Чтение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка.
Буква | A a | произносится как звук [а]. |
Буква | B b | произносится как звук [б]. |
Буква | D d | произносится как звук [д]. |
Буква | E e | произносится как звук [э]. |
Буква | F f | произносится как звук [ф]. |
Буква | G g | произносится как звук [г]. |
Буква | K k | произносится как звук [к]. |
Буква | M m | произносится как звук [м]. |
Буква | N n | произносится как звук [н]. |
Буква | O o | произносится как звук [о]. |
Буква | P p | произносится как звук [п]. |
Буква | R r | произносится как звук [р]. |
Буква | S s | произносится как звук [с]. |
Буква | T t | произносится как звук [т]. |
Буква | U u | произносится как звук [у]. |
Буква Буква | V v Y y | произносится как звук [в]. произносится как звук [и]. |
Например: abdómen произносится как [абдомэн] – живот;
apertúraпроизносится как [апэртура] – апертура;
forámenпроизносится как [форамэн] – отверстие;
gútta произносится как [гутта] – капля;
gýrus произносится как [гирус] – извилина;
vértebraпроизносится как [вэртэбра] – позвонок.
Особенности произношения некоторых гласных и согласных
1. Буква L l
Буква L l читается всегда мягко как [ль].
Например: ála [аля] – крыло;
pálma [пальма] – ладонь.
2. Буква C c
Буква C c читается как русское [к]перед гласными а, о, u,а также перед согласным и в конце слова.
Например: cránium [краниум] – череп;
lac [ляк] – молоко;
cáput [капут] – голова;
cósta [коста] – ребро;
trúncus [трункус] – ствол.
Буква C c читается как русский звук [ц]перед гласными e, i, y и перед буквосочетаниями ae, oe, которые произносятся как русский гласный звук [э].
Например: cérebrum [цэрэбрум] – головной мозг;
ócciput [окципут] – затылок;
os coccýgis [ос кокцигис] – копчиковая кость;
caécus [цэкус] – слепой;
coerúleus [цэрулеус] – синий.
3. Буква I i
Буква I i читается как русский звук [и].
Например: intestínum [интэстинум] – кишка.
Если буква I i стоит перед гласным a, e, o, u и составляет с ним один слог, то она произносится как русское [й].
Например: ieiúnum [еюнум] – тощая кишка.
В таких случаях в словах латинского происхождения можно использовать букву [J j].
Например: jejúnum [еюнум] – тощая кишка.
Буква J jне пишется в словах греческого происхождения.
4. Буква H h
Буква H h читается как белорусская буква [г] или немецкая буква [h].
Например: hépar [гэпар] – печень.
5. Буква S s
Буква S s читается как русский звук [с] в начале слова и, если после неё нет гласного звука.
Например: súlcus [сулькус] – борозда;
gáster [гастэр] – желудок.
Сочетание – ss –читается как русское [сс].
Например: fóssa [фосса] – ямка (удлинённой формы).
Буква s между гласными читается звонко как русский звук [з].
Например: básis [базис] – основание.
Традиционно буква s читается как [з]и в сочетаниях – sn -, -sm -.
Например: platýsma [плятизма] – подкожная мышца шеи.
6. Буква X x
Буква X x читается как сочетание русских звуков [кс].
Например: áxis [аксис] – ось.
7. Буква Z z
Буква Z z в словах греческого происхождения читается как звук [з].
Например: zygomáticus [зигоматикус] – скуловой.
В словах негреческого происхождения читается как звук [ц].
Например: Zíncum [цинкум] – цинк.
Д Ифтонги au, eu, ae, oe
Сочетание слогового гласного а, е с неслоговым u называется дифтонгом. Дифтонг образует один слог, поэтому u произносится как белорусское [ў].
Например: áuris [аўрис] – ухо;
pneumonía [пнэўмониа] – пневмония.
Сочетания ае, ое произносятся как русский гласный [э],поэтому их условно называют дифтонгами.
Например: cóstae [костэ] – рёбра;
oedéma [эдэма] – отёк.
Если в сочетаниях ае, ое над е стоят две точки, то эти буквы читаются раздельно.
Например: áёr [аэр] – воздух;
dýspnoё [диспноэ] – одышка.
Произношение буквосочетаний
1. Буквосочетание qu
Буквосочетание qu перед гласным звуком читается как [кв].
Например: squáma [сквама] – чешуя;
oblíquus [обликвус] – косой.
2. Буквосочетание ngu
Буквосочетание ngu перед гласным звуком читается как [нгв].
Например: língua [лингва] – язык.
Буквосочетание ngu перед согласным звуком читается как [нгу].
Например: língula [лингуля] – язычок.
3. Буквосочетание ti
Буквосочетание ti перед согласным звуком читается как [ти].
Например: tíbia [тибиа] – большеберцовая кость;
cútis [кутис] – кожа.
Если сочетание ti стоит перед гласным звуком, то оно читается как [ци].
Например: articulátio [артикуляцио] – сустав;
spátium [спациум] – пространство.
Если сочетание ti стоит перед гласным, но ему предшествует s или х, то это сочетание читается как [ти].
Например: óstium [остиум] – устье;
míxtio [микстио] – смесь.
4. Буквосочетания ch, ph, th, rh
Буквосочетание | ch | произносится как русский звук [х]. |
Буквосочетание | ph | произносится как русский звук [ф]. |
Буквосочетание | th | произносится как русский звук [т]. |
Буквосочетание | rh | произносится как русский звук [р]. |
Например: núcha [нуха] – выя;
phárynx [фаринкс] – глотка;
thórax [торакс] – грудная клетка;
rhizóma [ризома] – корневище.
N.B!Данные буквосочетания встречаются, в основном, в словах греческого происхождения.
1.5. Контрольные вопросы
1. Сколько букв в латинском алфавите? Прочитайте алфавит.
2. Назовите гласные и согласные буквы.
3. Назовите гласные звуки. Как они произносятся?
4. Какие особенности в чтении имеют следующие буквы: L l, H h, C c, I i, S s, X x, Z z?
Лексический минимум
ana – по, поровну
caput, it is, n – голова
gutta, ae, f – капля
unguentum, i, n – мазь
lac, lactis, n – молоко
dosis, is, f – доза
aqua, ae, f – вода
herba, ae, f – трава
cystis, is, f – мочевой пузырь
radix, icis, f – корень
hepar, atis, n – печень
acetum, i, n – уксус
os, ossis, n – кость
solutio, onis, f – раствор
thorax, acis, m – грудная клетка
costa, ae, f – ребро
Eucalyptus, i, f – эвкалипт
Rheum, i, n – ревень
Althaea, ae, f – алтей, проскурняк
Aloё, es, f – алоэ, столетник
Упражнения
Упражнение 1. Прочтите вслух:
Vértebra (позвонок), dórsum (спина), distális (дистальный), intérnus (внутренний), médius (средний), séptum (перегородка), abdómen (живот), aórta (аорта), apertúra (апертура), nérvus (нерв), artéria (артерия), fémur (бедро), brévis (короткий), meátus (ход), fíbra (волокно), forámen (отверстие), rotúndus (круглый), ovális (овальный), fúndus (дно), ligaméntum (связка), mánus (кисть руки), mémbrum (конечность), nódus (узел), órbita (глазница), uterínus (маточный), vómer (сошник), orbitális (глазничный), parietális (теменной).
Упражнение 2. Прочтите, обращая внимание на произношение l:
Ála (крыло), álbus (белый), alvéolus (альвеола), úlna (локтевая кость), úvula (язычок), pélvis (таз), búlbus (луковица), fílum (нить), glándula (железа), fíbula (малоберцовая кость), lábium laterále (латеральная губа), lámina (пластинка), lens (хрусталик), lóbulus (долька), lúnula (луночка), medúlla oblongáta (продолговатый мозг), pálma (ладонь), papílla (сосочек), púlmo (лёгкое), púlvis (порошок), tabulétta (таблетка), semilunáris (полулунный).
Упражнение 3. Прочтите, объясните произношение c и cc:
a) Сóllum (шея), cáput (голова), trúncus (ствол), árcus (дуга), buccális (щёчный), cávum cránii (полость черепа), colúmna (столб), córnea (роговица), crísta (гребень), dúctus (проток), córnu (рог), plíca (складка), cardíacus (сердечный), súccus (сок), cónicus (конусовидный), secretórius (секреторный), médicus (врач), clavícula (ключица), oculáris (глазной);
b) menísci (мениски), cérebrum (головной мозг), fácies (поверхность), célla (клетка), céntrum (центр), cýstis (пузырь), cylínder (цилиндр), fáscia (фасция), nutrícius (питательный), placénta (плацента), scéleton (скелет), cýtus (клетка), acetábulum (вертлужная впадина);
c) súlci paracólici (околоободочнокишечные борозды), os coccýgis (копчик), occipitális (затылочный), trúncus celíacus (чревный ствол), músculi coccygéi (копчиковые мышцы), ócciput (затылок).
Упражнение 4. Прочтите, объясните произношение i и j:
Májor (большой), juguláris (яремный), cílium (ресница), crínis (волос), fólium (лист), inférior (нижний), jejúnum (тощая кишка), iáter (греч.) (врач), íris (радужка), junctúra (соединение), júgulum (горло), urinárius (мочевой), rádii (лучи), tráctus iliotibiális (подвздошно-большеберцовый путь), diffícilis (трудный), iódum (греч.) (йод), Convallária majális (ландыш майский), júnctus (соединённый), júvans (вспомогательный).
Упражнение 5. Прочтите, обращая внимание на произношение g и h:
a) Gingíva (десна), glándula (железа), gástricus (желудочный), glómus
(клубок), gállus (петух), márgo (край), génu (колено);
b) hépar (печень), hílus (ворота), hyoídeus (подъязычный), húmerus
(плечевая кость), hámulus (крючочек), hiátus (щель), hómo (человек), húmor (влага), hypodérma (подкожная клетчатка), os hamátum (крючковидная кость), hérba (трава), hérnia (грыжа), hirúdo (пиявка), alcohólicus (спиртовой).
Упражнение 6. Прочтите, обращая внимание на произношение s и ss:
a) Dorsális (дорсальный), pes (стопа), súlcus (борозда), transvérsus (поперечный), meníscus (мениск), commissúra (спайка), compréssor (сжиматель), crus (голень), impréssio gástrica (желудочное вдавление), fissúra (щель), crássum (толстая кишка), ósseus (костный);
b) incisúra (вырезка), mesentérium (брыжейка), mucósa (слизистая оболочка), vása vasórum (сосуды сосудов), infúsum (настой);
c) adipósus (жировой), serósus (серозный), globósus (шаровидный), dens incisívus (резец), pars spongiósa (губчатая часть), procéssus accessórius (добавочный отросток), fóssa dúctus venósi (ямка венозного протока), segméntum basále (основной сегмент), tuberósitas (бугристость), compósitus (сложный), násus (нос), cavernósus (пещеристый);
d) prísma (греч.) (призма), tonsílla (миндалина), karyoplásma (кариоплазма), cytoplásma (цитоплазма), platýsma (подкожная мышца шеи), organísmus (греч.) (организм).
Упражнение 7. Прочтите, обращая внимание на произношение y:
Amýgdala (миндалина), pterygoídeus (крыловидный), týmpanum (барабан), cóndylus (мыщелок), dáctylus (палец), embryológia (эмбриология), endomýsium (эндомизий), gýrus (извилина), pýramis (пирамида), myológia (миология), styloídeus (шиловидный), pars pylórica (привратниковая часть), spóndylos (позвонок), crystallisátus (кристаллический), cytológia (цитология), cályces (чашечки), hystéricus (истерический).
Упражнение 8. Прочтите, обращая внимание на произношение x и z:
a) Áxis (ось), déxter (правый), ápex (верхушка), axílla (подмышечная впадина), máximus (наибольший), lárynx (гортань), córtex (кора), extrémitas (окончание), índex (указатель), maxílla (верхняя челюсть), pléxus (сплетение), ptéryx (крыло), rádix (корень), sálpinx (маточная труба), símplex (простой), hélix (завиток), cóxa (бедро, таз);
b) os trapézium (трапециевидная кость), zygomáticus (скуловой), horizontális (горизонтальный), ázygos (непарный), vénae zygomáticae (скуловые вены), strátum zonále (поясной слой), zonuláris (поясковый), zoológia (зоология), Zíncum (цинк), zóster (пояс), zymóticus (бродящий), zýma (дрожжи).
Упражнение 9. Прочтите, обращая внимание на произношение: ae, oe, au, eu:
а) Peronáeus (малоберцовый), caerúleus (синий), háema (кровь), incisúrae (вырезки), líneae transvérsae (поперечные линии), máculae (пятна), límbus córneae (край роговицы), rúgae (складки), vénae cávae (полые вены), spínae (ости), régio glutáea (ягодичная область), túnica vesícae félleae (оболочка желчного пузыря), aegrótus (больной), emplástrum adhaesívum (липкий пластырь), dens praemoláris (малый коренной зуб);
b) oedéma (отёк), roentgenográmma (рентгенограмма), fóetidus (зловонный), oecológia (экология), amóeba (амёба);
c) áuris (ухо), fáuces (зев), autonómicus (автономный), cáuda (хвост), háustrum (расширение), áuctor (автор), cáusa (причина), auriculáris (ушной);
d) aponeurósis (апоневроз), paraneurális (параневральный), neuroblástus (нейробласт), pleurális (плевральный), aneurýsma (аневризма), pléura (плeвра), Eucalýptus (эвкалипт), neuróma (неврома), os pneumáticum (воздухоносная кость), néuter (средний);
e) áёr (воздух), aёrosólum (аэрозоль), uropoёticus (мочеобразующий), poёta (создатель), liniméntum Áloёs (линимент алоэ).
Упражнение 10. Прочтите, объясните произношение qu и ngu:
a) Aquaedúctus (водопровод), oblíquus (косой), líquor (жидкость), lóbus quadrátus hépatis (квадратная доля печени), squamósus (чешуйчатый), os tríquetrum (трёхгранная кость), pars squamósa (чешуйчатая часть), squáma (чешуя), quádriceps (четырёхглавый), quínque (пять), áqua (вода), acquisítus (приобретённый);
b) sánguifer (кровеносный), únguis (ноготь), unguális (ногтевой), unguéntum (мазь), linguális (язычный), ínguen (пах), inguinális (паховый), languitúdo (вялость);
c) angulus (угол), cíngulum (пояс), singuláris (единственный), úngula (копыто).
Упражнение 11. Прочтите, обращая внимание на произношение ti:
а) Ópticus (зрительный), palatínus (нёбный), cartilágo (хрящ), tíbia (большеберцовая кость), montículus (холмик), acústicus (слуховой), rétina (сетчатка), caróticus (сонный), táctilis (осязательный), fontículus (родничок), pectinátus (гребенчатый);
b) аbdúctio (отведение), articulátio (сустав), bifurcátio (бифуркация), eminéntia (возвышение), excavátio (впадина), inclinátio (наклон), parodóntium (пародонт), protuberántia (выступ), respirátio (дыхание), séctio (разрез), spátium (пространство), substántia (вещество), terminatiónes (окончания), tértius (третий), solútio (раствор), distántia (расстояние);
e) míxtio (смешивание), suggéstio (внушение), digéstio (пищеварение), óstium (устье), angústia (сужение), combústio (ожог).
Упражнение 12. Прочтите, обращая внимание на чтение ch, ph, th, rh:
a) Arachnoídeus (паутинный), bráchium (плечо), cóncha (раковина), trachéa et brónchi (трахея и бронхи), hypochóndrium (подреберье), ischiádicus (седалищный), órchis (яичко), chirúrgicus (хирургический), núcha (выя), parénchyma (паренхима), cóchlea (улитка), synchondrósis (синхондроз), trochánter (вертел), chórda (струна), stómachus (желудок), chárta (бумага);
b) encéphalon (головной мозг), oesóphagus (пищевод), phárynx (глотка), phálanx (фаланга), diaphrágma (диафрагма), hemisphérium (полушарие), hypóphysis (гипофиз), nódus lympháticus (лимфатический узел), sphenoidális (клиновидный), saphénus (подкожный), sphíncter (сфинктер), sýmphysis (симфиз);
c) cánthus (угол глаза), glándula thyreoídea (щитовидная железа), ethmoidális (решётчатый), thórax (грудная клетка), endothélium (эндотелий), hypothálamus (гипоталамус), arthron (сустав), labyrínthus (лабиринт), thorácicus (грудной), synarthrósis (синартроз), Menthólum (ментол), ophthálmicus (глазной), isthmus (перешеек);
d) rhombencéphalon (ромбовидный мозг), karyorrhéxis (распад клеточного ядра), rheumatísmus (ревматизм), rháphe (шов), rhinális (носовой), rhizóma (корневище).
Упражнение 13. Прочтите, обращая внимание на произношение:
Thorácicus (грудной), scaphoídeus (ладьевидный), dysphasía (дисфазия), ethmoidális (решётчатый), cryotherapía (криотерапия), hypertróphicus (гипертрофический), gastrorrhagía (гастрорагия), thyreoídeus (щитовидный), pneumothórax (пневмоторакс), haemophilía (гемофилия), phlebographía (флебография), hypaesthesía (гипестезия), epíphysis (эпифиз), metathálamus (метаталамус), labyrinthus (лабиринт), encéphalon (головной мозг), cochleáris (улиточный), thanatophobía (танатофобия), brónchus (бронх), pyothórax (пиоторакс), myasthenía (миастения), brachiális (плечевой), oesóphagus (пищевод), logopathía (логопатия), thýmus (вилочковая железа), cardiotherapía (кардиотерапия), cirrhósis (цирроз), emphyséma (эмфизема), atrichía (атрихия), íschius (седалищная кость).
Упражнение 14.Напишите латинскими буквами слова, данные в русской транскрипции
люкс квантус акустикус цэлюля фауна
зона тэниа (дифтонг) мэнзис пакс ахениум (диграф)
фруктус максилля альтэа (диграф и дифтонг) ваза амигдаля (греч.) исхэмия (диграф и дифтонг) цинкум интестинум эквалис (дифтонг) фэникулюм (дифтонг)
Задания для уяснения темы занятия
Дополните
1. Латинский алфавит состоит из ….. букв.
2. Латинские согласные перед буквой «е» не ….. .
3. Чаще всего допускаются ошибки в чтении слов, в которых одна и та же буква «с» читается то как русская ….., то как русская …. .
4. Какой латинской буквой передается на письме русский звук «й»?
5. В словах какого происхождения пишется в основном буква «z»?
6. Почему французы называют букву …. «игрек»?
7. Звук «ф» в словах латинского происхождения передается буквой …. .
8. Буква «j» не пишется в словах, заимствованных из ….. языка.
9. Русские звуки «я, ю, е, ё» на письме передаются буквосочетаниями: ____ , _____ , _____, ____ .
10. Буква «L, l» в латинских словах произносится ….. .
11. В латинских словах нельзя писать cv, kv, qv. Сочетание «кв» всегда передается на письме сочетанием двух букв ….. .
12. Что такое дифтонг?
13. Сколько дифтонгов в латинском языке? Как они произносятся?
14. Как произносятся сочетания qu, ngu, ti? Приведите примеры.
15. Как произносятся буквосочетания ch, ph, th, rh? Приведите примеры.
Отметьте правильный ответ
1. Буква «С» произносится как русское «ц» перед
а) гласными e, i, y
б) дифтонгами ае, ое
в) гласными e, i, y и дифтонгами ае, ое
г) гласными a, o, u и дифтонгами ae, oe
2. Буква «С» произносится как русское «к»
а) перед a, o, u
б) перед а, о
в) в конце слова
г) перед согласными
д) перед a, o, u согласными и в конце слова
3. Звук «Э» на письме передается латинским гласным
а) е и дифтонгом ое
б) е
в) е и дифтонгами ое, ае
г) е и дифтонгом ае
4. Согласная «G» в латинских словах произносится как
а) украинское «г»
б) русское «г»
в) немецкий «h»
5. Буква «S» произносится как русское «з»
а) между гласными
б) между гласными и согласными «m, n»
в) между гласными, а также при удвоенной «s»
г) между гласными, между гласными и согласными «m, n»
6. Буква «s» произносится как русское «с»
а) в начале и в конце слова
б) в начале и в конце слова, до и после согласной
в) в начале и в конце слолва, до и после согласной, при удвоенной «s»
г) при удвоенной «s»
7. Буква «Z» произносится как русское «ц» в слове
а) Leuzea
б) Rhizoma
в) Schizandra
г) Nozepamum
д) Influenza
8. Звукосочетание «кс» графически обозначается
а) cs
б) ks
в) x
г) gs
д) qs
Фонетика. Правила постановки ударения. | Занятие |
Значение изучения темы: для того, чтобы сознательно и грамотно пользоваться терминами, необходимо приобрести на занятиях по латинскому языку соответствующие знания и умения: правильно произносить латинские термины.
Цель занятия: на основе теоретических знаний и практических умений изучить правила ударения, читать латинские слова, выделяя в произношении ударный слог.
Деление слова на слоги
Перед постановкой ударения нужно разбить слово на слоги, учитывая что:
1) количество слогов равно числу гласных в слове;
2) слоги принято считать от конца слова;
3) дифтонги образуют один слог.
Например:
ar- | te- | ri- | a | glu- | tae- | us | squa- | mo- | sus |
2.2 Правила ударения. Ударность (Долгота) и безударность (краткость) предпоследнего (второго) слога
При постановке ударения следует помнить, что:
1. Ударение никогда не падает на последний слог.
2. Оно может падать или на предпоследний, или на третий слог от конца.
3. Постановка ударения зависит от длительности предпоследнего слога. Если предпоследний слог долгий, то ударение падает на него, а если краткий – ударение падает на третий слог от конца.
1) второй слог ударный, если он долгий. Графически долгота второго слога обозначается прямой чёрточкой [ – ] над гласным второго слога.
Например: pylōrus – привратник; |
2) третий слог ударный, если второй слог краткий. Графически краткость второго слога обозначается скобкой [ ﬞ ] над гласным второго слога.
Например: skelěton – скелет. |
В следующих случаях Вы должны уметь самостоятельно, без знаков долготы и краткости, определить ударность второго слога.
Правила | Примеры | |
Предпоследний | 1. если он содержит дифтонг. | di- ae- ta gan- grae- na |
(второй) слог ударный | 2. если его гласный стоит перед двумя и более согласными, а также буквами x и z. | li- ga- men-tum se- me- stris ref- le- xus ory- za |
3. если он содержит ударный (долгий) суффикс: -al-, -ar-, -at-, -ur-. | me-di- a- lis di-gi- ta- tus fib- ro- sus | |
Предпоследний (второй) | 1. если его гласный стоит перед следующим гласным. | ar- te- ri- a su- pe- ri- or |
слог безударный | 2. если его гласный стоит перед сочетаниями: br, dr. | ver- te- bra E-phe-dra |
3. если его гласный стоит перед диграфами ch, ph, th, rh. | sto- ma- chus mo- no- li- thus | |
4. если он содержит безударный (краткий) суффикс: -ic-, -ol-, -ul-. | tho- ra- ci- cus fo- ve- o- la lin- gu- la tu-ber-cu- lum |
Примечание:
1) в существительном retĭna –сетчаткасуффикс -in- безударный (краткий).
2) в фармацевтической терминологии суффикс -ol- ударный: Dibazólum – дибазол, Synoestrólum – синэстрол.
3) суффикс -ic- у существительных vesīca (пузырь), Urtīca (крапива), Hyperīcum (зверобой) – ударный (долгий).