Убийство из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
По п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство из корыстных побуждений) в соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. следует квалифицировать убийство, совершенное с целью получения материальной выгоды для виновного или других лиц (денег, имущества или права на его получение, права на жилплощадь и т.п.), а также с целью избавиться от затрат материального характера (возврата имущества, долга, оплаты услуг, выполнения имущественных обязательств, уплаты алиментов и др.). При этом не требуется, чтобы корыстные побуждения непременно реализовались. Важно, чтобы посягательство на жизнь потерпевшего обусловливалось данным мотивом, возникшим до совершения убийства.
Как убийство по найму надлежит квалифицировать убийство, обусловленное получением исполнителем преступления материального или иного вознаграждения. Поэтому если лицо совершило убийство указанного ему человека, руководствуясь иными побуждениями, не предусмотренными в ч. 2 ст. 105, то оно несет ответственность за так называемое простое убийство по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Например, женщина убедила своего любовника убить мужа, который отказывает ей в разводе, тем самым препятствуя вступлению в новый брак.
Не может квалифицироваться по п. «з» ч. 2 ст. 105 убийство, совершенное в связи с неуплатой потерпевшим обусловленной суммы или в связи с тем, что он не отдает виновному долг. В подобных ситуациях виновный понимает, что в результате совершения преступления должник не сможет удовлетворить его имущественные интересы и он не получит никакой материальной выгоды. В основе описываемого убийства лежат не корыстные побуждения, а месть, потому ссылка на п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ была бы ошибочной.
Равным образом как убийство из мести, а не из корыстных побуждений должно рассматриваться убийство собственником имущества вора, застигнутого во время совершения преступления либо спустя некоторое время. Хотя в данном случае деяние виновного в известном смысле связано с материальным интересом, однако точнее усматривать в качестве ведущего мотива такого убийства именно месть.
Как сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом следует квалифицировать убийство в процессе совершения указанных преступлений. Сопряженность с перечисленными преступлениями означает, что первоначально у виновного могло и не быть умысла на убийство, однако в процессе осуществления этих (в своей основе корыстных) преступлений он совершил его. Вместе с тем убийство, сопряженное с бандитизмом, может быть совершено и без корыстного мотива.
Содеянное в таких случаях квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ в совокупности со статьями УК РФ, предусматривающими ответственность за разбой, вымогательство или бандитизм.
Убийство из хулиганских побуждений (п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
В соответствии с п. 12 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ следует квалифицировать убийство, совершенное на почве явного неуважения виновного к обществу и общепринятым нормам морали, когда поведение виновного содержит открытый вызов общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение (например, умышленное причинение смерти без видимого повода или с использованием незначительного повода как предлога для убийства).
Зачастую убийство из хулиганских побуждений является продолжением ранее совершенных хулиганских действий. Поэтому если виновный, помимо убийства из хулиганских побуждений, совершал иные умышленные действия, грубо нарушавшие общественный порядок, выражавшие явное неуважение к обществу и сопровождавшиеся применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, а также по мотивам национальной, расовой и т.д. вражды, то содеянное им надлежит квалифицировать по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ и соответствующей части ст. 213 УК РФ.
Для правильного отграничения убийства из хулиганских побуждений от убийства в ссоре или драке следует выяснять, кто явился их инициатором, не спровоцирован ли конфликт виновным для использования его в качестве повода к убийству. Если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а также если поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений.
Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Совершение такого убийства означает, что виновный преследует цель скрыть как уже оконченное, так и неоконченное преступление, которое было содеяно им самим или другими лицами. Причем о цели сокрытия преступления как обязательном субъективном признаке данной разновидности убийства можно говорить лишь до тех пор, пока о преступлении не стало известно органам власти. Если же имеет место посягательство на жизнь человека, уже сообщившего о подготавливаемом или совершенном преступлении, налицо убийство из мести в связи с выполнением потерпевшим своего общественного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Достиг ли убийца поставленной им цели или нет, т.е. сумел ли скрыть преступление с помощью совершенного убийства, в данном случае значения не имеет. Если виновный сам совершил преступление, которое стремится скрыть, то он несет ответственность по совокупности преступлений (за скрываемое, каким бы по степени тяжести оно ни было, и за убийство с целью его скрыть).
Убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, зачастую (но не всегда) выступает как разновидность убийства «с целью сокрытия другого преступления». Так, согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1, «под убийством, сопряженным с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, следует понимать убийство в процессе совершения указанных преступлений или с целью их сокрытия, а также совершенное, например, по мотивам мести за оказанное сопротивление при совершении этих преступлений».
Учитывая, что в подобных ситуациях совершаются два самостоятельных преступления, содеянное следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и в зависимости от конкретных обстоятельств дела - по соответствующим частям ст. 131 или ст. 132 УК РФ.
Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ)
Данный вид убийства при отягчающих обстоятельствах следует отличать от убийства на бытовой почве, когда виновный и потерпевший принадлежат к разным национальностям, расам или исповедуют разные религии.
Доминирующим мотивом исследуемого убийства выступает стремление виновного подчеркнуть неполноценность потерпевшего в силу принадлежности его к той или иной национальности (расе) или конфессии либо, наоборот, отметить исключительность своей нации (расы, религии). Сюда же относится желание возбудить массовые беспорядки, дать повод для репрессий. Так называемые ритуальные убийства, мотивом которых была национальная, расовая или религиозная ненависть, также должны квалифицироваться по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Этот вид убийства включает в себя лишение жизни не только лица другой национальности (расы) или вероисповедания, нежели сам преступник, но и принадлежащего к той же этнической группе или конфессии. В последнем случае виновный преследовал цель спровоцировать обострение межнациональных (религиозных) отношений на определенной территории или мстил потерпевшему за отказ поддержать националистическую (религиозную) дискриминацию.
Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Развитие медицины привело к возможности успешной пересадки ряда жизненно важных органов и тканей человеческого организма. В связи с этим появилась потребность в соответствующем донорском материале, что в свою очередь может вызвать совершение убийств с целью добывания необходимых органов непосредственно для пересадки нуждающемуся лицу либо для последующей продажи заинтересованным организациям или гражданам. Учитывая изложенное, УК РФ предусматривает повышенную ответственность за убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего.
Под органами и тканями потерпевшего как предметом данного преступления в соответствии с Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. понимаются: во-первых, сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы или ткани, перечень которых определяется Министерством здравоохранения РФ; во-вторых, органы, их части или ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы); в-третьих, кровь и ее компоненты.
Субъектом убийства рассматриваемого вида может быть как медик, обладающий специальными знаниями, так и иное лицо, действующее с прямым умыслом и преследующее указанную цель. Однако если виновный совершил убийство, руководствуясь корыстными побуждениями, то оно квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, а под влиянием иных мотивов (например, путем использования органов или тканей убитого виновный стремился спасти жизнь или улучшить здоровье близкого человека, обеспечить медицинский эксперимент и т.д.) - по п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ.