Названия наук, разделов медицины
Начальные терминоэлементы | Конечные терминоэлементы |
Angi- сосуд | -logia (наука, раздел медицины, учение) |
Anthrop- человек | -iatria (наука о заболевании и его лечении) |
Arthr- сустав | -paedia (наука об исправлении дефектов) |
Cardi- сердце | |
Dermat-| derm- кожа | |
Gynec- женщина, женская половая система | |
Haemat-|haem- кровь | |
My- мышца | |
Stomat-| stom- рот, ротовая полость | |
Toxic-|tox- яд, отравляющее вещество | |
Paed- ребенок | |
Psych- душа, психика | |
Phthysi- туберкулез | |
Log- слово, речь |
1. Терминоэлемент –logia имеет значение «наука», «учение» применительно к любой отрасли науки, однако в нашем курсе мы будем рассматривать исключительно различные разделы клинической медицины. Термины с данным терминоэлементом обозначают в клинической медицине области медицины, изучающие этиологию, патогенез определенных заболеваний, методы их диагностики и лечения. Полезно запомнить определение часто встречающихся понятий «этиология» и «патогенез»:
· Этиология –причины возникновения болезни или патологического состояния.
2. Терминоэлемент –iatria, в отличие от терминоэлемента –therapia, обозначает не просто «лечение», а область медицины, занимающуюся вопросами лечения определенных заболеваний. Например, фониатрия— раздел оториноларингологии, посвященный вопросам лечения нарушений функции голосового аппарата.
3. Конечный терминоэлемент –paedia имеет два значения: первое значение «ребенок, детский» употребляется достаточно редко, основное значение этого термина не имеет отношения к понятию «детский» и обозначает «обучение, исправление дефектов». Обычно, это раздел медицины, занимающийся исправлением каких-либо дефектов, например: logopaedia – отрасль медицины, занимающаяся исправлением речевых расстройств (как у взрослых, так и у детей).
Названия методов обследования человека
Начальные терминоэлементы | Конечные терминоэлементы |
Bronch- бронх | -metria (измерение) |
Cyst- мочевой пузырь | -scopia (инструментальное исследование внутренней оболочки органа) |
Cholecyst- желчный пузырь | -graphia (1. рентгеновское исследование органа; 2. ЭКГ – запись электрических биопотенциалов сердца, ЭЭГ – эапись электрических боипотенциалов головного мозга; 3. myelographia – рентгеновское исследование спинного мозга или исследование клеток костного мозга) |
Encephal- головной мозг | |
Gastr- желудок | |
Laryng- гортань | |
Myel- спинной мозг, костный мозг | |
Ot- ухо | |
Pharyng- глотка | |
Phleb- вена | |
Rhin- нос |
1. Терминоэлемент –graphia, в большинстве случаев, обозначает рентгенологическое исследование (phlebographia – рентгенологическое исследование вен), однако, он может обозначать и нерентгенологический метод исследования (electroencephalographia – графическая регистрация биопотенциалов мозга), а также «относящийся к письму» (dysgraphia – расстройство письма).
2. Терминоэлемент -gramma образует смысловую пару с терминоэлементом -graphia и обозначает, в большинстве случаев, «рентгенограмму», а также графическое изображение результатов исследования (audiogramma – кривая, отображающая нарушения слуха).
3. Терминоэлемент -scopia обозначает визуальное обследование, осмотр с помощью каких-либо инструментов или, для исследования внутренних органов, специальных эндоскопов (gastroscopia – исследование желудка с помощью гастроскопа, angioscopia – осмотр внутренней стенки сосуда с помощью эндоскопа). Эндоскоп – это оптический прибор с осветительным устройством для визуального исследования полостей тела, который вводят через естественные или искусственные отверстия.
4. Аппараты, приборы для проведения «скопии» называются «скопами», например: arthroscop – эндоскоп для осмотра полости сустава.
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1. Укажите значение терминов, обозначающих различные области медицины, при необходимости воспользуйтесь словарем:
аллергология, дерматология, анестезиология, гастроэнтерология, наркология, гематология, геронтология, гинекология, кардиология, проктология, невропатология, нефрология, онкология, офтальмология, герниология, оториноларингология, патология, психопатология, пульмонология, танатология, урология, флебология, ангиология, артрология, гепатология, тератология
Упражнение 2. Проанализируйте термины по составу, укажите значение терминов:
angiographia, encephalometria, cholecystographia, metrographia, phlebogramma, rhinoscopia, cystoscopia, craniographia, angioscopia, stomatoscopia, angiocardiographia, cardiometria, otoscopia, cystographia, pharyngoscopia.
Упражнение 3. Образуйте термины с общим конечным терминоэлементом, укажите их значение:
1. –graphia (a-, dys-, cyst-, angio-, aorto-, phlebo-,gastro-, cranio-, hystero-, cholecysto-, angiocardio-)
2. –gramma (haemo-, audi-, phlebo-, cardio-, electro/encephalo-)
3. –metria (oculo-, cysto-, calori-, cephalo-)
4. –scopia (rhino-, endo-, angio-, cysto-, broncho-, gastro-, thoraco-, duodeno-, laryngo-, gastro/duodeno-)
Упражнение 4. Напишите термины на латинском языке, объясните значение терминов:
гастродуоденоскопия, флебография, остеометрия, цистометрия, риноскопия, артроскоп, дисграфия, томография, бронхоскопия.
Упражнение 5. Образуйте термины со следующим значением:
1) общее название расстройств письма;
2) аномалия развития: отсутствие мочевого пузыря;
3) рентгенограмма сердца и сосудов;
4) рентгенографическое исследование сустава;
5) осмотр полости носа;
6) рентгенография черепа;
7) осмотр внутренней поверхности желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью эндоскопа;
8) осмотр внутренней поверхности мочевого пузыря с помощью эндоскопа;
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие методы исследования обозначает терминоэлемент “-graphia”?
2. Какая смысловая разница между терминоэлементами “-graphia” и
“-gramma”?
3. Какой вид обследования обозначает терминоэлемент “-scopia”?
4. Какая разница между терминами vasographia и angiographia, phlebographia и venographia?
Терминоэлементы, обозначающие названия хирургических и нехирургических методов лечения. | Занятие |
Задачи учебного занятия
В данном занятии Вы должны:
выучить корневые и конечные терминоэлементы данного занятия, знать терминоэлементы, обозначающие хирургические вмешательства и манипуляции;
12.1. Выучите следующие терминоэлементы: