Особенности просодической стороны речи заикающихся и способы ее коррекции
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт /44/ прямо говорит о заикании как о "просодическом дефекте", который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман /23/ также сводит заикание к нарушению просодики. По его данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы даже в отсутствие речевых судорог. Он также отмечает у них затруднения с постановкой ударения. Другая просодическая особенность речи заикающихся выражается в ограничении способности к модуляции голоса. Факт монотонности речи при заикании широко известен. О.Фон Эссен /51/ и Х.Фернау Хорн /104/ даже выделяли монотонность речевой мелодии как основной симптом заикания.
В ряде работ отечественных авторов говорится о нарушении ритма, мелодики, динамической гармонии речи заикающихся. Приводятся данные, подтверждающие это экспериментально. Так, А.Ю. Панасюк установил, что перепады основного тона у взрослых заикающихся на 30% меньше, чем у нормально говорящих людей /84/. Т.С.Когновицкая /60/, измерявшая максимальные и минимальные значения перепадов частоты основного тона у заикающихся детей, отмечает, что они на 15% ниже, чем у здоровых.
В литературе имеются отдельные рекомендации, направленные на коррекцию просодической стороны речи. Так, Н.П.Тяпугин /102/ замечает, что выразительность речи достигается игрой слогов и логических ударений. Многие советуют корригировать мелодику речи заикающихся, используя музыкотерапию /70/ и логопедическую ритмику /37,81/. Авторы указывают на возможность достижения выразительной речи демонстрацией правильных ее образцов.
В свете концепции Н.П.Бехтеревой, нарушение просодической стороны речи является частью устойчивого патологического состояния, которое формируется при возникновении и развитии заикания.
Просодику нельзя рассматривать отдельно от таких важнейших аспектов речевого общения, как мимика, поза, взгляд, жест. Все эти обязательные элементы коммуникации создают специфическую эмоциональную окраску речи, способствуют передаче не только вербального сообщения, но и подтекста, который часто определяет основной смысл высказывания. Как известно, в норме все названные элементы задействованы в речевом общении. Они дополняют друг друга. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается нарушенным, в том числе вследствие дисгармонии, рассогласования различных элементов единой функциональной системы.
Заикание, прежде всего, сказывается на темпоритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, обусловлен желанием сообщить необходимые сведения в промежутке между судорогами, скорее "отговорить", окончить тяжкий труд, которым является в этих условиях речь. Заикающихся подгоняют тревога, волнение, связанные с актом речи. Темп неровен и может значительно изменяться даже в одной фразе.
Речевые судороги дезорганизуют и ритмическую сторону речи. Речевой поток может неожиданно прерываться, что в свою очередь ведет к нарушению синтагматического и психологического паузирования. Исчезает упорядоченность, стройность речевого потока, его звучность.
В речи заикающихся царит хаос, который особенно ощутим, когда они стоят перед необходимостью развернутого высказывания. Страх перед фатальным беспорядком становится значимой частью невротической составляющей заикания. Из-за стремления скрыть дефект от окружающих возникает нечеткая артикуляция, причем согласные утяжеляются, а гласные как бы "цедятся" сквозь зубы. Купол практически перестает использоваться как резонаторная полость, и в целом речь создает впечатление "каши во рту".
Нечеткая артикуляция, с одной стороны, присущие заикающимся тревога и страх с другой, влекут за собой хронические голосовые зажимы, в результате чего звучание переводится, в основном, в верхний голосовой регистр. В речи заикающихся, как правило, недостаточно представлен низкий голос с грудным звучанием, а также средний голос с хорошо развитым головным и грудным звучанием. Крайне неэффективно задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает нагрузку на голосовые связки. В большинстве случаев такая речь представляет собой "шелест на связках", при котором воздушная струя используется крайне неэкономно. Даже при отсутствии явной инспирации заикающиеся обычно ощущают во время речи постоянный недостаток воздуха. Дополнительный вдох перед синтагмой вряд ли может существенно облегчить их страдание, которое объясняется не столько недостатком воздуха, сколько неэкономным его использованием, толчкообразным выдохом.
Состояние речи усугубляется фиксированностью пациентов на отдельных звуках. Звукофобия является одной из причин, способствующих формированию "твердой атаки" звуков. Речь теряет звучность, перестает быть "концентрированным пением", как у хорошо говорящих людей.
Таким образом, существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т.д. У заикающихся нарушены, по существу, все характеристики музыкальности речи. Они теряют способность к эмоциональной окраске последней и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов. У заикающихся нарушено живое общение с собеседниками. Их лица во время речи амимичны, жест отсутствует или не точен, глаза избегают собеседника, не оживлены передаваемой мыслью, не "говорят".
Крайне зависимые от внешней оценки, заикающиеся боятся заявить о себе, в их речи не проявляется личность, не ощущается отношения к высказываемому. У нормально говорящих людей велика вариабельность интонационного рисунка, который зависит от конкретной ситуации общения, эмоционального состояния, интересов, способностей, характера, типа высшей нервной деятельности и т.п. У заикающихся, несмотря на значительные личностные различия, эта вариабельность крайне мала. Их речь имеет весьма ограниченный подтекст.
Специально нужно остановиться на понятии подтекста, играющего важную роль в правильной постановке всей коррекционно-воспитательной работы. Посвящая этому отдельную беседу, мы говорим о подтексте как о неявном, но чрезвычайно важном проявлении внутренней жизни человеческого духа, неразрывно связанном с побудительной силой высказывания, с тем, что человек хочет выразить на самом деле. Это "хочу" бывает глубоко запрятано. Но без него нет подтекста.
Для того чтобы общение состоялось, необходим волевой посыл, обращенный к слушателю. Говорящий не просто сообщает собеседнику определенную информацию, но реально переживает ее, стремясь зажечь слушателя своими чувствами, убедить его в истинности своих утверждений. Слова, не освящённые правдой человеческих чувств, представляют собой лишь ряд пустых звуков.
Но если "хочу" здорового человека реализуется в повседневном общении, то заикающиеся уверены в безнадежности этого намерения, что становится для них источником страданий и, в конечном счете, невротизации. С возрастом они обычно примиряются со своим положением и в процессе вынужденного общения все чаще руководствуются вместо императива "хочу" императивом "надо", причем рядом с "надо" по-прежнему живет "не могу".
Заканчивая характеристику особенностей просодики заикающихся, отметим, что наиболее серьезные нарушения в этой области имеют место при тяжелом заикании, протекающем на резидуально органическом фоне. Особенно в случаях, когда речевая судорога возникает при отстающем речевом онтогенезе. Несомненно, существует возраст, когда все лингвистические, а значит, также интонационные возможности развиваются наиболее продуктивно. Скудность словарного запаса чаще всего коррелирует с бедностью интонационного словаря. Это наблюдается у детей, страдающих общим недоразвитием речи, и еще более усугубляется, если на этом фоне возникает заикание.
Более тяжелые нарушения интонационной стороны речи отмечаются у заикающихся, которые воспитывались в неблагоприятной микросоциальной среде. Напротив, там, где речь ребенка формировалась на правильных речевых образцах, где дети жили в обстановке добра и любви, слушали музыку, их интонационные возможности стали богаче и способность интонировать сохранилась в более значительной степени, несмотря на заикание.
Вышеприведенные наблюдения могут быть истолкованы в свете современных представлений о функциональной асимметрии полушарий мозга.
Речевой сигнал (высказывание, сообщение) относится к системам знаковых уровней организации и несет информацию двоякого рода. Во-первых, это собственно вербальная информация, основным носителем которой является слово, точнее, заключенное в нем понятие. Ответственность за такого рода информацию обычно несет левое полушарие. Во-вторых, это эмоциональная информация, определяющая интонационную окраску речи, подтекст, заключающий в себе отношение говорящего к сказанному, но не находящий прямого выражения в самих словах. Такая информация получила название экстралингвистической. Управление ею осуществляет правое полушарие мозга.
Как указывает П.Г.Симонов /93/, именно эта вторая система является доминирующей в звуковой коммуникации ребенка в доречевой период. Овладение речью, однако, не приводит к утрате экстралингвистической коммуникации.
Оба полушария головного мозга интегрируются в единую функциональную систему, хотя каждое из них имеет свои специфические внешние каналы передачи информации. Так, вербальная система, представленная посредством объективных кодов (слов), использует преимущественно артикуляторный аппарат при минимальном участии интонации. Экстралингвистическая система, отвечающая за эмоциональную окраску речи, использует, по-видимому, другие механизмы, сопутствующие речи и влияющие на нее. Из повседневного опыта общения хорошо известно, что интонированная речь сопровождается мимикой, жестом, движением головы, плеч и пр. Однако для логопедической практики более важным является утверждение, что интонированная речь практически невозможна без этих сопутствующих движений.
Напрашивается гипотеза, что именно сопутствующие движения определяют механизм формирования интонационно окрашенной речи. Причем имеются в виду как движения в прямом смысле (рук, плеч, мышц лица, груди), которые могут приводить к изменению резонансных характеристик речевого аппарата, так и напряжение или расслабление мышц гортани или голосовых связок, от чего зависят частота основного тона, тембр голоса и т.п. Эти многочисленные и разнообразные движения позволяют сравнить аппарат речи здорового человека с музыкальным инструментом типа электрооргана, где различные рычаги, клавиши и педали дают возможность придать основной мелодии новую богатую оранжировку и иногда до неузнаваемости изменяют ее.
Особо следует остановиться на так называемом языке глаз. Взгляд это своеобразный интонационный включатель. Можно сказать, что любое сообщение начинается с разговора глаз. Зачастую люди умеют "говорить глазами" красноречивее, чем словами. Изменение выражения глаз органически вплетается в интонационный рисунок речи, пробуждая язык мимики и жеста. Только при этих условиях оказываются задействованными информационные каналы обоих полушарий, и мы получаем внятную, осмысленную, эмоционально окрашенную речь. Это норма.
При заикании сам факт существования речевых судорог приводит к целому ряду речевых и личностных нарушений, что вынуждает заикающихся во время речи одновременно думать о том, что сказать, как сказать и что о них подумают окружающие. Речь, становясь тяжким трудом, ставит перед необходимостью передать хотя бы элементарное содержание высказывания; тут не до позы, взгляда, мимики и жеста. Постепенно они перестают использоваться в акте коммуникации, речь заикающихся становится почти полностью обездвиженной.
Очевидно, что в этом случае, по существу, блокируются все каналы экстралингвистической информации. Тормозится сама потребность в такого рода информации, а следовательно, и потребность в коммуникации как таковой. А поскольку нарушаются коммуникативные функции речи, общение заменяется инвалидизированным говорением.
Отсюда вытекает необходимость, а также объем и содержание занятий по коррекции просодики. Мы считаем, что эта работа так же важна, как работа, направленная на устранение речевых судорог и коррекцию личности. Она ведется сразу в нескольких направлениях: устранение речевых судорог, навязчивых мыслей, страхов речи, уловок; снятие мышечных зажимов и внутреннее раскрепощение; коррекция темпоритма, ликвидация голосовых зажимов и постановка голоса; развитие речевого слуха; включение в речь подтекста. Мы относимся к речи как к живому организму, который трудно было бы настроить по частям (узлам), как это делается со сложными машинами в технике. "Целостный по природе, он работает комплексно, по механизму "цепного рефлекса" /83/.
Работа сразу в нескольких направлениях одна из особенностей предлагаемого нами подхода к коррекции интонации.
Во время занятий мы широко используем движения, и прежде всего движения рук. Уже с первых дней, начиная с постановки голоса и коррекции звука, вводятся жестовые знаки, речь соединяется с движением. Это чрезвычайно важно для формирования подтекста, ведь, как известно, в проявлении всякой эмоции важнейшую роль играют двигательные реакции.
Занятия просодической стороной речи начинаются с первых же дней лечения. Они ведутся постоянно при прохождении всего основного курса и продолжаются в течение одного года диспансерного наблюдения на поддерживающих микрокурсах и в домашних условиях.
Заикающиеся только тогда активно включаются в эту работу, когда понимают смысл предлагаемых мероприятий. С этой целью проводятся специальные разъяснительные беседы.
В одной из первых коррекционно-воспитательных бесед мы объясняем, что интонировать не значит украшать речь: использование интонационных возможностей языка позволяет точно передать смысл сказанного (подтекст), а если интонация не откорригирована, то речь остается неполноценной, корни заикания сохраняются. Пациенты начинают понимать, что нарушение просодики является составной частью дефекта и без ее коррекции нельзя достичь исцеления. В беседе мы отмечаем, что просодическая сторона речи заикающихся нарушена столь значительно, что это заметно не только на уровне минимальной интонационной единицы текста синтагмы, но и на уровне звука, слога, слова
Монотонность звучания становится особенно явной при замедлении темпа речи. Слух человека обладает высокой чувствительностью к восприятию интонационной структуры речи. Ухо заикающихся (их собственный аудитор) не всегда фиксирует привычную нарушенную речь, а иногда даже не замечает легких спазматических задержек, но крайне строго судит монотонную речь. Мнительные заикающиеся часто обнаруживают неспособность к замедленной речи и, несмотря на активизирующие беседы, отказываются от нее. Необходимо, чтобы они поняли, что замедление не вызывает, а только проявляет этот существенный недостаток, и монотонность связана с самим характером дефекта. Объяснение этого тем более важно, что фактически почти всегда логопед на начальном этапе коррекционной работы с заикающимися вольно или невольно прибегает к замедлению.
Логопед должен убедить пациента, что при правильной интонации замедление не ведет к монотонной речи, а может помочь передать смысл и чувство. Для заикающихся это является открытием. Доказательством того, что замедление и монотонное звучание прямо между собой не связаны, может служить простой эксперимент, когда мы, пользуясь разным темпом речи (медленным, средним, быстрым), читаем один и тот же отрывок сперва монотонно, а потом выразительно. Заикающиеся по секундомеру следят за временем. Оказывается, что нормальный темп речи при монотонном звучании воспринимается как крайне медленный и, наоборот, замедленная, но выразительная речь воспринимается как нормальная.
Такой эксперимент позволяет преодолеть неприятие замедленной речи, что имеет большое психотерапевтическое значение.
Работу по коррекции интонации мы начинаем с развития речевого слуха, который, как правило, страдает при заикании. Умение различать достоинства и недостатки голоса у себя так же, как и у других людей, является обязательным условием успешной коррекции интонации. Мы сразу же привлекаем внимание заикающихся к звучанию их собственной речи, просим произносить звуки как можно тише и сами стремимся к этому. В атмосфере тихого пения, тихой выразительной речи пациенты все время должны как бы прислушиваться. Слух в этом случае обостряется, работает более активно. Отвлекающие световые раздражители лучше исключить, и мы иногда предлагаем заикающимся слушать себя с закрытыми глазами или во время аутогенных тренировок.
С этой же целью рекомендуем наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить интонационно окрашенное и монотонное звучание. Кроме того, мы стараемся обогатить их пассивный интонационный словарь, предлагая прослушивать записанные на пленку образцы речи чтецов, актеров. Именно в это время уместно начать разговор о том, что настоящий ритм не скороговорка, а наоборот, "чем выше ритм, тем медленнее мы говорим" /100/.
Как указывал К.С.Станиславский, "торопливость, нервность, болтание слов, выплёвывание целых фраз не только затушевывают смысл, но совершенно уничтожают его", а "нервность говорящего только раздражает слушающих, неясное произношение злит, так как заставляет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли, суетливость тяжелит речь, облегчает ее только спокойствие и выдержка" /100/.
Рассмотрим систему приемов коррекции просодической стороны речи, рассчитанную на основной курс лечения.
Здесь, прежде всего, нужно упомянуть рассмотренный выше способ коррекции заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Он позволяет с первых дней занятий устранить речевые судороги практически у всех заикающихся, без чего затруднена коррекция просодики. Благодаря этому приёму исправляются такие компоненты просодической стороны речи, как темп, ритм, логические ударения, паузация. Пальцы руки становятся жесткими водителями ритма. Именно от скорости и ритма движений пальцев руки зависят темп и ритм речи заикающихся. Говоря "с рукой" в течение полугода, они постепенно налаживают темп и ритм речи, а также слитное произнесение слов в речевом отрезке.
Следует подчеркнуть, что при формировании нового речедвигательного навыка " говорящая" рука похожа на руку пианиста в том смысле, что каждый палец как бы извлекает звуки разной длительности и интенсивности. Если при синхронизации слогов с движениями пальцев руки в синтагме будет формироваться равное давление пальцев на поверхность, то это приведет к равномерной монотонной речи.
Более сильным нажатием пальца, длительностью произнесения слогов и голосом выделяются все сильные позиции в синтагме. Эта работа начинается уже в первые дни занятий, когда пальцы еще не способны к быстрому переключению и темп речи, соответственно, несколько замедлен. В это время особенно эффективна работа по выделению логических ударений. От синтагмы к синтагме пальцы находят их. Следовательно, одновременно решается вопрос наладки и этой стороны просодики.
Такой способ лечения позволяет восстановить нормальную паузацию. По "правилам руки" начало каждого первого слога синтагмы выделяется более сильным и длительным нажатием большого пальца одновременно с более чётким произнесением слога. Обучение этому требует времени, концентрации внимания как пациента, так и логопеда.
С налаживанием паузации появляется мера, а все, что ощущается слухом как мера, фактически является ритмом. Еще в древности ритм считали одним из основных источников приятности и красоты речи. Е.Н.Ухтомский свое отношение к ритму определил словами: "Его Величество, Его Высочество ритм!" Достижение стройной ритмической организации речевого процесса у лиц, страдающих заиканием, один из первых признаков возвращающегося к ним здоровья. Если раньше речь представлялась хаотическим нагромождением утяжеленных звуков и оттого положение казалось безвыходным, то появление пауз, которые мы к тому же используем для расслабления, создают атмосферу спокойствия, порядка.
Работа над ритмом, темпом, паузацией дает новое понимание самого процесса речи. Сложный процесс распадается на ряд простых, хорошо усвоенных и повторяемых элементов (правил). Единственно, что выпадает из этого единообразного потока речи, подтекст, требующий импровизации и творчества. И чем лучше усвоены правила речи, тем больше времени и сил остается для выражения подтекста.
Параллельно с этим проводится коррекция мелодического рисунка речи, в свою очередь, состоящая из нескольких этапов.
Работа со звуком. Внимание пациентов обращается, прежде всего, на то, что основа их будущей интонированной речи заключена в звуке, в его красоте, легкости, полётности, эмоциональной окраске. К.Чарелли /109/, говоря о сценическом мастерстве, отмечал: "Каждый человек обладает своим, ему одному присущим тембром голоса, и задача занятий развить, укрепить, улучшить его". В работу над голосом он включил постановку правильного дыхания, артикуляции, резонирования, выразительных средств голоса, при этом специально подчеркивал, что "навыки правильного звучания отрабатываются и доводятся до автоматизма в процессе многократных целенаправленных занятий, а при их отсутствии утрачиваются навсегда".
В своей логопедической практике при постановке голоса мы в значительной мере опираемся на приемы, используемые отечественными и зарубежными специалистами, педагогами по вокалу и по сценической речи. Однако необходимо иметь в виду, что заикающиеся, из-за постоянных зажимов мышц грудной клетки и шейной мускулатуры, используют в основном верхнее и среднерёберное дыхание, при котором голосовой аппарат работает с большим напряжением. На фоне мышечного расслабления проводятся упражнения по развитию нижнерёберного дыхания и нижних резонаторов. Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное звучание и сформировать длительный экономный выдох.
При постановке голоса мы помогаем вызвать, а затем запомнить ощущение открытой глотки. Этого можно добиться через артикуляцию, поскольку движения рта и лицевых мышц более произвольны, чем движения мышц гортани. Нижняя челюсть у заикающихся, как правило, зажата, а зажатая челюсть ведет к зажимам гортани. При свободной артикуляции с расслабленной нижней челюстью и голос звучит свободно.
С помощью правильной артикуляции на гласных "у", "о", "а", вызывающей непроизвольное движение мышц гортани, мы приучаем "атаковать" звук на стаккато слабой доли, без крика, легко и непринужденно. Понимая, как нужно открывать рот, и услышав свободное звучание голоса, пациенты самостоятельно стараются найти и находят это оптимальное положение. Затем они обучаются так же легко "атаковать" звук в сильной позиции.
Добиваясь правильного звучания голоса, мы одновременно фиксируем внимание на высоте тона, так как заикающиеся обычно стремятся к его завышению, что вызывает напряжение голоса. Если с самого начала не научить их использовать низкий голос, а опираться на средний, то они по привычке довольно быстро переводят голос на верхнее звучание и на связки. В процессе работы над звуком пациенты убеждаются, что использование низкого, а затем среднего голосовых регистров ведет не только к голосовой свободе, но и к красоте звучания. "Особенно для русских голосов, говорил К.С. Станиславский, важно говорить на низких тонах и надо бояться открытых вульгарных звуков".
Известно, что, когда голос уже звучит на опоре и не зажат, звуки сначала произносятся как бы механически, в них нет жизни. Поэтому необходимо снова и снова уточнять артикуляцию. Согласно Д.Е.Огороднову, "Артикуляция это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции" /83/.
С точки зрения эвфонии (науки о благозвучии) каждый звук имеет только ему присущую красоту, свою "душу".
Мы стараемся сформировать это ощущение и связываем звуки с определенным кодовым знаком и мимикой. Например, гласная "у" изображается в виде рупора, уводящего звук в бесконечность; "о" солидный, объемный ("толстый") звук в виде широкого круга; "а" солнечный, радостный движением рук, как расходящихся в обе стороны лучей, и т.д. Уже на этом этапе должна закрепляться память о свободном звукоизвлечении.
Одновременно с описанной выше работой мы начинаем обучение пациентов мягкой атаке звука. Для этого используются упражнения, предложенные В.Огородновым /83/. Следуя его методике, тренировку мягкой голосопередачи начинаем с гласного "у", затем усвоенный навык переносим на другие гласные звуки. Голосоподача начинается из состояния безартикуляции, всегда сопровождается плавным движением руки, которая управляет силой звучания.
В целях обучения правильной артикуляции звуков (у заикающихся постоянно зажата нижняя челюсть, что ведет к зажимам гортани) мы просим пациентов слегка надавить на щеки так, чтобы кончики пальцев прошли между зубами и подбородок опустился. В этом положении пропеваются гласные звуки. Усилить впечатление от правильного звучания можно привлекая внимание к тому, как плохо, тяжело звучат гласные звуки, когда рот недостаточно широко открыт. Перед началом пения логопед дает настройку: пример правильно спетого звука. Услышав, как свободно звучит их собственный голос, и запомнив, как нужно для этого открыть рот, заикающиеся сами находят это оптимальное положение. В результате многократного повторения упражнений закрепляется правильная манера артикуляции для свободного звукоизвлечения. В требованиях как можно шире открывать рот на гласных не нужно бояться преувеличений, гротеска: у заикающихся слишком велика привычка держать рот прикрытым. Если при пении упражнений удается добиться достаточного раскрытия рта, то при переходе к обычной речи от выработанного навыка остается только след, ощущение открытой глотки. В ходе занятий мы обращаем внимание на высоту тона, так как с его повышением растет напряжение голоса.
Работая над голосом, необходимо помнить о тесной взаимосвязи речевой и певческой функции.
Используя пение в коррекционной работе, можно добиться легкости и непринужденности звукоизвлечения, а затем перенести эти навыки в речь. Во время пения следует постоянно следить за положением рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался рот. Целесообразно также использовать "жестовый хор", когда все пропеваемые гласные связываются с определенными кодовыми знаками, о которых говорилось выше. Вначале слова песни пропеваются, а затем произносятся без мелодии (говорим как поем). Причем петь и проговаривать можно не только песни, но и отдельные фразы, маленькие сказки и рассказы, создавая собственную мелодию.
В ходе этой работы мы просим пациентов произносить звук ниже или выше, тише или громче. Учим их по-разному распределять звуки в пространстве, направлять их то дальше, то ближе. Все это закладывает фундамент будущей выразительной речи.
В то же время следует иметь в виду, что вновь приобретенный навык правильного звукоизвлечения должен быть полностью автоматизирован, иначе вся работа окажется напрасной.
Уже на этом этапе, обучая пациентов правильному звукоизвлечению, мы начинаем разговор о подтексте.
Здесь уместно сказать, что в минуты наиболее сильного эмоционального подъема, крайне увлеченные передаваемой мыслью, заикающиеся начинают жестикулировать, их глаза оживлены. В этот момент, по-видимому, снимается блокада с каналов экстралингвистической информации и появляется способность интонировать. Тут очень важно осознание того, что и до лечения существовала возможность яркой эмоциональной речи. В беседе мы это особо подчеркиваем.
Указанный факт сам по себе диктует методические приемы коррекции подобного рода недостатка просодики у заикающихся. Необходимо вызвать к жизни эту почти не используемую ими способность, иначе обучение становится практически невозможным, как невозможно обучить неповторимому звучанию певческого голоса. Здесь могут помочь специальные упражнения, ведущие к раскрепощению и обретению внутренней свободы.
Очень полезны занятия по пластике. Вниманию пациентов предлагается некий образ: например, воображаемый стеклянный шар, который нужно переложить с руки на руку; сильная струя воздуха, меняющая свое направление относительно тела; движения пальцев, превращающихся то в паука, плетущего паутину, то в струйки дождя, то в танцующих человечков, и т.п. Такой игровой метод позволяет соединять звук с движениями, а, следовательно, обогатить интонационную окраску речи.
С этой же целью нами используются пантомимические упражнения системы Е.А.Харитонова (см. приложение 5). В них не нужно требовать особой красоты и отточенности движений, что могло бы явиться закрепощающим моментом. Главное - помочь обрести в движении внутреннюю свободу.
Во время этих занятий мы предлагаем пациентам выразить разные чувства: гнев, восхищение, неприязнь, используя только один звук. Так, звуком "р" можно выразить агрессию, звуком "о" - удивление и т.д.
В итоге такой работы заикающиеся должны уметь свободно извлекать эмоционально окрашенный звук на нижнем голосовой регистре, отчетливо понимая, что рождение подобного звука возможно только в соединении с взглядом и движением (мимика лица, движения плеч, рук).
Раскрепощению способствуют свободные, выразительные, спонтанные танцевальные движения. Первые несколько минут таких занятий - разминка (расслабление рук, мышц, шеи, туловища под музыку). Затем - танцы в паре. (Конечно, к танцу нельзя никого принуждать.)
Способность перевоплощаться также помогает достичь внутреннего раскрепощения. Пациенты выбирают по желанию то или иное животное и в течение 10-20 минут представляют себя этим животным, подражая его повадкам, движениям, звукам. Возникает игровая ситуация, в которой участники группы, оставаясь в образе, вступают в игру друг с другом; они могут шуметь, бегать, прыгать, выражать различные чувства.
Мы постоянно возвращаемся в работе с больными к тому, как важно при диалоге участие глаз. "Молчание тоже речь. Ваши глаза должны говорить, должны слушать", - объясняем мы пациентам. Просим их передать глазами какую-либо информацию: согласия, несогласия, приветствия, прощания и пр. Заикающиеся начинают понимать, что это невозможно сделать без микродвижений. При этом мы косвенно выходим на коррекцию личностных отношений, формируя способность к адекватной реакции на речь собеседника.
Работа со слогом. Слог - минимальная произносительная единица. Звуки, входящие в один слог, характеризуются наибольшей слитностью и взаимосвязанностью. Центром, вершиной слога является обязательный в русском языке гласный звук. Согласный находится в полной зависимости от гласного и появляется в процессе огубления гласным звуком /28/. Н.И. Жинкин отмечал, что при заикании нарушается не только слоговая динамика - слогодвижение, но и синтез слога /55/. Это соответствует и нашим наблюдениям. Так, центром слога у заикающихся часто становится не гласный, а согласный звук, на котором они фиксируются. И даже когда нет речевых судорог, первые согласные звуки синтагмы произносятся жестко и с мало заметным выделением.
Прежде чем включить согласные звуки в материал для логопедических тренировок, мы обязательно проводим с группой беседу о роли согласных звуков в речи. Эта беседа крайне необходима заикающимся, так как многие из них испытывают значительные трудности именно с согласными звуками. Пытаясь справиться с запинками, с напряжением артикулируют на согласных, что лишь утяжеляет заикание и еще больше разрушает речь. У многих формируется звукофобия, они, как правило, фиксированы на согласных.
В ходе беседы мы говорим пациентам, что согласные звуки не существуют сами по себе. Они появляются в речи лишь вследствие огубления их гласными (терминология Л.В.Бондарко /29/). Стремясь сформировать у лечащихся зримое представление о соотношении гласных и согласных звуков в речи, мы используем своеобразный опорный сигнал: изображаем на листе бумаги гласный звук в виде окружности большого диаметра и "прилепившийся" к ней согласный в виде маленькой точки. При этом объясняем, что согласный всегда рождается без напряжения артикуляторного аппарата, "между губами". Опорный сигнал и наши комментарии помогают заикающимся легче осознать задачу сочетания гласного и согласного звуков.
Становится ясным, что проблема построения самых разных слогов сводится к отчетливой артикуляции гласных звуков и несколько сглаженной - любого согласного (позднее группы согласных), а произнесение слога, состоящего из гласного и согласного звуков, составляет единую артикуляционную задачу и подчиняется тем же требованиям, что и упражнения на гласные звуки. В дальнейшем мы усложняем речевой материал, используя различные сочетания согласных звуков в открытых и закрытых слогах, но в принципе общий речевой стереотип не меняется.
Мы уже не раз здесь говорили, что техника свободного звукоизвлечения, связанная с новым психическим состоянием, нарабатывается путем многократных повторений как прочный стереотип. Однако вся эта методическая работа будет лишена смысла, если подходить к речевым упражнениям чисто механически, делая упор исключительно на технику. Не просто бездушный слог, который впоследствии может быть перенесен на руку, а речь, интонация, общение на слоге и лишь как следствие этого - естественная речь, синхронизированная с движениями пальцев руки. Таков наш методический принцип.
При отладке синтеза слога мы просим пациентов объединить слогопроизношение со свободным движением рук и туловища. Здесь могут быть полезны упражнения Петера Губерина, применяемые в работе с глухими (см. приложение 6). Они отвлекают от речи, голосовой максимум при их использовании непроизвольно переносится на гласный звук. Голос следует за движениями рук, повышаясь и понижаясь. Звучание постоянно меняется и мы привлекаем к этому внимание пациентов. Использование этих упражнений позволяет одновременно решить две задачи: наладить синтез слога и заложить основание для коррекции мелодической стороны речи. Сочетания слогов, приведенные в приложении, обычно используются в работе с глухими детьми. Но, как показывает опыт, они могут быть применены и при работе с заикающимися.
Не следует недооценивать и тот факт, что такие упражнения, как правило, вызывают живой интерес пациентов и избавляют группу от однообразной механической работы. Вообще, если к формирующемуся стереотипу - основному содержанию данного и всех последующих этапов - предъявляются достаточно четкие и однозначные требования, то в отношении формы проведения занятий, особенно в процессе закрепления навыка, допускается гораздо больше свободы, но все же она ограничивается необходимостью интенсивной автоматизации единого сложного навыка.
После того как восстанавливается правильное произношение слога, указанные выше упражнения со звуком повторяются заново с использованием набора открытых и закрытых слогов.
Работа со словом. Переходя к этому этапу, мы, прежде всего, переносим навыки правильной голосоподачи со звука и слога на слово. Уточняем артикуляцию, с тем, чтобы все гласные звуки, произносимые в слове, сохраняли благозвучие, теплоту. Обращае