецепторов:
· Экстерорецепторы - воспринимают раздражение извне (зрительные, обонятельные, осязательные);
· Интерорецепторы – получают информацию изнутри (терморецепторы, болевые, висцерорецепторы – сигналы о состоянии внутренних органов);
· Дистантные – воспринимают информацию на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные);
· Контактные - воспринимают информацию при непосредственном контакте (вкусовые, тактильные);
· Фоторецепторы – зрительные;
· Терморецепторы – кожи;
· Хеморецепторы – вкуса, обоняния;
· Барорецепторы – воспринимают давление в сердечно-сосудистой системе;
· Тактильные – осязательные;
· Болевые - ноцицептивные.
РЕФЛЕКС (открыт Декартом) – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая с помощью ЦНС.
Рефлексы бывают моносинаптические и полисинаптические; условные и безусловные.
Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа (мышца, орган, железа) при осуществлении рефлекса.
Рефлекторная дуга состоит из 5 отделов:
- Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс;
- Чувствительный (сенсорный, центростремительный, афферентный нейрон) нервный путь – передает возбуждение в ЦНС;
- ЦНС- возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной рефлекторной дуге естьвставочный нейрон);
- Двигательный(моторный, центробежный, эфферентный нейрон) нерв – передает возбуждение от ЦНС к рабочему органу;
- Рабочий орган - эффектор (железа, орган, мышца) – реагирует на полученное раздражение.
Моносинаптический рефлекс – в рефлекторной дуге 1 синапс в ЦНС. (Рисунок А).
Полисинаптический рефлекс – в рефлекторной дуге 2 и более синапсов в ЦНС. (Рисунок Б).
Моносинаптический рефлекс.
Пример двунейронной рефлекторной дуги коленного рефлекса.
- удар по сухожилию четырехглавой мышцы вызывает возбуждение в рецепторах;
- чувствительный нерв (нейрон);
- СМ;
- двигательный нерв (нейрон);
- рабочий орган (мышца сокращается и колено подпрыгивает).
Полисинаптический рефлекс.
Пример трехнейронной рефлекторной дуги мигательного рефлекса:
- рецепторы внутреннего угла глаза;
- чувствительный нерв(нейрон);
- ЦНС (продолговатый мозг, где центр мигательного рефлекса. Здесь вставочный нейрон связывает чувствительный и двигательный);
- двигательный нерв (нейрон);
- рабочий орган – круговая мышца глаза, смыкающая веки.
Рефлекторное кольцо – это рефлекторная дуга, дополненная петлей обратной связи:по чувствительному нерву импульсы передаются в ЦНС, где оцениваются результаты деятельности и мозг посылает сигналы либо о прекращении деятельности, либо об их изменении, либо продолжении деятельности.
Значение: совершенствование рефлекса и выбор оптимального поведения.
Прямые связи – команды, которые поступают от мозга к рабочим органам по двигательным нервам.
Обратные связи – информация передается от рабочего органа в мозг по чувствительному нерву об ответной реакции.
Рефлекторный центр – скопление нейронов ЦНС, вызывающих рефлекторное действие.
Рефлексогенная зона – участок с рецепторами, при раздражении которых возникает данный рефлекс.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
Нервная система – это совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг), регулирующих функции организма и обеспечивающие его взаимодействие с внешней средой.
Неврология – учение о нервной системе.
Эволюция нервной системы.
1) Диффузная (сетчатая) -из полисенсорных нейронов, реагирующих на разные раздражения разбросаны по всему телу, образуя нервную сеть. У кишечнополостных (гидра).
1. рецепторная клетка;
2. эпителиально-мышечная клетка;
3. нервная сеть из промежуточных клеток
Преимущества (+) – взаимозаменяемость.
Недостатки (-) – медлительность, расплывчатый характер реакций.
2) Стволовая - у плоских и круглых червей лестничная Н.С.: два нервных узла (1), два нервных ствола, перемычки – комиссуры.
(+)- -н.с. образует головной ганглий, который координирует работу всего организма.
(-) –уменьшение регенерации (восстановление утраченной части тела возможно только при сохранении целостности головного конца).
3)Узловая (цепочечная) нс - нейроны собираются в узлы, которые соединяются в цепочки – этап централизации нервной системы: образуется глоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Появляются синапсы. У кольчатых червей, моллюсков, членистоногих.
1.надглоточный узел;
2.подглоточный узел;
3.брюшная нервная цепочка
(+)-быстрота и точность.
(-) –ранимость, повреждение одного узла = нарушение функций организма.
4) ТрубчатаяН.С. - трубка на спинной стороне, передний конец расширен в головной мозг, а задняя часть - спинной мозг. Усиливается ГМ – цефализация, у высших животных появляется кора ГМ – кортиколизация = сложное поведение (условные и безусловные рефлексы, цепочки безусловных рефлексов – инстинкты). У хордовых.
(+) –точность, быстрота, надежность.
Эволюция ГМ.
(отделы ГМ: передний мозг, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый)
РЫБЫ – развиты обонятельные доли переднего мозга, мозжечок, зрительные доли среднего мозга.
АМФИБИИ – развит передний мозг, он разделен на два полушария (большие полушария - БП), зрительные доли среднего мозга, мозжечок мал. Из органов чувств хорошо развиты зрение и обоняние.
РЕПТИЛИИ – БП увеличены, появилась кора на БП в виде островков, лучше развит мозжечок.
ПТИЦЫ – развиты БП, кора их полностью покрывает = сложное поведение, хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга и мозжечок.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ - БП развиты, они связаны мозолистым телом, кора увеличена, она образует складки = сложное поведение, развит мозжечок.
Строение нервной системы.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (НС) | |
↓ | ↓ |
Центральная нервная система (ЦНС) | Периферическая нервная система |
1. Головной мозг (ГМ) 2. Спинной мозг (СМ) | 1. Нервы 2. Нервные узлы (ганглии) |
Нерв - скопление длинных отростков нейронов покрытых общей оболочкой.
Нервы бывают:
а) Двигательные нервы – из аксонов двигательных нейронов.
б) Чувствительные нервы – из дендритов чувствительных нейронов.
в) Смешанные нервы – из аксонов и дендритов, импульсы в 2х направлениях к→ ЦНС→ от ЦНС.
Нервные узлы – скопления тел нейронов за пределами ЦНС, они обрабатывают сигналы, идущие к ЦНС и от ЦНС.
Белое вещество мозга – длинные отростки (аксоны), покрытые миелиновой оболочкой.
Серое вещество мозга – дендриты и тела нейронов без миелиновой оболочки и глиальные клетки.
Нервная система функционально делится на : ↓ ↓ | |||
Автономную н.с. (вегетативная) Не контролируется сознанием человека, его волей. ↓ ↓ ↓ | Соматическую н.с. Управляется сознанием человека. | ||
метасимпатическая н.с. управляет гладкой мускулатурой и локальным кровотоком | симпатическая н.с. усиливает работу органов | парасимпатическая н.с. ослабляет работу органов | |
Значение нервной системы.
1. Регуляция работы организма.
2. Поддержание гомеостаза – физико-химическое постоянство внутренней среды организма (кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода, углекислого газа, t), давления крови, питательные вещества и продукты распада.
3. Связь организма с внешней средой. И его выживание.
4. Деятельность Н.С. лежит в основе психических процессов – памяти, мышления, речи, чувств.