Организация карантина и обсервации.
При установлении факта применения бактериологического (биологического) оружия по решению начальника ГО организуются карантин и обсервация.
Карантином называется комплекс строгих изоляционных и противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию ОБП.
Важнейшей целью карантина является недопущение распространения инфекционных болезней как внутри ОБП, так и за его пределами, что требует проведения ряда административных, организационных, хозяйственных и медицинских мероприятий.
Обсервацией называется комплекс ограничительных мероприятий и усиленного медицинского наблюдения, направленный на предупреждение распространения инфекционных болезней.
Основной задачей обсервации является своевременное обнаружение случаев появления инфекционных болезней целью принятия экстренных мер по их локализации и устранения причин, способствующих их распространению. Организация карантина включает в себя:
§ оцепление зоны заражения и прилегающей к ней территории;
§ организацию заградительных постов на всех второстепенных маршрутах, движение по которым полностью прекращается;
§ организацию контрольно-пропускных пунктов (КПП) на основных маршрутах, по которым осуществляется подвоз дополнительных сил и средств для ликвидации очага, сырья для промышленности, продуктов питания и предметов первой необходимости для населения. На железнодорожных станциях, в портах и на аэродромах медицинская служба развертывает санитарно-контрольный пункт для контроля за правильностью ввода или вывода из зоны карантина формирований и населения. Материально-техническое снабжение организуется через приемно-передаточный пункт. В задачу приемно-передаточного пункта входит организация приема и передачи в зону карантина доставляемого сырья, продовольствия, имущества, техники и передача готовой продукции из зоны карантина. Работа этого пункта должна быть организована так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находящимися в его пределах;
§ запрещение въезда, выезда и транзитного проезда через зону карантина без соответствующего разрешения штаба ГО области.
Транзитный проезд через зону карантина автомобильного и железнодорожного транспорта может быть разрешен только после дезинфекции дороги и прилегающей территории. Проезд автомобильного транспорта осуществляется автоколоннами, без остановки, на повышенной скорости, в сопровождении автоинспекции. Железнодорожный транспорт пропускается через зону на повышенной скорости. При перевозке людей и грузов принимаются меры к герметизации транспортных средств. После выезда из зоны карантина (при необходимости) все транспортные средства подлежит обеззараживанию.
Выезд из зоны карантина людей должен осуществляться организованно. В этих целях все выезжающие помещаются и обсерваторы, где за ними организуется медицинское наблюдение на срок максимального инкубационного периода данного заболевания и проводятся необходимые лабораторные исследования. Контакт людей, находящихся в обсерваторе, с остальным населением должен быть полностью исключен. Если за срок обсервации среди данного контингента людей не появятся заболевания и лабораторные исследования не будут показывать отклонений от нормы, то дается разрешение на организованный выезд из зоны карантина. В зону карантина могут вводиться в нужном количестве силы и средства ГО, привлекаемые для локализации и ликвидации очага. Въезд в зону карантина может быть разрешен и отдельным лицам (при крайней необходимости). В карантине осуществляются мероприятия по:
§ охране инфекционных больниц, водоисточников, продовольственных складов и предприятий, производящих продукты питания, организации комендантской службы;
§ максимально возможному разобщению населения, проживающего в разных населенных пунктах с учетом их производственной деятельности. Такое разобщение достигается путем выставления постов на маршрутах передвижения людей;
§ усилению противоэпидемического режима на предприятиях, разобщению рабочих и служащих по сменам, цехам, отделам. Это достигается путем такой организации работы, при которой исключается контакт рабочих и служащих одного цеха, отдела, смены с рабочими других цехов, отделов, смен;
§ прекращению деятельности зрелищных учреждений, учебных заведений, рынков с целью уменьшения контактов среди населения.
Обсервацией предусматриваются:
§ выставление регулировочных постов на внешней границе зоны обсервации, основных маршрутах с целью ограничения въезда, выезда и транзитного проезда;
§ усиленный медицинский контроль за состоянием территории, организацией питания, водоснабжения, правилами торговли;
§ опросы и термометрия населения с целью активного и своевременного выявления инфекционных больных;
§ проведение вакцинации;
§ усиление санитарно-просветительной работы.
Решение о сохранении карантина или переходе на
режим обсервации принимается после получения результатов специфической индикации. Режим карантина сохраняется при применении противником возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, натуральная ос
па) и появлении массовых заболеваний сапом, сибирской
ямной, сыпным тифом, желтой лихорадкой, мелиоидозом,
орнитозом. При применении противником возбудителей
малоконтагиозных инфекций режим карантина заменяется обсервацией. Замена карантина обсервацией производится после дезинфекции или самообеззараживания объектов окружающей среды и полной санитарной обработки населения в ОБП. В зависимости от конкретной эпидемиологической обстановки карантинный или обсервационный режим может сниматься постепенно с отдельных населенных пунктов или сразу со всей зоны.
4. Проведение полной санитарной обработки населения.
Для этой цели используются вес имеющиеся средства коммунально-технической службы: душевые, дезинфекционные камеры па автомобиле (ДДА), бани, санитарные пропускники, души и т. д.
5. Проведение неспецифической и специфической профилактики.
Экстренная неспецифическая профилактика проводится медицинской службой ГО до определения вида возбудителя антибиотиками широкого спектра действия. Она осуществляется силами санитарных дружин во время подворных (поквартирных) обходов.
После определения вида примененного противником возбудителя организуется специфическая профилактика. Этот вид профилактики проводится прививочными бригадами с использованием сывороток, вакцин, анатоксинов. В этих целях возможно также применение бактериофагов и антибиотиков.
6. Активное выявление больных.
Осуществляется санитарными дружинами путем опроса (2 раза в день) населения и измерения температуры тела. Одна санитарная дружина обслуживает в ОБП до 1500 человек. Санитарные дружины, кроме того, выдают средства экстренной профилактики, проводят простейшую разъяснительную работу. В своей работе они должны опираться на санитарный актив из числа населения.
При обнаружении больного или лица, подозрительного па инфекционное заболевание, санитарная дружинница сообщает об этом участковому врачу, под руководством которого она работает. Участковый врач должен выехать к больному, осмотреть его на месте и при необходимости принять меры к его госпитализации, а также организовать дезинфекцию квартирного очага.
Нее поликлинические учреждения прекращают прием больных, а персонал их переводится на казарменное положение. За каждым врачом закрепляется определенный участок работы и под его руководство выделяется соответствующее число санитарных дружин. Осмотры всех заболевших осуществляются на дому по вызову врача санитарными дружинницами, проводящими поквартирные обходы. После выезда для осмотра больных врачи и другой медицинский персонал возвращаются в свое поликлиническое учреждение и проходят полную санитарную обработку. Регистратура поликлиники становится диспетчерским пунктом, принимающим вызовы санитарных дружинниц и направляющим врачей по этим вызовам. О каждом случае инфекционного заболевания врач должен сообщить главному врачу поликлиники и СЭС.
Такая организация работы, позволяет осуществлять активное выявление больных, более оперативно принимать меры к их изоляции и госпитализации. При необходимости большинство больниц, оказавшихся в зоне карантина, перепрофилируется в инфекционные больницы. Кроме того, для госпитализации инфекционных больных развертываются временные инфекционные стационары в общественных зданиях.
7. Обеззараживание (дезинфекция) квартирных очагов, территории, зданий, одежды.
Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами медицинской службы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции в квартирах, где выявлен инфекционный больной.
Дезинфекция — уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней — может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами.
Обеззараживание территории, зданий, одежды населения, как и санитарная обработка, проводится коммунально-технической службой с использованием сил и средств своих формирований. Контроль за качеством обеззараживания осуществляет МС ГО.
8. Проведение дезинсекции и дератизации.
Кроме дезинфекционных мероприятий, в ОБП медицинская
служба должна проводить в широких масштабах дезинсекцию и дератизацию. Дезинсекция (уничтожение насекомых — переносчиков инфекционных болезней) проводится физическими и химическими способами. Основным
считается химический способ, который заключается в
обработке объектов инсектицидами. Для дератизации
(уничтожения грызунов - источников возбудителей инфекционных болезней) используются механические (отлов) и химические (применение отравляющих приманок) способы. Проведение дезинсекции и дератизации особенно важно в случаях применения противником бактериологического (биологического) оружия путем распространения зараженных насекомых, клещей, грызунов.
9. Обеззараживание продуктов питания и воды.
Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - инженерная служба. Контроль за качеством обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет медицинская служба.
10. Санитарно-просветительная работа.
Для проведения широкой и эффективной санитарно-просветительной работы следует использовать радио, телевидение, печать. Для этого начальник МС ГО должен осуществлять тесный контакт с местными партийными органами. Он составляет план санитарно-просветительной работы, привлекая главного врача СЭС, готовит тексты бесед, статей, листовок. Санитарно-просветительная работа должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций о правилах поведении, соблюдение санитарно-гигиенических правил и других мер личной защиты.
Кроме того, МС ГО должна осуществлять контроль за захоронением трупов.
При скрытом применении противником бактериологического (биологического) оружия предположение о вероятном использовании этого оружия будет основываться па появлении вспышек инфекционных болезней или хотя бы единичных заболеваний особо опасными инфекциями. В этом случае сигнал оповещения «Химическая тревога» не будет подаваться, поскольку он будет запаздывать. По той же причине может отпасть необходимость в проведении неспецифической профилактики, снизится эффективность полной санитарной обработки населения. Основной задачей бактериологической разведки явится определение конкретных границ очага. Перечень и порядок проведения остальных мероприятий по локализации и ликвидации ОБП остается таким же, как и при своевременном обнаружении факта применения противником бактериологического (биологического) оружия.
Все перечисленные мероприятия направлены на локализацию и ликвидацию ОБП и должны проводиться одновременно. Перечень мероприятий, проводимых в целях локализации и ликвидации ОБП, свидетельствует о том, что их невозможно осуществить силами только медицинской службы.
Для этих целей привлекаются практически все службы ГО, при этом каждая служба ГО выполняет определенные задачи.
Служба охраны общественного порядка осуществляет оцепление очага поражения, организует КПП, выставляет заградительные и регулировочные посты, несет комендантскую службу в зоне карантина (патрулирование, охрану продовольственных объектов, водоисточников, инфекционных больниц и др.) Для оцепления и охраны границ карантина могут привлекаться воинские части ГО, армии и флота.
Коммунально-техническая служба организует и проводит дезинфекцию территории, дорог, транспорта, зданий, имущества, полную санитарную обработку населения, оказавшегося в зоне заражения.
Противопожарная служба выделяет технику и принимает участие в проведении дезинфекционных работ в очаге бактериологического поражения, участвует и полной санитарной обработке людей.
Инженерная служба производит оборудование КПП, заградительных и регулировочных постов, приемопередаточных пунктов при КПП, оборудует пути объезда зоны карантина, изыскивает и оборудует дополнительные водоисточники, осуществляет обеззараживание воды.
Служба торговли и питания обеспечивает население и формирования ГО питьевой водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, для чего развертывает и организует работу приемопередаточных пунктов при КПП. Под контролем медицинской службы она проводит обеззараживание пищевого сырья и продуктов питания, организует утилизацию или уничтожение продовольствия, непригодного (по заключению санитарной экспертизы) к употреблению в пищу населением, проводит обеззараживание своих складов и помещений.
Транспортная служба обеспечивает подвоз в очаг поражения сил и средств ГО, необходимых для локализации и ликвидации очага, организует перевозки внутри зоны карантина.
Служба связи обеспечивает оповещение населении о бактериологическом нападении, организует связь начальника ГО и его штаба с подчиненными начальники ми служб и вышестоящим командованием, между штабом ГО и КПП, а также учреждениями и формированиями, работающими в очаге.
Служба защиты животных и р а с т е и и и. во взаимодействии с медицинской службой, используя свои силы и средства, осуществляет ведение бактериологической разведки и осуществляет индикацию бактериальных средств, выделяет (при необходимости) МС ГО средства дезинфекции и экстренной профилактики, проводит раннее выявление заболевших животных, их изоляцию, ветеринарную обработку и лечение: осуществляет лабораторный контроль за зараженностью продуктов животноводства и растениеводства, фуража и воды; организует проведение всего комплекса противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний среди животных.
Только при совместных усилиях всех служб ГО можно рассчитывать на быстрое и эффективное проведение всех работ по ликвидации ОБП.
Задачи и организационная структура санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований: санитарно-эпидемиологический отряд; санитарно-эпидемиологические бригады; специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки.
Санитарно-эпидемиологический отряд (СЭО) является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (1 или 2 бригады) в зависимости от сложившейся ситуации.
Количество бригад от одной (эпидемиологической) до 3-х и более, а также численный состав бригад и СЭО, определяются руководством учреждений в зависимости от конкретной санитарно-эпидемиологической обстановки. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады, с участием экспертов, для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.
Укомплектование СЭО личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников центра Госсанэпиднадзора — формирователя.
Ответственность за постоянную готовность СЭО к действиям в военное время возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд. Контроль за постоянной готовностью СЭО осуществляет руководитель учреждения - формирователя.
Штат СЭО:
§ Начальник СЭО (зам. главного врача) — 1;
§ Врач по радиационной гигиене — 1;
§ Инженер-радиолог — 1;
§ Врач по общей гигиене — 2;
§ Врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог) — 1;
§ Врач-дезинфекционист — 2;
§ Врач-лаборант — 2;
§ Врач-бактериолог (вирусолог) — 2;
§ Техник-дозиметрист — 2;
§ Помощник санитарного врача (фельдшер) —1;
§ Помощник эпидемиолога —1;
§ Лаборант-химик (средней квалификации) — 1;
§ Лаборант (микробиолог) средней квалификации —1;
§ Инструктор-дезинфектор—1;
§ Водители автотранспорта — 2;
Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ):
Эпидемиологическая бригада:
§ Начальник (врач)—1;
§ Врач-эпидемиолог — 1;
§ Помощник эпидемиолога (фельдшер) — 1;
§ Инструктор-дезинфектор — 1;
§ Водитель автотранспорта — 1.
Радиологическая бригада:
§ Начальник (врач) — 1;
§ Врач по радиационной гигиене — 1;
§ Помощник санитарного врача (фельдшер) — 1;
§ Техник-дозиметрист — 1;
§ Водитель автотранспорта — 1.
Санитарно-гигиеническая (токсикологическая) бригада:
§ Начальник (врач) — 1;
§ Санитарный врач-токсиколог -1;
§ Помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант) — 1;
§ Лаборант-химик (средней квалификации) — 1;
§ Водитель автотранспорта — 1.
Специализированная противоэпидемическая бригада(СПЭБ) предназначена главным образом для работы в очагах особо опасных инфекций. На нее возлагается организация и проведение полного комплекса противоэпидемических мероприятий в очагах и консультативно-методическая помощь формированиям и учреждениям МС ГО и других служб ГО по вопросам проведения противоэпидемических мероприятий в очагах бактериологического поражения и в районах стихийных бедствий. СПЭБ формируются на базе специализированных противоэпидемических институтов и противочумных станций. В ее состав входят врачи-специалисты по особо опасным инфекциям (инфекционисты, эпидемиологи, вирусологи и др.), а также выделяется специальное оснащение (дезинфекционная техника, лабораторное оборудование и др.).
Группа эпидемиологической разведки (ГЭР):
§ Руководитель группы (врач-эпидемиолог) — 1;
§ Помощник эпидемиолога — 1;
§ Водитель автотранспорта — 1.
Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирования СЭО, формируют санитарно-эпидемиологическую бригаду (СЭБ).
Основные задачи СЭО (СЭБ) в военное время:
§ организация и осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
§ выдвижение оперативных групп и формирования в район осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки;
§ оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;
§ организация и проведение медико-санитарных мер в составе санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
§ отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;
§ разработка рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени, и контроль за их выполнением;
§ экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение радиоактивными, боевыми отравляющими и опасными химическими веществами, биологическими средствами и агентами биологического оружия и выдача заключений о возможности их использования для нужд населения;
§ санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований;
§ информация населения о степени риска для здоровья и снижению условий жизнедеятельности; систематическая информации руководства в зоне ответственности об изменении санитарно-эпидемиологической обстановки и мерах по ее стабилизации;
§ оперативная работа со средствами массовой информации.
Дополнительные задачи при различных вариантах осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в очаге биологического заражения:
§ ведение санитарно-эпидемиологической разведки с отбором проб из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольственное сырье);
§ индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с одновременной доставкой проб в головные лаборатории системы СНЛК;
§ лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества БС с выдачей заключения о пригодности их для использования;
§ участие в установлении границ очага поражения, определении границ карантинной и обсервационной зон, объема и порядка проведения охранительных мероприятий, режима работы аварийно-спасательных и других формирований;
§ эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ инфекционной заболеваемости в очаге;
§ организация экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний среди населения, мобилизуемого контингента, личного состава аварийно-спасательных и других формирований;
§ контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медицинского имущества и оборудования;
§ контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, формирований и ведомственных служб;
§ контроль за организацией санитарно-противоэпидемического режима на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других направлений жизнеобеспечения;
§ контроль за проведением санитарной обработки пораженных БС, поступающих в лечебные учреждения;
§ выдача рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья, питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества на объектах, складах и базах.
В очаге радиационного поражения и зонах радиоактивного загрязнения на формирование возлагаются:
§ лабораторный контроль загрязнения продуктов питания, продовольственного сырья и питьевой воды радиоактивными веществами с выдачей заключения о пригодности их для использования;
§ лабораторный контроль полноты дезактивации продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медицинского имущества и оборудования;
§ выдача рекомендаций по дезактивации, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья, питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества на объектах, складах и базах.
В очаге химического заражения на формирование возлагаются:
§ участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защиты в зонах загрязнения боевыми отравляющими и опасными химическими веществами;
§ организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на обеспечение санэпидблагополучия населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий химического заражения (загрязнения);
§ лабораторный контроль за загрязнением боевыми отравляющими и опасными химическими веществами продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества с выдачей заключения о пригодности их для использования;
§ разработка рекомендаций по обеспечению режима защиты и безопасных условий труда в зонах заражения;
§ выдача рекомендаций по дегазации и использованию запасов продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, медицинского имущества и оборудования, зараженных боевыми отравляющими и опасными химическими веществами, и условиям их хранения на складах и базах;
§ контроль за проведением санитарной и специальной обработки на этапах медицинской эвакуации.
Деятельность после ликвидации осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки предусматривает свертывание формирования, возвращение его к повседневной деятельности и включает:
§ контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обработки личного состава формирования, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;
§ ремонт техники, аппаратуры, индивидуальных средств защиты;
§ подведение итогов работы формирования, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта;
§ подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий;
§ возвращение СЭО (СЭБ) на базы формирующих их центров Госсанэпиднадзора.