Зачет по анатомической и фармацевтической терминологии
1. Установите соответствие в словарной форме существительных:
1. facies, ei A. Masculinum
2. caput, itis B. femininum
3. foramen, inis C. neutrum
4. musculus, i
2. Установите соответствие в Nom.Sing.
1. regio, f A. zygomaticae
2. os, n B. zygomatici
3. arcus, m C. zygomaticum
D. zygomatica
E. zygomaticus
3. Окончание существительного “labium” в термине “уздечка губы” – frenulum labi…
1) -ae
2) -i
3) –us
4. Окончание в родительном падеже термина “cornu”:
1) -is
2) -us
3) –ae
5. Окончание существительного “dens” в термине “корень зуба” – radix dent…:
1) -ae
2) -is
3) –i
6. существительное “ligamentum” относится к:
1) женскому роду
2) мужскому роду
3) среднему роду
Найдите перевод термина: «infusum Valerianae»
а) корень валерианы
б) корневище валерианы
в) настойка валерианы
г) экстракт валерианы
д) настой валерианы
8. Выберите эквивалент:
1. алтей a) Rheum, i, n
2. пустырник b) Mentha, ae, f
3. ромашка c) Digitalis, is, f
4. мята d) Chamomilla, ae, f
5. ноготки e) Belladonna, ae, f
6. наперстянка i) Leonurus, i, m
7. ревень k) Althaea, ae, f
8. красавка l) Calendula, ae, f
9. Допишите суффиксы в названиях кислот:
1. Acidum arsenic…um –мышьяковая кислота
2. Acidum nitr…um – азотная кислота
3. Acidum sulfur…um – сернистая кислота
4. Acidum acetylsalicyl…um – ацетилсалициловая кислота
5. Acidum hydrofluor…um – фтористоводородная кислота
10. Допишите названия анионов:
1. Natrii (сульфат)
2. Natrii (сульфит)
3. Ferri (лактат)
4. Barii (сульфид)
11. Допишите названия оксидов:
1. водорода (peroxydum)
2. свинца (oxydum)
3. бора (hydroxydum)
4. цинка (oxydum)
5. магния (peroxydum)
12. Допишите окончания в рецептах:
1) Recipe: Tabulett… Aethaperazin… obduct… numero 10
Da. Signa:
2)Recipe: Iod… 0,05
Kali… iodid… 0,3
Glycerin… 50,0
Ole…Menth… piperit… gutt… III
Misce. Da. Signa.
13. Переведите на латинский язык:
1. отвар коры дуба
2. настойка пустырника
3. сироп алтея
4. настой травы наперстянки
5. укропная вода
6. концентрированный раствор перекиси водорода
14. Отметьте ударные слоги (из выделенных):
1. uvicus
2. stramonium
3. intestinum
4. amylaceus
15. Определеите склонение существительных:
1. Frangula
2. pulmo
3. facies
4. Juniperus
5. fructus
6. genu
16. Выберите правильный перевод рецептурной формулировки "выдай в таблетках, покрытых оболочкой:
1) da in tabulettis
2) da in tabulettis obductis
3) recipe in tabulettis
17. Укажите правильный вариант полной записи формулировки "D.t.d.N.20":
1) Da tales doses numero 20
2) Da tales doses Numero 20
3) Da tale doses numero 20
18. Укажите правильный вариант записи рецептурной строки
Возьми: Хинозола
борной кислоты по 0,2
1) Recipe: Chinosoli
Acidi borici ana 0,2
2) Recipe: Chinosoli
Acidi Вorici ad 0,2
3) Recipe: Chinosoli
Acidum boricum ana 0,2
19. Укажите правильный вариант записи рецептурной строки: Возьми: Гидрохлорида Хинина 3,0
1) Recipe: Chinini hydrochloridum 3,0
2) Recipe: Chinini hydrochloridi 3,0
3) Recipe: Сhininum hydrochloridi 3,0
20. Выберите соответствующий признак для термина "Magnesii subcarbonas"
1) оксид
2) соль
3) кислота
Клиническая терминология. Состав слова. Важнейшие греческие и латинские приставки | Занятие |
Задачи учебного занятия
В данном занятии Вы должны:
1) получить представление о клинической терминологии, изучить важнейшие греческие и латинские приставки.
Клиническая терминология
Понятие «клиническая терминология» (номенклатура) включает в себя обширный комплекс терминосистем, обслуживающих ту область медико-биологических знаний, которая включает весь круг вопросов, относящихся к больному организму (наименование патологический процессов и состояний, методы обследования и диагностики, медицинские манипуляции и хирургического вмешательства, приборов и инструментов и т.д.).
Клиническая терминология особо богата терминами, образованными при помощи словообразовательных конструкций на основе греко-латинских корневых основ и словообразовательных элементов. Среди них преобладают греческие форманты. Слова греческого происхождения являются терминологическим фундаментом для всех клинических дисциплин.
Терминоэлементы, как правило, занимают постоянное место в структуре термина. Можно выделить:
a. Корневые (начальные) ТЭ: nephritis.
b. Конечные ТЭ: nephralgia.
c. Префиксы, полупрефиксы: abulia.
10.2. Важнейшие греческие и латинские приставки:
Греческая приставка | Значение | |||
a-, an- (перед гласным) | не, без, отсутствие, отрицание, невозможность | |||
dys- | расстройство, нарушение функций, затруднение | |||
hyper- | над, сверх, превышение уровня, нормы | |||
hypo- | под, ниже, понижение уровня или нормы | |||
syn-, sym- (перед b, p) | с, вместе, соединение, сращение, совместное действие | |||
endo- | внутри, внутренний | |||
intra- (лат) | внутри | |||
par(а)- | 1. около, вблизи 2. отступление, отклонение от чего-либо (похожее на что-то, но имеющее отклонение) | |||
supra-; super-(лат.) | над, вверху | |||
Epi- | над, сверх | |||
pan- | весь, все; охватывающий всё в целом | |||
peri- | вокруг, снаружи | |||
extra- (лат) | вне, снаружи | |||
exo- | вне, снаружи, внешний наружный (экзогенный) | |||
inter- (лат) | между | |||
sub-(лат) | под, немного ниже | |||
infra- | под, ниже (глубже) | |||
anti- | против | |||
de-, des- (лат) | удаление, уничтожение, избавление | |||
re- (лат) | возврат, повторение | |||
trans-(лат) | через, чрес, пере- | |||
meta- | переход, изменение | |||
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1. Проанализируйте термины по составу, укажите значение приставок:
endophthalmītis, perisalpingītis, pericolpītis, panaortītis, paraproctītis, periduodenītis, endarteriītis, hyperinsulinaemia, apathia, hyposialia, hyperpathia, intracranialis, antirabicus, infraorbitalis, dyskinesia, desinsectio, metamorphosis, endocardium.
Упражнение 2. Напишите термины на латинском языке, объясните значение приставок:
параметрит, перинефрит, эндометрит, периартериит, атония, панбронхит, перихолецистит, парафлебит, перилимфангиит, гипохолестеринемия, гиперкальциемия, апатия, асистолия, десквамация, регургитация, панкардит, экстраверт, дисбаланс.
Упражнение 3. Образуйте термины со следующим значением (добавьте приставку):
1) воспаление околопочечной клетчатки: _____nephritis
2) аномалия развития: отсутствие спинного мозга: ___myelia
3) воспаление внутренней оболочки аорты: _____aortitis
4) отсутствие тонуса мышц: ____tonia
5) воспаление всех тканей и оболочек глазного яблока: ___ophthalmitis
6) повышенное артериальное давление: ______ tension
7) повторное введение вакцины: ____vaccinatio
8) внутримышечный: ______muscularis
Терминоэлементы, обозначающие названия наук и методов обследования. Греко-латинские дублеты | Занятие |
Задачи учебного занятия
В данном занятии Вы должны:
1) получить представление о клинической терминологии, об однословных клинических терминах, образованных из греческих терминоэлементов, о понятии «терминоэлемент», о типах терминоэлементов;
2) выучить корневые и конечные терминоэлементы данного занятия, знать терминоэлементы, обозначающие названия разделов медицины, методов исследования.