С целью предупреждения случаев утопления
НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ:
Не заходить в воду, не умея плавать. Купаться только в хорошо знакомых местах. Нельзя купаться вблизи водосбросов, шлюзов, пристаней, мостов, водоворотов, в местах скопления водорослей, вблизи плавсредств.
Нельзя резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема пищи, в состоянии утомления.
Запрещается прыгать в воду в незнакомых местах, проводить игры, сопровождаемые захватами. Запрещается оставлять детей без присмотра взрослых. Нельзя долго находиться в холодной воде. Нельзя купаться во время шторма или грозы.
Длительное пребывание человека в воде может вызвать непроизвольное болезненное сокращение мышц, которое называется судорогой. Чаще всего судороги охватывают икроножные мышцы, что препятствует выполнению активных действий ногами. В этой ситуации нужно сделать глубокий вдох, погрузиться вертикально в воду с головой, выпрямить ноги, осуществить захват руками больших пальцев ног и сильно потянуть на себя. Положительный эффект достигается путем проведения массажа пораженных мышц. При судорогах мышц передней поверхности бедра ноги нужно максимально согнуть в коленях и подтянуть (прижать) их руками к задней поверхности бедра. Судороги мышц живота устраняют путем подтягивания согнутых в коленях ног к животу. Судороги мышц рук устраняют путем сжимания и разжимания кулаков, сгибания и разгибания рук в локтевом суставе. Устранив судороги, нужно плыть к берегу, поскольку они могут охватить мышцы снова. Если судороги охватили ноги и их не удалось ликвидировать, нужно лечь на спину и плыть к берегу, работая руками. Если поражены руки, то работать нужно ногами. Главное в этой непростой ситуации заключается в мобилизации всех сил на выход из создавшегося чрезвычайного положения, подавление страха и паники.
Прежде чем войти в воду, нужно быстро оценить ситуацию, приблизиться к утопающему по берегу, войти в воду и плыть к нему. Если пострадавший контролирует свои действия, он должен держаться за плечи спасателя и вместе с ним плыть к берегу. В случае бесконтрольного поведения утопающего необходимо приблизиться к нему со стороны спины, осуществить захват и транспортировать к берегу. Во время транспортировки голова пострадавшего должна находиться над водой.
Если пострадавший опустился на дно и лежит спиной на грунте, то к нему нужно подплыть со стороны головы, подхватить под мышки, оттолкнуться от дна и подняться на поверхность воды. В случае расположения пострадавшего на боку или животе к нему нужно подплывать со стороны ног. Поиск пострадавшего под водой осуществляется с использованием маски или специальных очков, а при их отсутствии можно открыть глаза под водой. При наличии течения нужно учитывать возможность сноса пострадавшего.
Главным условием оказания помощи утопающему является оперативное проведение всего комплекса работ. Это связано с тем, что после 5-6 минут нахождения под водой в организме начинаются необратимые процессы, и человек погибает.
Утопающий представляет собой реальную угрозу для тех, кто оказывает ему помощь. Охваченный страхом, он не контролирует свои действия, делает хаотичные движения, может сильно схватить находящегося рядом человека и вместе с ним погрузиться под воду. Учитывая это, подплывать к утопающему нужно со стороны спины, действовать четко, бесцеремонно, а при необходимости жестко. Старайтесь избегать захватов; если все же это произошло, постарайтесь как можно быстрее освободиться от них.
Одним из надежных и эффективных способов освобождения от захватов считается уход под воду вместе с пострадавшим, который обязательно отпустит вас и постарается подняться на поверхность, чтобы осуществить вдох. Выполнять описанные приемы нужно быстро, четко, а порой и безжалостно. Это обеспечит вам собственную безопасность и поможет утопающему. Нередки случаи, когда в воде одновременно оказывается несколько тонущих детей. В
этой ситуации наиболее опасным является захват спасателя несколькими пострадавшими одновременно. Подплывая к группе тонущих, нужно выбрать пострадавшего, который находится в самом критическом положении, и оказать ему помощь. Для поддержания плавучести людей в воде им нужно бросить плавающие предметы; с целью ускорения спасательной операции целесообразно использовать лодку. Подплывать к тонущему нужно против течения, при ветреной погоде - против ветра и волн. Подъем пострадавших в лодку должен осуществляться со стороны кормы; если лодка оснащена мотором, это нужно делать через борт. Находиться в лодке нужно на корточках или на коленях, что позволит не раскачивать плавсредство и исключит его опрокидывание. Поднимая пострадавшего на плавсредства, нужно исключить возможность травмирования его об острые и выступающие части. Если отсутствует возможность подъема пострадавшего на судно, ему следует бросить спасательное средство. Максимально допустимая загрузка лодки должна обеспечить высоту борта над поверхностью воды не менее 25 сантиметров. Если эксплуатация лодки осуществляется в ветреную погоду, ночью, на неизвестном водоеме, высота свободного борта над водой должна составлять не менее 50 сантиметров. После извлечения человека из воды необходимо незамедлительно приступить к оказанию первой помощи, степень которой определяется с учетом состояния пострадавшего.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УТОПЛЕНИИ
Если пострадавший находится в сознании, у него не нарушено дыхание и пульс, достаточно уложить человека, дать ему горячее питье, согреть и успокоить. В случае бессознательного состояния необходимо незамедлительно приступить к восстановлению его дыхания. Для этого нужно быстро, в течение 10 - 15 секунд, освободить дыхательные пути от воды, затем пострадавшего следует уложить на спину, быстро удалить из ротовой полости посторонние предметы и приступить к проведению реанимации: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.
Ежегодно, в выходные и праздничные дни, во время каникул, многие школьники отправляются в пешеходные, велосипедные, лыжные, водные походы с целью освоения новых районов и маршрутов, повышения спортивного мастерства, отдыха и оздоровления, отработки практических навыков поведения, действий, выживания в условиях ЧС, испытания оборудования, проведения научных наблюдений, сбора коллекций. В походах люди познают родной край, окружающую природную среду, вырабатывают необходимые моральные и физические качества, закаляют свой организм, учатся преодолевать трудности.
ПОХОД — это новые, незабываемые впечатления, сплочение участников группы, решение сложных, а порой и опасных, задач. Он требует от всех участников глубоких знаний, практических умений, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
ПОХОД — это активный, интересный, полезный вид отдыха школьников.
ПОХОД — это радость общения с природой.
ПОХОД — это новые друзья, встречи, знакомства, взаимовыручка, взаимопомощь.
ПОХОД — это напряженный труд, дисциплина, режим.
ПОХОД — это способ сближения людей, раскрытия самых лучших человеческих качеств, умение преодолевать препятствия, преграды, разногласия.
ПОХОД — это коллективное принятие решений и их выполнение, умение ставить групповые интересы выше личных.
ПОХОД — это проверка в реальных условиях теоретических знаний, практических умений и навыков.
ПОХОД — это опасности, экстремальные условия, чрезвычайные ситуации, их предупреждение и преодоление, оказание помощи пострадавшим.
ПОХОД - это радость победы.
Главными слагаемыми успеха и безопасности в походе являются: тщательная подготовка к походу, предпоходная тренировка, выбор маршрута, наличие необходимого оборудования, снаряжения, продуктов питания, четкое руководство походом, соответствие физической подготовки участников требованиям маршрута, умение преодолевать трудности, находить выход из сложных и опасных ситуаций, умение оказывать помощь пострадавшим.
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Подготовка к походу является важным этапом обеспечения безопасности его участников. Она включает: определение целей похода, выбор маршрута и способов передвижения, составление графика похода, подбор и комплектование группы, распределение обязанностей среди участников похода, предпоходная подготовка и тренировка участников похода, экипировка участников похода, приобретение снаряжения, средств связи, продуктов питания, лекарственных препаратов для аптечки первой помощи, оформление документов, прохождение медицинской комиссии для допуска к походу.
ЦЕЛИ ПОХОДА
Любой поход должен иметь конкретные цели: спортивные, тренировочные, учебные, оздоровительные, познавательные, по отработке практических навыков выживания и действий в условиях ЧС, приобретение навыков оказания помощи пострадавшим в реальных условиях, испытание нового снаряжения и оборудования, проведение научных наблюдений и исследований.
ВЫБОР МАРШРУТА
Решение этой задачи осуществляется с учетом целей похода и состава участников группы. Предпочтение нужно отдавать хорошо известному маршруту: это будет способствовать выполнению поставленных задач, снизит до минимума вероятность попадания в экстремальные ситуации, обеспечит безопасность участников путешествия. Если группа выбирает и разрабатывает малоизвестный маршрут, необходимо тщательно изучить район похода, предусмотреть возможные опасности и разработать мероприятия по их недопущению и преодолению. Маршрут движения наносится на карту с указанием пунктов начала и окончания похода, общих сроков похода и прохождения отдельных контрольных пунктов, естественных преград, а также способов их преодоления. Подсчитывается общая протяженность маршрута.
ВЫБОР СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
После определения района похода и маршрута выбираются способы передвижения на отдельных этапах. Движение по маршруту чаще всего осуществляется пешком, иногда используются транспортные средства.
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА ПОХОДА
Этот документ определяет общие сроки похода, точные даты его начала и окончания, даты и время прохождения контрольных пунктов. График похода служит инструментом контроля за безопасным проведением мероприятия. В случае нарушения графика похода спасательными службами незамедлительно принимаются меры по поиску группы и оказанию помощи.