Раздел 1. анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека.
ГЛАВА 1.1. ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.
ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ: РЕФЛЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР АКТИВНОГО ОТРАЖЕНИЯ, ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ | |
Человек – высшая ступень живых организмов на Земле. Он возник в результате сложной и длительной эволюции животного мира. Развитие человека в филогенезе (развитие рода, от греч. phylon — род, genesis — происхождение) нам помогают понять палеонтологи, которые изучают ископаемые остатки костей предков человека. Сравнительная анатомия исследует и сопоставляет строение тела животных, стоящих на разных этапах эволюции. Как живое существо человек принадлежит к животному миру. Черты сходства человека и млекопитающих: · развитие зародыша внутри материнского организма в мышечном органе – матке и вскармливание детенышей молоком; · общность плана строения (скелет, нервная система, кровообращение, дыхание, пищеварение и т. д.); · наличие ушной раковины; · деление зубов на резцы, клыки и коренные; · интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела; · наличие рудиментов (копчиковая кость, тонкие волосы на теле и т. д.) и желез. Но человек качественно отличается от животных. Помимо биологической среды, в которой обитают животные, для человека существует среда социальная – человеческие взаимоотношения, условия труда и быта. Именно труд и социальные потребности сформировали человека, и он выделился из животного мира: появились речь, интеллект, сформировалось свойственное человеку сознание и мышление. Психическая деятельность – идеальное отражение объективной действительности в головном мозге – настолько развита у человека, что, в отличие от животных, он может не только познавать мир, но и преобразовывать его. Она формируется в коре головного мозга на основе психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, эмоций, мышления) благодаря деятельности центральной нервной системы, которая работает по принципу рефлекса. Рефлекс (от reflexus – отражение) – это реакция организма на раздражение при участии нервной системы. Нервная система постоянно получает информацию обо всех воздействиях внешней среды, закодированную в виде импульсов, через непосредственные раздражения рецепторов и органов чувств, а также устную и письменную речь, перерабатывает ее в высших отделах головного мозга и передает импульсы в разные органы, изменяющие жизнедеятельность организма и его поведение. Одновременно в ЦНС формируется модель будущего результата, а изменения функции периферических органов воспринимаются находящимися в них рецепторами, и обратно в мозг поступает информация о характере изменений (обратная связь – афферентация). Если изменения не совпадают с прогнозируемой моделью, то включаются другие отделы нервной системы и органы. Таким образом, психика строит сознательное поведение и деятельность человека. Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, определяются наследственными факторами, которые передаются от родителей, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка), воздействием коллектива, социальных факторов. Поэтому анатомия изучает человека не только как биологический объект, но учитывает при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта. Человек неразрывно связан с окружающими условиями жизни: • осуществляет постоянный обмен с внешней средой • подчиняется единым для всей природы законам; • постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды и до известной степени сам меняет ее. В строении тела человека отмечают возрастные, половые и индивидуальные особенности. В детском, подростковом и даже юношеском возрасте еще растут органы, продолжается дифференцировка тканевых элементов. У человека зрелого возраста строение тела более или менее стабильно. Однако и в этот период происходит перестройка в органах соответственно условиям жизни, воздействию внешней среды. | |
ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род. падеж. ontos — сущее, существующее) - индивидуальное развитие человека изучают: до рождения (пренатальный период) - эмбриология (от греч. embryon — зародыш, росток); после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) - возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик). | |
Периоды онтогенеза: | |
I Пренатальный, внутриутробный: | Усилен рост верхних отделов тела. |
1. эмбриональный, зародышевый | С момента оплодотворения до 8 недель беременности; закладка органов зародыша, внешнесредовые факторы (инфекции, лекарства) могут вызвать нарушение этого процесса и рождение ребенка с аномалиями развития. |
2. плодный, фетальный | С 9 недель беременности до рождения. Усиленно развиваются все органы и системы плода. Плод принимает форму человека. К 12 неделям окончательно формируется детское место – плацента. Плод находится в плодном мешке, заполненном амниотической жидкостью, с помощью пуповины прикреплен к плаценте. Плацента не только выполняет трофическую и выделительную функции, но и защищает плод от воздействия инородных агентов – микробов, вирусов и т. д. Органы начинают специфически функционировать в неодинаковые сроки: раньше – кроветворные органы, сердечно-сосудистая система, железы внутренней секреции и др. |
II Постнатальный (после рождения): | Усилен рост нижних отделов тела. |
1 новорожденность – до 4-х недель | Голова велика, ноги коротки, живот из-за узости таза выдается вперед, ноги и руки одинаковой длины. Многие органы и их функции несовершенны. Организм приспосабливается к новым условиям жизни. |
2 грудной возраст – от 4-х недель до года, период вскармливания грудью | Отмечается пассивный иммунитет (устойчивость ко многим инфекциям: краснухе, кори, скарлатине и др.), что объясняется иммунитетом, переданным матерью через плаценту и с молоком. Характерна наибольшая интенсивность роста. К его концу функции организма достигают определенной зрелости, что позволяет перейти на общую диету, но они еще не устойчивы, и нервная система быстро истощается, поэтому необходим продолжительный сон. |
3 период молочных зубов – от 1 года до 7-ми лет, то есть от начала прорезывания молочных зубов до начала прорезывания постоянных | Формы и размеры тела мальчиков и девочек не имеют отличий. Организм очень пластичен. Воздействия окружающей среды легко отражаются, пассивный иммунитет ослабевает, учащаются детские инфекции, эндокринные нарушения. |
4 препубертатный период – 8-12 лет (мальчики), 8-11 лет (девочки) | Появляются половые различия в размерах и пропорциях тела. У девочек начинается половое созревание: отмечается в строгой последовательности: скачок роста, развитие молочных желез, появление волос на лобке и под мышками. |
5 пубертатный период (полового созревания, подростковый) – 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки) | Начинается появлением месячных (менархе) у девочек и поллюций, скачком роста и развитием вторичных половых признаков у мальчиков. |
6 молодой (юношеский) – 17-18 лет (юноши), 16-18 лет (девушки) | завершается рост и развитие организма и наступает половая зрелость. |
7 зрелый возраст, 1-ый период от 19 до 35 лет (мужчины и женщины) | форма и строение изменяются мало. Прекращение роста. Устойчивость и расцвет функций организма. |
8 зрелый возраст, 2-ой период 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины) | Нейроэндокринная перестройка, изменение физиологических функций на микроструктурном уровне, которые до определенной степени сглаживаются развитием компенсаторных механизмов. Появляются первые признаки заболеваний, присущих более старшему возрасту. В 40-45 лет начинается процесс старения, обратное развитие костей, их разрастания, деформация суставов, снижаются адаптационные возможности, организм особенно чувствителен к условиям окружающей среды: условиям быта, питания, профессиональным вредностям, интоксикации (алкоголь, курение). |
9 пожилой – 61-74 года (мужчины), 56-74 года (женщины) | ускоряется процесс старения. Резервы адаптации с трудом компенсируют возрастные изменения, возникают такие заболевания, как атеросклероз, гипертоническая болезнь и другие, присущие этому возрасту. |
10 старческий – 75-90 лет. | нарастает инволюция органов и систем, стираются и выпадают зубы, облитерируются черепные швы, резко снижаются основные функции организма, повышена вероятность смерти. |
11. Долгожители – 90 лет и старше. |
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА | ||
Для понимания потребностей человека необходимо знать химический состав его составляющих. Как известно, живые тела, помимо химических элементов, которые встречаются в неживой природе, содержат также сложные соединения, обладающие только им характерными качествами, которые обеспечивают жизнедеятельность организма. Такими веществами являются белки и нуклеиновые кислоты. Именно белки играют ведущую роль в обмене веществ. Из-за их уникальной химической структуры они обладают исключительными возможностями взаимодействовать с самыми разными веществами (водой, солями, белками и др.). Эти комплексы могут быть устойчивыми. Например, нуклеопротеиды, липопротеиды и др. Из белков строятся структуры клетки, ферменты, которые играют роль катализаторов – биологических ускорителей биохимических процессов. Любое вещество живой протоплазмы должно войти во взаимодействие с ферментом, иначе реакции будут протекать настолько медленно, что это не будет иметь никакого значения для бурного процесса жизни. Ф. Энгельс определил жизнь, как «способ существования белковых тел», который «заключается в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения». Итак, необходимым условием жизни является обмен веществ. Любой организм живет до тех пор, пока из окружающей среды поглощаются различные вещества, подвергаются глубоким изменениям, в результате чего они превращаются в вещество самого организма и усваиваются, а продукты распада выделяются в окружающую среду. Организм способен поддерживать относительно динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма, то есть жидкостей (кровь, лимфа, тканевая и цереброспинальная жидкость), которые участвуют в обмене веществ. Это свойство обеспечивает устойчивость основных физиологических функций: кровообращение, дыхание и т.д. к воздействию внешних факторов, могущих нарушить это постоянство, и осуществляется нейрогуморальным механизмом, благодаря чему организм человека представляет саморегулирующую систему, функционирующую как единое целое. Гуморальная (жидкостная) регуляция осуществляется за счет гормонов, медиаторов и других биологически активных веществ, находящихся в жидкостях организма. При этом изменение функций организма происходит медленно, так как ограничено скоростью движения крови по сосудам (0,5-500 мм/с). Нервный механизм обеспечивает быструю перестройку функций организма, так как скорость распространения импульсов достаточна высока (120-140 м /с) | ||
Иерархия потребностей человека по А.Маслоу | ||
А.Маслоу, один из ведущих американских психологов в области исследования мотиваций, разработал иерархию потребностей. Она состоит из следующих ступеней: | ||
1 физиологические потребности | Пища, вода, сон, дыхание, сексуальная и т.п. - это низшие, управляемые органами тела, потребности. | |
2. потребность в безопасности (стабильность, порядок) | Стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости, самосохранению и выживаемости. | |
3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба). | Удовлетворение этих потребностей отражает социальную жизнь человека, его контакты с другими людьми в семье, на работе, в обществе в целом, без которых он не может существовать ни органически (физиологически), ни духовно. | |
4. потребность в уважении (самоуважение, признание) | Все люди стремятся к самоутверждению, признанию. А. Маслоу подразделял этот уровень потребностей на два вида: 1) желание самоутвердиться, достичь в выбранной области деятельности свободы и независимости; 2) стремление к достижению престижа, признания в глазах окружающих. Человеку нужно знать, что он достойный человек, что он может справиться с различными задачами. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Также важно знать: то, что делает человек, признается и оценивается другими. | |
5.потребности самоактуализации (развитие способностей) | Желание человека стать тем, кем он может стать, желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. "Это не только конечное состояние, но и процесс актуализации своих возможностей". Это потребность в труде. Для самоактуализирующихся людей исчезает разделение "труд — радость". Самоактуализация — это "труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать...” Одним из моментов самоактуализации являются высшие переживания — способность увидеть мир с детской непосредственностью. Это радость творчества, объединяющая ученого, художника, изобретателя, — "мгновения экстаза, которые нельзя купить...". Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализация означает достичь вершины своего потенциала. Концепция о самоактуализации придает жизни человека интерес и цель. Человек задумывается о своем назначении в мире. | |
По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет, в конце концов, к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Потребности одновременно являются и целями человека, т. е. они динамичны. Физиологические потребности (голод, жажда и т. д.) необходимы для функционирования организма. Потребность в самосохранении, безопасности, мире - также важнейшее условие человеческого существования на уровне индивида, общности, человечества в целом. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. По Маслоу, некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будет в достаточной мере удовлетворены. | ||
ПРИСУЩИЕ ЧЕЛОВЕКУ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЖИЗНИ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ | ||
самообновление | В процессе обмена веществ чуждые организму по природе вещества превращаются в тождественные ему вещества, из которых он построен. Это не процесс размножения, а процесс, направленный на самовосстановление и самосохранение всей системы в целом при постоянно совершающемся в нем распаде и закономерно согласованный с условиями окружающей среды. При взаимодействии с внешней средой в обмене веществ происходят определенные сдвиги, которые иногда приобретают качественный характер, и происходит развитие организма. При коренном изменении обмена веществ наступает смерть (денатурация белков при высокой температуре; разложение белков при глубоком снижении окислительно-восстановительных процессов, связанных с недостатком кислорода). | |
самовоспроизведение | Способность к воспроизведению себе подобных, то есть к размножению, в процессе которого организм передает потомкам признаки своих предков и новые свойства, возникшие в результате наследственной изменчивости. Воспроизведение потомства осуществляется с участием мужских и женских внутренних половых органов, продуцирующих половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки). Благодаря слиянию двух половых клеток возникает жизненный процесс (обмен веществ) и жизнь остается вечной. | |
саморегуляция | Организм приспособлен к осуществлению определенных жизненных явлений в тесном взаимодействии с окружающей средой благодаря целесообразности его организации. П.К. Анохин создал учение о функциональной системе. Это временная совокупность нервных центров и периферических органов, объединенных в единое целое полезным результатом, который эта система создает. Главным образом это осуществляется за счет рефлекторной деятельности нервной системы, о чем сказано выше. Под влиянием раздражителей все живые клетки из состояния физиологического покоя переходят в состояние активности. Реакция организма на внешние воздействия (раздражимость), вотличие от неживых, обратима. Так, врыв пороха не сопровождается восстановлением исходного положения. В организме человека происходит восстановление реакции, и реакция на раздражение может повторяться. В этом процессе непосредственно участвуют белки, которые способны менять свою структуру и свойства и вновь возвращаться в свое первоначальное состояние. Итак, организм – целостная, сложная, динамичная, саморегулирующаяся система. | |
МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА Все биохимические процессы в организме осуществляются в водной среде, в которой растворяются органические и неорганические соединения. В основе строения организма человека лежит клетка – структурно-функциональная единица, способная к делению и обмену с окружающей средой. Клетки входят в состав тканей – группы клеток, имеющих сходное строение и выполняющих определенную, специфичную для них функцию вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом. Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее значение, складываются органы. Органы, сходные по своему строению, происхождению и выполняемой функции, объединяются в системы органов. Органы, имеющие единую функцию, но разное происхождение и строение, объединяют в аппараты. Все системы органов и аппараты взаимосвязаны и составляют единый слаженный живой организм, а не просто сумму отдельных частей. Объединяющую роль играют нервная и сосудистая системы. | ||
Все вышеописанные структуры организма, включая регуляторные (нейрогуморальные) служат для самоудовлетворения потребностей человека. При утрате трудоспособности, полной или частичной, длительной или постоянной вследствие болезни, травмы, увечья или дефектов развития человек становится инвалидом и нуждается в посторонней помощи. С целью быстрого и наиболее полного восстановления здоровья больных и инвалидов и возвращения их к активной жизни и общественно полезному труду проводится восстановительное лечение – реабилитация. Оно включает не только медицинскую помощь, но и комплекс различных форм реабилитации: психологической, педагогической, социально-экономической (удобное жилище вблизи от работы, денежное обеспечение и т. п.), профессиональной (специальное обучение, облегченные условия труда и т.д.), бытовой (протезы, личные средства передвижения).
У стареющего организма происходит естественное угасание жизненных функций и наступает необратимое прекращение жизнедеятельности организма – смерть. Она может быть и результатом болезни или несчастного случая, когда прекращаются жизненно важные функции – дыхание и кровообращение. Самыми чувствительными к дефициту кислорода являются нервные клетки центральной нервной системы. После прекращения дыхания и кровообращения обмен веществ в них продолжается 2-6 минут. Этот период, в течение которого возможно восстановление жизнедеятельности и оживление организма, называют клинической смертью. Как только прекращается обмен веществ, быстро разрушаются структуры клеток под влиянием собственных ферментов организма и бактерий его микрофлоры. Наступает смерть биологическая.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое филогенез?
2. Назовите черты сходства человека и млекопитающих.
3. Чем человек отличается от животных?
4. Что такое онтогенез? Охарактеризуйте периоды онтогенеза.
5. Почему возникают потребности человека? Иерархия потребностей по А.Маслоу.
6. Какие структуры удовлетворяют потребности человека?
7. Какие закономерности жизни присущи человеку?
8. Назовите уровни организма человека.
9. Что такое реабилитация?
10. Понятие «жизнь» и «смерть».