Организация карантина и обсервации.

При уста­новлении факта применения бактериологического (биоло­гического) оружия по решению начальника ГО организу­ются карантин и обсервация.

Карантином называется комплекс строгих изоля­ционных и противоэпидемических мероприятий, направ­ленных на локализацию и ликвидацию ОБП.

Важнейшей целью карантина является недопущение распространения инфекционных болезней как внутри ОБП, так и за его пределами, что требует проведения ряда административных, организационных, хозяйствен­ных и медицинских мероприятий.

Обсервацией называется комплекс ограничитель­ных мероприятий и усиленного медицинского наблюдения, направленный на предупреждение распространения ин­фекционных болезней.

Основной задачей обсервации является своевременное обнаружение случаев появления инфекционных болезней целью принятия экстренных мер по их локализации и устранения причин, способствующих их распространению. Организация карантина включает в себя:

§ оцепление зоны заражения и прилегающей к ней тер­ритории;

§ организацию заградительных постов на всех второсте­пенных маршрутах, движение по которым полностью прекращается;

§ организацию контрольно-пропускных пунктов (КПП) на основных маршрутах, по которым осуществляется подвоз дополнительных сил и средств для ликвидации очага, сырья для промышленности, продуктов питания и пред­метов первой необходимости для населения. На железно­дорожных станциях, в портах и на аэродромах медицин­ская служба развертывает санитарно-контрольный пункт для контроля за правильностью ввода или вывода из зоны карантина формирований и населения. Материаль­но-техническое снабжение организуется через приемно-передаточный пункт. В задачу приемно-передаточного пункта входит организация приема и передачи в зону карантина доставляемого сырья, продовольствия, иму­щества, техники и передача готовой продукции из зоны карантина. Работа этого пункта должна быть организо­вана так, чтобы исключить возможность контакта людей, находящихся вне зоны карантина, с людьми, находя­щимися в его пределах;

§ запрещение въезда, выезда и транзитного проезда че­рез зону карантина без соответствующего разрешения штаба ГО области.

Транзитный проезд через зону карантина автомобиль­ного и железнодорожного транспорта может быть разре­шен только после дезинфекции дороги и прилегающей территории. Проезд автомобильного транспорта осущест­вляется автоколоннами, без остановки, на повышенной скорости, в сопровождении автоинспекции. Железнодо­рожный транспорт пропускается через зону на повышен­ной скорости. При перевозке людей и грузов принимаются меры к герметизации транспортных средств. После выез­да из зоны карантина (при необходимости) все транс­портные средства подлежит обеззараживанию.

Выезд из зоны карантина людей должен осуществляться организованно. В этих целях все выезжающие помещаются и обсерваторы, где за ними организуется ме­дицинское наблюдение на срок максимального инкубационного периода данного заболевания и проводятся не­обходимые лабораторные исследования. Контакт людей, находящихся в обсерваторе, с остальным населением должен быть полностью исключен. Если за срок обсервации среди данного контингента людей не появятся за­болевания и лабораторные исследования не будут пока­зывать отклонений от нормы, то дается разрешение на организованный выезд из зоны карантина. В зону каран­тина могут вводиться в нужном количестве силы и средства ГО, привлекаемые для локализации и ликвидации очага. Въезд в зону карантина может быть разрешен и отдельным лицам (при крайней необходимости). В ка­рантине осуществляются мероприятия по:

§ охране инфекционных больниц, водоисточников, продовольственных складов и предприятий, производящих продукты питания, организации комендантской службы;

§ максимально возможному разобщению населения, проживающего в разных населенных пунктах с учетом их производственной деятельности. Такое разобщение дости­гается путем выставления постов на маршрутах передвижения людей;

§ усилению противоэпидемического режима на пред­приятиях, разобщению рабочих и служащих по сменам, цехам, отделам. Это достигается путем такой организации работы, при которой исключается контакт рабочих и слу­жащих одного цеха, отдела, смены с рабочими других цехов, отделов, смен;

§ прекращению деятельности зрелищных учреждений, учебных заведений, рынков с целью уменьшения контак­тов среди населения.

Обсервацией предусматриваются:

§ выставление регулировочных постов на внешней гра­нице зоны обсервации, основных маршрутах с целью ог­раничения въезда, выезда и транзитного проезда;

§ усиленный медицинский контроль за состоянием тер­ритории, организацией питания, водоснабжения, прави­лами торговли;

§ опросы и термометрия населения с целью активного и своевременного выявления инфекционных больных;

§ проведение вакцинации;

§ усиление санитарно-просветительной работы.

Решение о сохранении карантина или переходе на
режим обсервации принимается после получения результатов специфической индикации. Режим карантина сохраняется при применении противником возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, натуральная ос­
па) и появлении массовых заболеваний сапом, сибирской
ямной, сыпным тифом, желтой лихорадкой, мелиоидозом,
орнитозом. При применении противником возбудителей
малоконтагиозных инфекций режим карантина заменяется обсервацией. Замена карантина обсервацией произ­водится после дезинфекции или самообеззараживания объектов окружающей среды и полной санитарной обра­ботки населения в ОБП. В зависимости от конкретной эпидемиологической обстановки карантинный или обсервационный режим может сниматься постепенно с отдельных населенных пунктов или сразу со всей зоны.

4. Проведение полной санитарной обработки населе­ния.

Для этой цели используются вес имеющиеся средства коммунально-технической службы: душевые, дезинфек­ционные камеры па автомобиле (ДДА), бани, санитарные пропускники, души и т. д.

5. Проведение неспецифической и специфической про­филактики.

Экстренная неспецифическая профилактика проводится медицинской службой ГО до определения ви­да возбудителя антибиотиками широкого спектра дейст­вия. Она осуществляется силами санитарных дружин во время подворных (поквартирных) обходов.

После определения вида примененного противником возбудителя организуется специфическая профилактика. Этот вид профилактики проводится прививочными брига­дами с использованием сывороток, вакцин, анатоксинов. В этих целях возможно также применение бактериофагов и антибиотиков.

6. Активное выявление больных.

Осуществляется са­нитарными дружинами путем опроса (2 раза в день) на­селения и измерения температуры тела. Одна санитар­ная дружина обслуживает в ОБП до 1500 человек. Сани­тарные дружины, кроме того, выдают средства экстренной профилактики, проводят простейшую разъ­яснительную работу. В своей работе они должны опи­раться на санитарный актив из числа населения.

При обнаружении больного или лица, подозритель­ного па инфекционное заболевание, санитарная дружин­ница сообщает об этом участковому врачу, под руковод­ством которого она работает. Участковый врач должен выехать к больному, осмотреть его на месте и при необ­ходимости принять меры к его госпитализации, а также организовать дезинфекцию квартирного очага.

Нее поликлинические учреждения прекращают прием больных, а персонал их переводится на казарменное по­ложение. За каждым врачом закрепляется определен­ный участок работы и под его руководство выделяется соответствующее число санитарных дружин. Осмотры всех заболевших осуществляются на дому по вызову вра­ча санитарными дружинницами, проводящими поквартирные обходы. После выезда для осмотра больных вра­чи и другой медицинский персонал возвращаются в свое поликлиническое учреждение и проходят полную санитарную обработку. Регистратура поликлиники становится диспетчерским пунктом, принимающим вызовы санитарных дружинниц и направляющим врачей по этим вы­зовам. О каждом случае инфекционного заболевания врач должен сообщить главному врачу поликлиники и СЭС.

Такая организация работы, позволяет осуществлять активное выявление больных, более оперативно принимать меры к их изоляции и госпитализации. При необхо­димости большинство больниц, оказавшихся в зоне карантина, перепрофилируется в инфекционные больницы. Кроме того, для госпитализации инфекционных больных развертываются временные инфекционные стационары в общественных зданиях.

7. Обеззараживание (дезинфекция) квартирных очагов, территории, зданий, одежды.

Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами медицинской службы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции в квартирах, где выявлен инфекционный больной.

Дезинфекция — уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней — может прово­диться физическими, химическими и комбинированными способами.

Обеззараживание территории, зданий, одежды насе­ления, как и санитарная обработка, проводится комму­нально-технической службой с использованием сил и средств своих формирований. Контроль за качеством обеззараживания осуществляет МС ГО.

8. Проведение дезинсекции и дератизации.

Кроме дезинфекционных мероприятий, в ОБП медицинская
служба должна проводить в широких масштабах дезин­секцию и дератизацию. Дезинсекция (уничтожение насе­комых — переносчиков инфекционных болезней) проводится физическими и химическими способами. Основным
считается химический способ, который заключается в
обработке объектов инсектицидами. Для дератизации
(уничтожения грызунов - источников возбудителей ин­фекционных болезней) используются механические (отлов) и химические (применение отравляющих приманок) способы. Проведение дезинсекции и дератизации особен­но важно в случаях применения противником бактериологического (биологического) оружия путем распростра­нения зараженных насекомых, клещей, грызунов.

9. Обеззараживание продуктов питания и воды.

Обез­зараживание продовольствия осуществляет служба тор­говли и питания, а воды - инженерная служба. Конт­роль за качеством обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет медицинская служба.

10. Санитарно-просветительная работа.

Для проведе­ния широкой и эффективной санитарно-просветительной работы следует использовать радио, телевидение, пе­чать. Для этого начальник МС ГО должен осуществлять тесный контакт с местными партийными органами. Он составляет план санитарно-просветительной работы, привлекая главного врача СЭС, готовит тексты бесед, статей, листовок. Санитарно-просветительная работа должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций о правилах поведении, соблюдение санитарно-гигиенических правил и других мер личной защиты.

Кроме того, МС ГО должна осуществлять контроль за захоронением трупов.

При скрытом применении противником бактериологи­ческого (биологического) оружия предположение о ве­роятном использовании этого оружия будет основывать­ся па появлении вспышек инфекционных болезней или хотя бы единичных заболеваний особо опасными инфек­циями. В этом случае сигнал оповещения «Химическая тревога» не будет подаваться, поскольку он будет запаз­дывать. По той же причине может отпасть необходимость в проведении неспецифической профилактики, снизится эффективность полной санитарной обработки населения. Основной задачей бактериологической разведки явится определение конкретных границ очага. Перечень и поря­док проведения остальных мероприятий по локализации и ликвидации ОБП остается таким же, как и при свое­временном обнаружении факта применения противником бактериологического (биологического) оружия.

Все перечисленные мероприятия направлены на ло­кализацию и ликвидацию ОБП и должны проводиться одновременно. Перечень мероприятий, проводимых в це­лях локализации и ликвидации ОБП, свидетельствует о том, что их невозможно осуществить силами только ме­дицинской службы.

Для этих целей привлекаются практически все службы ГО, при этом каждая служба ГО выполняет опре­деленные задачи.

Служба охраны общественного порядка осуществляет оцепление очага поражения, организует КПП, выставляет заградительные и регулировочные пос­ты, несет комендантскую службу в зоне карантина (пат­рулирование, охрану продовольственных объектов, водо­источников, инфекционных больниц и др.) Для оцепления и охраны границ карантина могут привлекаться воинские части ГО, армии и флота.

Коммунально-техническая служба органи­зует и проводит дезинфекцию территории, дорог, транспорта, зданий, имущества, полную санитарную обра­ботку населения, оказавшегося в зоне заражения.

Противопожарная служба выделяет технику и принимает участие в проведении дезинфекционных ра­бот в очаге бактериологического поражения, участвует и полной санитарной обработке людей.

Инженерная служба производит оборудование КПП, заградительных и регулировочных постов, приемопередаточных пунктов при КПП, оборудует пути объез­да зоны карантина, изыскивает и оборудует дополни­тельные водоисточники, осуществляет обеззараживание воды.

Служба торговли и питания обеспечивает население и формирования ГО питьевой водой, продукта­ми питания и предметами первой необходимости, для чего развертывает и организует работу приемопередаточных пунктов при КПП. Под контролем медицинской службы она проводит обеззараживание пищевого сырья и про­дуктов питания, организует утилизацию или уничтоже­ние продовольствия, непригодного (по заключению са­нитарной экспертизы) к употреблению в пищу населением, проводит обеззараживание своих складов и помеще­ний.

Транспортная служба обеспечивает подвоз в очаг поражения сил и средств ГО, необходимых для ло­кализации и ликвидации очага, организует перевозки внутри зоны карантина.

Служба связи обеспечивает оповещение населе­нии о бактериологическом нападении, организует связь начальника ГО и его штаба с подчиненными начальни­ки ми служб и вышестоящим командованием, между штабом ГО и КПП, а также учреждениями и формированиями, работающими в очаге.

Служба защиты животных и р а с т е и и и. во взаимодействии с медицинской службой, используя свои силы и средства, осуществляет ведение бактериологичес­кой разведки и осуществляет индикацию бактериальных средств, выделяет (при необходимости) МС ГО средства дезинфекции и экстренной профилактики, проводит ран­нее выявление заболевших животных, их изоляцию, ве­теринарную обработку и лечение: осуществляет лабора­торный контроль за зараженностью продуктов животно­водства и растениеводства, фуража и воды; организует проведение всего комплекса противоэпизоотических ме­роприятий, направленных на предупреждение возникно­вения инфекционных заболеваний среди животных.

Только при совместных усилиях всех служб ГО мож­но рассчитывать на быстрое и эффективное проведение всех работ по ликвидации ОБП.

Задачи и организационная структура санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований: санитарно-эпидемиологический отряд; санитарно-эпидемиологические бригады; специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки.

Санитарно-эпидемиологический отряд (СЭО) является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (1 или 2 бригады) в зависимости от сложившейся ситуации.

Количество бригад от одной (эпидемиологической) до 3-х и более, а также численный состав бригад и СЭО, определяются руководством учреждений в зависимости от конкретной санитарно-эпидемиологической обстановки. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады, с участием экспертов, для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.

Укомплектование СЭО личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников центра Госсанэпиднадзора — формирователя.

Ответственность за постоянную готовность СЭО к действиям в военное время возлагается на главного врача центра Госсанэпиднадзора, формирующего отряд. Контроль за постоянной готовностью СЭО осуществляет руководитель учреждения - формирователя.

Штат СЭО:

§ Начальник СЭО (зам. главного врача) — 1;

§ Врач по радиационной гигиене — 1;

§ Инженер-радиолог — 1;

§ Врач по общей гигиене — 2;

§ Врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог) — 1;

§ Врач-дезинфекционист — 2;

§ Врач-лаборант — 2;

§ Врач-бактериолог (вирусолог) — 2;

§ Техник-дозиметрист — 2;

§ Помощник санитарного врача (фельдшер) —1;

§ Помощник эпидемиолога —1;

§ Лаборант-химик (средней квалификации) — 1;

§ Лаборант (микробиолог) средней квалификации —1;

§ Инструктор-дезинфектор—1;

§ Водители автотранспорта — 2;

Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ):

Эпидемиологическая бригада:

§ Начальник (врач)—1;

§ Врач-эпидемиолог — 1;

§ Помощник эпидемиолога (фельдшер) — 1;

§ Инструктор-дезинфектор — 1;

§ Водитель автотранспорта — 1.

Радиологическая бригада:

§ Начальник (врач) — 1;

§ Врач по радиационной гигиене — 1;

§ Помощник санитарного врача (фельдшер) — 1;

§ Техник-дозиметрист — 1;

§ Водитель автотранспорта — 1.

Санитарно-гигиеническая (токсикологическая) бригада:

§ Начальник (врач) — 1;

§ Санитарный врач-токсиколог -1;

§ Помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант) — 1;

§ Лаборант-химик (средней квалификации) — 1;

§ Водитель автотранспорта — 1.

Специализированная противоэпидемическая бригада(СПЭБ) предназначена главным образом для работы в очагах особо опасных инфекций. На нее возлагается организация и проведение полного комплекса противоэпидемических мероприятий в очагах и консультативно-методическая помощь формированиям и учреждениям МС ГО и других служб ГО по вопросам проведения противоэпидемических мероприятий в очагах бактериологического поражения и в районах стихийных бедствий. СПЭБ формируются на базе специализированных противоэпидемических институтов и противочумных станций. В ее состав входят врачи-специалисты по особо опасным инфекциям (инфекционисты, эпидемиологи, вирусологи и др.), а также выделяется специальное оснащение (дезинфекционная техника, лабораторное оборудование и др.).

Группа эпидемиологической разведки (ГЭР):

§ Руководитель группы (врач-эпидемиолог) — 1;

§ Помощник эпидемиолога — 1;

§ Водитель автотранспорта — 1.

Центры Госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирования СЭО, формируют санитарно-эпидемиологическую бригаду (СЭБ).

Основные задачи СЭО (СЭБ) в военное время:

§ организация и осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

§ выдвижение оперативных групп и формирования в район осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки;

§ оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;

§ организация и проведение медико-санитарных мер в составе санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

§ отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;

§ разработка рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени, и контроль за их выполнением;

§ экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воздушной среды и почвы на загрязнение радиоактивными, боевыми отравляющими и опасными химическими веществами, биологическими средствами и агентами биологического оружия и выдача заключений о возможности их использования для нужд населения;

§ санитарно-эпидемиологическое сопровождение неотложных мероприятий по жизнеобеспечению населения и личного состава других формирований;

§ информация населения о степени риска для здоровья и снижению условий жизнедеятельности; систематическая информации руководства в зоне ответственности об изменении санитарно-эпидемиологической обстановки и мерах по ее стабилизации;

§ оперативная работа со средствами массовой информации.

Дополнительные задачи при различных вариантах осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в очаге биологического заражения:

§ ведение санитарно-эпидемиологической разведки с отбором проб из объектов окружающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольственное сырье);

§ индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с одновременной доставкой проб в головные лаборатории системы СНЛК;

§ лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества БС с выдачей заключения о пригодности их для использования;

§ участие в установлении границ очага поражения, определении границ карантинной и обсервационной зон, объема и порядка проведения охранительных мероприятий, режима работы аварийно-спасательных и других формирований;

§ эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ инфекционной заболеваемости в очаге;

§ организация экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний среди населения, мобилизуемого контингента, личного состава аварийно-спасательных и других формирований;

§ контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медицинского имущества и оборудования;

§ контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, формирований и ведомственных служб;

§ контроль за организацией санитарно-противоэпидемического режима на предприятиях общественного питания, объектах водоснабжения и других направлений жизнеобеспечения;

§ контроль за проведением санитарной обработки пораженных БС, поступающих в лечебные учреждения;

§ выдача рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья, питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества на объектах, складах и базах.

В очаге радиационного поражения и зонах радиоактивного загрязнения на формирование возлагаются:

§ лабораторный контроль загрязнения продуктов питания, продовольственного сырья и питьевой воды радиоактивными веществами с выдачей заключения о пригодности их для использования;

§ лабораторный контроль полноты дезактивации продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медицинского имущества и оборудования;

§ выдача рекомендаций по дезактивации, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья, питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества на объектах, складах и базах.

В очаге химического заражения на формирование возлагаются:

§ участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защиты в зонах загрязнения боевыми отравляющими и опасными химическими веществами;

§ организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на обеспечение санэпидблагополучия населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий химического заражения (загрязнения);

§ лабораторный контроль за загрязнением боевыми отравляющими и опасными химическими веществами продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды, медикаментов и медицинского имущества с выдачей заключения о пригодности их для использования;

§ разработка рекомендаций по обеспечению режима защиты и безопасных условий труда в зонах заражения;

§ выдача рекомендаций по дегазации и использованию запасов продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, медицинского имущества и оборудования, зараженных боевыми отравляющими и опасными химическими веществами, и условиям их хранения на складах и базах;

§ контроль за проведением санитарной и специальной обработки на этапах медицинской эвакуации.

Деятельность после ликвидации осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки предусматривает свертывание формирования, возвращение его к повседневной деятельности и включает:

§ контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезинфекции помещений и транспорта, а также санитарной обработки личного состава формирования, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;

§ ремонт техники, аппаратуры, индивидуальных средств защиты;

§ подведение итогов работы формирования, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта;

§ подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий;

§ возвращение СЭО (СЭБ) на базы формирующих их центров Госсанэпиднадзора.

Наши рекомендации