Определение содержания миоглобина.
Наряду с ферментами в кровь выделяются и другие субстраты из погибающих миоцитов. В клинической практике используют определение уровня в крови и моче миоглобина — белка, содержащегося лишь в миокарде и скелетных мышцах.
При инфаркте миокарда уровень миоглобина в сыворотке крови повышается уже через 2 ч после появления болей и достигает максимума через 4 ч от начала приступа, опережая гиперферментемию.
Другими причинами миоглобинемии могут быть болезни и травмы скелетных мышц, алкоголизм, почечная недостаточность, большая физическая нагрузка.
Внутримышечные инъекции не сопровождаются повышением уровня миоглобина в крови.
Будучи ранним признаком некроза миокарда, этот показатель уступает по специфичности определению активности MB КФК.
Миоглобинурия на 2—3 ч отстает от повышения уровня миоглобина в крови [Руда М.Я., Зыско А.П., 1981].
Чувствительным и высокоспецифичным является определение уровня в крови миокардиальных тропонинов Iи Т (регулирующих наряду с тропонином С процесс сокращения в поперечнополосатых мышцах).
Этот показатель характеризует некроз миокарда, в том числе и при инфаркте миокарда без зубца Q.
Уровень миокардиальных тропонинов I и Т растет в крови с первых часов инфаркта миокарда и достигает пика примерно через сутки.
В отличие от МВ-фракции КФК этот показатель более долговечен и может использоваться для подтверждения инфаркта миокарда до 5—10 (тропонин I) и даже 5—15 (тропонин Т) дней.
На уровень, продолжительность и быстроту достижения максимальных значений маркеров некроза миокарда в большой степени влияет эффективный тромболизис (в том числе, разумеется, и спонтанный), который, в частности, может сопровождаться их более ранним появлением в крови.
Высокая кардиоспецифичность тропонинов Y и T и повышение их уровня в крови даже при крайне малых объемах некротизированного миокарда делают их роль в диагностике инфаркта миокарда без зубца Q во многих случаях решающей.
Казалось бы, дифференциальный диагноз между «самым тяжелым» приступом стенокардии и «самым легким» инфарктом миокарда может не иметь существенного практического значения.
Однако в ряде исследований показано, что при остром коронарном синдроме повышение уровня тропонинов ухудшает прогноз.
Как обязательное звено стрессорной реакции происходит повышение содержания в крови кортизола и катехоламинов в острейшем и остром периоде инфаркта миокарда.
Выброс катехоламинов в первые часы инфаркта миокарда может сопровождаться гипергликемией и глюкозурией, причем эти показатели становятся нормальными на 2—3 сут. или еще ранее.
Показателем связи гипергликемии с сахарным диабетом является повышенное содержание в крови гликолизированного гемоглобина.
При его нормальном уровне гипергликемия обусловлена собственно инфарктом миокарда. Инфаркт миокарда может обострять течение сахарного диабета.
Поскольку катехоламины являются мощным липолитическим фактором, происходит повышение уровня свободных (неэстерифицированных) жирных кислот в крови.
Существует мнение об аритмогенном действии свободных жирных кислот, вследствие чего их определение может приобрести клиническое значение.
Другие изменения спектра липидов характеризуются временным снижением концентрации в крови холестерина и липопротеинов высокой плотности со вторых суток инфаркта миокарда.
Соответственно у больных, госпитализированных позже первых суток, определение липидного спектра для решения о медикаментозной терапии с целью снижения уровня гиперлипидемии обычно проводят спустя 6—8 нед. после возникновения инфаркта миокарда.
Изменения в свертывающей и противосвертывающей системе крови в остром периоде инфаркта миокарда характеризуются снижением фибринолитической активности крови, повышением агрегации тромбоцитов, уровня VIII и X факторов коагуляции, активности антиурокиназы и антиплазмина, а также снижением активности активатора плазминогена.
У небольшого числа больных возникает требующая коррекции гипокалиемия, которая может быть не связана с массивным назначением диуретиков.
Однако до настоящего времени нет ясности в происхождении этих сдвигов: возникают они в предынфарктном периоде, способствуя тромбозу коронарных артерий, или же являются частью метаболических сдвигов вследствие самого инфаркта миокарда.
Из обычно определяемых биохимических показателей у небольшой части больных в первые дни может отмечаться умеренное повышение азотистых шлаков (остаточный азот, в меньшей степени креатинин) в крови.
Основной причиной азотемии является кардиогенный шок с олигоурией, но могут иметь значение также резкая застойная недостаточность кровообращения (без шока) и выход в сосудистое русло богатых азотом соединений из разрушающегося участка миокарда.
При инфаркте миокарда изменяется содержание некоторых микроэлементов в сыворотке крови: возрастает уровень меди и никеля (параллельно динамике, в первые сутки заболевания снижается концентрация цинка, железа и магния.