Участники БДСМ-действий и БДСМ-отношений

ОБШАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Многозначная аббревиатура BDSM (БДСМ), объединяющая все проявления взаимоотношений типа "доминирование - подчинение" на добровольной основе, в такой вид приведена для удобства (полным вариантом было бы - BDDsSM) [1, 5, 8]. Она включает в себя три составляющих:

1. BD (БД) - bondage & discipline - ограничения и наказания, как физические, так и психологические;

Дисциплина - общее название методов, направленных на дисциплинарное "воспитание".

Бондаж - общее название методов, направленных на ограничения действий, что может достигаться путем связывания, фиксации, рабством;

2. D/s (Д/с) - domination & submission - доминирование и подчинение;

Доминирование - управление партнером, использование власти над ним.

Подчинение - акт передачи власти над собой, подчинение, послушание.

3. SM (СМ) - sadism & mazochism - садизм и мазохизм;

Садизм - Получение удовлетворения путем физического, морального или эротического болевого воздействия на партнера с его согласия для взаимного удовольствия. (не надо путать с жестокостью). Название происходит от имени французского писателя маркиза Донасьен Альфонс Франсуа де Сада (1740-1814).

Мазохизм - Получение удовлетворения от интенсивного морального, физического воздействия или боли. Название произошло от имени австрийского прозаика Леопольда фон Захер-Мазоха (1836-1895), автора любовно-психологических новелл и романов ("Венера в мехах", 1869, и др.), разрабатывавшего мотивы болезненной страсти героев, (особенно мужчин) к самоуничижению в любви.

Считается, что термин "BDSM" возник в Usenet группе новостей alt.sex.bondage; термин, более популярный в Северной Америке, нежели в остальном мире, где чаще используют термин "Erotic Power Exchange", дословный перевод которого мог бы выглядеть как "эротический обмен властью". Слова "садизм" и "мазохизм" еще в прошлом веке стали использоваться как термины в медицинской среде. Несмотря на то, что в наше время проявления садизма и мазохизма уже не связываются с умственными расстройствами, ведущими к социально-опасному поведению, стереотипы, сложившиеся в обществе, все еще базируются на устаревшем представлении об этих явлениях. Современное понимание этих понятий квалифицирует их как вид социально-ролевой игры в личных взаимоотношениях, базирующейся на элементах власти и силы при соблюдении принципов безопасности, разумности и добровольности.

Более подробно все термины и определения БДСМ разобраны в конце брошюры

Принципы БДСМ

В БДСМ-отношениях существует три принципа (CSS) - Consensuality, Safety, Sanity - Добровольность, Безопасность, Разумность (здравомыслие) - принципы, на которых основываются любые БДСМ-отношения и БДСМ-контакты, что отграничивает БДСМ от насилия, истязаний, бытового садизма и прочих явлений, находящихся в компетенции криминалистов и психиатров [5].

"Слова "безопасность, разумность и добровольность" впервые появились во время Гей- и Лесби-парада 1987 года на плакате геев - активистов СМ. До этого они использовались только во внутренних обучающих материалах этой группы. Авторами принципов считают Барри Дугласа и Дэвида Стейна. Первоначально принципы были сформулированы как лозунг, чтобы:

1. опровергнуть обвинение сторонников гей-СМ в насильственном привлечении людей к своим играм;

2. отрицать то, что СМ поддерживает небезопасный секс и несущие вред действия;

3. доказать, что люди, практикующие СМ вовсе не душевнобольные (в то время интерес к СМ все еще считался болезнью).

Таким образом, декларация принципов SSC была задумана как средство держать на расстоянии политических противников, а также как способ дать быстро растущему СМ-сообществу общее представление о том, как следует себя вести. С этими задачами SSC вполне справлялись. В 1988 году конференция национальной ассоциации "Leather Pride" в Далласе включила эти три слова в проект одного из своих заявлений, и SSC начали распространяться среди представителей "Leather Pride".

Помимо "внешней", по сути, политической задачи, на принципы SSC легла еще и задача "внутренняя" - определить рамки и правила, внутри которых столь разнообразные интересы людей все еще остаются БДСМ-интересами, а не переходят в разряд криминальных или патологических. Чтобы "безопасность, разумность и добровольность" были не просто красивыми словами, нужно чтобы члены БДСМ-сообщества имели схожее представление о значении этих принципов и действовали в соответствии с ними. Разумеется, кто-то воспримет это как слишком сильное ограничение; кто-то, может быть, наоборот - сочтет слишком слабым. Но некую "среднюю" область между двумя крайностями все же нужно представлять, чтобы принципы SSC были не бессмысленной банальностью, уверяющей всех вокруг, что все хорошо, а реально выполняли свое назначение. Однако, ни "безопасность", ни "разумность", ни даже "добровольность" нельзя рассматривать и оценивать в отрыве от ситуации.

Безопасность

Учитывая то, что абсолютно безопасным сделать БДСМ нельзя, тут говорится о безопасности, подразумевая сохранность жизни и здоровья и сведение к минимуму возможности необратимого воздействия на организм. Однако довольно часто и в рассуждениях, и на практике умалчиваются или упускаются из внимания аспект безопасности. Речь идет о физической и психической безопасности, т.е. о сохранении в целости (и нормально функционирующим) тела человека и его психологического здоровья. Если безопасности во время сессий уделяется хотя бы некоторое внимание, то про безопасность вне сессий постоянно забывают.

Разница между безопасным и небезопасным напрямую зависит не только от того, что именно делают партнеры, но и от индивидуальных особенностей (телосложения, особенностей анатомии и физиологии, вкусов, тренированности, опыта, обстановки, эмоционального состояния, наличия фобий, реакций на стрессовые и критические ситуации и пр.), и даже от качества используемых приспособлений. Да, существуют более рискованные формы БДСМ, равно как существуют и менее, и нужно понимать, что всегда найдутся люди, желающие практиковать наиболее опасные формы БДСМ. В любом случае основной задачей будет свести риск к приемлемому для партнеров минимуму. Следует помнить о наличии кажущихся, по сравнению с основным действом, "мелочах". Кроме того, опыт в одной области БДСМ не повышает безопасности в других, а опыт в области физического воздействия не дает автоматического опыта в обеспечении безопасности психики. Можно добавить, что конфиденциальность также можно рассматривать как аспект безопасности.

Добровольность

Добровольность тоже далеко не такое однозначно определяемое понятие, как может показаться. С согласия партнера можно делать многое, даже рискованное, а без согласия - самая невинная игра может стать оскорблением или даже преступлением. Вопреки широко распространенному мнению, наличие и даже соблюдение стоп-слов никак не гарантирует наличие добровольности, поскольку ситуацию можно построить и так, что партнер просто не сможет подать стоп-сигнал, или под влиянием ситуации согласится на то, на что не хотел соглашаться ранее, и о чем будет жалеть впоследствии. Кроме того, добровольность подразумевает еще и "осознанность решения". Проще говоря, человек должен дать согласие без какого-либо давления, будучи, как говорят юристы, в здравом уме и твердой памяти, и ясно представляя, на что он соглашается. Поэтому, в отличие от более традиционных форм близкого контакта между людьми, в БДСМ предварительное выяснение ограничений и получение прямого добровольного согласия на какие-то действия - не торг, не "качание прав" и не капризы, а необходимость. А когда вы исследуете что-то новое и ломаете старые барьеры, особенно необходима уверенность, что этого, причем в одинаковом понимании происходящего, хотят оба партнера.

Разумность

У принципа разумности самая слабая практическая сторона. Если принцип добровольности предлагает использовать стоп-слова и оговаривать условия, принцип безопасности - совершенствовать свои навыки и углублять знания, то разумность, по своей сути, не предлагает ничего конкретного и часто рассматривается не как отдельный принцип, а как составная часть безопасности. Например, в виде предостережений от проведения БДСМ-сессий в алкогольном или наркотическом опьянении или от контактов с эмоционально нестабильными людьми. Если исходить из задачи, не создать еще один криминальный случай (не нарушить этических и/или нравственных табу, сделать практику БДСМ приятной себе и другому, и т. д.), то именно принцип разумности диктует необходимость соблюдения и безопасности, и добровольности.

Очевидно, что каждому хочется, чтобы то, что он делает, было бы ему приятно или полезно. Случаи чистого альтруизма, конечно, встречаются, но при прочих равных условиях человек все же стремится к какой-то "выгоде" лично для себя и для тех, кто ему дорог и близок. Поэтому, если практика БДСМ вредит здоровью или состоянию человека и/или его близким - именно на предмет разумности ее продолжения стоит подумать. Принцип разумности выходит на первый план и в том случае, когда появляется желание сделать что-то заведомо небезопасное. Иногда степень риска даже при грамотном обеспечении всех мыслимых мер безопасности слишком велика, чтобы решиться на это действие было целесообразно.

КЛАССИФИКАЦИЯ БДСМ

1. Физический садомазохизм - получение непосредственного удовольствия от интенсивных физических воздействий, направленных на мазохиста, - т.е. таких действий, которые в ванили могли бы счесть физически болезненными.

Разумеется, для каждого физического садомазохиста виды предпочтительных физических воздействий индивидуальны, не все из них доставляют ему удовольствие.

Нижний не является физическим мазохистом, если никакие болезненные физические воздействия не могут принести ему непосредственного удовольствия, даже если по каким-либо причинам он вынужден их терпеть.

Аналогично, Верхний не является физическим садистом, если причинение болезненных физических воздействий не доставляет ему непосредственного удовольствия, даже если по каким-либо причинам он вынужден их производить [8].

2. Психологический садомазохизм - получение удовлетворения от действий, нацеленных на причинение пси-мазохисту душевной боли, т.е. действий, которые он сам воспринимает как унижения, ограничения, запреты, наказания, мучения, оскорбления и т.п.

3. Фетишистский садомазохизм - получение сексуального удовольствия от созерцания или от совершения действий с определёнными предметами (кожа, латекс).

Целью садиста в «фетишистском СМ» является произведение с партнёршей садомазохистских действий, не приносящих серьёзной физической боли и не связанных с каким-либо негативно окрашенным психологическим воздействием [5].

BDSM-отношения - это, по сути, социальная ролевая игра, вращающаяся вокруг элемента силы (власти), который в свою очередь является неотъемлемой частью любых человеческих взаимоотношений. Следовательно, несмотря на достаточно распространенное мнение, она отнюдь не является сексуальной игрой в чистом виде. В действительности многие люди назовут это образом жизни, и, с точки зрения социологии, это явление можно определить даже как отдельную культуру или, как минимум, субкультуру. Властные ролевые игры выявляют элемент силы, концентрируются на нем и используют энергетическую динамику отношений между партнерами в качестве одного из инструментов построения и формирования взаимоотношений. Обычно (не всегда) это связано с сексуальными отношениями между партнерами, но отнюдь не ограничено этими рамками.

К сожалению, о BDSM часто судят или пишут, пользуясь устаревшими определениями, сформулированными такими авторами, как Krafft-Ebing, Freud, Schrenk-Notzing, Lacassagne, Thoinet и Eulenburg, и часто датируемыми прошлым веком. В результате понятия доминирования и подчинения в контексте властных ролевых игр часто описываются как "садизм" и "мазохизм", терминами (и клиническими определениями), которые были разработаны для описания умственных расстройств, а не сексуального поведения. Таким образом, в течение нескольких десятилетий все. так или иначе пытавшиеся описать явление властных ролевых игр. пользовались (а многие и до сих пор пользуются) этими определениями, лишь усложняя и без того неприятную путаницу в терминологии, ставшей основой для стереотипов и социального остракизма.

Вполне очевидно, что явление BDSM-отношений крайне трудно описать в нескольких словах, особенно учитывая индивидуальный характер и направленность подобных отношений. Ни одна из пар или ситуаций, задействованных в них, не похожи друг на друга, что делает задачу описания этого феномена несколькими простыми терминами практически невозможной. Любое упрощение автоматически приведет к чрезмерной простоте и, следовательно, к созданию стереотипов. Например, мазохизм, как стремление отдать свое тело во властвование партнеру, часто путают с алголагнией (любовью к боли). Боль может, но не обязательно должна быть эротической составляющей. Использование боли в эротических играх - всего лишь один из многочисленных ритуалов или действ, принятых в рамках BDSM-отношений. Причинение боли не несет в себе стремление нанести партнеру сколько-нибудь серьезный или (тем более!) непоправимый вред.

Так называемый "синдром надежного убежища" еще более запутывает восприятие стороннего наблюдателя. Сообщество BDSM, как правило, отличается очень большой терпимостью, в результате часто становясь временным убежищем для тех, кого привлекают лишь отдельные аспекты подобных взаимоотношений и толерантность группы сама по себе. Таким образом, сообщество переполнено не только приверженцами алголагнии, трансвеститами и фетишистами, но и людьми из абсолютно других областей, например, поклонников отдельных направлений научной фантастики [3].

Одним из мощных потоков, поставляющих рекрутов для БДСМ, является поток людей, для которых "бескомпромиссные социальные нормы" не так уж бескомпромиссны. Это - творческие люди. Они изначально нацелены на преодоление всяческих ограничений и разного рода рамок. Даже небольшой интерес к запретным развлечениям, не встречая большого внутреннего сопротивления, выливается в интерес к Теме.

Другим мощным потоком неофитов является прослойка людей, испытывающих наряду с жестоким давлением традиционного воспитания сильное, почти неуправляемое давление инстинктов. Люди приходят в БДСМ, измученные борьбой со страшными и запретными желаниями, которые таятся в душе, не получая выхода в силу внутренних запретов. Жажда тёмного, запрещённого, неестественного иной раз бывает столь сильна, что сносит чахлые преграды добропорядочности и здравого смысла [7].

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

BDSM - всегда риск. И эмоциональный, и физический. Здесь Вы должны определиться в двух основных вопросах: насколько Вы готовы рисковать, и в каких областях Вы этот риск приемлете.

Сложно даже вообразить, насколько обширно понятие техники безопасности в BDSM.

Доминанты часто пробуют новые методы на себе, прежде чем применить их на практике. Кроме того, часто доминанты берут на себя немалую долю ответственности и за эмоциональное состояние своих сабов. Большинство доминантов, конечно же, не хотят заниматься психотерапией, эту задачу лучше оставить профессиональным и квалифицированным специалистам-психологам. Однако чаще всего дом и саб представляют собой пару заботящихся друг о друге партнеров, и, как и в ванильных отношениях, они помогают друг другу справляться с возможными эмоциональными травмами. Происходящие между ними BDSM-сцены могут быть очень интенсивными и затрагивать эмоциональные пределы как саба, так и доминанта. Опытные BDSM-щики знают, что экстремальные сцены могут повлечь за собой неожиданные сюрпризы и сопровождаться длительными восстановительными периодами; все, и доминанты, и сабы должны понимать, что BDSM сопряжен не только с физическим, но и с эмоциональным риском.

Существуют контракты и анкеты-опросники, чтобы выявить пристрастия и опыт партнера. Очень важно обговорить все нюансы до начала сессии.

Безопасный секс представляет собой еще один немаловажный аспект BDSM-отношений, даже если речь идет о моногамных партнерах.

Помимо обычного секса, некоторые другие виды BDSM-активности также несут в себе опасность инфицирования и заражения организма. Стандартные меры предохранения от инфекций, передающихся половым путем (гепатит, ВИЧ, герпес, заболевания половых органов), т. е. презервативы, резиновые перчатки и элементарные знания о правилах оказания первой помощи в BDSM просто необходимы. При анальном сексе, вагинальном и анальном фистинге, других видах глубоких контактов сам предмет, будь то пенис, дильдо, анальный расширитель, рука, пальцы и т.д., также должен быть покрыт латексом.

Крайне небезопасным считается участие в BDSM-сценах в состоянии алкогольного опьянения, даже если речь идет всего лишь о бокале вина. Алкоголь замедляет реакцию и притупляет чувство боли. Многие доминанты гордятся своим умением мгновенно остановить или изменить направление удара плетью или розгой в том случае, если стоп-слово было произнесено, когда они уже размахнулись. Под действием паров алкоголя саб может не распознать свой болевой порог или не успеть подать доминанту сигнал о том, что боль стала невыносимой. В эту же категорию подпадают и наркотические вещества, употребление которых категорически не рекомендуется в любом случае.

Что бы Вы ни делали, всегда найдется тот, кто сделал это до Вас и извлек из этого соответствующие выводы. В BDSM даже расхожа поговорка, названная законом Югола - на вопрос: "Единственный ли я человек, который занимается этой х-нёй?", ответ всегда один: "Нет, не единственный". Что бы Вы ни сделали или хотели бы сделать, о чем бы Вы ни думали, Вы не одни. Почему бы Вам не изучить опыт других людей? Есть такие, кто осмелился зайти далеко за пределы Ваших собственных фантазий, и зачастую эти люди готовы охотно поделиться своими переживаниями. (2)

Самоопределение

Проблемы, связанные с осознанием своих интересов, обычно возникают по трем основным причинам. Первая - это общественное табу, выражающееся в страхе быть отвергнутым, встретиться со стереотипным отношением, предвзятостью и откровенным осуждением. Второй причиной во многих случаях становится система сексуального образования, которая полностью отрицает, а зачастую и гневно осуждает альтернативные формы эротизма. Людям вообще очень сложно примириться с собой и своими эмоциями, не говоря уж о том, чтобы обсуждать их с другими. Третья причина возникновения проблем, связанных с самоопределением, зачастую носит индивидуальный характер: многие люди боятся своих эмоций, не могут их понять, и вследствие того опасаются быть отвергнутыми партнером, друзьями или обществом в целом. Самоанализ, опасения получить негативную оценку, и даже сомнения в собственном душевном здоровье являются прямым следствием господствующих стереотипов и дезинформации, так как страх быть отвергнутым или осужденным отсекает множество потенциальных возможностей рассказать о своих необычных предпочтениях своим близким людям, т.е. родителям, друзьям или партнерам. Сталкиваясь с подобными эмоциями в раннем возрасте, большинство людей начинает искренне опасаться, что они становятся садистами или просто ненормальными. Недостаточно информированное, сенсационное или гипертрофированное освещение событий в СМИ также способствует укреплению уже существующих стереотипов. Недостаток доброкачественной непредвзятой информации по этому вопросу не позволяет огромному количеству людей открыто изучать и анализировать свои чувства.

Еще один дополнительный барьер создается законодательными положениями многих стран, практически лишающими специализированные организации и СМИ возможности предоставлять серьезную информацию на эту тему. Во многих государствах вся информация, имеющая отношение к BDSM, считается противозаконной, а иногда и порнографической, вынуждая распространителей действительно серьезных и адекватных данных не только бороться с клеймом "порнография", но и уходить в подполье в поисках альтернативных путей работы. Стороннему наблюдателю становится крайне трудно найти надежную, проверенную информацию и отличить ее от выдумок и порнографии. Даже в самых либеральных странах мира самыми распространенными источниками этой информации до сих пор остаются секс-шопы, практически недоступные женщинам и несовершеннолетним. Все это ведет к дезинформации либо к крайне ограниченным и однобоким представлениям, усложняя и без того нелегкий вопрос самоопределения.

Осознание, принятие и обсуждение собственных интересов и эмоций, связанных с понятием BDSM, было, есть и остается самой важной и сложной проблемой. Практически каждый, испытывающий подобные эмоции, рано или поздно сталкивается с проблемой самоопределения. В течение долгого времени эти эмоции остаются невыраженными, и люди часто опасаются, что они сошли с ума, или что они одни на свете испытывают подобные чувства. Выразить эти чувства, по их мнению, значит подвергнуться риску осуждения со стороны близкого человека, работодателя, соседей, родителей, друзей, семьи и детей. Во многих странах для таких страхов есть реальные основания. Многие даже боятся гневного осуждения и неприятия со стороны людей, к которым необходимо обратиться за помощью, не говоря уж о страхе потерять детей и работу.

Гомосексуалы, те, кто уже столкнулся с проблемой самоопределения, имеют, как правило, меньше проблем в этой области. Таким образом, ситуация с самоопределением имеет столь большое значение только для гетеросексуалов, и, в конечном итоге, не может рассматриваться как такая уж не решаемая проблема. У гетеросексуалов никогда не было проблем с определением своей сексуальной ориентации, и только пожилым, да еще несовершеннолетним людям характерно стесняться своих эмоций в страхе остаться в одиночестве.

Проблемы взаимоотношений

Проблемы взаимоотношений обычно возникают по двум основным причинам: один из партнеров слишком боится разрушить отношения, заведя разговор на тему BDSM, либо этот партнер уже отвергнут, или не понят в том случае, если такой разговор все же состоялся. Эти элементы могут также стать причиной конфликтов между родителями и детьми.

Важно отметить, что примерно 30% людей, которых привлекают или очаровывают формы BDSM-отношений, впервые почувствовали в себе этот интерес в очень раннем возрасте, с 5 до 12 лет. Более половины сообщества в целом ощутили подобные эмоции, не достигнув и 18 лет. Учитывая то, что между первым осознанием таких чувств и первыми осторожными шагами в этом направлении проходит в среднем 10-20 лет (в течение которых эмоции, как правило, держатся в тайне, но оцениваются человеком как нечто очень личное и важное, хоть и пугающее), постоянно усиливающиеся трудности людей, испытывающих такие чувства, вполне очевидны.

Во многих случаях, проблема "как выйти в свет" (или не выходить совсем, или уже слишком поздно) становится источником всех последующих сложностей. Зачастую люди слишком долго хранят эти чувства в себе, даже не решаясь о них заговорить. Страх быть отвергнутым и постоянная концентрация на таких мыслях и эмоциях постепенно создают взрывоопасную ситуацию. Особенно, если уже существующие близкие взаимоотношения между этим человеком и его/ее партнером недостаточно полны и не допускают открытого и честного разговора на эту тему.

Проблемы взаимоотношений внутри пары могут принимать формы, практически несовместимые с властными играми: это раздражительность, нехватка сексуального интереса, измены на стороне и посещение проституток. Все это может лежать в основе подсознательного чувства вины, а последние два пункта также вызвать и определенные финансовые проблемы. В отдельных случаях, даже если партнеры могут рассказать о своих чувствах друг другу, их социальное окружение не позволяет дать нужный выход эмоциям. Препятствиями к этому могут стать и дети, и влияние соседей и близких, или просто откровенный страх перед последствиями.

ПРИРОДА САДОМАЗОХИЗМА

Физиологические корни SМ

Наряду с адреналином, заставляющим сердце биться быстрее, в моменты воздействия стрессовых факторов в организм человекообразных производится выброс эндорфинов, иначе называемых "гормонами счастья". Разумеется, "эндорфиново-адреналиновая атака" не может произойти мгновенно, - в среднем требуется около 20 минут, чтобы выделившиеся эндорфины достигли нервных окончаний, и те оказались блокированы. В течение этого времени дыхание становится глубже, сердцебиение чаще, и наступает состояние психологического возбуждения на фоне уменьшения чувствительности к боли и вообще негативным воздействиям. Начинают действовать "гормоны счастья".

Именно они, эти гормоны, определяют удовольствие от спортивных состязаний, азарта погони и упоения схваткой. Некоторыми исследователями отмечается, что, например, привычка к тренировкам с высокими нагрузками в тренажёрных залах нередко вызывает зависимость, сравнимую с наркотической. Принципиальным отличием является лишь то, что эндорфины - это продукт естественной внутренней жизнедеятельности организма, а значит, "ломки" (которые, по отзывам многих спортсменов, действительно имеют место в случае резкого прекращения тренировок) имеют исключительно психологическую природу. Именно этот биохимический механизм является физиологической основой мазохизма. Можно сказать, что мазохизм - род наркомании, однако наименее вредоносный [6].

Психологические корни BDSM

Тематическое стремление к подчинению и ограничению свободы, как и религия, и диктатура, есть следствие тревожности человека, связанной с чувством неполноценности. Саб ищет подчинения той личности, которую он ощущает подавляюще сильной - Дому. Это ощущение может быть основано не только на действительной силе Дома, но и на убеждённости саба в собственной слабости и ничтожности. Именно так он пытается избавиться от присущего всем людям беспокойства: пока человек разрывается между стремлением быть сильным и независимым, и чувством собственной неполноценности и бессилия, - он находится в состоянии внутреннего конфликта. Но можно спастись от этого конфликта, если удастся обратить свою личность в ничто, и не осознавать себя больше самостоятельным индивидом. "Если меня связали, если мной управляют, - то я уже ни за что не отвечаю, за всё отвечает Дом" - приблизительно такие рассуждения снимают необходимость быть сильным и независимым. При этом, разумеется, исчезает и конфликт "необходимости быть сильным" с чувством слабости и неполноценности.

На первый взгляд кажется, что Дом в этой ситуации представляет собой личность гармоничную и самодостаточную. Но в общем случае и это не так. Чаще он столь же сильно нуждается в своём объекте, как саб - в своём. В случае саба - "Я растворяюсь во внешней силе, и меня больше нет". В случае Дома - "Я разрастаюсь за счёт включения в себя другого человека, приобретая при этом силу и уверенность, которой не было". Стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается внутренними конфликтами, неспособностью выдержать одиночество своего внутреннего "я".

Восхищение саба своим Домом может выполнять и защитную функцию: в самом деле, если Дом так удивителен и прекрасен, то мне нечего стыдиться моего подчинённого положения. Я не могу с ним равняться, потому что он настолько умнее, сильнее, лучше меня... В этом нет ничего плохого, если Дом действительно в чём-то превосходит саба. Проблема в том, что этот механизм срабатывает всегда, даже тогда, когда Дом саба ни в чём не превосходит. И тогда принятая роль начинает довлеть над человеком, и становится всё равно, кому подчиняться - лишь бы подчиняться.

Необоснованно будет утверждать, что биографии представителей BDSM-сообщества чаще включают в себя факты психологических травм в детстве или тяжелых испытаний в зрелом возрасте, нежели чем истории жизни людей, не проявляющих интереса к BDSM. Прямых свидетельств этому нет, хотя рано или поздно таким вопросом задается каждый. Также не существует и статистических свидетельств того, что BDSM - проблема, осложняющая социальную активность индивидуума в повседневной жизни. Поэтому вот уже в течение нескольких лет профессиональные психологи не включают BDSM как таковой в разряд поведенческих патологий.

Безусловно, некоторые люди, практикующие BDSM, подвергались в своей жизни насилию или принудительно-грубому сексуальному обращению. Однако, пропорциональное соотношение таких случаев в BDSM-сообществе и ванильной среде неизвестно, и исследование этого вопроса осложняется двумя факторами.

Прежде всего, психологи в качестве предметов для исследования используют в основном только тех, кто действительно вынужден обратиться за профессиональной помощью. Их выводы основываются на изучении людей, подвергнувшихся насилию и грубому обращению. К сожалению, некоторые виды таких насильственных действий похожи на то, что добровольно практикуется в современном BDSM. Легко упустить из виду тот факт, что поступки, совершаемые без согласия партнера, без любви и заботы о нем, не могут характеризовать такие же на взгляд непосвященного действия, производимые и принимаемые добровольно, по обоюдному согласию людей.

Другим немаловажным соображением, затрудняющим сравнение результатов психологических исследований с реальной BDSM-действительностью, является тот факт, что люди из BDSM-круга зачастую более открыты и искренни, когда речь заходит о неприятных фактах из их биографий. Не рассказав партнеру о своих прошлых переживаниях, человек рискует нарваться на шокирующие воспоминания о прошлом прямо в разгар сцены. Иными словами, сторонники BDSM напрямую заинтересованы быть более открытыми касательно постыдных или печальных событий своей жизни, нежели чем люди, практикующие ванильный секс. Таким образом, сравнительные исследования BDSM и ванильных отношений не совсем объективны, так как BDSM-сообщество более склонно прямо сообщать о перенесенном в прошлом насилии.

Оборотная сторона данного утверждения - это вера в то, что другие люди, занимающиеся BDSM, также являются взрослыми и ответственными личностями, как бы сильно они от Вас не отличались. Вы будете удивлены, узнав, как много думают об этом те, кто уже давно и постоянно практикуют BDSM. Религиозные, социальные, семейные и межличностные табу прочно ассоциируют BDSM с насилием, и почти все члены BDSM-сообщества рано или поздно спрашивают себя, не стоят ли за их действиями какие-либо негативные мотивы или последствия. Такие вопросы оправданы, но в конечном итоге не стоит испытывать постоянное, непреходящее чувство вины по поводу того, что Вы делаете, в том случае если Вы взрослый человек, и Ваши поступки разумны, осознаны и безопасны.

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Нижеследующее утверждение может показаться Вам слишком резким: "ни в одной стране мира законодательство не содержит конкретных запретов на добровольные BDSM-отношения между совершеннолетними". Тем не менее, это правда. Почитайте профессиональные руководства и специальную юридическую литературу - почти нигде Вы не найдете ясных и точных ссылок на этот вид отношений.

Первая проблема состоит в следующем: юридического определения BDSM- отношений, попросту не существует. Есть только узконаправленные описания "садизма" и "мазохизма" как умственных расстройств, а также других, относящихся к ним медицинских понятий. Этот материал, как правило, либо слишком устарел, либо не имеет почти никакой юридической ценности, что делает его совершенно бесполезным для работы правоохранительных органов. Кроме того, этот устаревший научный материал по тем или иным причинам зачастую носит крайне спорный характер, с точки зрения, как науки, так и законодательства, совершенно не отвечая задачам, стоящим перед хранителями правосудия.

Второй проблемой законодательства в вопросах, касающихся только добровольных сексуальных отношений между совершеннолетними (сюда не входят принуждение и такие криминальные преступления, как изнасилование, сексуальные контакты с детьми и детская порнография) в большинстве стран является то, что даже те минимальные и устаревшие ссылки на BDSM-отношения все равно крайне расплывчаты, ограничены и обычно основаны на более не актуальной в наш век и наши дни морали и нравственности.

В конечном итоге, проводить черту между отношениями, основанными на обоюдном согласии партнеров, и криминальной активностью приходится самим полицейским или социальным служащим. Ни те, ни другие, как правило, не проходили специального обучения на эту тему, и у них нет иного выхода, кроме как опираться на собственные знания и субъективное восприятие. Наряду с недостатками законодательной базы, отсутствие обучения и информационной поддержки по этому вопросу также является серьезной проблемой. В дальнейшем, в зависимости от законодательства в каждой отдельной стране, вопрос о том, были ли поступки умышленно оскорбляющими, незаконными или наносящими ущерб, приходится решать уже прокурорам, судьям или присяжным, которые тоже вряд ли обладают достаточным знанием предмета для вынесения справедливого суждения.

Второе резкое утверждение: сотрудник правоохранительных органов, вне зависимости от ранга, положения и служебных инструкций, имеет только две основных профессиональных задачи - служить и защищать. Ни одна из этих задач не подразумевает интерпретацию, суждение и тем паче насаждение социальной нравственности, и такие обязанности никогда не должны возлагаться на правоохранительные органы.

Кроме того, практически в каждом юридическом случае BDSM-отношениям сопутствуют другие ситуации, такие как развод или опека, политические моменты или конфликты на работе, вовлекая в процесс различные сферы законодательства. Зачастую при рассмотрении дел, касающихся BDSM, используются положения, как уголовного, так и гражданского кодексов, а защиту слабых (несовершеннолетних и женщин) путают с интересами общества в целом. Противостоять обвинениям, постоянному давлению и потенциальным осложнениям крайне сложно, и зачастую это требует от ответчиков не только незаурядной смелости, но и немалых финансовых расходов.

Как ни странно, на практике в большинстве стран и регионов мира защитить себя от обвинений по делу, имеющему отношение к BDSM, вполне легко. Отсутствие точных определений само по себе и тот факт, что практически все точки зрения и советы независимых экспертов будут в большинстве своем основаны на устаревшем научном материале (который в любом другом случае просто не будет принят к рассмотрению судом) значительно упрощают выстраивание сильной линии защиты против предъявленных обвинений. Однако, людям, выстраивающим такую защиту, как правило, не хватает ни смелости, ни поддержки со стороны окружающих.

В отношении административных дел еще более важно акцентировать внимание на социальных последствиях, с которыми столкнутся люди, "обвиненные" во вступлении в BDSM-отношения, или даже просто испытывающие такие эмоции. В среде BDSM-сообщества постоянно бытует опасение, что огласка может обернуться лишением родительских прав и возможности видеть своих детей, не говоря уже о риске потерять работу или испортить карьеру. Не менее важно и отношение к этому непосредственного окружения - семьи, соседей, друзей. Во многих случаях этот страх имеет под собой вполне реальное обоснование. Некоторые люди, некогда занимавшие высокое положение, уже потеряли работу и репутацию только лишь из-за намеков на их сексуальные предпочтения в рамках BDSM. Это актуально и для тех, кто по долгу службы работает с детьми, например, для учителей и с<

Наши рекомендации