Выбор реабилитационных технологий
(медицинская, физическая, психологическая и социально-трудовая).
Необходимо подчеркнуть, что процесс медицинской реабилитации очень часто является ограниченным во времени и именно от врача-реабилитолога зависит, какое направление для проведения вмешательства необходимо выбрать и как его реально достичь. Поэтому, врач-реабилитолог обязан быть хорошим диагностом: выделять главное нарушение, которое лежит в основе и устранив которое можно добиться максимального результата; чтобы выделять нарушения и ранжировать их; определять реальное временя, необходимое для устранения того или иного нарушения.
Определившись со стратегией и технологиями реабилитационных мероприятий составляется маршрут реабилитации. Достижение цели зависит от верного составления маршрута реабилитации.
СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА РЕАБИЛИТАЦИИ(Плана реабилитационных мероприятий):
В данном разделе описываются современные подходы к реабилитации данной назологии, т.о план медицинской реабилитации может включать следующие компоненты:
1) Нутритивная поддержка и лечебное питание – интенсивное, лечебно-профилактическое, сбалансированное;
2) Кинезиотерапия– различные виды применения лечебного воздействия физической активности (ЛФК, массаж, механотерапия, мобилизация суставов…);
3) Мануальная терапия – дозированное механическое воздействие на блокированные суставы с помощью специальных приемов, выполняемых врачом в пределах физиологических границ подвижности суставов в целях поддержания нормальной структуры и функции двигательного аппарата.
4) Санаторно - курортное лечение (естественные физические факторы) – санаторно - курортное лечение с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения, срока санаторного лечения, которых нуждается пациент;
5) Искусственные физические факторы лечебного воздействия – электро-, магнитотерапия, светолечение, теплолечение, гидоротерапи и т.п.)
6) Традиционная немедикаментозная терапия – различные виды рефлекторного воздействия, фитотерапия, аромотерапия, гирудотерапия, апитерапия и др.;
7) Психокоррекция;
8) Протезно - ортопедическая помощь – виды протезирования и ортезирования, в которых нуждается инвалид;
9) Обеспечение пациента, с ограничением жизнедеятельности, необходимыми техническими средствами реабилитации (вспомогательные средства и оборудование, приспособления окружающей среды и обучение пациентов самообслуживанию).
В программу реабилитации при необходимости может входить медикаментозная терапия (фармакологическая коррекция состояний, в которых нуждается пациент, в различных формах их проведения (амбулаторно (на дому), поликлиническая, стационарная) и хирургические реконструктивные вмешательства -реконструктивная хирургия (различные виды реконструктивной хирургии, в которых нуждается пациент).
План профессиональной реабилитации включает:
1) Рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда;
2) Профессиональную ориентацию – систему государственных мер, направленных на оказание помощи человеку, в том числе инвалиду, в правильном выборе и условий трудовой деятельности, т.е. в профессиональном самоопределении;
3) Профессиональное обучение (переобучение) – предполагает запись о конкретной профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, надомная);
4) Содействие в трудоустройстве - предполагает запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе на квотируемое рабочее место, организация трудоустройства по специальным программам содействия трудоустройству, включая содействие самозанятости);
5) Производственная адаптация - процесс приспособления инвалидов к наиболее адекватному и оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью, а также адаптация рабочего места к потребностям инвалида.
В программе профессиональной реабилитации ребенка-инвалида выделены следующие подразделы:
- получение дошкольного воспитания и обучения с указанием типа дошкольного образовательного учреждения;
- получение общего образования с указанием типа дошкольного образовательного учреждения;
- условия получения общего образования
- режим занятий;
- получение профессионального образования с указанием рекомендуемой профессии, специальности, типа образовательного учреждения для получения профессионального образования, формы получения профессионального образования;
- рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
- проведение психолого-педагогической коррекции с указанием ее вида
(коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально - волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков).
План социальной реабилитации включает в себя:
1) Социально - средовую реабилитацию;
2) Социально-педагогическую реабилитацию - меры коррекционного обучения и воспитания, направленные на усвоение инвалидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве полноправного члена общества;
3) Социально-психологическую реабилитацию - психотерапию, психологическую коррекцию, психологическое консультирование и т.д.;
4) Социокультурную реабилитацию - информирование и консультирование по вопросам социокультурной реабилитации, оказание содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к занятиям видах искусства;
5) Социально-бытовую адаптацию - адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организации быта и т.д.);
6) Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт - реабилитация средствами физической культуры и спорта (информирование и консультирование по вопросам физической культуры и спорта, обучение навыкам занятий физкультурой и спортом, оказание содействия во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендации о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта).
Далее на основании клинического и реабилитационного диагноза (наличия нарушенных функций и саногенетических возможностей организма пациента с ограничением жизнедеятельности), в соответствии с целями и маршрута (плана) реабилитации, выстраивается индивидуальная программа реабилитации и проводится выбор методов и методик, противопоказаний к их применению.