Убийство двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

По­вышенная общественная опасность данной разновидности убийства обусловлена объемом причиняемого объекту уголовно-правовой ох­раны вреда. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в упомя­нутом постановлении от 27 января 1999 г., по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ следует квалифицировать убийство двух или более лиц, совершенные одновременно или в разное время, при условии, что ни за одно из этих убийств виновные ранее не был осужден.

Убийство одного человека и покушение на убийство другого не может рассматриваться как оконченное преступление – убийство двух лиц. В подобных случаях независимо от последовательности преступных действий содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или ч. 2 ст. 105 и по ч. 3 ст. 30, а также по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением обще­ственного долга (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

В соответствии с разъ­яснением Пленума Верховного Суда РФ, приведенным в постанов­лении от 27 января 1999 г. № 1, по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ квали­фицируется убийство лица или его близких, совершенное с целью воспрепятствования правомерному осуществлению данным лицом своей служебной деятельности или выполнению им общественного долга либо по мотивам мести за такую деятельность.

Под служебной деятельностью следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового догово­ра (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке пред­приятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит дейст­вующему законодательству.

Под выполнением общественного долга подразумевается осуществление гражданином как специально возло­женных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно по­лезных действий (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о место­нахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им право­нарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изоб­личающих лицо в преступлении, и др.).

Для квалификации по данному пункту ч. 2 ст. 105 УК РФ необ­ходимо, чтобы соответствующая деятельность должностного или иного лица носила законный характер. Поэтому, например, убийство лица, которое до того выступало в качестве подстрекателя к даче взятки (ст. 304 УК РФ), из мести за такое поведение не охватывается п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

К близким потерпевшему лицам наряду с близкими родственни­ками относятся иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (род­ственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сло­жившихся личных отношений.

Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в бес­помощном состоянии, а равно сопряженное с похищением чело­века (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Рост числа случаев похищений людей в последние годы, а также новая оценка степени тяжести посягательства на жизнь человека, находящегося в беспомощном состоянии, стали решающи­ми причинами для включения рассматриваемого признака в разряд обстоятельств, отягчающих ответственность за убийство.

По смыслу закона беспомощное состояние потерпевшего может быть не только следствием действий виновного, но и возникнуть по­мимо его усилий. Согласно п. 7 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г., по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потер­певшему, не способному в силу физического или психического со­стояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесе­ны, в частности, тяжелобольные и престарелые, ли­ца, страдающие психическими расстройствами, лишающими их спо­собности правильно воспринимать происходящее. Так, по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ следует квалифицировать убийство потерпевшего, на­ходящегося в обмороке, бессознательном состоянии.

Однако в новейшей судебной практике не признается беспо­мощным состояние сна жертвы, а также нахождение потерпевшего в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения.

Убийство, сопряженное с похищением человека, квалифицируется по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ независимо от того, в какой момент потерпевший умышленно лишается жизни - в процессе похищения (захвата) или при последующем удержании в неволе. Причем ответственность наступает по данному пункту ч. 2 ст. 105 УК РФ не только за умышленное причинение смерти самому похищенному, но и за убийство других лиц, совер­шенное виновным в связи с похищением человека. Во всех случаях содеянное, как и убийство, квалифициру­ется по ст. 126 УК РФ.

Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

В данном случае ответственность за убийство усиливается ввиду того, что ли­шается жизни не только женщина, но и ее плод - зародыш будущей человеческой жизни. Это убийство предполагает обязательную осве­домленность (заведомость) виновного о беременности потерпевшей, причем продолжительность беременности, а также источник знания о ней не влияют на квалификацию. Не имеет юридического значения и то, погиб или нет в результате посягательства на жизнь женщины плод.

В теории отмечается спорность квалификации содеянного, когда беременности нет, а убийца причиняет смерть именно по мотиву предполагаемой беременности жертвы. Ряд авторов справедливо предлагают в подобном случае наряду с покушением на убийство за­ведомо беременной женщины вменять по совокупности оконченное убийство потерпевшей.

Убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Всякое убийство является актом жестокости, однако в данном случае закон указывает на «особую» жестокость. Это безус­ловно оценочное понятие. Этимологическое содержание термина «особо жестокий» адекватно словосочетаниям «исключительно без­жалостный», «чудовищно бессердечный».

Особая жестокость означает причинение особых физических или психических мучений и страданий до убийства или в процессе при­чинения смерти: сожжение заживо, лишение пищи и воды, приме­нение мучительно действующего яда, убийство лица в присутствии близких и пр. В судебной практике подчеркивается, что понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении ви­новным особой жестокости.

Например, упомянутый пункт был вменен лицам, которые в те­чение нескольких часов объясняли потерпевшей, «за что и как» они будут убивать ее. Суд расценил такое моральное глумление над жертвой как признак особой жестокости.

Множественность прижизненных ранений сама по себе не сви­детельствует об особой жестокости - должен быть установлен пря­мой умысел виновного именно на особую жестокость. Если такой умысел установлен, но в силу разных причин отсутствовало субъек­тивное ощущение жертвой физических страданий и мучений, то вме­няется покушение на убийство с особой жестокостью.

Уничтожение или расчленение трупа с целью сокрытия преступ­ления не может быть основанием для квалификации убийства как совершенного с особой жестокостью, равно как и каннибализм ви­новного.

Наши рекомендации